Система прокурорского надзора за исполнением законов субъектами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №23 (209) июнь 2018 г.

Дата публикации: 07.06.2018

Статья просмотрена: 565 раз

Библиографическое описание:

Шабанова, А. К. Система прокурорского надзора за исполнением законов субъектами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность / А. К. Шабанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 23 (209). — С. 160-162. — URL: https://moluch.ru/archive/209/51238/ (дата обращения: 18.04.2024).



Статья посвящена анализу сложившейся системы полномочий, которые применяются прокурорами в досудебной уголовно-процессуальной деятельности для выявления и пресечения нарушений закона со стороны органов предварительного следствия.

Ключевые слова: прокурорский надзор, оперативно-розыскная деятельность, полномочия, прокурорское реагирование.

Оперативно-розыскная деятельность выступает самостоятельным видом правоохранительной деятельности, который осуществляется специально уполномоченными на то государственными органами с применением гласных и негласных правовых средств. Под прокурорским надзором за оперативно- розыскной деятельностью понимается система планомерного наблюдения и проверки учреждений и органов пенитенциарной системы, ведущих оперативно-розыскную деятельность, в целях выявления и прекращения нарушений прав и свобод человека при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий и в рамках применения сил, средств и методов данной деятельности. Прокурорский надзор за законностью оперативно-розыскной деятельности в качестве правового средства, призванного обеспечивать защиту конституционных прав человека и гражданина, доказал свои практическую необходимость и обусловленность. Особую данной значимость наличия надзора в сфере обуславливает то, что ни в одной из других сфер правоотношений не затронуты в столь острой форме и нет опасности нарушения таких конституционных прав граждан, как право на жизнь, личную свободу, достоинство и неприкосновенность частной жизни.

Требования Закона об оперативно-розыскной деятельности [1] и Приказа Генпрокуратуры РФ о прокурорском надзоре за оперативно-розыскной деятельностью [2] в практической работе постоянно вызывают вопросы, а зачастую и конфликты. Основой этих конфликтов является, прежде всего, вопрос пределов прокурорского надзора и полномочий прокурора при осуществлении оперативно-розыскной деятельности.

Первая редакция Закона об оперативно-розыскной деятельности (1995 г.) сведения об организации, тактике, методах и средствах осуществления оперативно-розыскной деятельности в предмет прокурорского надзора не включала. Также, в соответствии с ч. 2 ст. 21 названного Закона, прокурор имел право знакомиться только лишь с оперативно-служебными документами, которые послужили основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий [3]. Однако спустя четыре года законодатель кардинально пересмотрел эти положения, исключив из ст. 21 Закона об оперативно-розыскной деятельности положение о том, что в предмет прокурорского надзора не входят сведения об организации, тактике, методах и средствах оперативно-розыскной деятельности. В названную статью были внесены и другие новеллы. Так, сегодня по требованию прокуроров руководители органов, ведущих оперативно-розыскную деятельность, направляют им оперативно-служебные материалы об использовании документов, включая учетно-регистрационную документацию и ведомственные нормативно-правовые акты, регулирующие порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий. Соответствующие изменения были сделаны и в Законе «О прокуратуре Российской Федерации».

При написании статьи был проведен опрос органов полиции оперативных сотрудников относительно пределов прокурорского надзора. Было выяснено следующее.

Во-первых, с точки зрения опрошенных оперативных сотрудников, профессионально подготовленный прокурор в ряде случаев может определить лицо, предоставившее информацию о преступлении, иными словами, установить лицо, которое оказывало содействие органам, ведущим оперативно-розыскную деятельность. Таким образом, прокурорским надзором может быть нарушен один из основных принципов ведения оперативно-розыскной деятельности — принцип конфиденциальности взаимоотношений между органом, ведущим оперативно-розыскную деятельность, и лицом, оказывающим ему содействие.

Во-вторых, с точки зрения оперативников, задачей прокурора является именно в надзор за соблюдением законности. Если нарушения законности нет, то прокурор не имеет право каким-либо образом реагировать на имеющиеся упущения в работе, так как реагирование на недостатки в работе — функция руководителей субъектов оперативно-розыскной деятельности.

В-третьих, среди уполномоченных прокуроров достаточно мало людей, понимающих все механизмы и нюансы работы оперативника. Это иногда ведет к недопониманию между прокурорами и сотрудниками, осуществляющими оперативно-розыскной деятельности.

Однако у рассматриваемой проблемы есть и обратная сторона. Прежде всего, имеется достаточно случаев нарушения законов в ходе ведения оперативно-розыскной деятельности. Эти случаи выявляются в основном именно сотрудниками прокуратуры. Отсутствие прокурорского надзора либо недостаточная принципиальность прокурора может привести и приводит к тому, что нарушаются права человека, оперативниками совершаются противоправные деяния и даже преступления. Опыт объективно говорит о том, что, как только исчезает надзор со стороны, сразу появляются серьезные нарушения. Для обнаружения таких фактов прокурору требуется возможность достаточно полно ознакомиться с материалами оперативно-розыскной деятельности.

Кроме того, органы прокуратуры осуществляют надзор за законодательством. В законодательство включаются и ведомственные приказы, и инструкции, с которыми прокуроры имеют право знакомиться. Допустимо ли вмешательство прокурора при грубом нарушении ведомственных приказов? Если по иным делам оперативного учета в органах внутренних дел работа вообще не ведется, требуется ли в данном случае прокурорское реагирование? Если дело оперативного учета состоит лишь из постановления о его заведении и плана работы, а ведомственный контроль фактически не ведется, должен на это реагировать прокурор?

В-третьих, в некоторых вопросах эффективность прокурорского надзора по-прежнему незначительна. Так, в ряде субъектов оперативно-розыскной деятельности стала распространенной практика увольнений по собственному желанию оперативных сотрудников, якобы причастных к совершению противоправной деятельности. Прокурор должен решительно пресекать порождаемые подобными увольнениями факты нарушений закона. Если оперативные сотрудники виновны в совершении преступлений, то необходимо принимать меры по их привлечению к уголовной ответственности. Если же сотрудники невиновны либо их вина не доказана, необходимо ставить вопрос о привлечении уволивших их лиц к ответственности, в том числе и уголовной. Практика рассмотрения прокурорами подобных случаев пока недостаточна [4]. Таким образом, в Закон об оперативно-розыскной деятельности необходимо внести дополнительные статьи, четко регламентирующие статус прокурора по надзору за оперативно-розыскной деятельностью. Аналогичные изменения следует внести и в Закон «О прокуратуре Российской Федерации», поскольку положения Законов должны соотноситься между собой. Подготовить указанный законопроект требуется не внутри какого-либо одного ведомства, а с помощью межведомственной комиссии.

Литература:

  1. Федеральный закон от 12.08.1995 No 144-ФЗ «Об оперативно- розыскной деятельности» // СПС «Гарант»
  2. Приказ Генпрокуратуры организации прокурорского России надзора за от 15.02.2011 исполнением No 33 «Об законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности» // СПС «Гарант»
  3. Байкин И. М. Прокуратура — орган государственной власти // Современное право. — 2009. — No 12.
  4. Прокурорский надзор / М. Б. Смоленский. — Ростов н/д: Феникс 2010. С.3.
Основные термины (генерируются автоматически): оперативно-розыскная деятельность, прокурорский надзор, прокурор, оперативный учет, орган, прокурорское реагирование, Российская Федерация, сотрудник.


Похожие статьи

Особенности осуществления оперативно-розыскной...

Ключевые слова: прокурорский надзор, оперативно-розыскная деятельность, полномочия, прокурорское реагирование.

прокурорский надзор, РФ, уголовное преследование, Российская Федерация, реабилитация, предварительное следствие, уголовное...

Ключевые слова: прокуратура, органы дознания, прокурорский...

Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность и предварительное расследование, следует отграничивать друг от друга и рассматривать как отдельные отрасли надзорной деятельности...

Прокурорский надзор за деятельностью органов дознания...

Ключевые слова: прокурорский надзор, органы дознания, предварительное следствия, полномочия, прокурорское реагирование.

Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими дознание, следствие и оперативно-розыскную деятельность является...

Основные формы прокурорского надзора за соблюдением...

прокурорский надзор, Российская Федерация, орган прокуратуры, РФ, акт, орган полиции, орган, должностное лицо, деятельность полиции, устранение нарушений. Правовые основы обеспечения защиты прав лиц...

Основные функции и задачи прокурорского надзора за...

прокурорский надзор, Российская Федерация, орган прокуратуры, РФ, акт, орган полиции, орган, должностное лицо, деятельность полиции, устранение нарушений.

К вопросу о взаимодействии следователя и органов...

оперативно-розыскная деятельность, оперативно-розыскное мероприятие, уголовное судопроизводство, проведение, норма, качество доказательств, РФ, Российская Федерация, уголовный процесс... Особенности осуществления оперативно-розыскной...

Способ нарушения учётно-регистрационной дисциплины...

Важную роль при этом должен играть прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

Реализация функции надзора за соблюдением Конституции...

Библиографическое описание: Иванова В. В. Реализация функции надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов органами

Прокурорский надзор и судебный контроль являются гарантиями законности в проведении ОРМ.

Предмет прокурорского надзора за исполнением...

прокурорский надзор, Российская Федерация, орган прокуратуры, РФ, акт, орган полиции, орган, должностное лицо, деятельность полиции, устранение нарушений. полиция, прокурорский надзор, Конституция...

Похожие статьи

Особенности осуществления оперативно-розыскной...

Ключевые слова: прокурорский надзор, оперативно-розыскная деятельность, полномочия, прокурорское реагирование.

прокурорский надзор, РФ, уголовное преследование, Российская Федерация, реабилитация, предварительное следствие, уголовное...

Ключевые слова: прокуратура, органы дознания, прокурорский...

Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность и предварительное расследование, следует отграничивать друг от друга и рассматривать как отдельные отрасли надзорной деятельности...

Прокурорский надзор за деятельностью органов дознания...

Ключевые слова: прокурорский надзор, органы дознания, предварительное следствия, полномочия, прокурорское реагирование.

Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими дознание, следствие и оперативно-розыскную деятельность является...

Основные формы прокурорского надзора за соблюдением...

прокурорский надзор, Российская Федерация, орган прокуратуры, РФ, акт, орган полиции, орган, должностное лицо, деятельность полиции, устранение нарушений. Правовые основы обеспечения защиты прав лиц...

Основные функции и задачи прокурорского надзора за...

прокурорский надзор, Российская Федерация, орган прокуратуры, РФ, акт, орган полиции, орган, должностное лицо, деятельность полиции, устранение нарушений.

К вопросу о взаимодействии следователя и органов...

оперативно-розыскная деятельность, оперативно-розыскное мероприятие, уголовное судопроизводство, проведение, норма, качество доказательств, РФ, Российская Федерация, уголовный процесс... Особенности осуществления оперативно-розыскной...

Способ нарушения учётно-регистрационной дисциплины...

Важную роль при этом должен играть прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

Реализация функции надзора за соблюдением Конституции...

Библиографическое описание: Иванова В. В. Реализация функции надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов органами

Прокурорский надзор и судебный контроль являются гарантиями законности в проведении ОРМ.

Предмет прокурорского надзора за исполнением...

прокурорский надзор, Российская Федерация, орган прокуратуры, РФ, акт, орган полиции, орган, должностное лицо, деятельность полиции, устранение нарушений. полиция, прокурорский надзор, Конституция...

Задать вопрос