Функции и задачи маркетинга в образовании | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №22 (208) июнь 2018 г.

Дата публикации: 04.06.2018

Статья просмотрена: 1795 раз

Библиографическое описание:

Баркалова, А. С. Функции и задачи маркетинга в образовании / А. С. Баркалова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 22 (208). — С. 297-299. — URL: https://moluch.ru/archive/208/50870/ (дата обращения: 25.04.2024).



На сегодняшний день в системе московского образования практически не услышишь рассуждений о том, что образовательные программы или услуги могут быть сформированы или оптимизированы с учетом спроса конечных потребителей данных продуктов, и уж тем более нет рассуждений о том, что маркетинговые технологии могут стать основой для внедрения эффективных стратегий деятельности участников образовательного процесса.

Отчасти данная ситуация сложилась по причине того, что единственным заказчиком, формулирующим реальные требования к результатам образовательной деятельности, является государство. В то время как запрос со стороны родительской и ученической общественности все больше ориентирован на негосударственный сектор системы образования города.

Обратившись к статистике обращений граждан, поступающих в Департамента образования города Москвы, можно увидеть реальный запрос жителей города к системе образования, который сводится, прежде всего, к запросу на определенные условия реализации образовательного процесса, т. е. запрос на определенное материально-техническое обеспечение, кадровое и финансовое обеспечение деятельности Школ.

Действительно, возможно предположение о том, что рынок образовательных услуг сегодня все еще находится в стадии формирования. В этой связи становится понятным запрос общества (не государства!) именно к условиям, а не к результатам оказываемых услуг.

Ф. Котлер предлагает следующее определение: «Маркетинг — это социальный и управленческий процесс, направленный на удовлетворение нужд и потребностей индивидуумов и групп посредством предложения и обмена товарами». Вместе с тем, современная роль маркетинга заключается не только в удовлетворении потребностей, но и в формировании их.

По сути, информационно-просветительская работа государства, и в частности, Департамента образования города Москвы состоит именно в формировании понимания жителей города, родителей и детей, реальных потребностей в получении конкретных образовательных услуг. Именно Правительство ориентируясь на ключевые направления стратегии развития государства задает и направления развития образовательных организаций всех уровней, в том числе через продвижение образовательных услуг.

В качестве примера реализованной маркетинговой программы можно рассмотреть внедрение рейтинга вклада образовательных организаций города Москвы в обеспечение качества образования. Данный инструмент лишь при первом рассмотрении может расцениваться как механизм оценки Школ или педагогических коллективов. В совокупности с внедренными современными принципами нормативно-подушевого финансирования рейтинг ориентирует Школы на совершенствование своей работы в обеспечении качественного образования каждого ученика, поиска и развития его талантов, в удовлетворении потребностей сообщества, во внимательном отношении к особенностям развития каждого московского школьника. Также эти инструменты «провоцируют» Школы (и государственные и негосударственные) к развитию своих конкурентных преимуществ.

Но не стоит рассматривать маркетинг в образовании, как процесс, направленный на удовлетворение исключительно потребностей родителей и учеников. Целью современного маркетинга системы образования заключается и в продвижении российской системы образования среди мировых образовательных систем.

Участие Москвы в международных исследованиях качества образования самым непосредственным образом влияет на интерес, в том числе и потенциальных инвесторов, к нашей стране, интерес специалистов в различных областях к участию в государственных научно-исследовательских и практико-ориентированных проектах.

В действительности, уровень становления маркетинга в сфере образования все еще находится на стадии становления, а значит перед Департаментом образования города Москвы и московскими Школами стоит задача в изучении, внедрении и формировании новых маркетинговых инструментов.

Таким образом, к задачам образовательных организаций можно было бы отнести и определение контингента обучающихся и их родителей (законных представителей), целей обучения, условий получения образования, используемых технологий обучения контроля результатов и т. д. Что может быть описано и с позиций функций маркетинга в образовании:

‒ Исследование конъюнктуры рынка образования и труда.

‒ Прогнозирование конъюнктуры рынка образования и труда.

‒ Выявление перспективных направлений образовательных услуг.

‒ Определение объема предоставления образовательных услуг.

‒ Определение качества образовательных услуг.

‒ Определение ассортимента образовательных услуг.

‒ Определение сервиса образовательных услуг.

‒ Определение основ ценообразования.

‒ Определение коммуникационной политики.

‒ Определение каналов продвижения.

‒ Определение способов продаж.

Но главной задачей современной московской школы и любой иной образовательной организации все-таки должно являться формирование потребностей, нужд и ожиданий у обучающихся и общества в целом, так как система образования неразрывно связана с экономическими, политическими, географическими и иными факторами макросреды. И именно последняя функция является приоритетной для Департамента образования города Москвы.

Сегодня в системе московского образования только развиваются инструменты маркетинговых коммуникаций с потенциальными получателями конечного продукта.

Благодаря внедрению информационных технологий московская Школа становится все ближе к участникам образовательного процесса. К сожалению, еще велико значение контроля государственных структур в обеспечении информационной открытости образовательных организаций. Вместе с тем, реализуемые программы по внедрению Электронного дневника и журнала, родительских собраний в режиме онлайн, развития информационных пространств Школ на официальных сайтах и в социальных сетях, взаимодействие со средствами массовой информации позволяют родителям и ученикам отслеживать, а и иногда и контролировать образовательный процесс, влиять на его ход.

Можно было бы отнести к перечню маркетинговых программ и внедрение системы государственно-общественного управления в системе образования (Управляющие советы Школ), которая привлекают сегодня не только родителей, педагогов и учеников, но и значимых в социальной жизни города представителей бизнеса, культуры, спорта и власти. Что в свою очередь влияет и на развитие образовательных организаций.

В 2015–2016 учебном году, запущенный проект Фестиваль межрайонных советов директоров, позволил учреждениям среднего профессионального образования значимо укрепить свои позиции в общественном восприятии организаций, которые ранее относились к весьма непривлекательной, с точки зрения качества образования, системе «ПТУ».

Одной из задач, пропагандируемых Департаментом образования города Москвы, является консолидация общества. Поэтому целью Государственной программы «Столичное образование» является создание условий для социальной и образовательной успешности каждого москвича. Столичная образовательная сеть предлагает московским семьям широкий спектр программ для развития детских талантов.

Достижение поставленной задачи осуществляется, как говорилось ранее внедрением нормативно-подушевого финансирования и формированием крупных многопрофильных Школ, где для каждого ученика, любого возраста есть подходящие программы, начиная от детей ясельного возраста, заканчивая людьми преклонного возраста. Школа, по сути, становится центром притяжения в своем микрорайоне, ориентируясь на потребности представителей разных сегментов рынка, создавая новые сегменты рынка (например, программы профильное обучение) Школа выполняет главнейшую задачу — формирование общества по-разному талантливых и одинаково успешных выпускников, а значит развития общества в целом.

Литература:

  1. Амблер, Т. Практический маркетинг — СПб.: Питер, 2000.
  2. Голубков, Е. П. Основы маркетинга — М.: Фин-Пресс, 2003.
  3. Дейнекин Т. В. Интернет-форумы как инструмент маркетинга// Маркетинг в России и за рубежом. — 2012. — № 1. — С. 73–79.
  4. Котлер, Ф. и др. Основы маркетинга. M.: Вильямс, 2012.
  5. Котлер, Ф. Маркетинг в третьем тысячелетии: Как создать, завоевать и удержать рынок / Ф. Котлер — М.: Издательство АСТ, 2009.
  6. Панкрухин А. П. Маркетинг образовательных услуг. Электронное издание. Режим доступа: http://www.marketing.spb.ru/lib-special/branch/mou/2.htm.
  7. Сабурова М. М. Маркетинговая служба: проблемы внедрения и позиционирования// Маркетинг в России и за рубежом. — 2012. — № 2. С. 133–139.
  8. Сагинова О. В. Маркетинг образовательных услуг// Маркетинг в России и за рубежом. — 1999. — № 1.
  9. Халилов Д. Маркетинг в социальных сетях. — М.: Манн, Иванов и Фарбер, 2014.
  10. Шевченко Д. А. Маркетинг образовательных услуг// Справочник руководителя образовательного учреждения, № 4, 2013 г.
Основные термины (генерируются автоматически): Департамент образования города Москвы, образовательный процесс, система образования, услуга, внедрение, московское образование, программа, сегмент рынка, том, Школа.


Похожие статьи

Исследование рынка образовательных услуг г. Москвы

анализ рынка предложения образовательных услуг города Москвы (рынок общего образование, рынок начального и среднего профессионального образования, рынок высшего и непрерывного профессионального образования)

Подходы к управлению многопрофильными образовательными...

В проекте «Концепции крупных образовательных комплексов города Москвы», разработанного по инициативе Департамента образования г. Москвы, образовательный комплекс определяется как многоуровневая, многофункциональная образовательная организация...

Исследование рынка образовательных услуг: краткий обзор

Поскольку рынок образования рассматривается частью сферы услуг, то для него характерны некоторые особенности. Услуги носят длительный и многоступенчатый характер. Сами услуги невозможно хранить...

Рынок услуг дошкольного образования: анализ маркетинговой...

В рыночных условиях система образования претерпевает существенные изменения

На сегодняшний день на рынке государственный сегмент доминирует над частным, но

На рынке дошкольного образования появилась конкуренция, в результате чего каждый участник рынка...

Маркетинговая стратегия на рынке образовательных услуг

услуга, образовательная услуга, Россия, образование, стадий процесса производства, динамик прироста, учебное заведение РФ, современный этап, высшее образование, рынок. Маркетинг в деятельности образовательного учреждения...

Субъекты рынка образовательных услуг и их специфика

качество образования, учебный процесс, качество, образовательный процесс, профессиональная подготовка студентов, вуз

Тенденции развития инструментов рынка образовательных услуг в системе среднего профессионального образования.

Специфика образовательных услуг в системе общественных...

образование, высшее образование, высшее профессиональное образование, россия, образовательный процесс, качество образования, услуга, Аналитическая служба, мой взгляд, образовательная услуга. Российская система образования на переходном этапе.

Маркетинговая стратегия образовательного учреждения...

Рыночные отношения в образовании предполагают широкий спектр предложенных образовательных услуг, а родители вправе выбирать.

Система продвижения услуг на рынок – это программа общих маркетинговых коммуникаций учреждения – продуцента услуг.

Сетевой ресурсный центр: стратегия научно-методического...

2012–2017 годы (от 2 июня 2012 г. № 761), Государственная программа города Москвы на среднесрочный период (2012–2016 гг.) «Развитие образования города Москвы («Столичное образование»)".

Похожие статьи

Исследование рынка образовательных услуг г. Москвы

анализ рынка предложения образовательных услуг города Москвы (рынок общего образование, рынок начального и среднего профессионального образования, рынок высшего и непрерывного профессионального образования)

Подходы к управлению многопрофильными образовательными...

В проекте «Концепции крупных образовательных комплексов города Москвы», разработанного по инициативе Департамента образования г. Москвы, образовательный комплекс определяется как многоуровневая, многофункциональная образовательная организация...

Исследование рынка образовательных услуг: краткий обзор

Поскольку рынок образования рассматривается частью сферы услуг, то для него характерны некоторые особенности. Услуги носят длительный и многоступенчатый характер. Сами услуги невозможно хранить...

Рынок услуг дошкольного образования: анализ маркетинговой...

В рыночных условиях система образования претерпевает существенные изменения

На сегодняшний день на рынке государственный сегмент доминирует над частным, но

На рынке дошкольного образования появилась конкуренция, в результате чего каждый участник рынка...

Маркетинговая стратегия на рынке образовательных услуг

услуга, образовательная услуга, Россия, образование, стадий процесса производства, динамик прироста, учебное заведение РФ, современный этап, высшее образование, рынок. Маркетинг в деятельности образовательного учреждения...

Субъекты рынка образовательных услуг и их специфика

качество образования, учебный процесс, качество, образовательный процесс, профессиональная подготовка студентов, вуз

Тенденции развития инструментов рынка образовательных услуг в системе среднего профессионального образования.

Специфика образовательных услуг в системе общественных...

образование, высшее образование, высшее профессиональное образование, россия, образовательный процесс, качество образования, услуга, Аналитическая служба, мой взгляд, образовательная услуга. Российская система образования на переходном этапе.

Маркетинговая стратегия образовательного учреждения...

Рыночные отношения в образовании предполагают широкий спектр предложенных образовательных услуг, а родители вправе выбирать.

Система продвижения услуг на рынок – это программа общих маркетинговых коммуникаций учреждения – продуцента услуг.

Сетевой ресурсный центр: стратегия научно-методического...

2012–2017 годы (от 2 июня 2012 г. № 761), Государственная программа города Москвы на среднесрочный период (2012–2016 гг.) «Развитие образования города Москвы («Столичное образование»)".

Задать вопрос