Использование педагогических технологий на внеурочных занятиях общеинтеллектуального направления в рамках ФГОС | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №21 (207) май 2018 г.

Дата публикации: 26.05.2018

Статья просмотрена: 3084 раза

Библиографическое описание:

Пяткина, Н. П. Использование педагогических технологий на внеурочных занятиях общеинтеллектуального направления в рамках ФГОС / Н. П. Пяткина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 21 (207). — С. 489-492. — URL: https://moluch.ru/archive/207/50713/ (дата обращения: 18.04.2024).



С введением новых стандартов в российских школах радикально изменилось место внеурочной деятельности, т. к. она получила статус практически равноправного члена образовательного процесса наряду с классической учебной программой. Кроме того, она стала обязательной, что подчёркивало её значимость в новой образовательной концепции.

Внеурочная деятельность школьников объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Согласно новому Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. [2; с.7]

Школа после уроков — это мир творчества, проявление и раскрытие каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Важно заинтересовать ребёнка занятиями, чтобы школа стала для него вторым домом, что даёт возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

Общеинтеллектуальное направление развития личности — это направление, которое обеспечивается воспитанием и обучением, состоящее в усвоении основных понятий об эффективных способах мыслительных действий применительно к решению задач и другим видам практического применения аналитико-синтетической деятельности, в усвоении основных элементов общенаучных методов познания.

Познавательный аспект деятельности — обязательный компонент любого вида деятельности. Совокупным предметом познавательной деятельности является вся реальность, ее продуктом — знание. Основным критерием выделения этой стороны внеурочной деятельности в качестве самостоятельного направления является то обстоятельство, что без моделирования реальности, без передачи последующим поколениям и умножения знания никакая деятельность невозможна, т. к. она основана на информационных процессах получения, хранения, преобразования и использования информации.

Главной целью общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности обучающихся является удовлетворение познавательных потребностей обучающихся, которые не могут быть в силу разных причин удовлетворены в процессе изучения предметов Базисного учебного плана.

Ведущей стороной умственного развития младшего школьника является развитие логического мышления. Для его формирования ребенок должен овладеть определенным минимумом логических знаний и умений, т. е. приобрести так называемую логическую грамотность.

Сегодня в школах, в классах, работающих по ФГОС, создаются все условия для общеинтеллектуального развития детей, в том числе, и через внеурочные занятия. [1; с.22–23] Остановлюсь на реализации учебно-исследовательской деятельности посредством разработки проекта «Мир любознательных». Эти занятия помогают детям по-новому увидеть, осмыслить и исследовать мир вещей и предметов в повседневной жизни, совершать свои мини-открытия, будят их фантазию, подталкивают к активному творческому поиску и созиданию. Учитывая индивидуальные особенности и интересы детей, создаются оптимальные условия для развития интеллектуально-творческого потенциала учащихся.

Целью программы «Мир любознательных» является интеллектуальное развитие учащихся, формирование и развитие логического мышления.

Для достижения своей цели ставим такие задачи, как:

– научить обобщать искомый материал; логически рассуждать, обоснованно делать выводы, доказывать;

– развивать гибкость мышления учащихся;

– учить овладевать приемами поисковой и исследовательской деятельности;

– воспитывать трудолюбие и стремление к достижению своей цели.

Для реализации поставленных задач используются различные педагогические технологии: [4; с.27]

Технология проблемного обучения

Проблемное обучение предусматривает образовательный процесс, смоделированный таким образом, чтобы изложение учебного материала предполагало:

– выявление учащимися проблемы с помощью учителя;

– совместное нахождение учащимися и учителем способов решения выявленной проблемы;

– применение учащимися найденных способов и решение проблемы.

Так при предъявлении учащимся противоречивых фактов побуждаем их к осознанию противоречия: что вас удивило? Какие факты налицо? Таким образом, дети формулируют проблему и вместе с учителем или самостоятельно находят её решение. Например, на занятии по теме «Неожиданные ситуации» перед ребятами возникла проблема соотнесения того или иного поступка относительно к поступкам других лиц, нахождение из всех предложенных вариантов выхода из ситуации самого приемлемого.

Технология использования вобучении игровых методов: ролевых, деловых, идругих видов обучающих игр

Школа нацелена на индивидуальный подход к каждому ребенку. Игра — незаменимый в этом помощник. Игра — творчество, игра — труд. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекаясь игрой, дети не замечают, что одновременно учатся, познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Все учителя стремятся сделать обучение наиболее эффективным и поддерживать интерес к учению разными методами.Используя игровую деятельность на занятиях, в частности, на внеурочных занятиях «Мир любознательных», учитель расширяет кругозор школьников, развивает познавательную деятельность, формирует определенные умения и навыки, необходимые в практической деятельности, развивает общеучебные умения и навыки.

Проектная иисследовательская деятельность

Сущность технологии проектной деятельности школьников заключается в личностно-ориентированном обучении, предполагающем развитие личности, способной самостоятельно добывать информацию, принимать нестандартные решения, находить пути решения проблем, способствующая развитию познавательного интереса к предмету, умению систематизировать материал, выдвигать идеи и т. п.

Проектная деятельность основана, прежде всего, на развитии самостоятельности учащихся, гибкой организации процесса обучения. В результате полнее обеспечиваются современные требования к развитию личности ученика, учитываются индивидуальные интересы и способности ребенка. Например, на занятиях, посвященных теме «Кто? Где? Когда?» ребята увлечённо выспрашивали у взрослых о своих корнях и делали проект «Моя родословная».

Работая в направлении исследовательской деятельности, мы провели эксперимент из области физики. На одном из занятий по теме «Поиск закономерностей», посвященном тайнам природных явлений, ребята рассказывали о том, как давление может вызвать извержение вулкана. Затем провели эксперимент, показав вулканическое извержение в миниатюре. Ребята были очень довольны, домой ушли под большим впечатлением от увиденного.

Итогом деловых игр по интересам становятся проекты. Свои проекты ребята обязательно защищают. Лучшие работы выставляются и активизируют других ребят на создание новых проектов.

Разнообразные исследования дают возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. А это, в свою очередь, важно для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника.

Часто педагогические технологии используются комплексно. Так, для создания проекта сначала школьники сталкиваются с проблемой, затем ищут наиболее оптимальное решение, изучая подходящую литературу, как в библиотеке, так и в интернете, прибегая к помощи родителей и учителей, применяют свои коммуникативные, поисковые, исследовательские навыки. [4; с.132–134] Таким образом, используется несколько технологий одновременно.

Технология сотрудничества (командная, групповая работа)

Одна народная мудрость гласит: «У одного человека есть яблоко и у другого есть яблоко. Если они поменяются яблоками, то у каждого так и останется только одно яблоко. Но если у одного есть идея и у другого есть идея, то после обмена у каждого становится по две идеи». Эта мудрость полностью отвечает идее сотрудничества.

Технологии сотрудничества, как известно, реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъект — субъектных отношениях педагога и ребенка. [3; с. 94–98]

Благодаря сотрудничеству создаётся новый стиль общения ребёнка с взрослыми, возникает чувство общности и вовлечённости в социум.

Сотрудничество — такой уровень учебно-воспитательного процесса, при котором объекты и субъекты этого процесса объединяются в общей деятельности отношениями товарищества, взаимоуважения, взаимопомощи, коллективизма. Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей. Суть индивидуального подхода в том, чтобы идти не от учебного предмета, а от ребенка к предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, применять психолого-педагогические диагностики личности. Основная идея этой технологии — создать условия для активной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Главная идея обучения в сотрудничестве — учиться вместе.

Информационно-коммуникационная технология

В настоящее время наблюдается все большее увеличение влияния медиа-технологий на человека. Особенно это сильно действует на ребенка, который с большим удовольствием посмотрит телевизор, чем прочитает книгу. Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении оказывают большое внимание на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира. Ранее информацию по любой теме ребенок мог получить из учебника, справочной литературы, от учителя. Но, сегодня, учитывая современные реалии, учитель должен вносить в учебный процесс новые методы подачи информации. Возникает вопрос, зачем это нужно. Мозг ребенка, настроенный на получение знаний в форме развлекательных программ по телевидению, гораздо легче воспримет предложенную на уроке информацию с помощью медиа-средств. [5; с. 133]

Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить.

Использование компьютера на уроке позволяет сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным.

Здоровьесберегающие технологии

Внеурочную деятельность можно рассматривать, как здоровьесберегающее внеурочное пространство, в котором ребёнок в комфортной и безопасной эмоционально-благополучной атмосфере становится субъектом собственного образования, полноценно проживает детство, делает открытия, выбирает то, что близко его природе, что отвечает его потребностям, удовлетворяет его разнообразные интересы. В этом пространстве он сможет максимально проявить свои личностные качества в совместной деятельности со своими сверстниками. Использование данных технологий позволяют равномерно во время занятия распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, создавать комфортные психолого-педагогические условия для всестороннего раскрытия и реализации творческих способностей учащихся, что дает положительные результаты в обучении.

Занятия «Мир любознательных» предполагают обучение не только в стенах школы, но и за её пределами. Мы ходим на экскурсии, проводим эстафеты и веселые конкурсы.

Гуманистическая педагогика отличается направленностью на принятие ребёнка как личности и индивидуальности, на защиту его права на саморазвитие и самоопределение.

Общеинтеллектуальное развитие и воспитание обучающихся школы, как вы сейчас увидели, интегрировано в основные виды деятельности: внеурочную, внешкольную, учебно-исследовательскую и общественно-полезную.

Ведь именно так ставится вопрос в новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования, где внеурочной деятельности школьника уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе. [6; с 24]

Литература:

  1. Воронцов А. Б. Проектные задачи в начальной школе / А. Б. Воронцов и др.; по ред. А. Б. Воронцова. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 2011. — 176 с.
  2. Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. — М.: Просвещение, 2011. — 223 с.
  3. Глазунов Д. А. Психология. Развивающие занятия. Методическое пособие с электронным приложением / авт.-сост. Д. А. Глазунов. М.: Издательство «Глобус», 2010. — 190 с.
  4. Даутова О. Б. Современные педагогические технологии / О. Б. Даутова; КАРО, 2013. — 176 с.
  5. Ломов Б. Ф. Системность в психологии / Б. Ф. Ломов; 3-е изд., — МПСИ, МОДЕК, 2011. — 424 с.
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / ред. И. Сафронова. — М.: Просвещение, 2011. — 32 с.
Основные термины (генерируются автоматически): внеурочная деятельность, образовательный процесс, ребенок, Базисный учебный план, индивидуальный подход, исследовательская деятельность, логическое мышление, познавательная деятельность, проблемное обучение, процесс обучения.


Похожие статьи

Учебно-познавательная деятельность студента вуза как объект...

учебный процесс, познавательная задача, проблемная ситуация, учитель, учащийся, познавательная деятельность учащихся, познавательный интерес, практическая значимость, проблемный подход, учебный материал.

Интеграция урочной и внеурочной деятельности в учебном...

4. Поскольку внеурочная деятельность тесно связана с основным образованием и является неотъемлемой частью системы обучения в начальной школе, ведущую роль в её организации и проведении отвели классным руководителям, т. к...

Программа внеурочной деятельности по математике...

Цели организации внеурочной деятельности: 1) развивать творческое, логическое

Вид деятельности: познавательная, учебно-тренировочная, исследовательская, творческая, проблемно-ценностное общение.

Учебно-тематический план обучения.

Учебно-исследовательская деятельность школьников как один...

Учебное исследованиеобразовательный процесс, реализуемый на основе технологии исследовательской деятельности. Проведение учебного исследования предполагает

Формирование метапредметных образовательных результатов...

внеурочная деятельность, начальная школа, внеурочная деятельность школы, начальное общее образование, образовательное учреждение, образовательный процесс, основная образовательная программа...

Внеурочная деятельность как составная часть...

Составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся является внеурочная деятельность. Внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить целый ряд очень важных задач

Педагогические условия развития интереса младших школьников...

познавательная деятельность, познавательный интерес, учебная деятельность, процесс обучения, урок, интерес, подростковый возраст, учебный процесс, учитель, школьник.

Формирование познавательного интереса к обучению путем...

Основные термины (генерируются автоматически): внеклассная работа, учащийся, интерес, предмет, процесс обучения, познавательный интерес, мероприятие, исследовательская деятельность, занятие, учебный процесс.

Метод проектов как способ организации исследовательской...

Организация учебной исследовательской деятельности... Объект исследования: процесс обучения математике в начальной школе.

Учебно-исследовательская деятельность учащихся — процесс совместной деятельности учащегося и педагога по выявлению сущности...

Похожие статьи

Учебно-познавательная деятельность студента вуза как объект...

учебный процесс, познавательная задача, проблемная ситуация, учитель, учащийся, познавательная деятельность учащихся, познавательный интерес, практическая значимость, проблемный подход, учебный материал.

Интеграция урочной и внеурочной деятельности в учебном...

4. Поскольку внеурочная деятельность тесно связана с основным образованием и является неотъемлемой частью системы обучения в начальной школе, ведущую роль в её организации и проведении отвели классным руководителям, т. к...

Программа внеурочной деятельности по математике...

Цели организации внеурочной деятельности: 1) развивать творческое, логическое

Вид деятельности: познавательная, учебно-тренировочная, исследовательская, творческая, проблемно-ценностное общение.

Учебно-тематический план обучения.

Учебно-исследовательская деятельность школьников как один...

Учебное исследованиеобразовательный процесс, реализуемый на основе технологии исследовательской деятельности. Проведение учебного исследования предполагает

Формирование метапредметных образовательных результатов...

внеурочная деятельность, начальная школа, внеурочная деятельность школы, начальное общее образование, образовательное учреждение, образовательный процесс, основная образовательная программа...

Внеурочная деятельность как составная часть...

Составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся является внеурочная деятельность. Внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить целый ряд очень важных задач

Педагогические условия развития интереса младших школьников...

познавательная деятельность, познавательный интерес, учебная деятельность, процесс обучения, урок, интерес, подростковый возраст, учебный процесс, учитель, школьник.

Формирование познавательного интереса к обучению путем...

Основные термины (генерируются автоматически): внеклассная работа, учащийся, интерес, предмет, процесс обучения, познавательный интерес, мероприятие, исследовательская деятельность, занятие, учебный процесс.

Метод проектов как способ организации исследовательской...

Организация учебной исследовательской деятельности... Объект исследования: процесс обучения математике в начальной школе.

Учебно-исследовательская деятельность учащихся — процесс совместной деятельности учащегося и педагога по выявлению сущности...

Задать вопрос