Древнерусские поучения: специфика жанра | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №21 (207) май 2018 г.

Дата публикации: 27.05.2018

Статья просмотрена: 13116 раз

Библиографическое описание:

Чекризова, А. С. Древнерусские поучения: специфика жанра / А. С. Чекризова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 21 (207). — С. 425-427. — URL: https://moluch.ru/archive/207/50709/ (дата обращения: 25.04.2024).



В данной статье на основе анализа древнерусской литературы XI-XIII вв. рассматриваются специфические особенности жанра поучения, а также раскрывается содержание некоторых поучительных произведений.

Ключевые слова: поучение, древнерусская литература, христианство, жанры

Первые поучения на Руси были переводами произведений светил греческой литературы Иоанна Златоуста, Василия Великого и Григория Богослова и появились еще в X веке [2, с. 127]. В XI в. образцами поучительной литературы служат известные тогда на Руси Соломоновы притчи и книга Иисуса сына Сирахова [1, с. 290]. Этот жанр прочно вошел в древнерусскую литературу и стал ценнейшим источником знаний о моральном облике русского человека.

Поучения носят нравоучительный характер, служат для передачи системы ценностей и жизненного опыта. В них древнерусские авторы изображают идеальную модель поведения человека.

Важной особенностью поучений является наличие в них конкретного адресата или адресатов — часто используются обращения: дети мои, чадо, братья, князь и т. п. Так, достаточно часто встречаются поучения отца к сыну или детям. К подобного рода произведениям относится знаменитое «Поучение» Владимира Мономаха XII в. и «Слово некоего отца к сыну своему», входящее в Изборник 1076 г. Это неудивительно, так как родительское наставление с точки зрения христианской морали имело большой авторитет. Примером тому служит Древнейший свод, в котором один из авторов под 1054 г. устами умирающего Ярослава поучает князей уважать друг друга и помнить, что они сыновья одного отца и матери [1, с. 290].

Нередко к жанру поучения прибегали и представители духовенства. В своих работах они обращались к представителям власти, к братии или к простому народу. Поучения к князьям писались в торжественной манере, к простому люду наоборот — простым языком и имели более дидактический характер. Так или иначе, все произведения подобного рода на первый план ставили христианские добродетели: смирение, доброту, прощение, богобоязненность и т. д.

Для того, чтобы составить более полное представление о жанре, следует рассмотреть некоторые из наиболее известных произведений.

Самый яркий представитель жанра — это, очевидно, «Поучение» Владимира Мономаха, в котором он, рисуя образ идеального русского правителя, стремится донести до князей мысль о необходимости взаимного соблюдения феодальных порядков. Одна из главных идей «Поучения» состоит в том, что каждый князь должен довольствоваться своей землей и не посягать на чужую [6, с. 148]. Свои идеи Мономах подкрепляет сентенциями из Священного Писания и Шестоднева, а также примерами из собственной жизни. Таким образом, мы видим пример использования в политических целях христианских канонов.

Не менее известны поучения крупного церковного идеолога Киевской Руси, игумена Киево-Печерского монастыря Феодосия Печерского, созданные в XI в. Он первым поднимает проблему спасения души через аскезу — подавление в человеке его плотского естества, отказа от земного, греховного. В поисках истинного предназначения души Феодосий задается вопросами: «И та слышасте нам, убогым, кацемь достоить должным быти?! Не сердце в нас горить?!... Не въслед ли похотей своих идохом?!.».. [3, с. 153]. Пишет Феодосий с характерным для христианской литературы самоуничижением — называет себя грешным и ленивым: «Азъ, грѣшный и лѣнивый, погрѣбый талантъ свой в земли, а не придѣлавъ имъ ничтоже.».. [7, с.443]. Обращаясь к инокам своей обители, он просит их не лениться, бережно относиться к своим обязанностям, помогать нищим и соблюдать заповеди Божии.

В то же время был создан еще один выдающийся памятник древнерусской поучительной литературы — «Поучение архиепископа Луки к братии», написанное новгородским епископом Лукой Жидятой. Сохранился он в составе Новгородской IV летописи под 1058 г. [4, с. 362]. Поучение создавалось в условиях двоеверия, царившего на Руси, и призвано дать новгородцам наставления, касающейся новой веры. Все еще сохранявшиеся языческие воззрения мешали становлению христианства, поэтому Лука осуждает «бесовские» пристрастия народа, подкрепляет их цитатами из Библии. Как и во многих древнерусских поучениях, автор просит соблюдать заповеди.

Другое поучение XI в. — «Поучение о казнях божиих», дошедшее до нас в составе Повести временных лет под 1068 г. Авторство, к сожалению, установить не удалось. Данное произведение повествует о вспыхнувшем в Киеве недовольстве после поражения русских князей на Альте. Нашествие чужеземцев, по мнению автора, является наказанием за грехи [9, с. 109].

Поучительная литература Древней Руси XII в. связана также с именем епископа Кирилл Туровского. Двойственность человеческого бытия — вот главная тема его произведения «Притча о душе и теле». Поднимая один из самых насущных вопросов того времени, автор рассуждает о земном и небесном, телесном и духовном аспектах существования. Особое внимание Кирилл просит уделять чтению святых книг, чтобы «Божьим насытясь словом, вечной жизни несказанного блаженства достичь» [5, с. 142].

Не менее интересны древнерусские поучения, адресованные простому народу. Краткие, лаконичные произведения, разговорным языком дающие наставления, осуждающие язычество и людские пороки. В отличие от т. н. торжественного красноречия в поучениях к простому люду редко встречаются цитаты из Священного Писания, а все нравоучения подкрепляются обычной житейской мудростью.

Таково, например, произведение белгородского епископа Григория, написанное, вероятно в XII в. Поучение направлено против пьянства и обращено ко всему народу. В XIII в. создает свое поучение русский проповедник Серапион Владимирский. В краткой и понятной форме автор наставляет народ против язычества, умоляет отступиться от «неверных дел». Серапион призывает людей каяться, ходить в церковь и жить согласно заповедям. Проповедник в своих рассуждениях опирается также на народную литературу — сказания и легенды [8, с. 402].

Литература:

  1. Бугославский, С. А. Поучение Владимира Мономаха // История русской литературы: В 10 т. — Л., — 1941. — Т.1. — С. 289–297.
  2. Владимиров П. В. Древняя русская литература Киевского периода. XI-ХШ вв. — Киев, 1900. — 479 с.
  3. Златоструй. Древняя Русь. X-XIII вв. / А. Г. Кузьмин, А. Ю. Карпова. — М., 1990. — 302 [2] с.
  4. Камчатов А. М. Хрестоматия по истории русского литературного языка. — М., 1989. — 622 с.
  5. Кирилл Туровский. Притча о человеческой душе и теле // Библиотека литературы Древней Руси. — СПб., 1997. — Т.4. — С. 142–158.
  6. Лихачев, Д. С. Великое наследие // Избранные работы: В 3 т. — Л., 1987. — Т. 2. — 496 с.
  7. Феодосий Печерский. Слово утешительное к братии о душевной пользе //Библиотека литературы Древней Руси. — СПб., 1999. — Т.1. — С. 443–444.
  8. Черторицкая, Т. В. Красноречие Древней Руси. (XI-XVII вв.) / Т. В. Черторицкая. — М.: Сов. Россия, 1987. — 448 с.
  9. Шахматов, А. А. Повесть временных лет и ее источники // Труды Отдела древнерусской литературы — Л., 1940. — Т. 4. — С. 9–150.
Основные термины (генерируются автоматически): поучение, древнерусская литература, произведение, XI-XIII, подобный род, поучительная литература, простой люд, простой народ, Русь, Священное Писание.


Похожие статьи

Древнерусская поучительная литература как источник...

Библиографическое описание: Чекризова А. С. Древнерусская поучительная литература как источник представлений об образе князя

Особое внимание уделяется анализу источников XI-XII вв. Ключевые слова: князь, образ князя, древнерусская литература, поучения...

Древнерусская литература как фактор патриотического воспитания

Русская литература с момента своего возникновения служила средством патриотического воспитания народа.

Идея единения Руси перед опасностью извне — ведущая в самом патриотическом произведении древнерусской литературы — «Слове о полку Игореве».

Образ Владимира Мономаха в описаниях отечественных историков

Похожие статьи. Древнерусская поучительная литература как источник...

Основные термины (генерируются автоматически): Русь, князь, русский, Древняя Русь, народ... Воображаемое прошлое: образ Древней и Московской Руси...

О проблеме происхождения древнерусского языка

К народно-литературному типу относятся произведения светской литературы, повествовательные, исторические сочинения.

Согласно этой гипотезе, древнерусский литературный язык в своем зарождении был церковнославянским, пришедшим на Русь в...

Книжно-славянский тип языка в XIV — середине XVI вв.

На Русь переносится огромное количество переводов, главным образом произведений церковной литературы.

Основные термины (генерируются автоматически): Русь, князь, русский, Древняя Русь, народ, племя, древнерусское общество, территориальное влияние...

Воспитательное значение исторической литературы для...

историческая литература, историческая художественная литература, Святая Русь, Лермонтов, Россия, История государства, подрастающее поколение, произведение, народ, ребенок.

Русская литература — источник духовности и нравственности

Литература, созданная русским народом, — это не только его богатство, но и нравственная сила

Во все времена русский народ черпает силы в великих произведениях русских писателей.

Литература: 1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета.

Лексемы группы «любовь» как средство реализации концепта...

Литература: 1. Адрианова-Перетц В.П. Человек в учительной литературе древней Руси

М.: Даниловский Благовестник, 1994. 5. Словарь древнерусского языка XI-XIV вв.

Репрезентанты концепта «Любовь» в русском языке (на материале произведений Б. Л. Пастернака).

К вопросу о притче | Статья в сборнике международной научной...

Взятые из жизни простых людей, истории не только служили для передачи духовных ценностей, но и проясняли законы мироздания, простым понятным каждому

— м., 1995. — с. 59–60. 12. Повесть о Варлааме и Иоасафе: Памятник древнерусской переводной литературы XI-XII вв. /

Похожие статьи

Древнерусская поучительная литература как источник...

Библиографическое описание: Чекризова А. С. Древнерусская поучительная литература как источник представлений об образе князя

Особое внимание уделяется анализу источников XI-XII вв. Ключевые слова: князь, образ князя, древнерусская литература, поучения...

Древнерусская литература как фактор патриотического воспитания

Русская литература с момента своего возникновения служила средством патриотического воспитания народа.

Идея единения Руси перед опасностью извне — ведущая в самом патриотическом произведении древнерусской литературы — «Слове о полку Игореве».

Образ Владимира Мономаха в описаниях отечественных историков

Похожие статьи. Древнерусская поучительная литература как источник...

Основные термины (генерируются автоматически): Русь, князь, русский, Древняя Русь, народ... Воображаемое прошлое: образ Древней и Московской Руси...

О проблеме происхождения древнерусского языка

К народно-литературному типу относятся произведения светской литературы, повествовательные, исторические сочинения.

Согласно этой гипотезе, древнерусский литературный язык в своем зарождении был церковнославянским, пришедшим на Русь в...

Книжно-славянский тип языка в XIV — середине XVI вв.

На Русь переносится огромное количество переводов, главным образом произведений церковной литературы.

Основные термины (генерируются автоматически): Русь, князь, русский, Древняя Русь, народ, племя, древнерусское общество, территориальное влияние...

Воспитательное значение исторической литературы для...

историческая литература, историческая художественная литература, Святая Русь, Лермонтов, Россия, История государства, подрастающее поколение, произведение, народ, ребенок.

Русская литература — источник духовности и нравственности

Литература, созданная русским народом, — это не только его богатство, но и нравственная сила

Во все времена русский народ черпает силы в великих произведениях русских писателей.

Литература: 1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета.

Лексемы группы «любовь» как средство реализации концепта...

Литература: 1. Адрианова-Перетц В.П. Человек в учительной литературе древней Руси

М.: Даниловский Благовестник, 1994. 5. Словарь древнерусского языка XI-XIV вв.

Репрезентанты концепта «Любовь» в русском языке (на материале произведений Б. Л. Пастернака).

К вопросу о притче | Статья в сборнике международной научной...

Взятые из жизни простых людей, истории не только служили для передачи духовных ценностей, но и проясняли законы мироздания, простым понятным каждому

— м., 1995. — с. 59–60. 12. Повесть о Варлааме и Иоасафе: Памятник древнерусской переводной литературы XI-XII вв. /

Задать вопрос