Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 16 августа, печатный экземпляр отправим 20 августа
Опубликовать статью

Молодой учёный

Профилактика конфликтного поведения у подростков

Научный руководитель
Психология
25.05.2018
1037
Поделиться
Библиографическое описание
Мустафина, А. А. Профилактика конфликтного поведения у подростков / А. А. Мустафина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 21 (207). — С. 455-460. — URL: https://moluch.ru/archive/207/50703/.


Данная статья исследования состоит в предположении о том, что проведение тренинговых занятий способствует снижению уровня склонности подростков к конфликтному поведению и выбору ими оптимальных стратегий поведения в конфликтных ситуациях. Методами исследования стали анализ литературы по проблеме исследования, обобщение теоретической информации, констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент, диагностика, методы математической статистики (t-критерий Стьюдента).

Ключевые слова: тренинг, конфликтное поведение, ситуация, метод математической статистики.

Рассмотрим, каковы результаты диагностики на констатирующем этапе исследования.

Результаты изучения склонности подростков к конфликтному поведению на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы приведены на рис. 1:

Рис. 1. Результаты изучения склонности подростков к конфликтному поведению на констатирующем этапе

Тест-опросник Томаса позволил выявить основные стратегии поведения подростков, участвующих в исследовании, в конфликтной ситуации.

Так, стиль соперничества, или конкуренции, в наибольшей степени характерен для 56,7 % подростков в экспериментальной группе и для 60 % подростков в контрольной группе. Такие подростки активны, целеустремлены, они предпочитают разрешать конфликты собственными силами. Эти подростки не стремятся к сотрудничеству и установлению диалога с окружающими при возникновении противоречивых ситуаций, не учитывают их интересы. На первом месте для таких подростков — собственные цели. Используя волевые качества, они часто принуждают других людей принимать в спорной ситуации необходимые для них решения.

Стратегия сотрудничества является наиболее выраженной для 16,7 % подростков в обеих группах. Такие подростки в конфликтных ситуациях не забывают о своих интересах, но при этом учитывает и интересы другой стороны. Для разрешения конфликта они прибегают сами и стимулируют других людей к поиску истинных причин разногласий, выяснению целей всех участников конфликта, совместной выработке решения, удовлетворяющего всех.

Стиль компромиссного поведения в конфликтной ситуации предпочитают 10 % подростков в экспериментальной группе и 3,3 % — в контрольной. Эти подростки готовы в некоторой степени поступиться собственными интересами, если другая сторона, участвующая в конфликте, идет на то же. Для достижения компромисса обе стороны при использовании данной стратегии прибегают к взаимным уступкам, но стараются не жертвовать главным. Ведется торг, взаимный обмен, в результате чего достигается некое временное соглашение, однако причины конфликта при этом не устраняются, и часто обе стороны остаются недовольными принятым общим решением.

Стиль избегания в конфликте наиболее характерен для 13,3 % подростков в экспериментальной группе и для 16,7 % — в контрольной. Эти подростки чаще всего уклоняются от разрешения конфликта, не отстаивают свои интересы, позволяют ущемлять свои права. Такие подростки, кроме того, не стремятся к сотрудничеству с другими в целях разрешения конфликтной ситуации. В большинстве случаев они просто игнорируют существующую проблему, перекладывают ответственность на других, откладывают решение, при возможности устраняются (выходят из помещения, меняют тему разговора и так далее).

Наконец, больше всего баллов по шкале приспособления набрали по 3,3 % подростков и в экспериментальной, и в контрольной группах. Они не пытаются в конфликтной ситуации отстаивать собственные цели. Такие подростки не избегают конфликтной ситуации, однако они и не стремятся разрешить ее конструктивно. Эти подростки готовы идти на уступки, жертвовать собственными интересами, соглашаются на предложения окружающих.

Результаты изучения стратегий поведения подростков в конфликтных ситуациях на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы приведены на рис. 2:

Рис. 2. Результаты изучения стратегий поведения подростков в конфликтных ситуациях на констатирующем этапе

Таким образом, диагностика, проведенная на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы, показала, что и в экспериментальной, и в контрольной группах для довольно значительного числа характерна склонность к конфликтному поведению. Кроме того, при возникновении противоречий в процессе взаимодействия с окружающими большинство подростков прибегают к неэффективной стратеги (чаще всего это соперничество, когда ни один из участников конфликта не хочет идти на встречу другому).

Таблица 1

План тренинговых занятий по профилактике конфликтного поведения уподростков

Тема

Задачи

Используемые упражнения

1

Подросток и конфликт

Развитие созидательного потенциала личности подростка при разрешении конфликтной ситуации; формирование представления о сущности и причинах возникновения конфликтов; демонстрация возможностей разрешения большинства разногласий при стремлении сторон к сотрудничеству; отработка алгоритмов разрешения противоречий

Мозговой штурм «Конфликт»

2

Что такое конфликт?

Формирование доверительного стиля общения в процессе налаживания контактов; создание позитивных эмоциональных установок на доверительное общение; развитие у подростков способности к самопрезентации

Не хочу хвастаться, но я...

Повторение правил

«Мое представление о конфликте

3

Что такое конфликт?

Выяснение сущности конфликта; актуализация знаний подростков относительно понятия конфликта; выяснение сущности понятия «конфликт», его конструктивных и деструктивных сторонах.

Мини-лекция «Конфликт»

Электричка

Скептики и оптимисты

Конфликт — это...

Аплодисменты по кругу

4

Общение без разногласий

Развитие навыка находить позитивное в разных моментах жизни, в том числе в конфликтах, который поможет увидеть полную картину и использовать все ресурсы ситуации; развитие умения подростков делать комплименты, сплочение коллектива

Искусство достойного отказа

Синхронный разговор

Репетиция поведения

5

Управление конфликтом

Формирование отношения к конфликтам, как к новым возможностям самосовершенствования; выработка навыков быстрого реагирования на конфликтную ситуацию

Копирование движений

Отношение к конфликту

Если бы…, я стал бы…

6

Управление конфликтом

Отработка умений и навыков сглаживания конфликтов; формирование навыков успешного разрешения конфликтов4 проработка конструктивных стратегий выхода из конфликтных ситуаций.

Ролевая игра «Cглаживание конфликтов»

Решить проблему

7

Управление конфликтом

Формирование навыков успешного разрешения конфликтов; снятие напряжения в межличностном взаимодействии

Ящик недоразумений

Телетайп

8

Учимся договарива-ться

Формирование навыков психомоторного взаимодействия; сокращение коммуникативной дистанции между членами группы; получение информации о стилях поведения в конфликте.

Корабль и ветер

Броуновское движение

Мини-лекция «О стилях поведения в конфликтной ситуации»

9

Учимся договарива-ться

Формирование навыков успешного разрешения конфликтов; осознание необходимости встать на позицию партнера, развитие коммуникативных навыков

Мозговой штурм «Конфликтные ситуации»

Шесть и девять

Маятник

10

Учимся договарива-ться

Информирование о невербальных аспектах поведения в конфликте; формирование навыков саморегуляции, развитие умения управлять своим эмоциональным состоянием; закрепление положительных эмоций, содействие осознанию силы единства и дружбы

Мини-лекция о невербальных аспектах поведения

Замороженный

Саморегуляция

Букет

11

Механизм медиации

Формирование доверительного стиля общения в процессе налаживания контактов; создание позитивных эмоциональных установок на доверительное общение; развитие групповой сплоченности

Снежки

Качества успешного посредника

Картинки

12

Механизм медиации

Информирование о качествах успешного медиатора (посредника); информирование об умении медиатора убеждать; отработка навыков убеждения

Мини-лекция «Умение убеждать»

Незаменимая пятерка

13

Механизм медиации

Отработка навыков убеждения; осознание себя в роли медиатора

Я в роли посредника

Служба примирения в действии

Ты уже посредник?

14

Лидерские умения

Изучение значения лидерских умений при разрешении конфликта; развитие навыков продуктивного разрешения конфликтов; воспитание доброжелательного отношения к людям, коллективизма.

Я-послания

В целом, мы можем говорить о том, что данное занятие прошло успешно, задачи профилактической программы по снижению склонности подростков к конфликтному поведению и выработке у них эффективных стратегий поведения в конфликтных ситуациях были решены.

Таким образом, работа по профилактике конфликтного поведения у подростков имела позитивный эффект, степень которого оценена нами на контрольном этапе опытно-экспериментального исследования.

Рассмотрим, каковы результаты изучения склонности подростков к конфликтному поведению и характерных для них стратегий поведения в конфликтных ситуациях на контрольном этапе опытно-экспериментальной работы.

Результаты изучения склонности подростков к конфликтному поведению на контрольном этапе опытно-экспериментальной работы приведены на рис. 3:

Рис. 3. Результаты изучения склонности подростков к конфликтному поведению на контрольном этапе

Изменения в уровне склонности подростков экспериментальной группы к конфликтному поведению в результате проделанной нами работы отражены на рис. 4:

Рис. 4. Изменения в уровне склонности подростков экспериментальной группы к конфликтному поведению

Таким образом, повторная диагностика показала, что в экспериментальной группе произошли позитивные изменения в выборе подростками стратегий поведения в конфликтной ситуации, в то время как в контрольной группе полученные данные на контрольном и констатирующем этапах опытно-экспериментальной работы остались неизменными.

Результаты повторного изучения стратегий поведения подростков в конфликтных ситуациях на контрольном этапе опытно-экспериментальной работы приведены на рис. 5:

Рис. 5. Результаты изучения стратегий поведения подростков в конфликтных ситуациях на контрольном этапе

Изменения в предпочитаемых стратегиях поведения подростков в конфликтных ситуациях в результате проделанной нами работы отражены на рис. 6:

Рис. 6. Изменения в предпочитаемых стратегиях поведения подростков в конфликтных ситуациях на контрольном этапе

Таким образом, в экспериментальной группе произошло изменение в предпочитаемой большинством подростков стратегии поведения в конфликтной ситуации: если раньше это было соперничество, то теперь — сотрудничество. В конфликтных ситуациях подростки по-прежнему не забывают о своих интересах, но при этом они научились учитывать и интересы другой стороны противостояния. В результате проделанной нами работы подростки научились прибегать к поиску истинных причин разногласий, выяснению целей всех участников конфликта, совместной выработке решения, удовлетворяющего всех.

Различия между данными диагностики на констатирующем и контрольном этапах проверяются на статистическую значимость при помощи t-критерия Стьюдента, рассчитанного в Эксель. Результаты расчета приведены в Таблице 2.

Таблица 2

Значения t-критерия Стьюдента

Показатель

Значение

Значимость

Склонность к конфликтному поведению

2,1

на уровне р=0,05

Предпочитаемые стратегии

Соперничество

2,5

на уровне р=0,05

Сотрудничество

4,9

на уровне р=0,01

Компромисс

2,9

на уровне р=0,01

Избегание

2,1

на уровне р=0,05

Приспособление

2,4

на уровне р=0,05

То есть, по всем исследованным нами показателям различия в их уровне на констатирующем и контрольном этапах опытно-экспериментальной работы являются значимыми. Таким образом, мы можем констатировать, что, действительно, проведение тренинговых занятий способствует снижению уровня склонности подростков к конфликтному поведению и выбору ими оптимальных стратегий поведения в конфликтных ситуациях. Гипотеза опытно-экспериментальной работы подтвердилась.

Литература:

  1. Битянова М. Р. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / под общ. ред. М. Р. Битяновой. — СПб.: «Питер», 2008. — 304 с.
  2. Иванова Е. А. Социально-психологический тренинг как средство профилактики конфликтного поведения подростков. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: file/ivanova-ea-socialno-psihologicheskii-trening-kak-sredstvo-profilaktiki-konfliktnogo-povedeniya-podrostkov.pdf (11.04.2018).
  3. Сизанов А. Н. Тесты и психологические игры. Ваш психологический портрет. — Минск: Харвест, 2007. — 434 с.
  4. Тест-опросник К. Томаса «Стиль поведения в конфликте». — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://psycabi.net/testy/193-oprosnik-k-tomasa-na-povedenie-v-konfliktnoj-situatsii-test-tomasa (12.04.2018).
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
тренинг
конфликтное поведение
ситуация
метод математической статистики
Молодой учёный №21 (207) май 2018 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 455-460):
Часть 5 (стр. 409-515)
Расположение в файле:
стр. 409стр. 455-460стр. 515

Молодой учёный