Нормативно-правовое регулирование взимания НДС и акцизов в Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №21 (207) май 2018 г.

Дата публикации: 25.05.2018

Статья просмотрена: 3024 раза

Библиографическое описание:

Карнаухова, Ю. В. Нормативно-правовое регулирование взимания НДС и акцизов в Российской Федерации / Ю. В. Карнаухова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 21 (207). — С. 246-248. — URL: https://moluch.ru/archive/207/50658/ (дата обращения: 19.04.2024).



В данной статье рассматриваются вопросы нормативно-правового регулирования взимания НДС и акцизов в Российской Федерации, а также документы регулирующие взаимоотношения в сфере косвенных налогов со странами-участницами ЕАЭС. Документы, регулирующие косвенное налогообложение, были проанализированы на двух уровнях: национальном и наднациональном.

Ключевые слова: нормативно-правовая база, НДС, акцизы, наднациональный уровень, национальный уровень, евразийский экономический союз, единый таможенные тариф.

Взимание НДС осуществлялось на каждой стадии от добычи сырья, производства товаров и их конечного потребления. Объектом налогообложения являлась добавленная стоимость — разница между стоимостью реализованных товаров (услуг) и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и потребления.

Система нормативно-правовых актов таможенной деятельности имеет довольно четкую иерархическую структуру, порядок которой регулирует указания по правоприменению таможенных формальностей. Систему нормативно-правовых актов, регулирующую формальности таможенной деятельности, подразделяют на правовые акты наднационального и национального уровня. Для выявления системы нормативно-правовых актов, применяемой непосредственно к косвенному налогообложению необходимо раскрыть каждый элемент общей системы.

А) Наднациональный уровень

Нормативно-правовые акты, входящие в этот уровень, распространяются на всех участников Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и занимают приоритетную позицию в процессе их таможенной деятельности. Основной функцией наднациональных нормативно-правовых актов, является установление общего порядка таможенных процессов внутри Таможенного союза. К таким актам относятся:

1.Таможенный кодекс ЕАЭС:

– Глава 9, статья 70. Таможенные платежи;

  1. Международные договоры стран-участниц Таможенного союза ЕАЭС, в том числе различные Конвенции:

– Договор о Евразийском экономическом союзе;

  1. Международные Соглашения:

– «Международные соглашения РФ об избежание двойного налогообложения» заключенные с 83 странами;

  1. Решения Евразийской экономической комиссии (Решения ЕЭК), в том числе Протоколы:

– Решение № 128 Коллегии Евразийской экономической комиссии «О Консультативном комитете по налоговой политике и администрированию»;

Б) Национальный уровень

Этот уровень включает в себя нормативно-правовую базу, которая принимается страной-участницей ЕАЭС самостоятельно и применяется внутри принявшего её государства. Этот уровень закрепляет и уточняет те принципы и условия, которые не регулируются наднациональными нормативно-правовыми актами. Стоит отметить, что данные акты не могут им противоречить или как-либо отменять. Их задачей является установление особенностей и частных случаев применения таможенного законодательства. Система нормативно-правовых актов национального уровня Российской Федерации включает в:

  1. Налоговый Кодекс Российской Федерации:

– Глава 21. Налог на добавленную стоимость;

– Глава 22. Акцизы;

  1. Федеральные законы:

– ФЗ № 311 «О таможенном регулировании в Российской Федерации»;

– ФЗ № 98 «О ратификации протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе»;

  1. Указы Президента РФ;
  2. Постановления правительства РФ;
  3. Приказы ФТС.

В современных условиях растет значимость наднационального регулирования. Процесс экономической интеграции независимых государств обуславливает потребность в унификации и гармонизации национального законодательства, которые выступают в качестве средств «установления единообразного правового регулирования. Налоговая политика рассматриваемых государств-членов ЕАЭС подлежит определенной гармонизации.

Наиболее полное представление о гармонизации законодательства в рамках ЕАЭС можно сформулировать, обратившись к методике гармонизации (сближения, унификации) национальных законодательств-членов ЕАЭС. В этом документе закреплены основные принципы гармонизации законодательства в рамках ЕАЭС:

– Согласованность правового регулирования

– Синхронность принятия актов

– Последовательность этапов

– Приоритет общепризнанных норм и принципов международного права над актами национального законодательства

Гармонизация является поэтапным процессом, для осуществления которого необходимы как время, так и усилия, Он предполагает наличие следующих этапов:

– Определение отраслей законодательства, требующих гармонизации

– Выделение сфер и проблемных вопросов в рамках отдельной отрасли

– Проведение сравнительно-правового анализа национальных налоговых законодательств

– Согласование перечня национальных законодательств и иных нормативных правовых актов, подлежащих гармонизации

– Синхронное принятие гармонизированных актов налогового законодательства

– Осуществление контроля над реализацией решений по вопросам гармонизации

В связи с растущим значением гармонизации налогового законодательства некоторые ученые говорят о новой отрасли права — налоговом праве ЕАЭС, которое представляет собой отрасль интеграционного права Сообщества, формирующуюся на стыке национальных правовых систем и международной правовой системы. Предметом данной отрасли являются налоговые отношения, унификация и гармонизация которых предусмотрена международными договорами, заключенными в рамках ЕАЭС. На сегодня, по мнению ученых рано говорить о налоговом праве ЕАЭС.

Таким образом, можно сделать вывод, чтобы изучить нормативную правовую базу регулирования косвенного налогообложения, недостаточно изучить международные обязательства, которые взяли на себя государства-участники ЕАЭС, проанализировать соответствующие нормы Налогового кодекса Российской Федерации, Таможенного кодекса Таможенного союза и иных актов таможенного и налогового законодательства. Необходимо также знание национального законодательства всех членов ЕАЭС. Национальные системы таможенных органов в государствах-членах ЕАЭС имеют законодательное закрепление: в Кыргызской Республике, Республике Армения, Республике Беларусь, Российской Федерации она устанавливается нормами законов о таможенном регулировании, в Республике Казахстан — Кодекса «О таможенном деле».

Литература:

  1. Агузарова Л. А., Агузарова М. Т. Обзор основных изменений налогового законодательства в 2017 году // Научные Известия. — 2017. — № 4. — С. 25–28;
  2. Мамбеталиев Н. Т., Мамбеталиева А. Н. Налоги в Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве. М.: Налоговый вестник, 2012. 288 с.
  3. Черник Д. Г. Налоги и налогообложение: Учебник.-М.:Инфра- М,2013 г..46с;
  4. Шахмаметьев А. А. Международное налого- вое право. — М.: Международные отношения, 2014. — С. 626.
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, акт, национальный уровень, Таможенный союз, Евразийский экономический союз, косвенное налогообложение, налоговое законодательство, национальное законодательство, таможенная деятельность, Евразийская экономическая комиссия.


Ключевые слова

нормативно-правовая база, акцизы, Евразийский экономический союз, НДС, наднациональный уровень, национальный уровень, единый таможенные тариф

Похожие статьи

Сравнительный анализ налоговых систем Евразийского...

Вступление в Евразийский экономический союз: влияет ли это... Россия, Казахстан, Евразийский экономический союз, Армения, Беларусь, внутренний спрос, Российская Федерация, киргизия, республика, Кыргызская Республика.

Особенности таможенного оформления в условиях...

Таможенный союз, Евразийский экономический союз, внешняя торговля, Российская Федерация, Единый таможенный тариф, Единое экономическое пространство, таможенное регулирование, Казахстан...

Налоговая гармонизация как неотъемлемая часть...

налог, казахстан, налоговая система, Российская Федерация, беларусь, Киргизия, Евразийский Экономический Союз, налоговое законодательство, подоходный налог, Армения.

Перспективы совершенствования таможенного регулирования...

Казахстан, Российская Федерация, интеграционная группировка, таможенное регулирование, Евразийский экономический союз, внешнеэкономическая деятельность, Армения, член ЕЭС, россия, Беларусь.

Совершенствование таможенного декларирования...

Евразийский экономический союз (далее – ЕАЭС, Союз) начал функционировать с 1 января 2015 года.

Иные особенности установлены на уровне национального законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании [3], которые теперь будут раскрыты в...

Уполномоченный экономический оператор в Евразийском...

В результате анализа таможенного законодательства Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС, Союз) можно сделать вывод о том, что под уполномоченным экономическим оператором понимается декларант...

Некоторые проблемы и перспективы Евразийского...

Материал статьи посвящен актуальной научно-практической задаче — анализу некоторых проблем интеграции Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и их решению. Статья вводит в научный обиход новые термины: пакетное решение ЕАЭС...

Вступление в Евразийский экономический союз: влияет ли это...

В общем смысле любой экономический союз подразумевает под собой один из видов экономической интеграции государств, имеющий определенные признаки: отмена таможенных пошлин в торговле между странами союза...

Перспективы применения СУР таможенными органами в ЕАЭС

Проект Таможенного кодекса Евразийского экономического союза.

таможенный контроль, таможенное законодательство, выпуск товаров, таможенная служба, Таможенный союз, орган, Таможенный кодекс, Российская Федерация, таможенная проверка...

Похожие статьи

Сравнительный анализ налоговых систем Евразийского...

Вступление в Евразийский экономический союз: влияет ли это... Россия, Казахстан, Евразийский экономический союз, Армения, Беларусь, внутренний спрос, Российская Федерация, киргизия, республика, Кыргызская Республика.

Особенности таможенного оформления в условиях...

Таможенный союз, Евразийский экономический союз, внешняя торговля, Российская Федерация, Единый таможенный тариф, Единое экономическое пространство, таможенное регулирование, Казахстан...

Налоговая гармонизация как неотъемлемая часть...

налог, казахстан, налоговая система, Российская Федерация, беларусь, Киргизия, Евразийский Экономический Союз, налоговое законодательство, подоходный налог, Армения.

Перспективы совершенствования таможенного регулирования...

Казахстан, Российская Федерация, интеграционная группировка, таможенное регулирование, Евразийский экономический союз, внешнеэкономическая деятельность, Армения, член ЕЭС, россия, Беларусь.

Совершенствование таможенного декларирования...

Евразийский экономический союз (далее – ЕАЭС, Союз) начал функционировать с 1 января 2015 года.

Иные особенности установлены на уровне национального законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании [3], которые теперь будут раскрыты в...

Уполномоченный экономический оператор в Евразийском...

В результате анализа таможенного законодательства Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС, Союз) можно сделать вывод о том, что под уполномоченным экономическим оператором понимается декларант...

Некоторые проблемы и перспективы Евразийского...

Материал статьи посвящен актуальной научно-практической задаче — анализу некоторых проблем интеграции Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и их решению. Статья вводит в научный обиход новые термины: пакетное решение ЕАЭС...

Вступление в Евразийский экономический союз: влияет ли это...

В общем смысле любой экономический союз подразумевает под собой один из видов экономической интеграции государств, имеющий определенные признаки: отмена таможенных пошлин в торговле между странами союза...

Перспективы применения СУР таможенными органами в ЕАЭС

Проект Таможенного кодекса Евразийского экономического союза.

таможенный контроль, таможенное законодательство, выпуск товаров, таможенная служба, Таможенный союз, орган, Таможенный кодекс, Российская Федерация, таможенная проверка...

Задать вопрос