Реформа ОБСЕ как путь преодоления кризиса системы европейской безопасности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №21 (207) май 2018 г.

Дата публикации: 25.05.2018

Статья просмотрена: 655 раз

Библиографическое описание:

Наумов, Б. М. Реформа ОБСЕ как путь преодоления кризиса системы европейской безопасности / Б. М. Наумов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 21 (207). — С. 432-434. — URL: https://moluch.ru/archive/207/50600/ (дата обращения: 25.04.2024).



После двух мировых войн и становления биполярной системы международных отношений страны Европы разделились на «Восток», входящий в орбиту СССР и «Запад», все больше зависящий от коллективной безопасности и «ядерного зонтика» США. Поэтому, говоря о Европейской системе безопасности, следует включать в неё страны НАТО и бывшего ОВД.

С распадом СССР исчезла биполярная система международных отношений, однако в Европе и сейчас существует «блоковое» мышление, не исчезли идеологическое и политическое противостояние между Западом и Востоком. Появляется кризис отношений России с ЕС и НАТО, экспансия НАТО на восток, растущее недоверие между странами региона, как результат — набирает оборот проблема милитаризации Европейского региона.

Преодоление блокового подхода к безопасности в Европе и налаживание конструктивного диалога между Россией и НАТО позволит снять немалую часть напряжения в Европе и мире, выстроить новую систему европейской безопасности, отвечающую реалиям пост биполярного мира, а в перспективе подготовить почву для перехода на новый уровень обеспечения безопасности.

С подобными идеями выступал Шарль де Голь в 1964 году. Он был основателем идеи «Европы от Атлантики до Урала». Она предполагала построение системы европейской̆ безопасности, которая исключала бы возможность применения военной̆ силы, гарантировала суверенитет и равенство для всех её участников, служила бы преодолению блокового противостояния. Более отдалённой̆ задачей̆ должно было стать формирование единого европейского пространства безопасности, основанного на общих ценностях и институтах. С этой целью де Голь предлагал создать механизм диалога между ОВД и НАТО, в который, тем не менее, были бы включены все европейские государства [1]. Так, спустя много лет состоялось Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. Основополагающими документами СБСЕ/ОБСЕ являются: Хельсинкский заключительный акт 1975, Парижская хартия для новой Европы 1990 и Хартия европейской безопасности 1999 годов, в которых не раз подчеркивалось стремление к созданию, по сути, единого европейского пространства.

К сожалению, с самого начала СБСЕ/ОБСЕ была слабой организацией. Причиной этому служила разница интересов ОВД и НАТО и их планов на Совещание. Так, во время подписания Парижской хартии СССР видел в СБСЕ площадку для влияния на европейскую безопасность после распада ОВД, а для США Совещание было инструментом «размывания» ОВД. А во время обсуждения Хартии 1999 года выявились противоречия между подходами к безопасности США и РФ в связи с конфликтами в Югославии и Чечне [1]. После того, как ОБСЕ не смогла повлиять на эти конфликты, и Россия и США были вольны действовать самостоятельно, ОБСЕ отошла на второй план, её функции стали брать на себя другие акторы. Другим плачевным последствием стал фактический распад Договора об обычных вооружённых силах в Европе (ДОВСЕ).

Тем не менее, ОБСЕ остается уникальной в своем роде организацией. Она имеет уникальный набор качеств: обширная география, равенство посредством консенсуса, всеобъемлющий подход. ОБСЕ также является региональной̆ организации согласно главе VIII Устава ООН. Эти качества дают Организации потенциал стать эффективной площадкой для политического диалога, сверки и согласования позиций, выработки коллективных решений [2].

В пользу организации говорит и то, что на данный момент нет перспективы замены ОБСЕ другим международным институтом. Поэтому актуальность вопроса реформирования ОБСЕ не только не снижается, но возрастает вместе с обострением противостояния Востока и Запада.

Не стоит забывать об опыте Организации в реальной полевой̆ работе. На данный момент ОБСЕ имеет миссии и представительства в Туркменистане, Таджикистане, Узбекистане, Кыргызстане, Казахстане, 6 станах бывшей Югославии, Молдове и Украине [3]. Рассмотрим деятельность ОБСЕ на примере Миссий в Молдове и Украине.

Главной и наиболее сложной задачей Миссии в Молдове является разрешение конфликта и переговоры. К достижениям Миссии можно отнести продолжение проведения встреч «5+2» после прекращения переговоров в 2006 году и содействие тому, что в 2011 году официальные переговоры были возобновлены. В 2000–2001 гг. были вывезены 141 единица САУ и бронетанковой̆ техники, произведено уничтожение 108 танков T-64 и 139 единиц другой̆ военной̆ техники, ограничиваемой̆ ДОВСЕ. Миссия ведёт работу по социально-экономическим вопросам, представляющим взаимный интерес обеих сторон, продвигает идеи укрепления доверия среди властей и населения, налаживает диалог в образовательной среде. Также проводится работа в области прав человека и демократизации, свободы СМИ, борьбы с торговлей людьми и гендерного равенства [4].

Специальная Мониторинговая Миссия ОБСЕ в Украине действует с 21 марта 2014 года на всей территории Украины и российско-украинской границе, сейчас в её состав входят 1191 человек [5]. Основная задача — помочь Украине снизить уровень напряженности и способствовать диалогу между всеми сторонами. Для этого были разработаны Минские соглашения. Стороны договорились о выводе незаконных вооружённых формирований и военной техники с территории Украины, освобождении заложников, амнистии участникам конфликта; самоуправлении в отдельных районах Донецка и Луганска и проведении там досрочных местных выборов. Миссия занимается сбором информации, формировании отчетов о ситуации с безопасностью, установлением фактов и мониторингом выполнения Минских обязательств сторонами конфликта [6]. Судя по отчетам ОБСЕ, организация проводит немалую работу по мониторингу безопасности, однако режим прекращения огня постоянно нарушается, и ОБСЕ не может серьёзно повлиять на это.

Очевидно, что в полевой работе ОБСЕ имеются серьезные недостатки. Самые существенные — неспособность Организации самостоятельно повлиять на ход разрешения конфликта и отсутствие политической воли Организации. Мы видим, что ОБСЕ не может реализовать свой потенциал в Украине из-за геополитических разногласий НАТО и России.

Сейчас ОБСЕ нуждается в реформах международно-правового характера.

Во-первых, не закреплен правовой̆ статус ОБСЕ. Она не имеет устава, это вызывает трудности в определении её места в общей̆ структуре безопасности, не позволяет организации проводить эффективную работу, а также продуктивно взаимодействовать с государствами и другими международными институтами. Принятие устава позволило бы завершить процесс институционализации. ОБСЕ стала бы жёсткой структурой, способной проводить свою политику независимо от других акторов [7].

Во-вторых, решения организации не имеют юридически обязывающего характера. Придание решениям этого статуса способствовало бы укреплению принципа равенства, придало бы политический и международно-правовой авторитет, а вкупе с принятием устава — позволило бы ОБСЕ наиболее эффективно и директивно влиять на ситуацию в регионе [2].

Перемен требует деятельность Организации по некоторым направлениям.

Во-первых, изменение преимущественно восточноевропейского характера деятельности ОБСЕ и переключение её на всю территорию Организации. ОБСЕ стоит обратить пристальнейшее внимание на нарастающую проблему сепаратизма в Каталонии, стране Басков, Северной Ирландии, Фландрии и т. д. Не меньшего внимания требует и борьба с транснациональным терроризмом на всей территории ОБСЕ, а не только в Восточной Европе. Благоразумным шагом представляется и более активное включение ОБСЕ в работу по решению миграционного кризиса, борьбу с наркотрафиком и контрабандой.

Во-вторых, выравнивание перекосов в сторону гуманитарного измерения в работе ОБСЕ. Так, нужна реорганизация работы Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ). МИД РФ, а также представители РФ в ОБСЕ неоднократно затрагивали эту тему, призывая к наведению «порядка в работе БДИПЧ в сфере наблюдения за выборами» [8].

В-третьих, необходимо расширить работу ОБСЕ в сфере контроля над вооружениями. В связи с этим было бы крайне полезно активизировать работу над реставрацией ДОВСЕ.

Не менее важно эффективно организовать работу органов ОБСЕ. Необходимо, чтобы в центре внимания были актуальные повестки, общие для всех членов Организации, такие как международный терроризм, миграционный кризис, неонацизм и т. д.

Эти меры, предположительно, позволят ОБСЕ играть более важную роль в системе европейской̆ безопасности, повысить эффективность работы Организации, наладить продуктивное сотрудничество между Востоком и Западом, выступая в качестве площадки для диалога. В конечном счёте, они должны привести к созданию новой архитектуры безопасности в европейском регионе на базе ОБСЕ по замыслу «Европы от Атлантики до Урала».

В заключение хотелось бы сказать, что все вышеперечисленные меры не мыслимы и бесполезны без воли самих государств-членов ОБСЕ, особенно США и России. Поэтому самым первым шагом должен стать отход от блокового мышления внутри государств-членов ОБСЕ.

Литература:

  1. Фененко А. В. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе: история и перспективы / А. В. Фененко // Вестник Московского ун-та. Серия 25: Международные отношения и мировая политика. — 2015. — Т.7. № 2. — С. 22–50.
  2. Виноградова А. ОБСЕ: динамика развития / А. Виноградова // Свободная мысль. — 2010. — № 10. — С. 83–96.
  3. Где мы находимся [Электронный ресурс] // Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе. — Режим доступа: https://www.osce.org/ru/where-we-are.
  4. Миссия ОБСЕ в Молдове [Электронный ресурс] // Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе. — Режим доступа: https://www.osce.org/ru/moldova.
  5. Отчет о работе по состоянию на 18 апреля 2018 года [Электронный ресурс] / Специальная мониторинговая миссия ОБСЕ в Украине // Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе. — Режим доступа: https://www.osce.org/ru/special-monitoring-mission-to-ukraine/378178.
  6. Специальная мониторинговая миссия ОБСЕ в Украине [Электронный ресурс] // Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе. — Режим доступа: https://www.osce.org/ru/special-monitoring-mission-to-ukraine/.
  7. Звягина Д. А. Будущее ОБСЕ: взгляд из Европейского Союза / Д. А. Звягина // Вестник Томского гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. — 2017. — № 37. — С. 262–269.
  8. Лавров обсудит с генсеком ОБСЕ реформу организации и ситуацию на Украине [Электронный ресурс] // ИА ТАСС. — 2017. — 3 ноября. — Режим доступа: http://tass.ru/politika/4699894.
Основные термины (генерируются автоматически): Европа, европейская безопасность, ОБСЕ, Украина, Россия, Запад, Молдова, биполярная система, военная техника, европейский регион.


Похожие статьи

Россия в системе международной и европейской безопасности

Основные термины (генерируются автоматически): европа, Россия, Запад, международная безопасность, международный терроризм

Реформа ОБСЕ как путь преодоления кризиса системы... После двух мировых войн и становления биполярной системы международных...

Проблема международной и национальной безопасности в науке...

Россия в системе международной и европейской безопасности. европа, Россия, Запад, международная безопасность, международный

Реформа ОБСЕ как путь преодоления кризиса системы... После двух мировых войн и становления биполярной системы международных...

Трансформация политики европейской безопасности и обороны...

Основные термины (генерируются автоматически): Европа, США, страна Европы, Европейский союз, европейская безопасность, обеспечение безопасности, Россия, Североатлантический договор

Реформа ОБСЕ как путь преодоления кризиса системы европейской безопасности.

Основные национальные интересы Румынии в контексте...

Обстановка безопасности в Юго-Восточной Европе, в которой расположена Румыния, зависит от

В общем, интересы Румынии принадлежат к Альянсу и Европейскому сообществу.

окрестностях (случай Грузии, Украины, Молдовы). [5, с.36] В этих условиях ЕС должен взять...

Страны СНГ в системе международной безопасности

В регион постоянно прибывают новые воинские соединения, вооружение, военная техника, направленные против России под прикрытием мифа о «российской военной угрозе».

Россия и европейские международные организации: проблемы...

Россия и европейские международные организации: проблемы...

К числу европейских международных организаций, с которыми активно сотрудничает Россия относятся — Организация по безопасности и

В качестве основных целей ОБСЕ определены — обеспечение мира и безопасности в Европе; поддержание разрядки международной...

Источники международных конфликтов современности

В 1945 г с установлением постадмской (биполярной эпохи) Россия впервые обрела свой

Так, на Балканах создана Европейская зона нестабильности.

россия, Европа, вашингтон, Запад, восток, США, Украина, Западная Европа, современный мир, российская внешняя политика.

Основные проблемы взаимодействия России и ОБСЕ

Россия и европейские международные организации: проблемы... В современное время ОБСЕ, как международная региональная организация по безопасности и сотрудничеству включает 57 государств из Европы.

Россия — США: новая страница сотрудничества

Россия в системе международной и европейской безопасности.

Основные термины (генерируются автоматически): россия, Европа, вашингтон, Запад, восток, США, Украина, Западная Европа, современный мир, российская внешняя политика.

Похожие статьи

Россия в системе международной и европейской безопасности

Основные термины (генерируются автоматически): европа, Россия, Запад, международная безопасность, международный терроризм

Реформа ОБСЕ как путь преодоления кризиса системы... После двух мировых войн и становления биполярной системы международных...

Проблема международной и национальной безопасности в науке...

Россия в системе международной и европейской безопасности. европа, Россия, Запад, международная безопасность, международный

Реформа ОБСЕ как путь преодоления кризиса системы... После двух мировых войн и становления биполярной системы международных...

Трансформация политики европейской безопасности и обороны...

Основные термины (генерируются автоматически): Европа, США, страна Европы, Европейский союз, европейская безопасность, обеспечение безопасности, Россия, Североатлантический договор

Реформа ОБСЕ как путь преодоления кризиса системы европейской безопасности.

Основные национальные интересы Румынии в контексте...

Обстановка безопасности в Юго-Восточной Европе, в которой расположена Румыния, зависит от

В общем, интересы Румынии принадлежат к Альянсу и Европейскому сообществу.

окрестностях (случай Грузии, Украины, Молдовы). [5, с.36] В этих условиях ЕС должен взять...

Страны СНГ в системе международной безопасности

В регион постоянно прибывают новые воинские соединения, вооружение, военная техника, направленные против России под прикрытием мифа о «российской военной угрозе».

Россия и европейские международные организации: проблемы...

Россия и европейские международные организации: проблемы...

К числу европейских международных организаций, с которыми активно сотрудничает Россия относятся — Организация по безопасности и

В качестве основных целей ОБСЕ определены — обеспечение мира и безопасности в Европе; поддержание разрядки международной...

Источники международных конфликтов современности

В 1945 г с установлением постадмской (биполярной эпохи) Россия впервые обрела свой

Так, на Балканах создана Европейская зона нестабильности.

россия, Европа, вашингтон, Запад, восток, США, Украина, Западная Европа, современный мир, российская внешняя политика.

Основные проблемы взаимодействия России и ОБСЕ

Россия и европейские международные организации: проблемы... В современное время ОБСЕ, как международная региональная организация по безопасности и сотрудничеству включает 57 государств из Европы.

Россия — США: новая страница сотрудничества

Россия в системе международной и европейской безопасности.

Основные термины (генерируются автоматически): россия, Европа, вашингтон, Запад, восток, США, Украина, Западная Европа, современный мир, российская внешняя политика.

Задать вопрос