Искусствоведческая экспертиза фарфоро-фаянсовых изделий | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №21 (207) май 2018 г.

Дата публикации: 28.05.2018

Статья просмотрена: 1035 раз

Библиографическое описание:

Мубариз, Сулейманлы. Искусствоведческая экспертиза фарфоро-фаянсовых изделий / Сулейманлы Мубариз, Н. Э. Бабаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 21 (207). — С. 506-509. — URL: https://moluch.ru/archive/207/50566/ (дата обращения: 24.04.2024).



В статье рассмотрены проблемы исследования музейного художественного фарфора и фаянса XIX — начала ХХ века в процессе проведения искусствоведческой экспертизы, а также раскрыты основные критерии музейной атрибуции. Важной частью методологии экспертизы тонкокерамических изделий является разработка специальных методов их исследования в условиях современных лабораторий на приборах последнего поколения. Приведенные в статье результаты могут способствовать практическому применению предложенных методов при проведении искусствоведческой экспертизы произведений художественного фарфора-фаянса в музейной научно-исследовательской и реставрационной работе.

Ключевые слова: экспертиза, фарфор, реставрация.

Актуальность исследования. Атрибуция культурных ценностей (лат. Attributio — приписывание, присвоение, определение) — деятельность специалистов, направленная на исследование достоверности предметов, установление авторства, времени и места изготовления произведения Экспертиза и атрибуция культурных ценностей с целью идентификации фарфоровых и фаянсовых изделий на сегодня является актуальной проблемой. Предметы музейной художественной тонкой керамики в процессе фондовых сверок или при их реставрации иногда требуют отдельных исследований, уточнений и идентификации, что предусматривает ряд исследований: исторических, искусствоведческих, технико-технологических, а также ведения профессиональной научной документации, описание фарфора и тому подобное. Экспертные исследования художественного фарфора, фаянса — это процесс проведения сравнительного анализа характерных признаков предмета с тщательным описанием его формы, технологии изготовления, конструктивных особенностей, декоративного оформления, росписи на примере достоверно известных аналогов. Современные исследователи Т. Артюх, Б. Платонов, В. Индутный, А. Минжулин сходятся во мнении, что искусствоведческая и атрибутивная работа с историческими памятниками является процессом последовательного накопления научных знаний о памятнике с документальным оформлением найденной информации о нем.

Цель статьи — осветить основные методы проведения музейной атрибутивной идентификации фарфоровых и фаянсовых изделий XIX — начала ХХ века в процессе искусствоведческих исследований и проведении научной реставрации.

Новизна научного исследования заключается в проведении исследования музейных художественных изделий фарфора-фаянса XIX — начала ХХ века, рассмотрения принципов их научной атрибуции, экспертизы, реставрации. Визуально специалист может отличить европейский фарфор XIX века от Корецкого, Волокитинского или Барановского XIX века. Например, исследуя вопрос атрибуции художественного фарфора, известный русский искусствовед А. Салтыков дает такую формулировку: «Установление подлинности предмета занимает важное место в определении вещей. Причиной такой роли подлинности есть огромное количество подделок и фальсификатов, причем способы подделок керамических изделий в начале ХХ века настолько усовершенствовались, что проводить установление подлинности стало довольно трудно» [11, с. 266–267]. Следует отметить, что чаще всего фальсификаты встречаются среди редких ценных изделий тонкой керамики, поэтому для установления их подлинности эксперты нередко пользуются специальными каталогами с изображениями фарфорофаянсовых изделий разных эпох и каталогами аукционов. Итак, характеризуя изделия тонкой керамики, определим главные особенности, которые могут подтвердить подлинность или опровергнуть их соответствие оригиналу:

  1. Состояние сохранности предмета.
  2. Время создания памятника, как важный критерий в проведении атрибуции, предоставляющий данные о соответствии стилистики предмета.
  3. Уникальность и раритетность произведения фарфора-фаянса. Уникальность определяют по технике изготовления, сложности декорирования, росписи и другими факторами, раритетность — по минимальному его тиражированию.
  4. Наличие клейм на изделии, проставленных различными способами и приемами — надглазурных, подглазурных, рельефных, в тесте и тому подобное.

Фарфоровые и фаянсовые художественные изделия описывают с учетом установленных общих идентичных элементов, а также отдельных специфических деталей. Целью атрибутивной идентификации является сравнение подобных признаков исследуемых фарфоровых и фаянсовых изделий с признаками аналогичного произведения и установка, таким образом, или автора произведения, или предприятия, которое его выпустило.

Проблемы музейной атрибуции, экспертизы и реставрации неоднократно обсуждались на отечественных и международных научно-практических конференциях. В этом контексте весьма актуальной является публикация заведующего отделом фондов керамики Национального музея украинского народного искусства И. Бекетовой «Некоторые аспекты атрибуции произведений керамики (на примере собрания Музея украинского народного декоративного искусства)», где обозначены ряд дискуссионных моментов по определению стилистических особенностей изделий керамики: «Атрибуция включает анализ стилистических особенностей произведения. Понятие «стиль» означает исторически определенную совокупность образной системы художественных средств и способов». Кроме того, автор отмечает: «Стиль впитывает в себя национальные черты, связанные с конкретными условиями жизни и традициями народа» [4, с. 180]. И. Бекетова также указывает на то, что при исследовании стилистики памятники необходимо учитывать индивидуальную манеру автора: «Исследование стилистических особенностей помогает определить время и место бытования предмета. Определение стилистических черт произведения осуществляется на основе анализа его формы и декора. Музейные памятники далеко не всегда имеют яркие стилистические особенности. Определению стиля предмета мешает также существование имитаций, подражаний, копий». Из сказанного выше можно сделать вывод, что атрибутивная работа с изделиями фарфора и фаянса предполагает, прежде всего, рассмотрение их стилистических особенностей, формы и декора. Важно также отметить, что при разноплановом исследовании фарфорофаянсовых музейных предметов, их атрибуцию во многих случаях осуществляют по аналогам, а именно — подобным оригинальным произведениями, которые могут быть изготовлены из подобных материалов или иметь элементы аналогичной росписи или отдельных деталей декора (орнамента, завитков, отводок, обработки букетом отдельных частей поверхности изделия, наличия скульптурных элементов в отделке и т. д.). Важным моментом в процессе проведения атрибуции и реставрации произведений искусства является обязательное ведение документации. «Документирование включает учет и информативность — введение в научный оборот и создание банка данных» Особого внимания требуют замечания заведующего фондами Национального музея украинского народного декоративного искусства И. Бекетовой, которая утверждает, что каждый памятник связан с определенной средой, эпохой, конкретным событием и эту связь нужно установить: «Особенно важно выявить предметы, имеющие отношение к выдающимся деятелям или событиям, то есть предметы мемориальные. Данные о принадлежности памятника могут быть зафиксированы в письменных или изобразительных источниках» Итак, искусствоведы, эксперты — теоретики и практики в исследовании памятников культуры руководствовались научным подходом, что позволяет объективно решать вопросы атрибуции предметов художественного фарфора и фаянса. Важным фактором в проведении экспертизы и атрибуции произведений тонкой керамики — определении места изготовления памятника, авторства, времени создания — является исследование нанесенных, как правило, на обратную сторону различных клейм, марок, геральдических знаков, штампов, клейм в тесте, цифровых обозначений, надписей подглазурных, надглазурных, отметок золотом и тому подобное.

Следовательно, для эффективного проведения атрибуции нужно четко определить характерные признаки предмета, детально его осмотреть и выполнить:

– фотофиксацию предмета в разных ракурсах;

– провести замер изделия (измерить его высоту, ширину, длину, глубину, диаметр и т. д., указывая параметры в сантиметрах);

– определить типологические признаки и принадлежность предмета к определенному времени и исследовать стилевые особенности орнаментальной росписи (растительной, геометрической, антропоморфной, зооморфной и др.) и отметить место ее расположения (на венчике, тулове, зеркале, по всему полю сосуда и т. д.);

– выяснить источник поступления информации о памятнике (экспедиция, дар, закупка и т. п.);

– исследовать исторические сведения о создании памятника, его функционирование, поступление в музей и тому подобное;

– установить постоянное место хранения, владельца памятника, автора;

– указать название предмета (если есть специальный термин), а также время создания;

– детально описать форму исследуемого предмета, материал, из которого он сделан, основу;

– определить технику, технологию изготовления и способ ее выполнения (ручная лепка, гончарный круг, шликерное литье, наличие ангобного покрытия, глазури с указанием цвета);

– определить орнамент (углубленный, рельефный, расписной) и роспись по цвету (монохромная, полихромная).

Поскольку виды отделки изделий тонкой керамики, в том числе с применением декоративных элементов, достаточно разнообразны, это требует их отдельной систематизации для профессионального составления искусствоведческих экспертных заключений и ведения реставрационной документации. Произведения фарфора-фаянса является важным источником культурно-исторической информации, поэтому исследования памятников культуры, особенно музейных предметов, прежде всего, должны предусматривать расшифровку этих сведений. В культурологических исследованиях широко применяется принцип структурно-функционального анализа, который имеет немаловажное значение в искусствоведческих исследованиях музейного фарфора-фаянса, так как каждый экспонат является носителем определенной информации исторического значения и обладает определенными функциями. Целью структурно-функционального анализа художественных произведений тонкой керамики является описание их конструктивных особенностей, особенности фактуры материала и отображение подробной характеристики художественно-образного решения изучаемых предметов.

Выводы

Искусствоведческая экспертиза и атрибуция музейных произведений тонкой керамики предоставляет возможность расширить знания об истории создания памятника, его бытовании, используя комплекс методов исследования: технико-технологические и специальные методы для исследования произведений фарфора и фаянса в условиях современных лабораторий; иконографически-иконологический метод для изучения изображений, декора, отдельных сюжетов и образов художественных произведений фарфора-фаянса; метод искусствоведческого анализа для обработки искусствоведческой, исторической, научной литературы по исследованию художественных изделий из фарфора и фаянса и другие. В процессе атрибутивной идентификации и отождествления аналогий исследуемых фарфоровых и фаянсовых произведений с признаками бесспорно атрибутированого произведения можно установить авторство или предприятие, выпустившее продукцию. Детальное описание отражает понимание искусствоведом-экспертом или реставратором самой структуры памятника, его значение как информационного носителя определенной эпохи, события. Музейный экспонат в таком описании рассматривается как культурный феномен со своими определенными функциями. Выявление специфических особенностей произведений фарфора и фаянса XIX — начала ХХ веков в ходе музейной атрибуции, экспертизы и реставрации является тем фундаментом, на котором строятся все остальные аспекты исследования, и открывает путь к практическому применению искусствоведческой экспертизы в процессе восстановления раритетных памятников.

Литература:

  1. Виппер Б. Р. Статьи об искусстве. М., Изд-во «Искусство»
  2. Шестаков В. А. Особенности экспертизы культурных ценностей // Вопросы культурологии. 2008, № 11.
  3. Шестаков В. А. К вопросу формирования понятия «стоимость культурной ценности» //Наука на рубеже тысячелетий: Сборник материалов 4-ой международной научно практической конференции:30–31 октября 2007г.
  4. Яхонт О. В. Некоторые размышления и предложения по организации экспертизы произведений искусства// Экспертиза произведений изобразительного искусства. I научная конференция. Материалы. М, 1996.
Основные термины (генерируются автоматически): тонкая керамика, изделие, искусствоведческая экспертиза, музейная атрибуция, художественный фарфор, атрибутивная идентификация, атрибутивная работа, Национальный музей, структурно-функциональный анализ, украинское народное декоративное искусство.


Похожие статьи

Об истории прикладного искусства Узбекистана ХIХ столетия...

Ключевые слова: музеи; прикладное искусство; экспонаты; предметы керамики; сюзане.

При создании музейной экспозиции были представлены и отдельные образцы традиционной одежды как самостоятельные произведения народного искусства.

Источниковедческое значение археологических материалов из...

Знаменитые экспонаты дворцового собрания после создания музея пополнялись из музейных фондов других городов.

Прежде всего восхищает огромная коллекция народного прикладного искусства Узбекистана.

Вопросы практической технологии керамики и гончарного дела

Искусствоведческая экспертиза фарфоро-фаянсовых изделий. Из сказанного выше можно сделать вывод, что атрибутивная работа с изделиями фарфора и фаянса предполагает, прежде всего, рассмотрение их.

Эстетическое воспитание учащихся средствами музейной...

Народное и декоративно-прикладное искусство является неотъемлемой частью традиционной художественной культуры России и

Психолого-педагогический анализ музейной практики позволяет выявить два основных типа преимущественной направленности работы с детьми.

Народное декоративно-прикладное искусство как основа...

Часто предметы декоративно-прикладного искусства несут черты национальных традиций, тем самым выражают национальный характер.

Изделия народных художественных промыслов ценятся и потому, что они сохраняют творческий характер труда художника мастера...

Некоторые аспекты использования метода реконструкции...

...включающая такие виды анализа, как искусствоведческий, технико-технологический

изучения народного / этнического костюма является то, что музейные образцы одежды или обуви

изделий (по изобразительным данным музеев или других первоисточников) и...

Декоративно-прикладное искусство как средство формирования...

Поскольку в декоративно-прикладном искусстве наиболее ярко проявляется живая душа народа, то работа над формированием художественных

Познание народного творчества позволяет раскрыть национальные особенности представлений об окружающем мире.

Традиции декоративно-прикладного искусства как средство...

Национально-художественные традиции находятся в постоянном движении: изменения

Художественно-эстетическая образность в изделиях народного творчества делает их

Истоками декоративно-прикладного искусства являет народное художественное творчество...

Декоративно-прикладное искусство как средство эстетического...

Однако результаты анализа учебных программ дисциплин, которые состоят в региональном компоненте художественно-педагогического

Итак, знакомя школьников с изделиями народного декоративно-прикладного искусства, учителю следует добиваться того, чтобы...

Похожие статьи

Об истории прикладного искусства Узбекистана ХIХ столетия...

Ключевые слова: музеи; прикладное искусство; экспонаты; предметы керамики; сюзане.

При создании музейной экспозиции были представлены и отдельные образцы традиционной одежды как самостоятельные произведения народного искусства.

Источниковедческое значение археологических материалов из...

Знаменитые экспонаты дворцового собрания после создания музея пополнялись из музейных фондов других городов.

Прежде всего восхищает огромная коллекция народного прикладного искусства Узбекистана.

Вопросы практической технологии керамики и гончарного дела

Искусствоведческая экспертиза фарфоро-фаянсовых изделий. Из сказанного выше можно сделать вывод, что атрибутивная работа с изделиями фарфора и фаянса предполагает, прежде всего, рассмотрение их.

Эстетическое воспитание учащихся средствами музейной...

Народное и декоративно-прикладное искусство является неотъемлемой частью традиционной художественной культуры России и

Психолого-педагогический анализ музейной практики позволяет выявить два основных типа преимущественной направленности работы с детьми.

Народное декоративно-прикладное искусство как основа...

Часто предметы декоративно-прикладного искусства несут черты национальных традиций, тем самым выражают национальный характер.

Изделия народных художественных промыслов ценятся и потому, что они сохраняют творческий характер труда художника мастера...

Некоторые аспекты использования метода реконструкции...

...включающая такие виды анализа, как искусствоведческий, технико-технологический

изучения народного / этнического костюма является то, что музейные образцы одежды или обуви

изделий (по изобразительным данным музеев или других первоисточников) и...

Декоративно-прикладное искусство как средство формирования...

Поскольку в декоративно-прикладном искусстве наиболее ярко проявляется живая душа народа, то работа над формированием художественных

Познание народного творчества позволяет раскрыть национальные особенности представлений об окружающем мире.

Традиции декоративно-прикладного искусства как средство...

Национально-художественные традиции находятся в постоянном движении: изменения

Художественно-эстетическая образность в изделиях народного творчества делает их

Истоками декоративно-прикладного искусства являет народное художественное творчество...

Декоративно-прикладное искусство как средство эстетического...

Однако результаты анализа учебных программ дисциплин, которые состоят в региональном компоненте художественно-педагогического

Итак, знакомя школьников с изделиями народного декоративно-прикладного искусства, учителю следует добиваться того, чтобы...

Задать вопрос