Результаты исследования уровня развития эффективной коммуникации как компонента развития личности в высшем профессиональном образовании | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №19 (205) май 2018 г.

Дата публикации: 13.05.2018

Статья просмотрена: 501 раз

Библиографическое описание:

Капитонова, М. Н. Результаты исследования уровня развития эффективной коммуникации как компонента развития личности в высшем профессиональном образовании / М. Н. Капитонова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 19 (205). — С. 213-215. — URL: https://moluch.ru/archive/205/50331/ (дата обращения: 16.04.2024).



В данной статье описывается экспериментальное исследование на наличие владения компетенциями эффективной коммуникации студентов 1 курса ШЭМ ДВФУ (Школы Экономики и Менеджмента Дальневосточного федерального университета).

Ключевые слова: коммуникативная компетентность, общение, общительность

Для выявления ситуации о наличии сформированных коммуникативных компетенций у студентов Школы Экономики и Менеджмента ДВФУ(далее ШЭМ), были проведены исследования на основании запроса от работодателей, которые отмечают, что будущему сотруднику недостаточно только «знать» о предстоящей ситуации на работе, но и необходимо уметь, взаимодействовать в обществе через управление временем. А также иметь навык командного взаимодействия, быть стрессоустойчивым, ответственным, творчески и критически мыслить, уметь принимать решения [3, с.43].

Современное вузовское образование не формирует необходимые коммуникативные компетенции. Эффективная коммуникация как компонент развития личности в высшем профессиональном образовании отсутствует.

Проведено исследование студентов Школы Экономики и Менеджмента ДВФУ на наличие владения компетенциями эффективной коммуникации отвечающим запросам рынка труда, в нем приняли участие 145 студентов 1–2 курс (18–19 лет). Базой исследования выступила ШЭМ ДВФУ, кафедра современного банковского дела. Использовались методы исследования: тест Коммуникативных умений Михельсона Л. (Перевод и адаптация Ю. З. Гильбуха), тест Ряховского В. Ф. «Методика оценки уровня общительности», письменный опрос — анкета [1, с.31], [3, с.56].

Выявлено три группы студентов, у которых соответственно высокий, средний и низкий уровень коммуникативной компетенции.

Таблица 1

Сформированности коммуникативных умений студентов ШЭМ

Показатель коммуникативной компетентности

Группа учащихся

первая

вторая

третья

четвертая

Уровень общительности

завышенный

средний

ниже среднего

заниженный

Коммуникативные умения:

1

К

К

К

А

2

А

А

З

А

3

А

А

З

З

4

З

З

А

З

5

К

К

З

З

6

З

З

К

З

7

А

А

З

З

8

З

З

З

А

9

К

К

З

З

10

З

З

К

К

Сумма типов реакций

зависимый 4

зависимый 3

зависимый 6

зависимый 7

агрессивный 3

агрессивный 0

агрессивный 1

агрессивный 2

компетентный 3

компетентный 7

компетентный 3

компетентный 1

Примечание. Коммуникативные умения:

  1. Умение оказывать и принимать знаки внимания (комплименты) от сверстника.
  2. Реагирование на справедливую критику.
  3. Реагирование на несправедливую критику.
  4. Реагирование на задевающее, провоцирующее поведение со стороны собеседника.
  5. Умение обратиться к сверстнику с просьбой.
  6. Умение ответить отказом на чужую просьбу, сказать «нет».
  7. Умение самому оказать сочувствие, поддержку.
  8. Умение самому принимать сочувствие и поддержку со стороны сверстников.
  9. Умение вступить в контакт с другим человеком, контактность.
  10. Реагирование на попытку вступить с ним в контакт.

Студенты с высоким уровнем проявляют осознанный интерес к процессу межличностного взаимодействия; испытывают потребность устанавливать доброжелательные отношения в общении; понимают необходимость овладения коммуникативной культурой; готовы понять позицию другого, свободно передают и получают информацию, активно высказывают свое мнение. Общительны, открыты, искренни, великодушны, отзывчивы. Имеют глубокие знания коммуникативных норм, правил поведения, управляют +своими эмоциями. Выявлены умения слушать, создавать атмосферу творческого взаимодействия и сотрудничества, доверия, взаимопонимания, гибкости. Могут использовать весь арсенал вербальных и невербальных средств общения; свободно выражают мысли; адекватно оценивать и контролируют действия; демонстрируют устойчивое стремление к установлению и поддержанию контактов; способны преодолевать трудности общения.

Часть студентов со средним уровнем развития коммуникативной компетентности испытывает интерес в межличностных контактах и коммуникативном взаимодействии, слабо представляет его стратегию, поэтому не всегда достигает цели. Имеют достаточный объем знаний коммуникативных норм, правил поведения в общении. Признает значимость ценности партнера. Обладает такими качествами, как доброта иэмпатия, понимание и уважение, но в критической ситуации общения может потерять самообладание. Реагирует на чувства партнера по общению, лежащие на поверхности, но ошибается в их интерпретации. У студентов трудности со спонтанность самовыражения, в прогнозировании развития отношений, в сотрудничестве. При самоконтроле и самооценке не всегда объективен.

Студенты с низким уровнем развития коммуникативной компетентности демонстрирует отсутствие интереса к общению, не стремится к межличностным контактам, не стремится к сотрудничеству в процессе общения. Уровень развития коммуникативных умений — низкий. Студенты, обладающие низким уровнем развития коммуникативной компетентности, в общении ограничены. Общение носит интуитивный характер, эмпатия развита слабо, импульсивны.

Таким образом, современное вузовское образование формирует частично необходимые компетенции эффективной коммуникация как компонента развития личности в профессиональной деятельности. Результаты исследования показали три группы студентов с различным уровнем владения коммуникативными компетенциями — высокий, средний, низкий. С выявленными группами студентов в дальнейшем необходимо проводить педагогическую работу для формирования коммуникативных компетенций, учитывая в методиках и практиках особенности каждой группы студентов на преобразующем этапе исследования.

Литература:

  1. Курилова С. Ю.Формирование коммуникативной компетентности старшеклассников в учебной проектной деятельности: Дисс. канд. педаг. наук. — Владикавказ, 2011. — 224с., режим доступа: Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/formirovanie-kommunikativnoi-kompetentnosti-starsheklassnikov-v-uchebnoi-proektnoi-deyatelno
  2. Гузикова Т. А. Формирование профессионально-личностных качеств у студентов — олигофренопедагогов в процессе обучения в вузе: Дисс канд. педаг. наук- Владикавказ, 2011. — 196с., режим доступа: Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/formirovanie-professionalno-lichnostnykh-kachestv-u-studentov-oligofrenopedagogov-v-protsess
  3. Орлов, O. M. Профессиональная коммуникативная компетентность будущего специалиста / О. М. Орлов// Вестник ОГУ. 2002. — № 1. — С.128–132., режим доступа: http://www.dissercat.com/content/kommunikativnaya-kompetentnost-kak-determinanta-professionalnogo-stanovleniya-budushchego-ps
Основные термины (генерируются автоматически): коммуникативная компетентность, умение, уровень развития, группа студентов, компонент развития личности, наличие владения, правило поведения, современное вузовское образование, студент Школы Экономики, эффективная коммуникация.


Похожие статьи

Формирование коммуникативной компетентности как условие...

Коммуникативная компетентность включает как наличие знаний, умений и навыков

Также в качестве эффективного средства осуществления межличностного взаимодействия, развития коммуникативных способностей студентов используются активные методы обучения.

Уровни развития коммуникативной компетентности

Информационно-теоретический критерий развития коммуникативной компетентности у студентов предполагает: наличие знаний о коммуникативной компетентности как ценностного качества будущего специалиста...

Изучение сформированности коммуникативной компетентности...

Ключевые слова: коммуникативная компетентность, студент, тренинг, диагностика, рекомендации. В ХХI веке возрастает роль владения человеком коммуникативной

Рис. 1. Уровень сформированности коммуникативных умений у студентов педагогического вуза.

Компоненты, критерии и показатели коммуникативной...

Под коммуникативной компетентностью преподавателя высшей школы мы понимаем уровень сформированности

В последнее десятилетие идея развития критического мышления стала наиболее популярной среди специалистов образования взрослых.

Понятие «коммуникативная компетенция» и его становление...

Термином «коммуникативная (языковая) компетентность» пользуются Ю.М. Жуков, А.А. Петровская

Формирование ключевых компетенций студентов на занятиях по...

Развитие иноязычной коммуникативной компетенции как основная цель обучения иностранному языку.

Возможности использования ассертивной модели поведения для...

Уровни развития коммуникативной компетентности. Коммуникативная компетентность специалиста определяется его коммуникативной деятельностью, которая

Ключевые слова: информационная компетентность, менеджер, компоненты, профессиональное образование.

Анализ коммуникативной компетентности студентов...

Измерение уровня развития операционального и эмоционально–волевого компонентов коммуникативной компетентности; Результаты теста на определение коммуникативных умений по методике Михельсона показывают...

Коммуникативная компетенция: сущность и компонентный состав

Ключевые слова: коммуникативная компетенция, компетентность, компетенция.

Коммуникативная компетенция — владение навыками и умениями в разных видах речевой деятельности.

Формирование ключевых компетенций студентов на занятиях по...

Роль коммуникативной компетентности...

коммуникативная компетентность, способность, умение, процесс общения, восприятие субъектов, совместная деятельность, собственное поведение, поведенческий компонент, будущий менеджер, теория коммуникации.

Похожие статьи

Формирование коммуникативной компетентности как условие...

Коммуникативная компетентность включает как наличие знаний, умений и навыков

Также в качестве эффективного средства осуществления межличностного взаимодействия, развития коммуникативных способностей студентов используются активные методы обучения.

Уровни развития коммуникативной компетентности

Информационно-теоретический критерий развития коммуникативной компетентности у студентов предполагает: наличие знаний о коммуникативной компетентности как ценностного качества будущего специалиста...

Изучение сформированности коммуникативной компетентности...

Ключевые слова: коммуникативная компетентность, студент, тренинг, диагностика, рекомендации. В ХХI веке возрастает роль владения человеком коммуникативной

Рис. 1. Уровень сформированности коммуникативных умений у студентов педагогического вуза.

Компоненты, критерии и показатели коммуникативной...

Под коммуникативной компетентностью преподавателя высшей школы мы понимаем уровень сформированности

В последнее десятилетие идея развития критического мышления стала наиболее популярной среди специалистов образования взрослых.

Понятие «коммуникативная компетенция» и его становление...

Термином «коммуникативная (языковая) компетентность» пользуются Ю.М. Жуков, А.А. Петровская

Формирование ключевых компетенций студентов на занятиях по...

Развитие иноязычной коммуникативной компетенции как основная цель обучения иностранному языку.

Возможности использования ассертивной модели поведения для...

Уровни развития коммуникативной компетентности. Коммуникативная компетентность специалиста определяется его коммуникативной деятельностью, которая

Ключевые слова: информационная компетентность, менеджер, компоненты, профессиональное образование.

Анализ коммуникативной компетентности студентов...

Измерение уровня развития операционального и эмоционально–волевого компонентов коммуникативной компетентности; Результаты теста на определение коммуникативных умений по методике Михельсона показывают...

Коммуникативная компетенция: сущность и компонентный состав

Ключевые слова: коммуникативная компетенция, компетентность, компетенция.

Коммуникативная компетенция — владение навыками и умениями в разных видах речевой деятельности.

Формирование ключевых компетенций студентов на занятиях по...

Роль коммуникативной компетентности...

коммуникативная компетентность, способность, умение, процесс общения, восприятие субъектов, совместная деятельность, собственное поведение, поведенческий компонент, будущий менеджер, теория коммуникации.

Задать вопрос