Известный туркменский народный музыкант Амангельди Гонибек | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №19 (205) май 2018 г.

Дата публикации: 13.05.2018

Статья просмотрена: 314 раз

Библиографическое описание:

Аллабердиева, М. Х. Известный туркменский народный музыкант Амангельди Гонибек / М. Х. Аллабердиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 19 (205). — С. 423-425. — URL: https://moluch.ru/archive/205/50322/ (дата обращения: 19.04.2024).



Ключевые слова: туркменская национальная музыка, бахши, Амангельди Гонибек, Гёктепе.

The article describes XIX centuries famous Turkmen musician and bakhshy Amangeldi Gonibek. He is the founder of the new musical trend and the first man who was organizer and takes the lead in the musician and bakhshy's meeting, who composes a tune that became classical Turkmen melody and well-known peacemaker of his time. Amangeldi Gonibek's personalities are devoted a large number of literary works of the 20th century and the present.

Key words: Turkmen national melody, bakhshy, Amangeldi Gonibek, Gokdepe.

«Трудно себе вообразить другую страну, в которой бы музыка пользовалась таким распространением, вниманием и влиянием, как в Туркменистане, где она, оставаясь в буквальном смысле всенародным достоянием, не теряет своего профессионального характера, обеспечивающего ей высокую степень совершенства» [3, 41].

Туркменский народ является обладателем уникального национального музыкального искусства, которое уходит своими корнями вглубь веков и совершенствуется по сей день. У истоков этого музыкального искусства стоял известный музыкант, бахши, первой половины XIX века Амангельди Гонибек. Мелодии, которые он сочинял и исполнял, отражают, прежде всего, духовный мир туркменского народа. Его музыка отличалась своим патриотизмом и лиричностью: бахши воспел красоту туркменской земли и «волшебные», по мнению музыканта, горы Копетдага. Уникальные мелодии Амангельди Гонибека были призваны помочь обрести человеку веру в себя, наполнить сердца людей любовью друг к другу, подарить и слушателю и исполнителю минуты полной эйфории и счастья.

Амангельди Оразалы оглы по прозвищу Гонибек, выдающийся туркменский музыкант, основатель нового своеобразного периода в истории туркменского музыкального искусства появился на свет в 1830 году в поселении-крепости Гёкдепе, в местности Ахал, расположенной в Туркменистане в предгорьях Копетдага.

За свою честность, прямоту и приверженность к справедливости односельчане прозвали его Амангельди “göni” (гони) или “Gönibeg” (Гонибек), что в переводе с туркменского обозначает «прямой», «прямолинейный», «недвусмысленный», «правильный» бек.

В возрасте 10–12 лет у будущего музыканта умирает отец и на его детские плечи ложатся заботы о многодетной семье. На жизнь мальчик вынужден зарабатывать, работая пастухом. Именно в этот нелёгкий период жизни Амангельди пристрастился к игре на дутаре. Музыка привела к его сближению с бахши-односельчанином Хемра Шихом, который впоследствии становится его наставником. Так с юношеских лет Амангельди всецело решил посвятить себя музыке. В Ахале чрезвычайно трепетно относились к дутарному исполнительству, расценивая его как очень тонкое, изящное музыкальное искусство.

Главным требованием для будущего сазанда (музыканта) было неукоснительное следование исполнительской традиции и творческому кредо своего наставника, высокопрофессиональное исполнение виртуозных народных мелодий с целью донесения этого высокого искусства последующим поколениям. Благодаря строгим требованиям ценнейшие образцы народной дутарной музыки дошли до нашего времени в своем первозданном виде. Исполнение дутарных мелодий, считающихся вершиной мастерства туркменской музыки, характерно исключительно для ахалской школы народного исполнительства.

В совершенстве освоив музыкальный репертуар своих предшественников, Гонибек создал множество бесценных творений, доведя свое искусство до непревзойденных высот. Творчество Амангелди Гонибека ознаменовало новую эпоху в развитии дутарной музыки туркмен. Он является автором высокохудожественных музыкальных произведений «Gökdepe mukamy» (“Напевы Гокдепе”), «Aýralyk mukamy» (“Мелодия разлуки”), «Dilim gyrk» (“Покаяние”), «Söýli halan» (“Понравившаяся Сойли мелодия”), «Bike halan» (“Понравившаяся Бике мелодия”), «Şadilli mukamy» («Мелодия Шадилли»).

“Gökdepe mukamy” (“Напевы Гёктепе”) — это произведение историко-патриотического характера, «Söýli halan» (“Понравившаяся Сойли мелодия”) и «Bike halan» (“Понравившаяся Бике мелодия”) наполнены лирическим оттенком. В мукамах (мелодиях) Амангельди Гонибека, согретых душевным теплом их творца, нашел художественное воплощение мир туркмен. Когда слушаешь восхитительную музыку этого выдающегося музыканта, перед нами возникают бескрайние пастбища, покрытые зеленым ковром разнотравья, величественные горные вершины, образы туркменских женщин, полных очарования и грации, слышатся дуновение знойного ветра, пение птиц, серебряный перезвон национальных женских украшений.

Однако, Амангельди Гонибек был известен среди народа не только как искусный музыкант, но и как сторонник решения жизненных проблем мирным путем. Всю свою сознательную жизнь он посвятил обеспечению мирного сосуществования людей, выступая миротворцем в возникающих межплеменных конфликтах. Так до наших дней дошли сведения, что бахши «был близким советчиком Нурберди хана — человека, стоявшего во главе Ахалского и Марыйского регионов нынешнего Туркменистана. Когда между местными племенами или соседними народами возникали разногласия, Нурберди хан направлял Амангелди Гонибека, пользовавшегося большим авторитетом и уважением среди народа, в качестве своего представителя, чтобы на месте разрешить конфликт» [1, 253].

Амангельди Гонибек много путешествовал. Он неоднократно гостил и у вышеназванного Нурберди хана, и у Човдур хана, воины которого воодушевлялись музыкой бахши. Музыкант поддерживал близкую связь и с ещё одним известным туркменским бахши Гарадали Гокленом. У Амангельди Гонибека были многочисленные друзья и в Мары, и в Хиве, благодаря чему бахши был всегда осведомлен обо всем, что происходило вокруг. К его словам прислушивались, с его мнением считались.

Именно Амангельди Гонибек стал первым инициатором и организатором встречи туркменских музыкантов и бахши, которая состоялась в середине второй половины XIX века в районе Гёкдепе в селе Янгала. На эту встречу съехались десятки известных музыкантов и бахши со всех регионов Туркменистана. Среди них были Гарадали Гоклен, Шукур бахши, Батыр бахши, Гулгельди бахши, Сухангулы бахши и многие другие представители музыкального мира. Встреча проходила несколько дней. Нурберды хан, также принимавший участие в этой встрече, высоко оценил организаторские способности Амангельди Гонибека и отметил, что такие встречи способствуют развитию музыкального искусства, укрепляют мир и дружбу. Хан прилюдно выразил искреннюю благодарность Амангельди Гонибеку.

Весьма ответственно Амангельди Гонибек подходил и к выбору учеников, стараясь распознать истинно одарённых. «Каждый раз, когда человек берет в руки дутар, он становится чище душой, преисполняется светлыми помыслами. Наши предки считали это ремесло священным, достойным занятием. Наш долг — добросовестно служить достойному искусству», — такие наставления давал Амангельди Гонибек своим ученикам [2, 4]. Несмотря на усердие, не каждый ученик признавался достойным благословения прославленных музыкантов. Вот по какой причине у Амангельди Гонибека был единственный, но вошедший в ряд известных и талантливых бахши, ученик — Кел бахши (1850–1923). Кел бахши родился в 1850 году в Гёкдепе в селе Ызгант. Айдогды Амангельди оглы по прозвищу Кел бахши, уроженец села Ызгант стал учеником Амангельди Гонибека еще будучи совсем юным мальчишкой. Будущий корифей туркменской музыки Кел бахши в течение шестнадцати лет постигал секреты мастерства у своего учителя — таланта-самородка, виртуозного исполнителя дутарных сазов Амангелди Гонибека. И лишь достигнув зрелости, музыкант заслужил благословение наставника. Благодаря своему старанию его имя стало известным далеко за пределами Ахала. Но, к сожалению, наставнику не суждено было увидеть музыкальных успехов своего ученика.

Амангельди Гонибек героически погиб в возрасте 49-и лет в 1879 году в последние дни первого Гёктепинского сражения (поход и поражение генерала Ломакина). Бахши всем народом похоронили на северной стороне Гёктепинской крепости. Известнейший музыкант и миротворец, к счастью, не дожил до трагических событий 12 января 1881 года, когда после отчаянного сопротивления, Гёктепе был взят штурмом войсками генерала Скобелева. Несмотря на активные военные действия в этих местах, соплеменники сохранили в памяти место захоронения выдающегося бахши и с обретением независимости (1991 г.), благодарные потомки установили на этом месте памятник.

Бесценное наследие, оставленное известным музыкантом Амангельди Гонибеком, нашло свое отражение и в туркменской литературе. В истории туркменской литературы существует множество работ, посвященных жизни и творчеству талантливого музыканта. Это научный труд С. Овезбаева «Гонибек», (журнал «Туркменоведение», № 1, 1927 г.), книга Х. Дурдыева «Когда говорит дутар» (издательство «Туркменистан», 1967 г.), произведение А. Солтанова «Овезбай Кесеаркач» (Ашхабад, 1992 г.), а также работа правнука музыканта Нурмурада Ниязлыева «Гонибек» (издательство «Туркменистан», 1999 г.), в которой дается обширная и исчерпывающая информация об известном бахши.

О жизни и творчестве Амангельди Гонибека, жившего заботами о народе и оставившего потомкам бесценное музыкальное наследие, написаны и крупные художественные произведения. Одним из них является исторический роман Амангельди Шихлиева «Мелодия независимости». В нем рассказывается о нелёгком времени, в котором жил музыкант, о детстве Амангельди Гонибека, его роли в развитии туркменского музыкального искусства, о почитании его музыкального творчества туркменским народом. Автору удалось мастерски изобразить образ Амангельди Гонибека, как искусного музыканта, описать высоконравственные качества бахши. Художественный образ Амангельди Гонибека в романе Амангельди Шихлиева полностью соответствует его прототипу. Автор воспроизвел реальный образ бахши, опираясь на исторические документы и факты. Роман Амангельди Шыхлыева «Мелодия независимости» является ещё одним наглядным примером бескрайнего уважения туркменского народа к выдающемуся бахши XIX века Амангельди Гонибеку.

Особое место образу бахши отвёл в своих книгах «Культура — душа народа» и «Бахши — предвестники народного счастья» Лидер туркменской нации Гурбангулы Бердымухаммедов. Будучи человеком, глубоко почитающим искусство, с большим знанием, любовью и особым трепетом к духовному наследию, к корифеям туркменского национального искусства, Гурбангулы Бердымухаммедов описал особенности туркменского мелодизма и сложения мукамов, проследил преемственность наставнических традиций и становление различных творческих школ, показал роль бахши в национальной культуре на протяжении веков, в том числе на современном этапе.

Туркмены — музыкальный народ. Прекрасная национальная музыка, у истоков которой стоял Амангельди Гонибек, и по сей день объединяет и сплачивает людей, делает их сильнее, вдохновляет на добрые дела.

Литература:

  1. Гурбангулы Бердымухамедов. Бахши — предвестники народного счастья. Ашхабад, 2015 г.
  2. Ниязлыев Н. Гонибек. Ашхабад, 2011 г.
  3. Успенский В., Беляев В., Туркменская музыка. т.1. — М., 1928.
Основные термины (генерируются автоматически): Бахши, туркменский народ, мелодия, известный музыкант, искусный музыкант, музыкальное искусство, Туркменистан, туркменская литература, туркменская музыка, туркменское музыкальное искусство.


Ключевые слова

туркменская национальная музыка, бахши, Амангельди Гонибек, Гёктепе

Похожие статьи

И снова о Шукур Бахши | Статья в журнале «Молодой ученый»

Ключевые слова: туркменская национальная музыка, дутар, бахши, Шукур бахши.

Ярчайшим представителем плеяды туркменских бахши является певец и музыкант конца XIX начала XX века известный под именем Шукур бахши.

Рукописный вариант узбекского героического эпоса «Гёроглы»...

Это, во-первых, повышало музыкальный опыт исполнителя-бахши, а, во-вторых, удовлетворяло народные запросы. Ибо, свадебные торжества узбекского, туркменского и каракалпакского народов обязательно начинались со стихов Махтумкули.

Искусство народных сказителей Узбекистана | Статья в журнале...

Есть узбекские макомы-сложная в исполнении лирическая музыка со множеством музыкальных исполнителей. Среди этих разновидностей особняком стоят народные сказители-«бахши» (в Хорезмской области-«халфа»). Данный вид искусства своеобразен и многогранен.

Исторические корни образа Авазхана из цикла «Гороглы»...

Известный туркменский народный музыкант Амангельди Гонибек. Скачать электронную версию. Ключевые слова: туркменская национальная музыка, бахши, Амангельди Гонибек, Гёктепе.

Фольклорно-этнографический компонент в художественной...

Рубрика: 4. Художественная литература.

Не такой уж он был наивный, когда не уставал твердить, что кюйши и бахши — порождение нечистой силы.

А вот сцена, которую наблюдает пленник-казах в туркменском ауле: «А здесь тихо, мрачно.

Национальное достояние туркменского народа

Национальное достояние туркменского народа. Авторы: Ягмурова Лола Мамедовна, Джумаева Гульджахан Нурыевна, Розыева Гулялек Гурбанмырадовна.

Из века в век, из поколения в поколение туркменские бахши передавали легендарные сказания о Гёроглы, украшенные...

Эпос «Горкут ата» как историко-этнографический источник

Выдающийся памятник культурного наследия туркменского народа эпос «Горкут ата» («Книга моего деда Горкуда»), датируемый V в., давно вошел в мировую сокровищницу литературы.

Песни, сказания из эпоса исполнялись певцами — бахши на туркменских празднествах...

Образ Гуругли в узбекских народных эпосах и его...

Литература

Рахматулла Юсуф оглы, приводя сведения об именах известных ему бахши, места их происхождения, особо останавливается на творчестве сказителей-бахши, отмечая: «Однако.

Похожие статьи

И снова о Шукур Бахши | Статья в журнале «Молодой ученый»

Ключевые слова: туркменская национальная музыка, дутар, бахши, Шукур бахши.

Ярчайшим представителем плеяды туркменских бахши является певец и музыкант конца XIX начала XX века известный под именем Шукур бахши.

Рукописный вариант узбекского героического эпоса «Гёроглы»...

Это, во-первых, повышало музыкальный опыт исполнителя-бахши, а, во-вторых, удовлетворяло народные запросы. Ибо, свадебные торжества узбекского, туркменского и каракалпакского народов обязательно начинались со стихов Махтумкули.

Искусство народных сказителей Узбекистана | Статья в журнале...

Есть узбекские макомы-сложная в исполнении лирическая музыка со множеством музыкальных исполнителей. Среди этих разновидностей особняком стоят народные сказители-«бахши» (в Хорезмской области-«халфа»). Данный вид искусства своеобразен и многогранен.

Исторические корни образа Авазхана из цикла «Гороглы»...

Известный туркменский народный музыкант Амангельди Гонибек. Скачать электронную версию. Ключевые слова: туркменская национальная музыка, бахши, Амангельди Гонибек, Гёктепе.

Фольклорно-этнографический компонент в художественной...

Рубрика: 4. Художественная литература.

Не такой уж он был наивный, когда не уставал твердить, что кюйши и бахши — порождение нечистой силы.

А вот сцена, которую наблюдает пленник-казах в туркменском ауле: «А здесь тихо, мрачно.

Национальное достояние туркменского народа

Национальное достояние туркменского народа. Авторы: Ягмурова Лола Мамедовна, Джумаева Гульджахан Нурыевна, Розыева Гулялек Гурбанмырадовна.

Из века в век, из поколения в поколение туркменские бахши передавали легендарные сказания о Гёроглы, украшенные...

Эпос «Горкут ата» как историко-этнографический источник

Выдающийся памятник культурного наследия туркменского народа эпос «Горкут ата» («Книга моего деда Горкуда»), датируемый V в., давно вошел в мировую сокровищницу литературы.

Песни, сказания из эпоса исполнялись певцами — бахши на туркменских празднествах...

Образ Гуругли в узбекских народных эпосах и его...

Литература

Рахматулла Юсуф оглы, приводя сведения об именах известных ему бахши, места их происхождения, особо останавливается на творчестве сказителей-бахши, отмечая: «Однако.

Задать вопрос