Использование элементов педагогической технологии при преподавании дисциплин «Факультативная терапия» и «Кардиология» для формирования клинического мышления будущих врачей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Ахмедова, Н. Д. Использование элементов педагогической технологии при преподавании дисциплин «Факультативная терапия» и «Кардиология» для формирования клинического мышления будущих врачей / Н. Д. Ахмедова, Н. Б. Ботирова, Сарвиноз Юлдашева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 19 (205). — С. 179-181. — URL: https://moluch.ru/archive/205/50315/ (дата обращения: 24.04.2024).



Классическое медицинское образование ХХ века строилось на непосредственной передаче знаний от учителя к ученикам и имело в качестве одного из главных инструментов лекции и обучение «у постели» больного, что не удовлетворяет требованиям сегодняшнего дня. Одним из значимых компонентов стратегии перестройки профессионального образования стало широкое внедрение в учебный процесс активных форм обучения, которые охватывают все виды аудиторных и внеаудиторных занятий со студентами [1].

Активное обучение — это, прежде всего, новые формы, методы и средства обучения, которые побуждают студентов к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Предполагается, что использование такой системы методов направлено главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение студентами знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности. Применение интерактивных методов предполагает включение в образовательный процесс соответствующих средств обучения. Одним из ведущих принципов интерактивного обучения является активное использование разнообразных технических и электронных средств [2, с. 3]. Безусловно, большой популярностью сегодня пользуются учебные электронные презентации, созданные в программе MS Power Point: — презентация-фронтальный опрос; — электронный диктант; — учебная презентация с использованием интерактивной анимации с помощью триггеров; — компьютерные презентации, сопровождающие воспитательные мероприятия: игра «Кто хочет стать отличником?» и др. В ходе обучения на цикле факультативная терапия и основы кардиологии (4 и 5 курс медицинских вузов) обучающийся должен сформировать и продемонстрировать ряд общекультурных (способность и готовность к логическому и аргументированному анализу, публичной речи, ведению дискуссии и полемики, редактированию текстов профессионального содержания, сотрудничеству и разрешению конфликтов, толерантности) и профессиональных компетенций (способность и готовность к формированию системного подхода, анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности). С целью освоения вышеизложенных компетенций, а также для побуждения студента к мыслительной деятельности, развития его творческого мышления, умений и навыков самостоятельной работы, что очень важно для практического врача, мы ввели в учебный процесс ряд инновационных технологий обучения.

Инновационные технологии активно внедряются в образовательный процесс. Сегодня невозможно себе представить лекций без презентаций, практических занятий − без использования компьютеров, даже лабораторные работы переводят на виртуальные с цифровой обработкой данных и графическим представление полученной информации. С таким разнообразием использования компьютерной техники и программного обеспечения формы контроля знаний тоже претерпевают перестройку. С нашей точки зрения образовательная среда Moodle, мнемоника, кейс-стадий, игровые методики являются уникальной платформой для создания инновационных технологий контролирующего блока.

На кафедре факультативная терапия уже более двух лет нами осуществляется преподавание дисциплины «кардиология» с использованием платформы LMS Moodle, кейс-стадий, мнемоника, а также игровые технологии обучения.

M-лекции и М-тесты — это лекции и задания в тестовой форме, спроектированные для уникальной образовательной платформы Moodle (LMS Moodle) с учетом специфики дистанционного обучения.

Сравнительно недавно широкое распространение в образовании получил метод решения кейсов, став одной из самых эффективных технологий обучения. Внедрение учебных кейсов в практику медицинского образования в настоящее время является весьма актуальной задачей. Кейс представляет собой описание конкретной реальной ситуации, подготовленное по определенному формату и предназначенное для обучения учащихся анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов ее решения в соответствии с установленными критериями. Суть кейс–метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности учащихся, в результате чего происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Преимуществом кейсов является возможность оптимально сочетать теорию и практику, что представляется достаточно важным при подготовке специалиста. Метод кейсов способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление. Соответственно, решить кейс — это значит проанализировать предложенную ситуацию и найти оптимальное решение. Врач решает кейсы каждый раз, когда ставит пациенту диагноз и назначает лечение. Работа студентов с медицинскими кейсами предполагает активный метод обучения, основанный на рассмотрении конкретных (реальных) ситуаций из практики будущей деятельности обучающихся. Студенты получают клиническую информацию в первой части которой описывается начальное состояние пациента и симптомы болезни, вторая содержит в себе результаты первичного осмотра, последующие части посвящены результатам анализов, диагнозу специалистов, назначенному лечению, реакции пациента на это лечение и дальнейшему прогрессу лечения. В ходе обсуждения от студентов требуется поставить дополнительные вопросы, выдвинуть гипотезы, сформировать план для самостоятельного изучения материалов по теме. Таким образом, с введением кейсов в обучение студенты-медики погружаются в мир врачебной практики вместо чисто теоретической подготовки.

Модульная система обучения — это современная педагогическая технология, которая базируется на блочном (модульном) построении материала, который усваивается последовательно и оценивается путем накопления рейтинговых баллов за занятия и самостоятельную работу. Она реализуется в контексте принципов познавательной деятельности, индивидуальной структуризации программы и психологического комфорта. Преподаватель в учебном плане самостоятельно распределяет количество баллов на каждый модуль, за разные виды учебной деятельности, формы контроля знаний. Использование модульного обучения в «Кардиологии» позволяет не только активизировать познавательные способности учащихся, но и повышает их интерес к освоению учебного материла. Это связано с тем, что модульное обучение позволяет понять причинно-следственные связи между теорией и непосредственной практической деятельностью специалиста [3]

Технология «Тематический кроссворд». Вряд ли кто-то вспомнит и задумается о том, кто был первопроходцем в составлении кроссвордов. Уже много лет эта чудная игра живет, растет, развивается и видоизменяется. Многие преподаватели согласятся с тем, что применение кроссвордов, их составление, решение, способствует развитию мышления учащихся, учит четко, логично и лаконично выражать свои мысли [5]. Составление кроссвордов ориентировано на развитие интеллектуально-творческих, общекультурных и профессиональных компетенций. После изучения тематического блока дисциплины преподаватель, как вариант самостоятельной работы, предлагает каждому студенту индивидуально составить кроссворд с целью повторения и закрепления пройденного материала. При составлении кроссворда студентам рекомендуется обращаться к учебной и научной литературе. Например, занятие по теме: «Приобретенные пороки сердца». Студент 1 — составляет кроссворд на тему «митральные пороки», студент 2 — «Аортальные порки сердца» и т. д. Минимальное количество слов в кроссворде не менее 30.

Решение кроссвордов составляет альтернативу тестовому контролю знаний обучающихся. Наличие вопросов в кроссворде, на которые следует дать ответ, сближает кроссворды с тестами открытой формы, а наличие подсказки (буквы на пересечении слов) — с тестами закрытой формы. На занятии студенты сначала работают в паре (предлагают друг другу решить свои кроссворды), что позволяет проверить индивидуальную подготовку к занятию каждого студента, а затем идет общее обсуждение кроссвордов, которые представляет в группе сам автор — проверка общей готовности группы к занятию. Тематические кроссворды предполагают балльное оценивание: как составление, так и решение. С целью стимулирования творческо-образовательного процесса студенты выбирают лучший кроссворд, что позволяет автору получить поощрительные баллы.

На наш взгляд, такой вид обучения стимулирует познавательную активность студента (активная работа с медицинской литературой); расширяет его кругозор по обсуждаемой теме; обогащает профессиональный глоссарий; способствует развитию логического мышления и творческих способностей. Все эти навыки необходимы современному специалисту медицинского профиля. Используя такой метод обучения, преподаватель осуществляет дифференцированный подход (как путем создания ресурсов разного уровня сложности, так и постановкой задач: решить/составить).

С целью обеспечения непрерывного контроля работы учащихся по качеству усвоения материала преподаватель должен разделить учебный материал на структурно-логические модули (блоки), определив нормативные баллы (правила их начисления) на все задания и задачи дисциплины. Составить регламент, с учетом рейтинга, на основе которого будет производиться оценивание знаний. Общая оценка представляет собой сумму рейтинговых оценок за отдельные модули. В качестве модулей предмета/дисциплины целесообразно выделить самостоятельный цикл работы, индивидуальные домашние работы с целью закрепления теоретических знаний. По завершении модуля проводится контроль знаний (в виде тестирования, контрольной работы, контрольных задач, устного опроса, написания отчета и собеседования и т. д.), а для коррекции процесса обучения, в процессе текущего контроля, целесообразно вести учет и анализ ошибок, указывающих на пробелы в знаниях.

Таким образом, важным компонентом применения современных педагогических технологий является гибкость и возможная перестройка изложения учебного материала. Методической задачей является поиск правильных путей применения интенсивных средств и форм обучения, а одним из показателей рациональности использования современных педагогических технологий будет интерес у учащихся к предмету изучения, стремление к самостоятельной деятельности и профессиональному и карьерному росту. Постепенный переход вузов к современным образовательным технологиям даст новый импульс системе медицинского образования, позволит перейти к инновационному пути развития высшего медицинского образования.

Литература:

  1. Гущин, В. Ю. Интерактивные методы обучения в высшей школе / В. Ю. Гущин // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна». — 2012. — № 2. — С. 1–18.
  2. Интерактивные методы, формы и средства обучения: методические рекомендации. — Ростов-на-Дону: РЮИ, 2013. — 49 с. 90
  3. Кашлев, С. С. Технология интерактивного обучения / С. С. Кашлев. — Минск, Белорусский верасень, 2005. — 196 с.
  4. Реутова, Е. А. Применение активных и интерактивных методов обучения в образовательном процессе вуза / Е. А. Реутова. — Новосибирск: Изд- во НГАУ, 2012. — 58 с.
  5. Ульяновская С. А., Баженов Д. В. Клинический подход в преподавании анатомии на английском языке /Материалы конф. Посвящ.50-летию Медицинского института и кафедры нормальной анатомии Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева. –Саранск, 2017.- С.20–22.
Основные термины (генерируются автоматически): LMS, студент, кроссворд, медицинское образование, самостоятельная работа, учебный материал, модульное обучение, образовательный процесс, практическая деятельность, учебный процесс.


Похожие статьи

Особенности организации практического обучения в колледже

Практическая направленность обучения студентов — основное направление подготовки студентов колледжа.

Например, в процессе преподавания английского языка изучается терминология, характерная для профессиональной деятельности техника по...

Модульность в образовании: методики, сущность, технологии

модульное обучение, учебный материал, учебный процесс, модуль, обучающийся, модульная технология, модульно-рейтинговая образовательная технология, модульная система обучения, модульный блок, выбор форм.

Самостоятельная работа студентов как важнейшая...

· Внеаудиторную СРС при выполнении студентом домашних заданий учебного и творческого характера. Эта классификация достаточно условна, и в реальном образовательном процессе эти виды зачастую пересекаются друг с другом.

Особенности модульной организации образовательного...

модульное обучение, модуль, учебная программа, учебный материал, студент, работа, задание, обратная связь, модульная технология, содержание.

Модульные технологии обучения в вузе | Статья в сборнике...

Сущность его заключается в том, что студент самостоятельно достигает целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем, который объединяет цели обучения, учебный материал с указанием заданий...

Применение блочно-модульной технология в развитии...

модульное обучение, модуль, учебная программа, учебный материал, студент, работа, задание, обратная связь, модульная

Модульность в образовании: методики, сущность, технологии. модуль, модульное обучение, учебный материал, дисциплина, учебный...

Модульное обучение как один из способов повышения качества...

модульное обучение, студент, модульное занятие, учебное содержание, учебный материал, модульная система образования, модуль

Модульность в образовании: методики, сущность, технологии. модуль, модульное обучение, учебный материал, дисциплина...

Использование учебных видеофайлов Flash на примере предмета...

студент, учебный материал, самостоятельная работа, технология обучения, модульное обучение, бригадно-индивидуальное обучение, проблема, группа, преподаватель, персонализированное обучение.

Самостоятельная работа при обучении иностранному языку

иностранный язык, учебный процесс, процесс обучения, развитие самостоятельности, технический вуз, студент, самостоятельная работа, неязыковый вуз, формирование навыков самостоятельности, языковая подготовка...

Похожие статьи

Особенности организации практического обучения в колледже

Практическая направленность обучения студентов — основное направление подготовки студентов колледжа.

Например, в процессе преподавания английского языка изучается терминология, характерная для профессиональной деятельности техника по...

Модульность в образовании: методики, сущность, технологии

модульное обучение, учебный материал, учебный процесс, модуль, обучающийся, модульная технология, модульно-рейтинговая образовательная технология, модульная система обучения, модульный блок, выбор форм.

Самостоятельная работа студентов как важнейшая...

· Внеаудиторную СРС при выполнении студентом домашних заданий учебного и творческого характера. Эта классификация достаточно условна, и в реальном образовательном процессе эти виды зачастую пересекаются друг с другом.

Особенности модульной организации образовательного...

модульное обучение, модуль, учебная программа, учебный материал, студент, работа, задание, обратная связь, модульная технология, содержание.

Модульные технологии обучения в вузе | Статья в сборнике...

Сущность его заключается в том, что студент самостоятельно достигает целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем, который объединяет цели обучения, учебный материал с указанием заданий...

Применение блочно-модульной технология в развитии...

модульное обучение, модуль, учебная программа, учебный материал, студент, работа, задание, обратная связь, модульная

Модульность в образовании: методики, сущность, технологии. модуль, модульное обучение, учебный материал, дисциплина, учебный...

Модульное обучение как один из способов повышения качества...

модульное обучение, студент, модульное занятие, учебное содержание, учебный материал, модульная система образования, модуль

Модульность в образовании: методики, сущность, технологии. модуль, модульное обучение, учебный материал, дисциплина...

Использование учебных видеофайлов Flash на примере предмета...

студент, учебный материал, самостоятельная работа, технология обучения, модульное обучение, бригадно-индивидуальное обучение, проблема, группа, преподаватель, персонализированное обучение.

Самостоятельная работа при обучении иностранному языку

иностранный язык, учебный процесс, процесс обучения, развитие самостоятельности, технический вуз, студент, самостоятельная работа, неязыковый вуз, формирование навыков самостоятельности, языковая подготовка...

Задать вопрос