Использование внутренней мотивации в обучении | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №19 (205) май 2018 г.

Дата публикации: 12.05.2018

Статья просмотрена: 864 раза

Библиографическое описание:

Лахманова, А. Д. Использование внутренней мотивации в обучении / А. Д. Лахманова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 19 (205). — С. 369-370. — URL: https://moluch.ru/archive/205/50303/ (дата обращения: 20.04.2024).



Статья рассматривает вопросы мотивации, а именно различия между внутренней и внешней мотивацией и их влияние на деятельность человека и ее качество.

Ключевые слова: теория самодетерминации, внутренняя мотивация, автономия.

Люди постоянно задумываются о мотивации — как заставить себя и других действовать. Зачастую они мотивированы внешними факторами, такими как система поощрений, оценки, награды, мнения людей, которых они боятся или которыми восхищаются. Мотивация изнутри встречается реже, и она включает в себя личные интересы, любопытство, ценности. Такая внутренняя мотивация не обязательно награждается извне, однако она может подкреплять интересы человека и улучшать творческое мышление. Теория самодетерминации как раз и изучает взаимодействие между внешними и внутренними мотивами. Исследование теории самодетерминации и ее составляющих позволит построить процесс обучения таким образом, чтобы студенты были мотивированы и, соответственно, показывали лучшие результаты.

Теория самодетерминации — является фундаментальным подходом к изучению человеческой мотивации, личности и психологического развития. Эта теория — плод научного сотрудничества двух психологов, профессоров факультета психологии Рочестерского университета (США) Эдварда Диси и Ричарда Райана, а также их многочисленных учеников и коллег. Эта макротеория человеческой мотивации и личности, отвечает не только на вопрос о том, почему люди делают то, что они делают, но и показывает, каковы последствия различных форм социальной регуляции и стимулирования человеческого поведения.

Теория самодетерминации содержит в себе несколько мини-теорий. Одной из которых является теория базовых психологических потребностей. Этими потребностями являются: автономия, компетентность и связанность с другими людьми.

Автономия означает потребность в наличии выбора. Это потребность человека быть инициатором, деятелем в собственной жизни. Однако ощущать себя автономным в своем поведении не значит быть независимым от других.

Под компетентностью понимается потребность быть эффективным, справляться с задачами, соответствующими уровню подготовки человека.

Потребность в связанности с другими людьми означает желание иметь связь с людьми и быть ими принятым [1].

Рис. 1. Базовые потребности

Удовлетворение этих трех потребностей является важным условием, определяющим психологическое благополучие и здоровое развитие личности. Их же неудовлетворение приводит к снижению психологического благополучия и эффективности деятельности.

При автономной мотивации люди добровольно проявляют желание и инициативу к действию. При контролируемой мотивации — наоборот, они ощущают давление, чувствуя, что что-то или кто-то побуждает их думать, чувствовать и вести себя определенным образом. И автономная, и контролируемая мотивация способствуют осуществлению деятельности, направляют действия людей, однако вторая приводит к снижению психологического благополучия человека и меньшей настойчивости.

Исследования, проведённыее в последние годы, показали, что автономная мотивация способствует лучшему пониманию материала, приводит к более высоким учебным достижениям, большей креативности, повышению настойчивости в учебной и спортивной деятельности, большей продуктивности и меньшему «выгоранию» в процессе учебы, большей вовлеченности в процесс и лучшим результатам, а также более здоровому образу жизни [2].

Человек, замотивированный изнутри, действует на основе интереса или исходя из удовольствия, получаемого от процесса. Внутренняя мотивация студентов является одним из ключевых факторов в процессе обучения и академической успеваемости. Это объясняется тем, что такое психологическое состояние ассоциируется с множеством положительных когнитивных и поведенческих результатов, например, улучшенное внимание, креативность, упорство [3].

Именно поэтому в психологии образования учены стали уделять внимание тому, чтобы изучить, откуда берется внутренняя мотивация и как можно ее улучшить.

Некоторые исследователи сосредоточились на содержании самих заданий. Они показали, что задания в игровой форме повышают интерес и внутреннюю мотивацию учащихся. Другие же сосредоточили свое внимание на контексте (учебной атмосфере) и выяснили, что одно и тоже задание может восприниматься по-разному в зависимости от ситуации и, соответственно, по-разному влиять на внутреннюю мотивацию.

Можно сделать вывод, что автономия в обучении достигается за счет пересмотра содержания процесса обучения. Это можно сделать путем составления заданий в игровой форме или же поменять структуру занятий, например, организовать работу в группах (так большая часть занятий будет иметь практическую направленность).

Литература:

  1. Deci E. L., Vansteenkiste M. Self-Determination Theory and basic need satisfaction: Understanding human development in positive psychology // Ricerche di Psichologia, 2004. — Vol 27. — P. 17–34.
  2. Ryan R. M., Deci, E. L. Self-determination theory and the role of basic psychological needs in personality and the organization of behavior. // Handbook of Personality: Theory and Research, 2008. — P. 654–678.-67.
  3. Ryan R. M., Deci E. L. Self-regulation and the problem of human autonomy: Does psychology need choice, self-determination, and will? // Journal of Personality, 2006. — Vol.74. — P.1557–1586.
Основные термины (генерируются автоматически): теория самодетерминации, внутренняя мотивация, автономная мотивация, игровая форма, контролируемая мотивация, потребность, процесс обучения, психологическое благополучие, человеческая мотивация.


Ключевые слова

автономия, внутренняя мотивация, теория самодетерминации

Похожие статьи

Современные теории мотивации в образовательной деятельности

мотив, потребность, теория мотивации, мотивация, успех, мотивационный процесс, личный успех, мотивационная сфера, профессиональная деятельность, психическое состояние.

Понимание мотивации как побудителя человеческой активности

мотив, потребность, теория мотивации, мотивация, успех, мотивационный процесс, личный успех, мотивационная сфера, профессиональная деятельность, психическое состояние.

Мотивация обучения студентов профессиональных учреждений

Мотивы являются движущими силами процесса обучения и усвоения материала. Мотивация к обучению достаточно непростой и неоднозначный процесс изменения отношения личности, как к отдельному предмету изучения, так и ко всему учебному процессу.

Теоретические основы исследования учебной мотивации...

Учебная мотивация — это частный вид мотивации, включенной в учебную деятельность [3]. В более широком смысле мотивация обучения может быть рассмотрена в качестве общего названия для процессов, методов...

Мотивация персонала как инструмент управления

Внутренняя мотивация подразумевает под собой поведение человека, обусловленное его собственными

Теория поля тоже является теорией внешней мотивации. Психологи К. Левин и Э

4. Чирков В. И. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения человека...

К вопросу о мотивации профессиональной деятельности

мотив, потребность, теория мотивации, мотивация, успех, мотивационный процесс, личный успех, мотивационная сфера, профессиональная деятельность, психическое состояние.

Проблема формирования учебно-профессиональной мотивации...

Ключевые слова: мотив, профессиональная мотивация, профессиональное становление, внутренние и внешние мотивы учения, студенты.

Процесс мотивирования студентов преподавателем. Структура учебно-профессиональной мотивации студентов...

Сущность и содержание понятия «мотивация» в системе...

Ключевые слова:мотивация, мотив, потребность, стимул, внешнее и внутреннее вознаграждение. Достойные цели, перспективные планы, верные решения, хорошая организация станут неэффективными без обеспечения мотивации...

Психологические механизмы развития мотивации человека

мотив, потребность, теория мотивации, мотивация, успех, мотивационный процесс, личный успех, мотивационная сфера, профессиональная деятельность, психическое состояние.

Похожие статьи

Современные теории мотивации в образовательной деятельности

мотив, потребность, теория мотивации, мотивация, успех, мотивационный процесс, личный успех, мотивационная сфера, профессиональная деятельность, психическое состояние.

Понимание мотивации как побудителя человеческой активности

мотив, потребность, теория мотивации, мотивация, успех, мотивационный процесс, личный успех, мотивационная сфера, профессиональная деятельность, психическое состояние.

Мотивация обучения студентов профессиональных учреждений

Мотивы являются движущими силами процесса обучения и усвоения материала. Мотивация к обучению достаточно непростой и неоднозначный процесс изменения отношения личности, как к отдельному предмету изучения, так и ко всему учебному процессу.

Теоретические основы исследования учебной мотивации...

Учебная мотивация — это частный вид мотивации, включенной в учебную деятельность [3]. В более широком смысле мотивация обучения может быть рассмотрена в качестве общего названия для процессов, методов...

Мотивация персонала как инструмент управления

Внутренняя мотивация подразумевает под собой поведение человека, обусловленное его собственными

Теория поля тоже является теорией внешней мотивации. Психологи К. Левин и Э

4. Чирков В. И. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения человека...

К вопросу о мотивации профессиональной деятельности

мотив, потребность, теория мотивации, мотивация, успех, мотивационный процесс, личный успех, мотивационная сфера, профессиональная деятельность, психическое состояние.

Проблема формирования учебно-профессиональной мотивации...

Ключевые слова: мотив, профессиональная мотивация, профессиональное становление, внутренние и внешние мотивы учения, студенты.

Процесс мотивирования студентов преподавателем. Структура учебно-профессиональной мотивации студентов...

Сущность и содержание понятия «мотивация» в системе...

Ключевые слова:мотивация, мотив, потребность, стимул, внешнее и внутреннее вознаграждение. Достойные цели, перспективные планы, верные решения, хорошая организация станут неэффективными без обеспечения мотивации...

Психологические механизмы развития мотивации человека

мотив, потребность, теория мотивации, мотивация, успех, мотивационный процесс, личный успех, мотивационная сфера, профессиональная деятельность, психическое состояние.

Задать вопрос