Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Обзор методологических принципов в психологии

Психология
13.05.2018
7142
Поделиться
Библиографическое описание
Мишечкина, Н. А. Обзор методологических принципов в психологии / Н. А. Мишечкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 19 (205). — С. 375-377. — URL: https://moluch.ru/archive/205/50274/.


В данной статье представлен обзор различных источников, в которых был продемонстрирован перечень методологических принципов. Был проведен анализ и сравнение данных, предоставленных в различных источниках.

Ключевые слова: методология, методологические принципы, принцип верификации, принцип корреспонденции, принцип фальсификации, принцип асимметрии, принцип достаточного основания, принцип детерминизма, принцип соответствия, принцип дополнительности, принцип объективности, принцип диалектико-материалистического детерминизма психики и мира психических феноменов, принцип активности психического отражения и регуляции поведения и деятельности, принцип развития и самодвижения психики, принцип системности, структурности, многоуровневости и иерархичности психики, принцип самоорганизации живых систем и организмов, принцип единства личности, сознания и деятельности, принцип единства психики и деятельности, принцип объективности, принцип развития.

Прежде всего следует дать определение понятию «методология». В психологии данный термин раскрывается следующим образом, «методология (от греч. methodos — путь исследования или познания, logos — понятие, учение) — система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. Методология воплощается в организации и регуляции всех видов человеческой деятельности, не только научной, но и технической, педагогической, политической, управленческой, эстетической и др. Методология носит всеобщий характер, но она конкретизируется применительно к различным сферам практической и теоретической деятельности. Область методологии включает обширный комплекс конкретно-научных приемов исследования: наблюдение, эксперимент, моделирование и др». [5]. Изучив данное определение видно, что методология присутствует в различных сферах человеческой деятельности.

Перейдем к термину «методологические принципы», в статье будут рассмотрены различные принципы, взятые из работ отечественных психологов. Электронный словарь предоставляет следующее определение данному термину, а именно, «методологические принципы — кратко сформулированные теоретические положения, обобщающие достижения науки в определенной области и служащие основанием для дальнейших исследований» [7].

После рассмотрения основных понятий, относящиеся к данной тематике статьи, можно перейти к обзору методологических принципов, представленных в различных источниках.

Первый источник, который был взят на рассмотрение, это работа Корниловой Т. В. и Смирнова С. Д. «Методологические основы психологии» [3]. В данной работе авторы выделяли следующие принципы: принцип верификации; принцип корреспонденции; принцип фальсификации; принцип асимметрии. Рассмотрим данные принципы более подробно. Принцип верификации, по мнению Корниловой и Смирнова, «предполагает установление истинности или ложности научных предложений путем сравнения их с фактами опыта. Различие между значениями и смыслами в научном языке при этом отрицалось». Принцип корреспонденции представляет собой «согласование предложения и факта». Принцип фальсификации определялся авторами следующим образом, данный принцип представляет собой «общие высказывания, касающиеся формулировок законов, могут быть проверены на истинность в эмпирическом исследовании». Принцип асимметрии заключается, по мнению авторов, в том, «что гипотезу можно фальсифицировать, но нельзя подтвердить на основе опытных данных» [3].

Следующий источник, который был взят на обзор, является работа Новикова А. М. и Новикова Д. А. «Методология научного исследования» [6]. В данной работе авторы выделили четыре принципа: принцип достаточного основания; принцип детерминизма; принцип соответствия; принцип дополнительности. По мнению Новикова А. М. и Новикова Д. А. принцип достаточного основания «является фундаментом всякой науки: всякая истинная мысль должна быть обоснована другими мыслями, истинность которых доказана». Принцип детерминизма, как считают авторы, «будучи общенаучным, организует построение знания в конкретных науках. Выступает в форме причинности как совокупности обстоятельств, которые предшествуют во времени какому-либо данному событию и вызывают его». Что касается принципа соответствия, то авторы отмечают следующее, это «закономерная связь в форме предельного перехода между теорией атома, основанной на квантовых постулатах, и классической механикой». Принцип дополнительности представляет собой тот случай, когда «воспроизведение целостности явления требует применения в познании взаимоисключающих «дополнительных» классов понятий» [6].

В работе Константинова В. В. «Методологические основы психологии» [2] представлено большое количество принципов, разберем только некоторые их них. Константинов В. В. выделяет следующие принципы: принцип объективности; принцип диалектико-материалистического детерминизма психики и мира психических феноменов; принцип активности психического отражения и регуляции поведения и деятельности; принцип развития и самодвижения психики; принцип системности, структурности, многоуровневости и иерархичности психики; принцип самоорганизации живых систем и организмов; принцип единства личности, сознания и деятельности. Далее подробно представлен каждый принцип, показанный в работе автора. Принцип объективности, по мнению Константинова В. В. можно определить следующим образом, это «принцип беспристрастности, т. е. стремление постичь истину и встать выше сиюминутных стремлений, желаний, избежать субъективных оценок». Принцип диалектико-материалистического детерминизма психики и мира психических феноменов, как считает автор, «ориентирует исследователя на поиск причин, условий и факторов, которые обусловливают возникновение и функционирование психических явлений». Принцип активности психического отражения и регуляции поведения и деятельности, Константинов В. В. объясняет следующим образом, что «все психические явления результаты непосредственного или опосредствованного психического отражения, содержание которого детерминировано объективным миром». Принцип развития и самодвижения психики предусматривает, по мнению автора, «постепенное и скачкообразное усложнение психики как в процессуальном, так и содержательном аспектах, понимание психического как единства непрерывного и дискретного». В принципе системности, структурности, многоуровневости и иерархичности психики, автор отмечает, что «психика рассматривается как целостность, в которой все психические явления являются ступенями, включенными в определенную иерархию, где нижние ступени психического субординированны». Принцип самоорганизации живых систем и организмов «предусматривает изучение психики и психических феноменов исходя из идей гомеостаза, а также исследование функций психики, обеспечивающих активное приспособление и адаптацию к условиям окружающей среды». Мнение автора, «что сознание — личностно и деятельно, личность — сознательна и деятельна, деятельность — сознательна и личностна» заключатся в принципе единства личности, сознания и деятельности [2].

В монографии Мазилова В. А. «Методология психологической науки: история и современность» [4] был выделен один принцип психофизиологического параллелизма. Стоит привести содержание данного принципа, который был представлен автором в своей монографии. Данный принцип «позволял «запараллелиться» с «настоящей» наукой, но сохранить свою самостоятельность» [4]. Для Мазилова В. А. была важна самостоятельность принципа, что он и описывает в своем труде.

Последним источником в обзоре по методологическим принципам является работа авторов: Волкова Б. С., Волковой Н. В., Губанова А. В. «Методология и методы психологического исследования» [1]. В своем труде авторы выделили следующие принципы: принцип детерминизма; принцип единства психики и деятельности; принцип объективности; принцип развития. Содержание принципа детерминизма авторы рассматривают через разбор специфики детерминанта психического развития. Волков Б. С., Волкова Н. В., Губанов А. В. пишут следующее, что «специфика детерминант психического развития ребенка: а) особая роль обучения и воспитания в процессе формирования личности: воспитание — процесс многоплановый и многофакторный; научное объяснение опирается на взаимосвязанный характер детерминации; б) степень сформированности головного мозга ребенка, его нервной системы в целом». Принцип единства психики и деятельности авторы рассматривают через анализ процесса обучения и воспитания детей: «а) учитывать связь психического развитая ребенка с его ведущей деятельностью; б) фиксировать и анализировать поведение и действия ребенка: в ведущей деятельности; в зарождающейся деятельности; в сохраняющейся деятельности, наряду с ведущей». Принцип объективности у авторов рассматривается через «равенство экспериментальной и контрольной групп: учитывать социально-экономические, исторические, этнические различия при сравнении детей: по уровню психического развития; по содержательной характеристике деятельности: по обучаемости и т д. Психические явления рассматривать такими, какими они являются на самом деле». Принцип развития заключается в том, чтобы «изучать психическое явление в системе трех координат: актогенеза, онтогенеза, историогенеза. Учитывать: психологические особенности возраста, предшествующего изучаемому; тенденции развития в последующих возрастных ступенях» [1].

После проведения анализа специальной литературы можно отметить, что большое количество авторов занимаются проблемой исследования методологических принципов. В приведенных выше источниках рассматриваются разнообразное количество принципов, большинство принципов не повторяются в других источниках. За исключением принципа детерминизма и принципа объективности, но также отмечается, что данные принципы объясняются по-разному, но суть принципа одна.

В статье были приведены термины «методология», «методологические принципы» и даны определения для более детального понимания понятий. В статье был проведен обзор различных источников, в которых были представлены различные методологические принципы, также был проведен анализ специальной литературы и проведено сравнение информации, предоставленной в источниках.

Литература:

  1. Волков Б. С. Волкова Н. В., Губанов А. В. Методология и методы психологического исследования / Науч. редактор Б. С. Волков: Учебное пособие для вузов. — 4-е изд., испр. и доп. — М.: Академический Проект; Фонд «Мир». 2005.— 352 с.
  2. Константинов В. В. Методологические основы психологии. Завтра экзамен. — СПб.: Питер, 2010. — 240 с.
  3. Корнилова Т. В., Смирнов С. Д. Методологические основы психологии. — СПб.: Питер, 2006. — 320 с.
  4. Мазилов В. А. Методология психологической науки: история и современность. Монография. Ярославль: МАПН, 2007. 362 с.
  5. Мир психологии // Методология. URL: http://psychology.net.ru/dictionaries/psy.html
  6. Новиков А. М., Новиков Д. А. Методология научного исследования. — М.: Либроком. — 280 с.
  7. Словари и энциклопедии на Академике // Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. URL: https://psychology_pedagogy.academic.ru
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
методология
методологические принципы
принцип верификации
принцип корреспонденции
принцип фальсификации
принцип асимметрии
принцип достаточного основания
принцип детерминизма
принцип соответствия
принцип дополнительности
принцип объективности
принцип диалектико-материалистического детерминизма психики и мира психических феноменов
принцип активности психического отражения и регуляции поведения и деятельности
принцип развития и самодвижения психики
принцип системности
структурности
многоуровневости и иерархичности психики
принцип самоорганизации живых систем и организмов
принцип единства личности
сознания и деятельности
принцип единства психики и деятельности
принцип объективности
принцип развития
Молодой учёный №19 (205) май 2018 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 375-377):
Часть 5 (стр. 345-433)
Расположение в файле:
стр. 345стр. 375-377стр. 433

Молодой учёный