Воспитательный потенциал уроков литературы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №19 (205) май 2018 г.

Дата публикации: 12.05.2018

Статья просмотрена: 920 раз

Библиографическое описание:

Любезнова, Ю. В. Воспитательный потенциал уроков литературы / Ю. В. Любезнова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 19 (205). — С. 222-223. — URL: https://moluch.ru/archive/205/50215/ (дата обращения: 19.04.2024).



Формирование личности детей и подростков в современном обществе происходит в условиях экономического и политического реформирования, в силу которого существенно изменились социокультурная жизнь подрастающего поколения, функционирование образовательных организаций, учреждений дополнительного образования, средств массовой информации, молодежных и детских общественных объединений.

Происходящие изменения оказали серьезное влияние на все стороны жизни и деятельности людей. Изменились ценностные ориентации молодежи, деформировались ранее существовавшие убеждения и взгляды. Размытость понятий «долг», «честь», «духовность» вносит свой негативный вклад в морально-психологическое состояние учащейся молодёжи.

Проявление негативных явлений в обществе оказало существенное влияние на воспитательную работу в общеобразовательных школах по духовно-нравственному, патриотическому и гражданскому воспитанию учащихся.

Социальное расслоение общества, безработица, разрушение сложившихся нравственно-этических норм и традиций семейного уклада привело к тому, что российская семья переживает весьма тяжелый кризис.

Увеличилось количество трудных детей и подростков, растет число необучающихся. Наблюдается тенденция роста детской преступности, укрепление ее связей с организованной преступностью. Изменилось информационное поле, которое влияет на воспитательный процесс. В условиях легкой доступности информации и материалов, распространяемых через прессу, телевидение, радио, интернет и др., на детей и молодежь обрушивается поток низкопробной продукции, пропагандирующей праздный образ жизни, насилие, преступность, наркоманию.

Исследования современных ученых Ш. А. Амонашвили, Е. В. Бондаревской, В. А. Сластенина, А. П. Тряпицыной, Н. Е. Щурковой и личный педагогический опыт показывает, что духовно-нравственное воспитание имеет большое значение в социальном и духовном развитии личности человека, формирования мировоззрения, национального самосознания и соответствующего отношения к родной стране, другим нациям и народам. В результате целенаправленного духовно-нравственного воспитания у школьников укрепляется любовь к Родине, патриотизм, появляется чувство ответственности за ее могущество и независимость, развивается гражданское достоинство.

Анализ психолого-педагогических исследований и Концепции Духовно-нравственного воспитания и развития гражданина России показал, что формирование духовно-нравственных ценностей школьников посредством литературного образования основывается на принципах личностно-ориентированного обучения, гуманизации, доступности образования, индивидуализации обучения, что представляет собой образовательную среду, обладающую высоким образовательным потенциалом, через которую происходит формирование духовно-нравственных ценностей школьников.

Духовно-нравственное воспитание способствует приобщению школьников к системе духовных ценностей, созданию условий для поиска и нахождения ими личностных смыслов этих ценностей, развивает стремление и готовность действовать в своей повседневной жизни в соответствии с этими ценностями и ориентировано на создание условий для гармонизации двух составляющих

Одним из важнейших принципов, как подчеркивает Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации», является «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, сочетающей профессиональную компетентность с гражданской ответственностью, воспитание гражданственности и любви к Родине» (1).

В достижении этих целей немалая роль принадлежит урокам литературы: слову, художественной речи, книге. Общаясь ежедневно с книгой, мы имеет богатейшей материал для воспитания юных сердец. Однако в современных условиях конкуренцию урокам литературы составляют компьютер, несколько телевизионных каналов и жёлтая пресса, которые нередко являются для ученика более предпочтительным источником информации. Результатом негативных влияний этого выступает несформированность ценностно-смыслового, духовно-нравственного стержня личности ребенка, представлений у ребят о необходимости личной ответственности за поступки.

В связи с этим возникает необходимость поиска путей обновления процесса обучения литературе как основному учебному предмету в формировании духовно — нравственных ценностей у учащихся и развитию у них гуманитарного мышления.

Как показал наш опыт работы в школе, для решения этой проблемы необходимо использовать технологию личностно-ориентированного обучения, основой которой является педагогика сотрудничества и личностный подход к школьнику. Целевые ориентации личностно-ориентированной технологии заключаются в том, чтобы способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребёнке благородного человека путём раскрытия его личностных качеств.

Сущностными характеристиками личностно-ориентированного подхода являются:

‒ выделение ученика как субъекта, признание его основной ценностью образовательного процесса;

‒ развитие его способностей как индивидуальных возможностей, признание того, что развитие индивидуальных способностей — основная цель образования.

Таким образом, принципы проектирования личностно-ориентированного обучения в общеобразовательной школе предполагает признание ученика основным субъектом процесса обучения.

Основу каждого учебного занятия составляет диалог учителя и ученика, писателя и читателя, цель которого не просто дать учащимся какие-то знания, но подтолкнуть их к размышлению, к формированию активной жизненной позиции.

Преподавание литературы, основанное на диалоге, позволяет конструктивно решать проблемы образования в школе, повышать мотивацию учащихся к самостоятельной творческой деятельности, дает возможность каждому ученику раскрыть свой потенциал, проявить творческие способности, откликаться на мысли и переживания автора, быть толерантным, т. е. имеющим свои ценности и интересы и одновременно с уважением относиться к позициям и ценностям других людей.

Главный приём при изучении художественных произведений, который мы используем на уроках литературы — это опора на текст. Общечеловеческая идея — сопряжение судьбы подростка с судьбой литературных героев. Самое важное, что должно остаться после уроков — это доброе впечатление, которое способно пробудить у учащегося желание самосовершенствования, саморазвития.

Таким образом, уроки литературы в школе должны способствовать реализации важнейшего принципа государственного заказа в области образования.

Литература:

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». — М.: Норматика, 2013.-128с.
  2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. Акад. Образования — М.: Просвещение, 2011. — 32с. — (Стандарты второго поколения).
  3. Амонашвили Ш. А. Основы гуманной педагогики. Кн. 6. Часть 2. Педагогическая симфония. Как живете, Дети? — М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2013. — 256с.
  4. Бондаревская Е. В. Методология разработки современной теории воспитания в ростовской научной школе.– Ростов –на — Дону.: // — № 1. 2011. С. 21–30
  5. В. А. Сластенин. Педагогика: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина — М: Издательский центр «Академия», 2002. — 576 с.
  6. Тряпицына А. П. Инновационные процессы в образовании / А. П. Тряпицына // Инновационные процессы в образовании. — Спб.: Образование, 1997. — № 3. — С.3–27
Основные термины (генерируются автоматически): урок литературы, духовно-нравственное воспитание, личностно-ориентированное обучение, духовно-нравственная ценность школьников, создание условий, ценность.


Похожие статьи

Формирование нравственных ценностей подростков на...

ценность, нравственная ценность подростков, нравственность, формирование, подросток, урок литературы, нравственное воспитание, общественное мнение, подростковый возраст, современное общество.

Воспитание у школьников семейных духовно-нравственных...

На современном этапе развития национального образования наиболее важным видится воззвание к духовному смыслообразующему фундаменту ориентации личности в концепции ценностей общества...

Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка...

Основные термины (генерируются автоматически): духовно-нравственное воспитание, русский язык, ребенок, ценность, духовная часть человека, литература, совесть, урок, урок

Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения.

Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт нацелен на обеспечение прежде всего духовно-нравственного развития, воспитания учащихся.

Как же превратить каждый урок литературы в урок-открытие, нравственный урок?

Проблемы духовно-нравственного воспитания школьников...

Роль семьи в формировании духовно-нравственной личности. семья, духовно-нравственное воспитание, ребенок, родитель, ценность, образовательное учреждение, отношение, дошкольный возраст, современная семья, педагогическое...

Духовно-нравственное воспитание учащихся в условиях...

Духовно-нравственное воспитание младшего школьника происходит главным образом и прежде всего в процессе обучения. Содержание уроков окружающего мира позволяет во всей широте раскрыть в ребёнке духовность и нравственность.

Духовно-нравственное воспитание студентов на уроках...

В наше время все чаще встает вопрос о духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения. "...духовность определяется как единство духа и души, разума и воли. Это и бытие, наполненное Духом, и красота поступков человека, и те ценности, на которые он ориентирован.

Краеведение как средство формирования...

Одной из приоритетных задач духовно-нравственного воспитания младших школьников является воспитание ценностного отношения к прошлому своего народа и к своей Родине. Начальная школа — начальный этап становления человеческой личности.

Духовно-нравственное воспитание младших школьников на...

подрастающее поколение, духовно-нравственное воспитание, духовно-нравственное развитие, Воспитание, Российская Федерация, ценность, образовательно-воспитательный процесс...

Похожие статьи

Формирование нравственных ценностей подростков на...

ценность, нравственная ценность подростков, нравственность, формирование, подросток, урок литературы, нравственное воспитание, общественное мнение, подростковый возраст, современное общество.

Воспитание у школьников семейных духовно-нравственных...

На современном этапе развития национального образования наиболее важным видится воззвание к духовному смыслообразующему фундаменту ориентации личности в концепции ценностей общества...

Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка...

Основные термины (генерируются автоматически): духовно-нравственное воспитание, русский язык, ребенок, ценность, духовная часть человека, литература, совесть, урок, урок

Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения.

Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт нацелен на обеспечение прежде всего духовно-нравственного развития, воспитания учащихся.

Как же превратить каждый урок литературы в урок-открытие, нравственный урок?

Проблемы духовно-нравственного воспитания школьников...

Роль семьи в формировании духовно-нравственной личности. семья, духовно-нравственное воспитание, ребенок, родитель, ценность, образовательное учреждение, отношение, дошкольный возраст, современная семья, педагогическое...

Духовно-нравственное воспитание учащихся в условиях...

Духовно-нравственное воспитание младшего школьника происходит главным образом и прежде всего в процессе обучения. Содержание уроков окружающего мира позволяет во всей широте раскрыть в ребёнке духовность и нравственность.

Духовно-нравственное воспитание студентов на уроках...

В наше время все чаще встает вопрос о духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения. "...духовность определяется как единство духа и души, разума и воли. Это и бытие, наполненное Духом, и красота поступков человека, и те ценности, на которые он ориентирован.

Краеведение как средство формирования...

Одной из приоритетных задач духовно-нравственного воспитания младших школьников является воспитание ценностного отношения к прошлому своего народа и к своей Родине. Начальная школа — начальный этап становления человеческой личности.

Духовно-нравственное воспитание младших школьников на...

подрастающее поколение, духовно-нравственное воспитание, духовно-нравственное развитие, Воспитание, Российская Федерация, ценность, образовательно-воспитательный процесс...

Задать вопрос