Совершенствование способов защиты прокурором прав и законных интересов несовершеннолетних | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №19 (205) май 2018 г.

Дата публикации: 10.05.2018

Статья просмотрена: 120 раз

Библиографическое описание:

Сачков, В. П. Совершенствование способов защиты прокурором прав и законных интересов несовершеннолетних / В. П. Сачков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 19 (205). — С. 319-321. — URL: https://moluch.ru/archive/205/50159/ (дата обращения: 19.04.2024).



На сегодняшний день защита прав несовершеннолетних является острой социальной и правовой проблемой, которая нуждается в мерах по профилактике и решению. Преступность, в совершенно разных сферах и областях государственного и хозяйственного устройства, зачастую касается несовершеннолетних. Это и преступления, связанные со злоупотреблениями родительской или публичной властью лицами, наделенными специальными правами и полномочиями в отношении несовершеннолетних, и преступления в сфере гражданского права, правонарушения и иные негативные виды взаимоотношений между взрослыми людьми и несовершеннолетними.

Одним из ключевых ведомств, занимающихся данными проблемами, обеспечивающее соблюдение режима законности и уважения прав несовершеннолетних является Прокуратура Российской Федерации.

Для многих является бесспорным тот факт, что прокуроры наделены значительными полномочиями в сфере защиты прав несовершеннолетних. Для этого существует и нормативно-правовая основа, и специальные ведомственные акты, и соответствующий процессуальный порядок. Но, вместе с тем, в данном вопросе остаются определенные правоприменительные проблемы, в первую очередь проблемы, которые касаются отдельных этапов, порядка применения норм права прокурорами в процессе проведения проверок.

Как отмечает в своей диссертации М. Л. Огурцова, элементами проверки являются подготовка к проверке, в ходе которой анализируется состояние законности в рассматриваемой сфере, составляется план проверки, решается вопрос о привлечении специалистов и выполняются иные подготовительные мероприятия, а также собственно проверка, предполагающая сбор информации о допущенных нарушениях прав несовершеннолетних и ее анализ, фиксацию полученной доказательственной базы, решение вопроса о применении мер прокурорского реагирования на выявленные нарушения прав несовершеннолетних в зависимости от их характера, степени распространенности и тяжести наступивших последствий [1].

Данный подход представляется вполне верным, так как в рамках подобного анализа состава проверки удается определить ее реальное значение для профилактики режима законности в части защиты прав несовершеннолетних. Проверка прокурором является единственным эффективным методом воздействия со стороны органов государственной власти на правонарушителей, поддерживая тем самым реальный надзор за законностью в сферах, связанных с несовершеннолетними.

Как было верно отмечено исследователем, проверка состоит из определенных этапов, каждый из которых по-своему важен и имеет реальные задачи по обеспечению режима законности в сфере защиты прав несовершеннолетних. Но, необходимо понять, в какую сторону правоприменителю совершенствовать свою деятельность, так как этот вопрос является не менее важным в данном контексте.

Если рассматривать в качестве одного из ключевых способов защиты прав несовершеннолетних прокурорские проверки, то получается, что совершенствовать надо один из элементов проверок. Представляется, что с учетом реальной и объективной специфики правоприменительной деятельности, которая заключается в проведении определенных реальных и процессуальных действий, заложенных в полномочия прокуроров, наиболее актуальным этапом будет подготовка к проверке — ее планирование.

То есть, можно справедливо отметить, что при подготовке к проверке соблюдения прав несовершеннолетних важную роль играет составление плана такой проверки, в котором следует отражать объекты проверки, сроки ее проведения, вопросы, подлежащие выяснению, документы, необходимые для истребования, органы и организации, из которых они будут истребованы, что позволит определиться с характером предстоящей проверки, методикой ее проведения, порядком изучения и анализа собранной информации [1].

Данное мнение представляется полным и исчерпывающим, в части понимания наполнения данного элемента проверки, но не в полной мере раскрывает необходимую форму данного элемента. На данном уровне рекомендация звучит в качестве совета, необязательного к исполнению, теоретического подхода к пониманию проверок в контрольно-надзорной деятельности прокуратуры. Вместе с тем, исчерпывать понимание данной проблемы теоретическими рекомендациями было бы неэффективно и опрометчиво.

Эффективное планирование должно быть не только формальным действием, рекомендацией, но и процессуальным документом, в котором деятельность прокурора, проводящего проверку, можно было при необходимости оценить с точки зрения достаточности принятых мер, по профилактике нарушения прав несовершеннолетних. Процессуальная форма такого документа не должна содержать в себе излишней формальности, чтобы формуляр заполнялся штамповано и бессмысленно с правоприменительной точки зрения. Данный документ должен быть простым, понятным прокурору и обязательным, с целью фиксировать бъем деятельности прокуратуры в рамках проверок, проводимых в отношении нарушения прав несовершеннолетних.

Представляется, что с учетом предложенных подходов со стороны М. Л. Огурцовой, а также рассмотренных под другим углом рекомендаций, удастся выработать практическое понимание пределов компетенции проверяющих органов государственной власти. Излишняя, в отдельных моментах, бюрократизация не выдерживает критики в естественном процессе совершенствования мер по контролю и надзору в определенных сферах общественной и политической жизни. Защита прав несовершеннолетних — неотъемлемая необходимость, которая обусловлена гуманистическими началами материального и процессуального права России.

Литература:

  1. Огурцова М. Л. Прокурорский надзор за соблюдением жилищных прав несовершеннолетних: диссертация... кандидата юридических наук: 12.00.11 / Огурцова Марина Леонидовна; [Место защиты: Академия Генеральной прокуратуры РФ].- Москва, 2015. С. 222
  2. Огурцова М. Л. Надзор за соблюдением жилищных прав несовершеннолетних органами опеки и попечительства [Текст] / М. Л. Огурцова // Сборник материалов научно-практического семинара «Проблемы обеспечения законности, правопорядка, прав и свобод человека и гражданина в современных условиях». — 2014. — С. 132–137.
  3. Харламова М. Л. Отдельные аспекты защиты жилищных прав детей-сирот средствами прокурорского надзора [Текст] / М. Л. Харламова // Советник юриста. — 2013. — № 1. — С. 69–74.
Основные термины (генерируются автоматически): проверка, государственная власть, сфера защиты, элемент проверки.


Похожие статьи

Общественный контроль как основа народовластия

4) общественный контроль распространяется на различные сферы государственной

законами отдельные публичные полномочия, а также в целях общественной проверки, анализа и.

Хутинаев И. Д. Контрольные функции органов государственной власти как элемент...

Налоговый контроль как элемент управления налогообложением

[1]. Виды государственного налогового контроля, формы и методы их осуществления исследованы применительно к

При таком подходе практически исключены неэффективные налоговые проверки, а также необоснованные претензии к налогоплательщикам [4].

Государственный контроль (надзор) в сфере возмездного...

услуга, государственный контроль, сфера защиты, потребитель, возмездное оказание, Саратовская область, внеплановая проверка, государственный надзорный орган, государственная регистрация, юридическое лицо.

Принципы контроля и надзора в государственном управлении

Неподконтрольных сфер, структур или лиц в сфере государственного управления быть не должно.

Судебная власть, как одна из трех ветвей органов власти, играет важную роль в любом правовом государстве, с помощью которой реализуется судебная защита прав и...

Реализация прав и свобод человека в части противодействия...

О данном факте свидетельствуют проведенные проверки в указанных сферах и

Органы государственной власти не всегда способны добросовестно и эффективно

граждан в органы власти и местного самоуправления – важный элемент системы защиты прав человека и...

Контрольно-надзорная деятельность в Российской Федерации

услуга, государственный контроль, сфера защиты, потребитель, возмездное оказание, Саратовская область, внеплановая проверка, государственный надзорный орган, государственная регистрация, юридическое лицо.

Общественный контроль в Соединенных Штатах Америки

Общественный контроль выгоден как обществу, так и органам государственной власти.

Идея закона появилась в период так называемой «правовой революции» 1960-х годов США, когда значительно расширилась сфера гражданских прав благодаря судам и федеральному...

Понятие, сущность и формы государственного регулирования...

Таким образом, можно предположить, что под государственным регулированием сферы имущественной безопасности понимается деятельность органов законодательной и исполнительной власти по установлению общих правил поведения участников системы...

Контроль органов судебной власти в Российской Федерации

Предметом его деятельности является проверка соответствия Конституции федеральных законов, нормативных актов высших органов государственной власти и управления России и субъектов РФ. Следовательно, создается гарантия соблюдения законности.

Похожие статьи

Общественный контроль как основа народовластия

4) общественный контроль распространяется на различные сферы государственной

законами отдельные публичные полномочия, а также в целях общественной проверки, анализа и.

Хутинаев И. Д. Контрольные функции органов государственной власти как элемент...

Налоговый контроль как элемент управления налогообложением

[1]. Виды государственного налогового контроля, формы и методы их осуществления исследованы применительно к

При таком подходе практически исключены неэффективные налоговые проверки, а также необоснованные претензии к налогоплательщикам [4].

Государственный контроль (надзор) в сфере возмездного...

услуга, государственный контроль, сфера защиты, потребитель, возмездное оказание, Саратовская область, внеплановая проверка, государственный надзорный орган, государственная регистрация, юридическое лицо.

Принципы контроля и надзора в государственном управлении

Неподконтрольных сфер, структур или лиц в сфере государственного управления быть не должно.

Судебная власть, как одна из трех ветвей органов власти, играет важную роль в любом правовом государстве, с помощью которой реализуется судебная защита прав и...

Реализация прав и свобод человека в части противодействия...

О данном факте свидетельствуют проведенные проверки в указанных сферах и

Органы государственной власти не всегда способны добросовестно и эффективно

граждан в органы власти и местного самоуправления – важный элемент системы защиты прав человека и...

Контрольно-надзорная деятельность в Российской Федерации

услуга, государственный контроль, сфера защиты, потребитель, возмездное оказание, Саратовская область, внеплановая проверка, государственный надзорный орган, государственная регистрация, юридическое лицо.

Общественный контроль в Соединенных Штатах Америки

Общественный контроль выгоден как обществу, так и органам государственной власти.

Идея закона появилась в период так называемой «правовой революции» 1960-х годов США, когда значительно расширилась сфера гражданских прав благодаря судам и федеральному...

Понятие, сущность и формы государственного регулирования...

Таким образом, можно предположить, что под государственным регулированием сферы имущественной безопасности понимается деятельность органов законодательной и исполнительной власти по установлению общих правил поведения участников системы...

Контроль органов судебной власти в Российской Федерации

Предметом его деятельности является проверка соответствия Конституции федеральных законов, нормативных актов высших органов государственной власти и управления России и субъектов РФ. Следовательно, создается гарантия соблюдения законности.

Задать вопрос