Проблемы реализации территориального планирования на муниципальном уровне | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №17 (203) апрель 2018 г.

Дата публикации: 30.04.2018

Статья просмотрена: 2058 раз

Библиографическое описание:

Безбородова, А. А. Проблемы реализации территориального планирования на муниципальном уровне / А. А. Безбородова, Л. Р. Шакирова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 17 (203). — С. 154-156. — URL: https://moluch.ru/archive/203/49883/ (дата обращения: 20.04.2024).



В современном мире процесс градостроительства является достаточно сложной системой, управление которой осуществляется на разных уровнях — федеральном, региональном и муниципальном. Это многоступенчатый процесс, включающий в себя плановую, проектную и градостроительную деятельность. Значимость градостроительного вопроса на сегодняшний день трудно переоценить, при этом особую роль в сложившихся социально-экономических условиях все большую актуальность приобретает задача планировки городов.

Основным законом, регулирующим градостроительство в РФ, является Градостроительный кодекс (ГрК РФ), в статье 1 которого обозначено следующее определение: «Градостроительная деятельность — это деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений, благоустройства территорий». В более узком смысле градостроительство также можно определить как область строительства и архитектуры, в комплексе решающую функционально-практические и эстетические задачи [1].

В регулировании и развитии городских территорий основными участвующими субъектами являются органы государственной власти и органы местного самоуправления (МСУ), городское население, а также строительные организации и частные инвесторы. При этом в формировании направлений развития градостроительства и территориального планирования главная роль отводится органам местного самоуправления.

В целях обеспечения благоприятной обстановки в рассматриваемой нами области, органы государственной власти и местного самоуправления имеют свои специфические обязанности и права. К полномочиям органов МСУ относятся: проведение публичных слушаний, подготовка и утверждение документов территориального планирования, программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, транспортной инфраструктуры, социальной инфраструктуры. В то время как управление на государственном и региональном уровне преимущественно связано с осуществлением регулирующей и контрольной деятельности в области государственной градостроительной политики, органы МСУ призваны осуществлять непосредственную градостроительную деятельность на своей территории, реализовывая муниципальные программы и проекты. Именно ими определяется градостроительная политика на данной территории, именно они привлекают частных инвесторов и строительные организации, занимаются решением возникающих в процессе социально-экономических проблем и отчитываются перед местным населением за результаты проделанной работы [1].

Полномочия органов МСУ в области градостроительной деятельности указаны в ст. 8 ГрК РФ. Местное самоуправление осуществляется в муниципальных районах, городских округах и поселениях, поэтому объем полномочий органов МСУ в рассматриваемой сфере деятельности зависит от конкретного вида муниципального образования.

В первую очередь, полномочия органов МСУ в сфере градостроительства заключаются в подготовке и утверждении документов территориального планирования. Территориальное планирование направлено на определение в документах назначения территорий, исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов, в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований.

Исходя из вышеизложенного определения, становится понятно, что решение многих немаловажных вопросов, которые относятся к качеству жизни населения, земельным отношениям, а также охране окружающей среды должно находить свое сбалансированное, комплексное решение именно в рамках территориального планирования. Однако на сегодняшний день многие жители не довольны условиями, в которых они проживают и одной из причин неблагоприятной среды городов является недостаточный учет «человеческого» фактора в проектировании [3].

Проанализировав данную ситуацию, мы пришли к выводу, что проблема заключается в процессе подготовки документов территориального планирования, где принимаются попытки одновременно реализовать:

  1. Цели государства, которые связаны со строительством инфраструктур и объектов государственного и регионального значения. Сюда же входит реализацией задач гражданской обороны, предотвращения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
  2. Общественные интересы территориального сообщества, выражающиеся в обеспечении безопасности проживания, улучшении экологической ситуации, а также развитии муниципальных инженерных и социальных инфраструктур.
  3. Частные интересы инвесторов, застройщиков, права собственников недвижимости, а также права жителей на благоприятные условия жизнедеятельности [2].

В такой ситуации сложно обеспечить учет всех целей и интересов участвующих субъектов и найти компромисс между противоречивыми и порой взаимоисключающими предложениями при подготовке схемы территориального планирования. Поэтому при строительстве, которое осуществляется на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории зачастую не учитывают мнения местных жителей. Например, при формировании территориальных планов не всегда берется в расчет необходимость постройки объектов социально-культурного назначения. Причинами принятия решений, не соответствующих желаниям населения, проживающего на данной территории, может быть то, что их просто-напросто не услышали или же не стали слушать в силу каких-то обстоятельств.

Порой случается так, что в пакет этих документов вносятся изменения, связанные с производственной и строительной необходимостью, при этом мнения граждан не учитываются. Мнения граждан не учитываются, даже несмотря на то, что целью территориального планирования является — «обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека», а градостроительство вообще можно определить как один из решающих факторов реализации конституционного права гражданина РФ на благоприятную окружающую среду, обеспечение безопасности и устойчивого социально-экономического развития страны.

Поэтому в данной работе, одним из вариантов решения обозначенных проблем является возможность включения в ГрК РФ положения о необходимости проведения по итогам публичных слушаний социологического опроса населения. К данному процессу должен быть подключен профессионал-социолог, обладающий инструментами для выявления социальных факторов и интересов. После того как социологический опрос будет завершен в пакет градостроительной документации обязательно должны быть внесены изменения с учетом высказанных мнений и предложений.

Участие граждан в процессе территориального планирования должно рассматриваться как: право вносить предложения, право собственника, право человека на благоприятные условия жизнедеятельности. Данные предложение будут являться гарантией того, что если интересы инвесторов и войдут в противоречие с интересами городского сообщества в целом, то мнение последних будет услышано и учтено. На сегодняшний же день результаты публичных слушаний носят лишь рекомендательный характер, вследствие чего и складываются конфликтные ситуации между населением и местным самоуправлением.

При подготовке подобных проектов, должна проводиться большая работа по разъяснению населению смысла и содержания инициатив властей. Таким образом, решив проблему прямого взаимодействия муниципальных органов власти и гражданского общества, можно значительно улучшить положение дел в градостроительной области.

Литература:

  1. Градостроительный кодекс РФ (ГрК РФ) от 29 декабря 2004г. № 190-ФЗ // Гарант. URL: http://base.garant.ru/12138258/ (дата обращения: 26.04.2018).
  2. Бабун Р. В. Организация муниципального управления: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. — 2-е изд. — СПб.: Издательский дом «Питер», 2015. — 336 с.
  3. Тихонов А. В., Акимкин Е. М., Рабинович Е. И., Шилова В. А. Социальное обоснование стратегий городского, регионального и корпоративного развития: проблемы и методы исследований. // Материалы IX Дридзевских чтений. — М.: ИС РАН, 2010. — С. 520.
Основные термины (генерируются автоматически): территориальное планирование, местное самоуправление, полномочие органов, градостроительная деятельность, РФ, благоприятное условие жизнедеятельности, государственная власть, мнение граждан, планировка территории, социальная инфраструктура.


Похожие статьи

Управление градостроительством и территориальным...

градостроительная деятельность, Россия, Российская Федерация, территориальное планирование, градостроительная документация, градостроительство, региональный уровень, градостроительная доктрина...

О повышении эффективности государственного управления...

местная власть, муниципальное управление, местное самоуправление, гражданин, муниципальное образование, Российская Федерация

градостроительная деятельность, Россия, Российская Федерация, территориальное планирование, градостроительная...

Меры совершенствования развития территории муниципального...

Планирование осуществляется путём постоянной, профессиональной, управленческой деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления с учётом мнения населения.

Полномочия органов местного самоуправления в области...

Ключевые слова: местное самоуправление, градостроительная деятельность, полномочия, индивидуальный жилой дом, многоквартирный дом

Помимо Градостроительного кодекса Российской Федерации полномочия органов местного самоуправления в данной области...

Место и роль муниципальных органов управления в новой...

местное самоуправление, муниципальная служба, муниципальное образование, местное значение, создание условий, Российская Федерация, орган, функция, задача, государственная власть. Становление муниципальной службы в России.

Городское планирование как система организации устойчивого...

Таким образом, «устойчивое развитие территории» подразумевает обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности: безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека...

Применение геоинформационных систем при разработке...

Территориальное планирование –это обеспечение устойчивого развития территории через формирование правовых инструментов реализации полномочий органов государственного власти...

Институт документации по планировке территории линейных...

Основные термины (генерируются автоматически): планировка территории, Градостроительный кодекс РФ, градостроительная деятельность

Полномочия органов местного самоуправления в области... Градостроительный кодекс Российской Федерации...

Роль и место комплексной социально-экономической программы...

Органам местного самоуправления важно определять в программе комплексного социально-экономического развития муниципального образования перспективные

 создание условий активизации жизнедеятельности населения и повышения уровня его жизни

Похожие статьи

Управление градостроительством и территориальным...

градостроительная деятельность, Россия, Российская Федерация, территориальное планирование, градостроительная документация, градостроительство, региональный уровень, градостроительная доктрина...

О повышении эффективности государственного управления...

местная власть, муниципальное управление, местное самоуправление, гражданин, муниципальное образование, Российская Федерация

градостроительная деятельность, Россия, Российская Федерация, территориальное планирование, градостроительная...

Меры совершенствования развития территории муниципального...

Планирование осуществляется путём постоянной, профессиональной, управленческой деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления с учётом мнения населения.

Полномочия органов местного самоуправления в области...

Ключевые слова: местное самоуправление, градостроительная деятельность, полномочия, индивидуальный жилой дом, многоквартирный дом

Помимо Градостроительного кодекса Российской Федерации полномочия органов местного самоуправления в данной области...

Место и роль муниципальных органов управления в новой...

местное самоуправление, муниципальная служба, муниципальное образование, местное значение, создание условий, Российская Федерация, орган, функция, задача, государственная власть. Становление муниципальной службы в России.

Городское планирование как система организации устойчивого...

Таким образом, «устойчивое развитие территории» подразумевает обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности: безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека...

Применение геоинформационных систем при разработке...

Территориальное планирование –это обеспечение устойчивого развития территории через формирование правовых инструментов реализации полномочий органов государственного власти...

Институт документации по планировке территории линейных...

Основные термины (генерируются автоматически): планировка территории, Градостроительный кодекс РФ, градостроительная деятельность

Полномочия органов местного самоуправления в области... Градостроительный кодекс Российской Федерации...

Роль и место комплексной социально-экономической программы...

Органам местного самоуправления важно определять в программе комплексного социально-экономического развития муниципального образования перспективные

 создание условий активизации жизнедеятельности населения и повышения уровня его жизни

Задать вопрос