Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 июля, печатный экземпляр отправим 16 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Принципы формирования расходов на национальную безопасность

Юриспруденция
24.04.2018
574
Поделиться
Библиографическое описание
Наркевич, Н. В. Принципы формирования расходов на национальную безопасность / Н. В. Наркевич. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 16 (202). — С. 228-230. — URL: https://moluch.ru/archive/202/49727/.


Ключевые слова: национальная безопасность, Российская Федерация, принцип, исполнение расходов, осуществление расходов, безопасность государства.

Бюджетные расходы в качестве составной части включают в себя расходы на национальную безопасность. Также бюджетные расходы являются составляющей частью (основной) публичных расходов.

Законодательно закрепляется, что расходы на национальную безопасность являются частью бюджетных расходов и соответствуют одноименному разделу классификации расходов бюджетов Российской Федерации.

Вместе с тем, Приказ Министерства финансов Российской Федерации № 65н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» [1] содержит детальное определение видов расходов на национальную безопасность. Раздел 0300 «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» аккумулирует расходы на обеспечение деятельности войск национальной гвардии, органов прокуратуры, следствия, юстиции, внутренних дел, безопасности, пограничной службы, системы исполнения наказаний, а также расходы на защиту населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданскую оборону, миграционную политику, прикладные научные исследования в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности, а также другие мероприятия в данной области.

Однако для правильного изложения системы принципов, которые применяются при создании и исполнении расходов на национальную безопасность, нужно определить понятие принципа.

Принципы права — это «абстрактное выражение смысла некоего множества правовых норм». «Принципы права в отличие от конкретных юридических норм больше зависят от состояния правовых знаний. Они возникают лишь на определенном этапе правогенеза, непосредственно связанном с появлением развитого юридического мышления, в то время как правовые нормы в ряде случаев возникали стихийно, в ходе повседневной практической деятельности людей. Принципы права исторически появились значительно позже иных его норм, первоначально существовавших в виде юридических обычаев» [2]. Иными словами, можно сделать вывод о том, что необязательно закреплять в законе четкие правовые принципы. Поэтому существует необходимость в разделении принципы формирования и исполнения расходов на национальную безопасность от норм и правил, привязанных к данной сфере. Отталкиваясь от вышесказанного, не стоит принимать принципы формирования и исполнения расходов на национальную безопасность как комплекс правовых норм, закрепленных в законодательстве в однозначном смысле.

Потребность в обеспечении безопасности государства в Российской Федерации имеет конституционное основание. В частности, в Конституции Российской Федерации закреплены некоторые важнейшие принципы обеспечения безопасности. Так, согласно статье 55 Конституции Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, а статья 56 провозглашает тот факт, в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия.

На примере статей 55 и 56 Конституции Российской Федерации можно говорить о некоем превосходстве интересов обороны и безопасности государства над всеми остальными интересами, поэтому при стечении конкретных обстоятельств любые возможные расходы бюджета должны быть переадресованы для выполнения целей национальной безопасности.

С уверенностью можно говорить о наличии трех основных принципов: принцип законности, принцип непрерывного планирования и осуществления расходов на национальную безопасность в полном объеме и принцип соблюдения баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства. Данные принципы составляют вместе общеправовые принципы. К ним также отнести принципы плановости и гласности (прозрачности). Помимо общеправовых принципов в систему принципов формирования и осуществления расходов на национальную безопасность также включаются отраслевые (финансово-правовые) принципы и специальные принципы.

Отраслевые (финансово-правовые) принципы полностью совпадают с принципами бюджетного права. К ним относятся: принцип эффективности использования бюджетных средств, принцип прозрачности (открытости), принцип совокупного покрытия расходов бюджетов, принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, принцип подведомственности расходов бюджетов, принцип достоверности бюджета и принцип единства кассы. К примеру, рассмотрим некоторые из них.

Принцип эффективности использования бюджетных средств закрепляется в статье 34 Бюджетного Кодекса Российской Федерации и означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

Однако, Президент Российской Федерации не раз отмечал низкий уровень эффективности бюджетных расходов, обращалось внимание на отсутствие четкой системы оценки их эффективности. [3] Примечательно, что в 2014 г. Правительству РФ было дано поручение по сокращению в 2015–2017 гг. Расходов федерального бюджета ежегодно не менее чем на 5 % в реальном выражении, за исключением расходов на национальную оборону и национальную безопасность за счет снижения неэффективных затрат. [4] На самом деле, такое поручение могло означать, что потенциал увеличения уровня эффективности использования бюджетных средств не был задействован в полном объеме в предыдущие года.

Принцип прозрачности (транспарентности), согласно БК РФ означает обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований; обязательную открытость для общества и средств массовой информации проектов бюджетов, внесенных в законодательные (представительные) органы государственной власти (представительные органы муниципальных образований), процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти (представительного органа муниципального образования), либо между законодательным (представительным) органом государственной власти (представительным органом муниципального образования) и исполнительным органом государственной власти (местной администрацией); обеспечение доступа к информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на едином портале бюджетной системы Российской Федерации; стабильность и (или) преемственность бюджетной классификации Российской Федерации, а также обеспечение сопоставимости показателей бюджета отчетного, текущего и очередного финансового года (очередного финансового года и планового периода). В настоящее время, многие граждане нуждаются в фискальной открытости, а для многих участников рынка финансов необходима правильная и точная оценка финансового положения государства. Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета. Засекречивание отдельных статей расходов на национальную безопасность и национальную оборону проявляется уже в третьем, специальном принципе — принципе приоритета интересов национальной обороны и национальной безопасности.

Необходимость наличия принципов при осуществлении правового регулирования в сфере национальной безопасности обуславливается способностью принципов определять является ли конкретная норма правовой или нет. С уверенностью можно говорить о том, что на сегодняшний день законодательно закреплены не все принципы планирования и осуществления расходов на национальную безопасность.

Литература:

  1. Финансовая газета, N 32, 05.09.2013;
  2. Четвернин ВА. Краткий курс лекций по Проблемам теории права и государства // http://new.hse ru/sites/tp/default.as;
  3. См.: Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию от 13 июня 2013 г. «О бюджетной политике в 2014–2016 годах»;
  4. Воронцов О. Г. Правовые дефекты принципа эффективности использования бюджетных средств // Журнал российского права. 2017. № 2. С. 110–119.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт
и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
национальная безопасность
Российская Федерация
принцип
исполнение расходов
осуществление расходов
безопасность государства
Молодой учёный №16 (202) апрель 2018 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 228-230):
Часть 3 (стр. 183-263)
Расположение в файле:
стр. 183стр. 228-230стр. 263

Молодой учёный