Актуальные проблемы вопросов прокурорского надзора за соблюдением законов в отношении несовершеннолетних | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №16 (202) апрель 2018 г.

Дата публикации: 23.04.2018

Статья просмотрена: 4264 раза

Библиографическое описание:

Полушкин, А. В. Актуальные проблемы вопросов прокурорского надзора за соблюдением законов в отношении несовершеннолетних / А. В. Полушкин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 16 (202). — С. 234-236. — URL: https://moluch.ru/archive/202/49711/ (дата обращения: 20.04.2024).



Данная статья акцентирует внимание на обязанности государства осуществлять защиту в сфере семьи, материнства и детства. В ней автор рассматривает проблемные вопросы прокурорского надзора за соблюдением законов в отношении несовершеннолетних.

Ключевые слова: несовершеннолетние, защита прав, государственные органы, защита прав ребенка прокурором.

This article focuses on the duty of the state to exercise protection in the sphere of family, motherhood and childhood. In it the author examines the problematic issues of prosecutorial supervision over the observance of laws on minors.

Key words. minors, protection of rights, state bodies, protection of the rights of the child attorney.

В последнее время особое внимание со стороны государства уделяется вопросам прав ребенка.

Обязанность государства по охране семьи, материнства и детства закреплена в ст. 38 Конституции РФ, этим самым в императивной редакции государство приняло на себя всемерную охрану и охрану интересов матери, ребенка и семьи, в частности.

При этом подразумевается, что права и интересы детей в первую очередь должны защищать их законные представители (опекуны, усыновители, родители, попечители). Нередко же защищать ребенка доводится от самих законных представителей, которые либо не соблюдают его права, либо не выполняют надлежащим образом возложенные на них обязанности.

Одной из гарантий защиты прав и интересов несовершеннолетних в российском обществе является прокурорский надзор за исполнением законов о несовершеннолетних, который отталкивается из принципа приоритетности интересов и благосостояния детей во всех областях жизни общества и государства.

Рассматривая проблемные вопросы прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних, особенно необходимо остановиться на наблюдении за соблюдением законности в деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав как важнейшем составляющем формирующейся в государстве системы ювенальной юстиции.

Вследствие прокурорских проверок, постоянно проводимых в Новгородской области в отношении комиссий по делам несовершеннолетних и охране их прав при органах местного самоуправления, обнаруживаются стандартные нарушения законности в административно-юрисдикционной деятельности комиссий, которые можно свести к следующим.

  1. Непостоянно выдерживается 15-дневный срок рассмотрения комиссией дел об административных правонарушениях, предусмотренный ч. 1 ст. 29.6 КоАП РФ.
  2. Основательной проблемой является низкое качество ведения протоколов комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав. В процессе прокурорских проверок, проведенных в 2016 г. в Новгородской области, обнаружены нарушения ст. 29.8 КоАП РФ [2], предусматривающей непременное составление протокола о рассмотрении дела об административном правонарушении при анализе дела коллегиальным органом.
  3. Проведённые проверки демонстрируют, что городская комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав выносят постановления по делу об административном правонарушении с нарушением требований ст. 29.10 КоАП РФ.

В ходе осуществления прокурорского надзора прокуроры определяют, что большие проблемы возникают у несовершеннолетних при устройстве на работу из-за неимения рабочих мест. Особое беспокойство порождает категория социально незащищенных детей, а также несовершеннолетних, освободившихся из воспитательской колонии, выпущенных из специальных учебно-общевоспитательных учреждений закрытого вида. Таких несовершеннолетних следует трудоустраивать в обязательном порядке, формировать рабочие места, осуществлять квотирование рабочих мест.

В соответствии со ст. 272 ТК РФ особенности трудоустройства лиц в возрасте до 18 лет формируются трудовым законодательством, коллективным соглашением, договором. Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» [6] предусматривает установление квоты для приема на работу только инвалидов (ст. 13). С учетом изложенного, с целью защиты прав несовершеннолетних, профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних следует предусмотреть в ст. 13 и 25 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» неотъемлемое квотирование мест для устройства на работу несовершеннолетних, бронирование отдельных видов работ для несовершеннолетних как категории граждан, особо нуждающейся в социальной охране.

Также прокуроры сталкиваются с проблемой необеспечения органами исполнительной власти субъектов Федерации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а, кроме того, детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении либо учреждении социального обслуживания, а кроме того в учреждениях всех типов профессионального образования, или по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, или в последствии возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилой площадью согласно месту жительства вне очереди не ниже установленных социальных норм в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» [5], ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации [3] Прокурорская практика говорит, что эта проблема имеет место вследствие отсутствия у жилищных органов жилой площади для предоставления указанной группы несовершеннолетних, тем самым нарушается закон.

В соответствии с ч. 2 ст. 5 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» [4] к возможностям организаций государственной власти субъектов Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации причисляется реализация государственной политики в интересах детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), безнадзорных детей, детей-инвалидов.

Немалую тревогу у прокуроров вызывает нарушение законности в деятельности органов опеки и попечительства. В небольших городах и сельских поселениях трудности появляются из-за неимения кадров, отсутствия у сотрудников органа опеки и попечительства профессиональных знаний, образования. Прокуроры в процессе прокурорских проверок разъясняют действующее законодательство, оказывают помощь сотрудникам указанных органов в подготовке судебных и других документов. Возможно, новое законодательство о деятельности органов опеки и попечительства несомненно поможет в разрешении этих трудностей.

Еще одна проблема в практике прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних связана с невозможностью прокурором в полном объеме осуществить свои полномочия в гражданском процессе. В соответствии с ст. 45 ГПК РФ прокурор имеет право обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц либо интересов Российской Федерации, субъектов Федерации, муниципальных образований. Обращение в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только лишь в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и иным уважительным обстоятельствам не имеет возможность сам обратиться в суд. С учетом данной нормы закона в основной массе случаев суды отказывают прокурорам в принятии к рассмотрению заявлений в защиту прав несовершеннолетних, со ссылкой на то, что охрану их прав реализовывают родители, опекуны, усыновители и другие законные представители, что лишает прокурора способности в полном объеме реализовывать судебную охрану прав несовершеннолетних.

Таким образом, представляется весьма необходимым сконцентрировать в одном подразделении Генеральной прокуратуры РФ (и, соответственно, прокуратур в регионах) все направления прокурорского надзора по делам несовершеннолетних. Это обуславливается, с одной стороны, особенностью охраны прав данной социально-возрастной категории населения, требующей системного, комплексного подхода, с другой — особенностями правового статуса ребенка.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2017) // СЗ РФ. 2001. № 178. Ст. 1455. 2017. № 189. С. 2563.
  3. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.08.2017) // СЗ РФ. 2004. № 145. Ст. 2156. 2017. № 234. Ст. 2149.
  4. Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. № 163. Ст. 1499. 2016. № 259. Ст. 2598.
  5. Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 01.05.2017) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // СЗ РФ. 1996. № 209. Ст. 1343. 2017. № 176. Ст. 2506.
  6. Закон РФ от 19.04.1991 N 1032–1 (ред. от 29.07.2017) «О занятости населения в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1991. № 156. Ст. 2143. 2017. № 238. Ст. 2230.
Основные термины (генерируются автоматически): прокурорский надзор, Российская Федерация, РФ, защита, ребенок, административное правонарушение, деятельность органов опеки, интерес детей, Новгородская область, полный объем.


Ключевые слова

несовершеннолетние, государственные органы, защита прав, защита прав ребенка прокурором

Похожие статьи

Защита прокурором прав и законных интересов...

В Приказе Генерального прокуратура РФ от 26 ноября 2007 г. № 188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи» определены конкретные направления деятельности органов прокуратуры по защите прав...

Организация надзора в органах прокуратуры за соблюдением...

Российская Федерация, прокурорский надзор, Генеральный прокурор, прокурор, орган прокуратуры, надзорная деятельность, местное самоуправление, исполнение, данные, соблюдение.

Совершенствование способов защиты прокурором прав...

Огурцова М. Л. Надзор за соблюдением жилищных прав несовершеннолетних органами опеки и попечительства [Текст] / М. Л. Огурцова

Правосудие как деятельность судов, направленная на обеспечение защиты прав, свобод и законных интересов граждан Российской Федерации.

Прокурорский надзор за соблюдением прав детей-сирот...

Библиографическое описание: Арутюнян Н. Г., Иванченко Е. А. Прокурорский надзор за соблюдением прав детей-сирот, оставшихся

Теперь контроль за охраной жилья детей-сирот осуществляет орган исполнительной власти субъекта РФ (п. 2 ст. 8 Закона № 159-ФЗ).

О практике применения ст. 5. 57 Кодекса Российской Федерации...

Прокурорский надзор состоит в наблюдении за исполнением законов и соблюдением прав и

Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», решение об

Обобщая административную практику, органы прокуратуры могут эффективно...

Актуальные проблемы правового положения несовершеннолетних...

Особое внимание уделяется роли государственных органов в обеспечении защиты прав ребенка как личности.

Современный механизм государственно-правовой охраны семьи и прав ребенка в Российской Федерации основывается на универсальных принципах и нормах...

Понятие и особенности правового статуса детей-сирот и детей...

Защита прав и интересов ребенка являются предметом их основной заботы; ‒ ребенок, который временно или постоянно лишен родительского попечения, имеет

Органы опеки и попечительства совместно с другими органами государственной власти (комиссией по делам...

Права детей-сирот на жилье: пути и способы защиты

В компетенции прокуратуры находится защита жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, контроль за деятельностью законных представителей детей и деятельностью органов опеки и попечительства.

Некоторые актуальные проблемы опеки и попечительства...

опека и попечительство, защита прав и интересов личности, институт приемной семьи.

Актуальные проблемы института гражданства в Российской Федерации.

Особенности участия органов опеки и попечительства в делах об определении места жительства ребенка...

Похожие статьи

Защита прокурором прав и законных интересов...

В Приказе Генерального прокуратура РФ от 26 ноября 2007 г. № 188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи» определены конкретные направления деятельности органов прокуратуры по защите прав...

Организация надзора в органах прокуратуры за соблюдением...

Российская Федерация, прокурорский надзор, Генеральный прокурор, прокурор, орган прокуратуры, надзорная деятельность, местное самоуправление, исполнение, данные, соблюдение.

Совершенствование способов защиты прокурором прав...

Огурцова М. Л. Надзор за соблюдением жилищных прав несовершеннолетних органами опеки и попечительства [Текст] / М. Л. Огурцова

Правосудие как деятельность судов, направленная на обеспечение защиты прав, свобод и законных интересов граждан Российской Федерации.

Прокурорский надзор за соблюдением прав детей-сирот...

Библиографическое описание: Арутюнян Н. Г., Иванченко Е. А. Прокурорский надзор за соблюдением прав детей-сирот, оставшихся

Теперь контроль за охраной жилья детей-сирот осуществляет орган исполнительной власти субъекта РФ (п. 2 ст. 8 Закона № 159-ФЗ).

О практике применения ст. 5. 57 Кодекса Российской Федерации...

Прокурорский надзор состоит в наблюдении за исполнением законов и соблюдением прав и

Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», решение об

Обобщая административную практику, органы прокуратуры могут эффективно...

Актуальные проблемы правового положения несовершеннолетних...

Особое внимание уделяется роли государственных органов в обеспечении защиты прав ребенка как личности.

Современный механизм государственно-правовой охраны семьи и прав ребенка в Российской Федерации основывается на универсальных принципах и нормах...

Понятие и особенности правового статуса детей-сирот и детей...

Защита прав и интересов ребенка являются предметом их основной заботы; ‒ ребенок, который временно или постоянно лишен родительского попечения, имеет

Органы опеки и попечительства совместно с другими органами государственной власти (комиссией по делам...

Права детей-сирот на жилье: пути и способы защиты

В компетенции прокуратуры находится защита жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, контроль за деятельностью законных представителей детей и деятельностью органов опеки и попечительства.

Некоторые актуальные проблемы опеки и попечительства...

опека и попечительство, защита прав и интересов личности, институт приемной семьи.

Актуальные проблемы института гражданства в Российской Федерации.

Особенности участия органов опеки и попечительства в делах об определении места жительства ребенка...

Задать вопрос