Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 июля, печатный экземпляр отправим 16 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Самоанализ деятельности учителя как основа управлением процессом обучения через осмысление собственного педагогического опыта

Педагогика
22.04.2018
3222
Поделиться
Библиографическое описание
Фомина, Т. П. Самоанализ деятельности учителя как основа управлением процессом обучения через осмысление собственного педагогического опыта / Т. П. Фомина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 16 (202). — С. 319-320. — URL: https://moluch.ru/archive/202/49666/.


Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь. Преподавателям слово дано не для того, чтобы усыплять свою мысль, а для того, чтобы будить чужую.

В. О. Ключевский, русский историк

Учитель современной школы не просто источник определённых знаний, передающий их своим ученикам. Это, на мой взгляд, в первую очередь — личность, желающая и умеющая динамично развиваться и принимать новые образовательные технологии, умея использовать их с максимальной отдачей. При этом не стоит забывать, что использование таких технологий на уроках не может являться самоцелью труда учителя, данью моде или каким-то единичным применением в обучающей деятельности. Всё в работе учителя должно, я считаю, развиваться динамично и последовательно с учетом имеющегося опыта работы педагога и его личностных качеств.

И именно самоанализ своей деятельности может стать основой управления процесса обучения через осмысление собственного педагогического опыта.

Что же собой представляет самоанализ деятельности учителя? Рассмотрим ряд важных и необходимых, на мой взгляд, особенностей, касающихся данного вопроса.

Здесь уместно рассмотреть само понятие «самоанализ». Самоанализ — это «анализ индивидом собственных суждений, переживаний, потребностей и поступков. Понятие самоанализ в большей степени концентрирует внимание на процессуальном аспекте собственной психики, отличается целенаправленностью и произвольностью процесса этого анализа» [1].

Имея четкое представление о том, что собой представляет самоанализ, мы и можем перейти к самой сути вопроса.

Самоанализ своей педагогической деятельности позволяет учителю выявить сильные и слабые стороны в своей работе. Ведь бывает и так, что учитель, прекрасно зная положительные аспекты в своей работе, пытается обойти неудачи стороной, не выявляя причины и не пытаясь над ними работать. Причем это свойственно как начинающим педагогам, так и педагогам с большим стажем работы.

Опять же, необходимо отметить, что самоанализ также не должен быть самоцелью. Проводится он для того, чтобы осмысление имеющегося опыта позволило в дальнейшем оптимизировать и, в конечном счете, повысить качество своего труда.

Самоанализ тесно связан с вопросами самообразования учителя. Выявив наиболее проблемные вопросы, учитель может, занявшись самообразованием ликвидировать возникшие пробелы и тем самым, в конечном счёте, качество знаний его учеников, несомненно, повысится.

Введение самоанализа педагогической деятельности при прохождении аттестации также является очень важным аспектом в работе каждого учителя. Анализ выявляет, насколько профессиональные способности педагога соответствуют его профессиональной компетенции. Не будет лишним напомнить о них еще раз. Это коммуникативность, экспрессивность, дидактические умения, перцептивные умения, научно-педагогические умения, организаторские умения, личностные умения, конструктивные умения, гностические умения, психомоторные умения, мажорные умения, способности к концентрации и распределению внимания.

Говоря о способности учителя к самоанализу, мы должны учитывать умение педагога проводить анализ собственной деятельности и выработать потребность в его проведении. Эта потребность, в свою очередь, способна привести к «формированию таких личностных характеристик как самоутверждение, самоопределение, самовыражение, самореализация в педагогической практике. Такой подход способствует становлению педагогов как субъектов своей активности» [7].

Не стоит забывать и того, что самоанализ деятельности учителя является своеобразным средством успешного взаимодействия и взаимопонимания между педагогом, учениками, родителями и коллегами.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что самоанализ в условиях современной школы является неотъемлемой частью труда каждого учителя. Учитывая внедрение в школы образовательных стандартов нового поколения, а, следовательно, повышение требований к профессиональной компетенции учителя, мы можем отметить актуальность данной темы и необходимость работы над вопросами самоанализа на всех уровнях методических объединений учителей-предметников и их взаимодействия с методическими центрами.

Литература:

  1. dic.academic.ru>dic.nsf/enc…379 САМОАНАЛИЗ
  2. Аттестация педагогических работников общеобразовательных учреждений: Методические рекомендации и материалы/ Авт.-сост. И. А. Фоменко; Под общ.ред. Л. Я. Олиференко — М.: АРКТИ, 2009.-88 с.
  3. Волков Б. С. Психология урока, его подготовка, проведение и анализ. Учебное пособие.-М., Центр педагогического образования, 2008.-96с.
  4. Сергеев И. С., Блинов В. И. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: Практическое пособие.-М.:АРКТИ, 2007.- 132с. (Школьное образование)
  5. nsportal.ru›shkola/materialy-k…library…samoanaliza
  6. sinludmila.ru›news…po_samoanalizu_peddejatelnosti…
  7. festival.1september.ru
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт
и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №16 (202) апрель 2018 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 319-320):
Часть 4 (стр. 265-345)
Расположение в файле:
стр. 265стр. 319-320стр. 345

Молодой учёный