Применение интерактивных технологий в инклюзивном образовании | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №16 (202) апрель 2018 г.

Дата публикации: 19.04.2018

Статья просмотрена: 5045 раз

Библиографическое описание:

Юрьева, А. А. Применение интерактивных технологий в инклюзивном образовании / А. А. Юрьева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 16 (202). — С. 322-323. — URL: https://moluch.ru/archive/202/49530/ (дата обращения: 19.04.2024).



В данной статье рассматривается использование интерактивных технологий в инклюзивном образовании.

Ключевые слова: интерактивное обучение, инклюзивное образование, дистанционное обучение.

Получение образования в соответствии с нуждами и запросами обучающего приоритетная задача современного образовательного процесса. В этой связи учебные заведения стараются всячески внедрять в образовательный процесс инновационные методы обучения, среди которых особую популярность приобрели интерактивные технологии.

Под инклюзивным образованием традиционно понимается процесс развития общего образования, который предполагает возможность получения образования детьми с особыми потребностями и учет потребностей каждого ребенка. Однако одной из основных проблем является определение той группы детей, которая имеет особые потребности. Чаще всего, к такой группе относят детей, имеющих интеллектуальные, физиологические, эмоциональные нарушения развития.

В связи с этим основная задача, которую необходимо решить — это как включить в образовательный процесс различные группы детей и создать для каждого ребенка равнозначные условия. Поэтому под инклюзией, согласно определению ЮНЕСКО, понимается динамический подход, предполагающий поощрение различий и восприятия индивидуальных особенностей каждого ребенка не в качестве проблемы, а возможности обогащения процесса познания. Это означает, что образовательная среда будет едина для всех, но при этом для каждого ребенка будут созданы своеобразные «мостики», с помощью которых он сможет спокойно существовать в этой среде.

Инклюзия выступает попыткой придать всем учащимся, которые обладают ограниченными возможностями здоровья, уверенность в собственных силах, мотивировать их без страха учиться в школе вместе с друзьями и соседями. «Особые» дети нуждаются не только в поддержке и особом отношении, они нуждаются в полноценном развитии способностей, в достижении успехов. Инклюзия помогает воплощать в жизнь вышеперечисленные устремления не только представителям младшего поколения с особенностями в развитии, а и школьникам, которые, так или иначе, отличаются от большинства.

Для реализации данной задачи необходимы средства и технологии, которые одновременно должны быть универсальными, а также индивидуальными, так как каждый ребенок обладает собственными образовательными потребностями и способностями. Именно такими возможностями обладают современные интерактивные и дистанционные технологии обучения, позволяющие в полном объеме ввести инклюзивное образование [1].

В отличие от традиционных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие обучающихся с преподавателем, а также друг с другом.

Интерактивное обучение — это обучение, построенное на взаимодействии учащегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта, в ходе которого осуществляется взаимодействие преподавателя и обучающегося. Использование интерактивных методов в процессе обучения оказывает определенное влияние на развитие обучающегося: усиливает мотивацию обучения, общения со сверстниками, обогащает жизненный опыт, активизирует саморазвитие.

Человек осознает потребность в таком общении-взаимодействии. В современной педагогике интерактивные методы воспитания, обучения — одна из важных категорий, так как эти методы представляют собой такой «способ целенаправленного интенсивного включения учащегося в образовательное взаимодействие, при котором, главной целью становится решение конкретных образовательных задач на основе взаимодействия самомотивированного самораскрытия, духовно-нравственного взаимопонимания и принятия, открывающего возможности личностного роста участников данного взаимодействия» [2].

Одним из видов инноваций в организации общего образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья может стать введение дистанционного обучения, которое, как и другие формы — очная, заочная, очно-заочная и экстернат, является формой получения образования, при этом используются традиционные и специфические методы, средства и формы обучения, основанные на компьютерных и телекоммуникационных технологиях. Основу образовательного процесса при этом составляет целенаправленная и контролируемая самостоятельная, построенная по индивидуальному образовательному маршруту работа обучающегося [3]

Организационными формами дистанционного обучения являются различные варианты взаимодействия преподавателей и обучающихся, цель которых заключается в достижении конкретных компетенций. Организационные формы представлены семинарами, лекциями, практическими занятиями и другими мероприятиями: презентациями, конференциями, самостоятельной работой, контролем, исследовательские работы.

Взаимодействие преподавателя и обучаемого в среде информационно комфорта, который обеспечен средствами дистанционного обучения, позволяет прийти к комплексному и гармоничному достижению целей, стоящих перед информатизацией образования. Формируется новый тип организации взаимодействия, который обусловлен изменениям взглядов на опосредующую роль компьютеров в механизме социальных взаимодействий. Компьютер становится одним из средств социализации. А взаимоотношения между обучающим и обучаемым приобретают характер активного сотрудничества, а сам обучающий процесс трансформируется в творческий акт [4].

Литература:

  1. Атаева Т. А. Применение интерактивных технологий / Т. А. Атаева Электронное обучение в непрерывном образовании, УГТУ — № 2, 2015, с 5–6.
  2. Королева Н. М. Роль интерактивного обучения в современном образовании/ Н. М. Королева, И. В. Костерина/ Ученые записки. Электронный научный журнал Курского Государственного Университета, 2015. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-interaktivnogo-obucheniya-v-sovremennom-obrazovanii
  3. Ишембитова З. Б. Формирование социальной успешности у обучающихся с ОВЗ в системе непрерывного инклюзивного образования / З. Б. Ишембитова, Л. М. Кашапова, Н. Н. Шаяхметова / Вестник УГНТУ. Наука. Образование. Экономика. — Серия: Экономика № 3, — 2013, с. 110
  4. Мукминова Ю. Н. Содержательно-технологическая основа организации инклюзивного образования детей в режиме дистанционного обучения / Ю. Н. Мукминова, Р. Х. Шаймарданов — Российский гуманитарный журнал, 2015, с. 68
Основные термины (генерируются автоматически): дистанционное обучение, инклюзивное образование, образовательный процесс, ребенок, взаимодействие преподавателя, интерактивное обучение, общее образование, ограниченная возможность здоровья.


Похожие статьи

Особенности организации дистанционного обучения...

В статье рассматриваются особенности организации дистанционного обучения в инклюзивном образовании. Ключевые слова: дистанционное обучение, инклюзия, инклюзивное образование.

Инклюзивное образование в рамках дистанционного обучения

В настоящее время в мире более 1 млрд. людей с ограниченными возможностями здоровья (примерно 23 % от всего населения планеты), а в России — более 12 млн. человек и из них более 2 млн. детей (около 8 % всех детей страны).

Технологии инклюзивного образования как средства для...

инклюзивное образование, образовательный процесс, ребенок, ограниченная возможность здоровья, учебно-воспитательный процесс, обучение, группа, инклюзивная практика, безбарьерное...

Методическая деятельность в условиях инклюзивного...

ограниченная возможность здоровья, инклюзивное образование, ребенок, инклюзивное обучение, программа, детское творчество, дополнительное образование, развитие, образовательное учреждение...

Семинар-практикум для педагогов «Навстречу друг другу»...

Важнейшей тенденцией развития современной образовательной практики является инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Использование педагогических технологий инклюзивного...

Ключевые слова: инклюзивное образование, ограниченные возможности здоровья, педагогические технологии. Инклюзивное образование — это совместное обучение, включая организацию совместных учебных занятий, досуга...

Развитие инклюзивного образования в России

инклюзивное образование, ограниченная возможность здоровья, ребенок, инклюзивное обучение, образовательный процесс, психофизическое развитие, потребность, родитель, коррекционная педагогика, массовый социум.

Толерантность как ценностная основа инклюзивного...

инклюзивное образование, ограниченная возможность здоровья, образовательный процесс, ребенок, диалоговое взаимодействие, образовательная организация, совместная деятельность, социальная активность...

Психолого-педагогическое прогнозирование успешности...

ограниченная возможность здоровья, адаптированная программа, ребенок, Федеральный государственный образовательный стандарт, образовательный процесс, инклюзивное образование...

Похожие статьи

Особенности организации дистанционного обучения...

В статье рассматриваются особенности организации дистанционного обучения в инклюзивном образовании. Ключевые слова: дистанционное обучение, инклюзия, инклюзивное образование.

Инклюзивное образование в рамках дистанционного обучения

В настоящее время в мире более 1 млрд. людей с ограниченными возможностями здоровья (примерно 23 % от всего населения планеты), а в России — более 12 млн. человек и из них более 2 млн. детей (около 8 % всех детей страны).

Технологии инклюзивного образования как средства для...

инклюзивное образование, образовательный процесс, ребенок, ограниченная возможность здоровья, учебно-воспитательный процесс, обучение, группа, инклюзивная практика, безбарьерное...

Методическая деятельность в условиях инклюзивного...

ограниченная возможность здоровья, инклюзивное образование, ребенок, инклюзивное обучение, программа, детское творчество, дополнительное образование, развитие, образовательное учреждение...

Семинар-практикум для педагогов «Навстречу друг другу»...

Важнейшей тенденцией развития современной образовательной практики является инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Использование педагогических технологий инклюзивного...

Ключевые слова: инклюзивное образование, ограниченные возможности здоровья, педагогические технологии. Инклюзивное образование — это совместное обучение, включая организацию совместных учебных занятий, досуга...

Развитие инклюзивного образования в России

инклюзивное образование, ограниченная возможность здоровья, ребенок, инклюзивное обучение, образовательный процесс, психофизическое развитие, потребность, родитель, коррекционная педагогика, массовый социум.

Толерантность как ценностная основа инклюзивного...

инклюзивное образование, ограниченная возможность здоровья, образовательный процесс, ребенок, диалоговое взаимодействие, образовательная организация, совместная деятельность, социальная активность...

Психолого-педагогическое прогнозирование успешности...

ограниченная возможность здоровья, адаптированная программа, ребенок, Федеральный государственный образовательный стандарт, образовательный процесс, инклюзивное образование...

Задать вопрос