Постсоветская историография паломничества мусульман Средней Азии (вторая половина XIX — начало XX века) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №15 (201) апрель 2018 г.

Дата публикации: 15.04.2018

Статья просмотрена: 213 раз

Библиографическое описание:

Иванов, Т. Н. Постсоветская историография паломничества мусульман Средней Азии (вторая половина XIX — начало XX века) / Т. Н. Иванов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 15 (201). — С. 90-92. — URL: https://moluch.ru/archive/201/48276/ (дата обращения: 26.04.2024).



Историография паломничества мусульман Средней Азии в святые места ислама (Мекка и Медина) хронологически делится на четыре периода: 1) паломничество мусульман в святые места до вхождения Средней Азии в состав Российской империи; 2) паломничество мусульман с 1865 по 1917 г.; 3) паломничество мусульман Средней Азии в советский период; 4) паломничество в постсоветской Средней Азии. В статье мы постараемся рассмотреть историографию паломничества мусульман в святые места в российской Средней Азии. Нужно отметить, что некоторые исследователи этого вопроса чрезмерно политизируют и идеологизируют контроль российской имперской администрации над среднеазиатским исламом. Мы считаем, что имперская бюрократия, в частности, местная туркестанская администрация способствовала паломничеству исходя из внешнеполитических соображений. Известно, что Российская империя проводила политику «невмешательства» по отношению к среднеазиатскому исламу. Также нужно учитывать тот факт, что после завоевания Российской империей Средней Азии, пути, ведущие в Аравию, поменяли свой маршрут. Если раньше, паломники в основном использовали морской путь через Индию, и сухопутный путь через Иран и Ирак, то в начале XX века маршрут среднеазиатских паломников переместилась на юг России через порт Одессы. Приходится отметить еще один немаловажный факт, что увеличение товарности хлопка в ферганской долине привело к резкому увеличению паломников. К сожалению, не все историки и востоковеды, пишущие о среднеазиатском паломничестве, не учитывают все факторы, влиявшие на этот феномен. Мы считаем, что при изучении этого вопроса нужно подходить комплексно и учитывать мнения сторон, то есть как администрации, так и паломников. Проблемой историографии среднеазиатских мусульман частично занимались такие исследователи как Д. Ю. Арапов [1], В. П. Литвинов [2] и А. Т. Сибгатуллина. Мы постараемся на примере труда А. Т. Сибгатуллиной проследить подходы и модели объяснения к мусульманскому паломничеству.

Одной из исследовательниц, всесторонне изучавших и продолжающая изучать среднеазиатское паломничество является А. Сибгатуллина [3]. Она критически относится к политике Российской империи в области паломничества. Она пишет, что по мнению представителей российской власти XIX- XX вв., «хадж служил одним из могущественных средств возбуждения и укрепления мусульманского фанатизма в смысле стремления к религиозно-политической обособленности, в основу которой положено скрытое признание заветным главой вех мусульман суннитов, к какой бы народности и государству они не принадлежали. Турецкого падишаха как духовного и светского повелителя правоверных» [3, c. 17]. Наличие такого политического фона создавало нередко препятствия для российских подданных в совершении хаджа. Также нужно отметить, что, по ее мнению, Российское правительство почти не занималось проблемами мусульманского паломничества. Не было выработано четкого регламента по выдаче заграничных паспортов. Многие паломники, как и прежде, в начале XX в. бесконтрольно и неорганизованно пересекали границу без паспорта. Не была урегулирована продажа билетов на российские и иностранные пароходы, отсутствовал контроль по взиманию различных сборов и т. д. [3, c. 29] После открытия железной дороги из Ташкента до Самары паломники рассчитывали на то, что поездка будет быстрой и удобной при таком способе передвижения. Но вагоны были переполнены и не приспособлены для пассажиров — мусульман. А. Сибгатуллина также делала упор на эпидемии и карантин во время паломничества. Нужно отметить, что ежегодно паломничество мусульман в Мекку с давних пор привлекало внимание медицинских служб как возможный путь занесения в Европу повальных болезней, особенно холеры и чумы. Поэтому государства, которые имели в своем составе мусульманское население, старались разными мерами предотвратить или уменьшить опасность распространения болезней. В период 1881–1893 гг., в связи с усилением опасности холеры в Хиджазе, Османская империя была вынуждена увеличивать количество карантинов и реформировать имеющиеся [3, c. 39]. Муссировалась идея о передаче медицинского контроля в Хиджазе европейцам, но султан АбдульхамидII, не желавший иностранного вмешательства, обращал особое внимание на то, чтобы своими силами добиться улучшения условий паломничества и профилактики инфекционных болезней в Хиджазе.

Не обошла вниманием исследовательница руководителя паломнического движения в Средней Азии Саидгани Саидазимбаева. Как известно, Саидазимбаев старался взять в свои руки организацию отправки паломников в Аравию. Как отмечает А. Сибгатуллина личность Саидгани Саидазимбаева и его роль руководителя паломнического движения из России однозначно оценить сложно. С одной стороны, он — инициатор и неустанный организатор благотворительности среди российских мусульман; и он, как думается, действительно хотел улучшить условия передвижения паломников по железным дорогам России и по морю до Джидды. Другое дело, таким образом и какими средствами он добивался этого, и как на это реагировало само мусульманское общество. Тот факт, что за свое усердие Саидазимбаев был удостоен государственных наград, также говорит о том, что он — личность незаурядная и достойная внимания и памяти [3, c. 65]. В 1908 году Саидазимбаев решил заняться проблемами своих единоверцев. Недостаток помещений на станционных вокзалах, неприспособленность их для мусульман — паломников и отсутствие буфетов с национальной пищей, по мнению Саидазимбаева, особенно тяжело сказывалось на здоровье паломников. Поэтому он и решил в первую очередь устранить этот недостаток. Прежде всего, нужно было построить несколько остановочно-продовольственных пунктов (мусульманских вокзалов) на пути паломников: в Ташкенте, Одессе, Феодосии. От центрального сборного пункта мусульманских паломников в Средней Азии — Ташкенте — до одесского порта пассажирские поезда проходили весь путь приблизительно за 8 суток. «Если паломнические поезда, в составе 8–9 вагонов, будут принимать ежедневно не менее 300 человек паломников, — считал Саидазимбаев, — понадобится 27 поездов или 216 вагонов. Но это количество вагонов в действительности уменьшается, т. к. поезда в течении всего периода перевозки могут обращаться между определенными пунктами 2–3 раза; для перевозки паломников вполне достаточно 70 вагонов, или каждая из дорог — участниц должна предоставить для перевозки паломников по 5 вагонов» [3, c. 49].13 марта 1908 г. Саидазимбаев официально был назначен руководителем паломнического движения. Одухотворенный успехом Саидазимбаев планировал строительство таких же «туземных» вокзалов в Одессе, Феодосии и остановочно-продовольственных пунктов в 14 местах на пути паломничества. Он получил от нескольких пароходных обществ предложения по оказанию услуг в транспортировке паломников. Саидазимбаев, в качестве генерального агента, заключил договор с Комитетом Добровольного флота, в котором, в частности, оговаривались условия и время доставки паломников от Одессы до Джидды (ближайший порт от Мекки) и обратно до Феодосии. В соответствие с договором, на пароходах Добровольного флота должны были быть предоставлены различные удобства для мусульман, например: снабжение продуктами питания, разрешенными к употреблению законами мусульманской религии, отдельные помещения для женщин, для исполнения религиозных обрядов и омовений, бесплатная медицинская помощь с выдачей лекарств и проч. Кроме того, Добровольный флот, из желаний со своей стороны помочь паломникам, решил выдавать 5 % бесплатных билетов для беднейших мусульман. Приближался сезон паломничества 1908 г., и дела Саидазимбаева продвигались довольно успешно. Но вдруг возникли осложнения с уже построенным «туземным» вокзалом в Ташкенте. Когда пассажиры — мусульмане остановились там, то за одну ночь умерли, задохнувшись, 5 человек. В результате осмотра назначенная комиссия по проверке нашла новый вокзал непригодным к эксплуатации [3, c. 51]. Несмотря на все неудачи, С. Саидазимбаев продолжил свое «благое» дело по отправке мусульман в святые места поклонения.

В заключении нужно отметить, что исследовательница паломнического вопроса А. Т. Сибгатуллина смогла раскрыть механизмы и основные аспекты среднеазиатского паломничества.

Литература:

  1. Арапов Д. Ю. Система государственного регулирования ислама в Российской империи (последняя треть — начало XXв.). М.: МПГУ, 2004.
  2. Литвинов В. П. Внерегиональное паломничество мусульман Туркестана (эпоха Нового времени). Елец, 2006.
  3. Сибгатуллина А.Т Контакты тюрок –мусульман Российской и Османской империй на рубеже XIX-XX вв. М.: Институт востоковедения РАН, 2010.
Основные термины (генерируются автоматически): Азия, паломничество мусульман, Российская империя, Ташкент, Добровольный флот, Мекка, Одесса, паломническое движение, среднеазиатское паломничество, Феодосия.


Похожие статьи

Самопознание мусульманского странника через паломничество...

Паломнический образ (он совершается в Мекке близ Каабы) вбирает в себя ритуальное повторение событий священной истории: паломники молятся там, где молился Авраам; они

Именно паломничество в Мекку, мусульманину предоставляется возможность познать себя.

Основные предпосылки распространения суфизма в Кыргызстане

Российская империя сразу отказалась от форсированного демонтажа исламских структур»

Дукчи Эшен был образованным человеком в области религии, в свое время он учился в Бухаре, Уфе, а когда ему было 33 года – совершил паломничество в Мекку

Ташкент, 1990. № 10.

Строительство железной дороги Центральной Азии и появление...

Среднеазиатская железная дорога теперь стала вывозить почти весь выращиваемый хлопок страны.

Основные термины (генерируются автоматически): Азия, дорога, Туркестан, Ташкент, Россия, Российская империя, Оренбург, начальная переработка хлопка, железная дорога...

Из истории медресе в городе Ташкенте (конец XIX — начало ХХ в.)

После завоевания края Российской империей медресе продолжили свою деятельность в системе образования.

В частности, в брошюре «Азиатский Ташкент» Н. Г. Маева даны краткие сведения о медресах и мактабов.

Влияние Востока на культуру и поэзию России | Статья в журнале...

Это было первое в русской литературе описание не паломничества, а

Возможно, поэт искал в этом несколько фантастическом образе образец государственного правления, которого давно ждала Российская Империя.

Там, где Русь касалась дремной Азии. Как вода песков

Формирование особенностей среднеазиатских геополитических...

Формирование особенностей среднеазиатских геополитических интересов Российской империей.

Основные термины (генерируются автоматически): Россия, Азия, Российская империя, Туркестанский край, Ташкент, Царская Россия, колониальная политика, Сибирь...

Туркестанская (Кокандская) автономия — первое демократическое...

1917 год в корне изменил политическую ситуацию в Центральной Азии. Февральская революция создало условия для создания политических партий и движений в Туркестане.

Говоря о своей приверженности автономии о горячем желании осуществить национальные чаяния мусульман...

Бухарский эмират под протекторатом Российской Империи...

Ташкент. 1968. С.378. 5. Макшеев А. И. Исторический обзор Туркестана и наступательного движения в него русских. СПб.

Основные термины (генерируются автоматически): Бухара, Россия, Бухарский эмират, Центральная Азия, бухарский эмир, Российская империя, Русский...

Войны Амира Темура на юге и западе Средней Азии

Амир Темур сдавшихся и добровольно согласившихся уплатить контрибуцию (мал-и аман) городов не трогал, воинов своих в город не пускал

Современные историки объясняют данное событие ослаблением там устоев ислама — якобы мусульман окружают гебры (язычники), а...

Похожие статьи

Самопознание мусульманского странника через паломничество...

Паломнический образ (он совершается в Мекке близ Каабы) вбирает в себя ритуальное повторение событий священной истории: паломники молятся там, где молился Авраам; они

Именно паломничество в Мекку, мусульманину предоставляется возможность познать себя.

Основные предпосылки распространения суфизма в Кыргызстане

Российская империя сразу отказалась от форсированного демонтажа исламских структур»

Дукчи Эшен был образованным человеком в области религии, в свое время он учился в Бухаре, Уфе, а когда ему было 33 года – совершил паломничество в Мекку

Ташкент, 1990. № 10.

Строительство железной дороги Центральной Азии и появление...

Среднеазиатская железная дорога теперь стала вывозить почти весь выращиваемый хлопок страны.

Основные термины (генерируются автоматически): Азия, дорога, Туркестан, Ташкент, Россия, Российская империя, Оренбург, начальная переработка хлопка, железная дорога...

Из истории медресе в городе Ташкенте (конец XIX — начало ХХ в.)

После завоевания края Российской империей медресе продолжили свою деятельность в системе образования.

В частности, в брошюре «Азиатский Ташкент» Н. Г. Маева даны краткие сведения о медресах и мактабов.

Влияние Востока на культуру и поэзию России | Статья в журнале...

Это было первое в русской литературе описание не паломничества, а

Возможно, поэт искал в этом несколько фантастическом образе образец государственного правления, которого давно ждала Российская Империя.

Там, где Русь касалась дремной Азии. Как вода песков

Формирование особенностей среднеазиатских геополитических...

Формирование особенностей среднеазиатских геополитических интересов Российской империей.

Основные термины (генерируются автоматически): Россия, Азия, Российская империя, Туркестанский край, Ташкент, Царская Россия, колониальная политика, Сибирь...

Туркестанская (Кокандская) автономия — первое демократическое...

1917 год в корне изменил политическую ситуацию в Центральной Азии. Февральская революция создало условия для создания политических партий и движений в Туркестане.

Говоря о своей приверженности автономии о горячем желании осуществить национальные чаяния мусульман...

Бухарский эмират под протекторатом Российской Империи...

Ташкент. 1968. С.378. 5. Макшеев А. И. Исторический обзор Туркестана и наступательного движения в него русских. СПб.

Основные термины (генерируются автоматически): Бухара, Россия, Бухарский эмират, Центральная Азия, бухарский эмир, Российская империя, Русский...

Войны Амира Темура на юге и западе Средней Азии

Амир Темур сдавшихся и добровольно согласившихся уплатить контрибуцию (мал-и аман) городов не трогал, воинов своих в город не пускал

Современные историки объясняют данное событие ослаблением там устоев ислама — якобы мусульман окружают гебры (язычники), а...

Задать вопрос