Образ студента в русской языковой картине мира в конце XIX века (на материале повести Н. Г. Гарина-Михайловского «Студенты») | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 февраля, печатный экземпляр отправим 22 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №14 (200) апрель 2018 г.

Дата публикации: 06.04.2018

Статья просмотрена: 514 раз

Библиографическое описание:

Яо, Сюе. Образ студента в русской языковой картине мира в конце XIX века (на материале повести Н. Г. Гарина-Михайловского «Студенты») / Сюе Яо. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 14 (200). — С. 87-91. — URL: https://moluch.ru/archive/200/49189/ (дата обращения: 09.02.2023).



Данная статья посвящена системным и последовательным выявлению характеристик студентов в русской языковой картине мира конца XIX века. Рассматриваются и классифицируются языковые единицы в русской прозе того времени (в данной работе — «Студенты» Н. Г. Гарина-Михайловского (1895–1898)), описывающие особенности студентов как социальной группы. В работе исследуется языковая репрезентация данного образа в определенный исторический период, что способствует пониманию процесса развития студенчества как социальной группы.

Ключевые слова: русская проза, конец XIX века, языковая картина мира, языковая единица, образ студента.

Неслучайно выбран образ студента конца XIX века переломного периода в истории России, полного противоречий и потрясений. Ряд кардинальных реформ 60-х годов, прежде всего, отмена крепостного права, лежали в основе реформирования системы образования [4, с. 8]. Известно, что 18 июня 1863 года был утвержден новый университетский устав, который дал университетам большие демократические свободы и привилегии [12; 14]. Благодаря данному уставу, образование в России стало более доступным для представителей различных сословий. На этом историческом фоне поступили в высшие учебные заведения герои повести Н. Г. Гарина-Михайловского «Студенты» (1895–1898).

Персонажами повести являются студенты из разных социальных слоев, студенческая жизнь которых началась по различным причинам, а получение образования имеет различные цели. Они поступили в университеты и институты по математической, медицинской, юридической и другим специальностям, мечтая изменить мир, получить должность, стать инженером и т. д. В этой повести большое количество лексики используется для описания жизни студентов: важно отметить, что это не только термины и слова, описывающие процесс обучения, но и общеупотребительная лексика, однако количество слов со значением интеллектуальной деятельности будет при описании студентов больше, чем при описании людей других групп. Кроме того, ряд слов и выражений отражают отношение к студентам и восприятие студентов, типичные для конца XIX в.

В данной работе выявляются характеристики студентов в русской языковой картине мира (далее ЯКМ) конца XIX века. ЯКМ изучают разные ученые, как Ю. Д. Апресянопределял ее как «зафиксированная в языке и специфичная для данного языкового коллектива схему восприятия действительности» [1, с. 39]. З. Д. Попова предлагала, что ЯКМ — это «языковое членение мира, языковое упорядочение предметов и явлений, заложенная в системных значениях слов информация о мире» [8, с. 68]. С точки зрения З. И. Резановой, в ЯКМ отражается интерпретативная гносеологическая деятельность человека по отношению к миру в языковых единицах и др. [9, с. 28].

Таким образом, в данной статье анализируются языковые единицы, описывающие студентов в художественном тексте, поскольку художественный текст отражает фрагменты ЯКМ, наглядно и ярко демонстрирует культурные коннотации, содержащиеся в единицах языка [11, с. 75].

Языковые единицы, создающие в повести образ студента, классифицирована нами по тематическим группам. Под этим термином понимается «объединение слов, основывающихся на классификации самих предметов и явлений действительности» [13, с. 230]. Так, среди языковых средств описания студентов в повести «Студенты» Н. Г. Гарина-Михайловского были выделены 5 тематических групп:

1) черты внешности студентов;

2) интеллектуальная деятельность;

3) физическая деятельность;

4) оценки студентов самими студентами и членами русского общества конца XIX в.;

5) жизнь студентов (повседневный обиход и учебный процесс).

В первой тематической группе отмечены черты внешности как конкретного студента, так и нескольких студентов, обладающих общими характеристиками. Например:

1)Это был худенький студент, в грязном потертом вицмундире, на плечах и спине которого была масса перхоти, волосы на голове торчали черной копной, косые черные глаза смотрели болезненно и твердо. Черная бородка пушком окаймляла маленькое хорошенькое лицо, но, несмотря на бородку и мундир, это был все тот же маленький друг его [5, с. 30].

2)Тот же шут, несмотря на путейскую фуражку, с маленьким румяным лицом, веселый и возбужденный [5, с. 36].

3)Андреев, высокий, худой, страшный, костлявый, с землистым цветом лица [5, с. 93].

4)Молодые фаты ходили в коротких куртках, в узких в обтяжку штанах, из бокового кармана которых иногда торчал шнурок табачницы. Они носили на носу пенсне[5, с. 149].

В вышеуказанных предложениях выражения описывают одежду, фигуру, рост, волосы, черты лица студентов и т. п. Первые три примера показывают особенности индивидуальной внешности студента, у которого не только имеются такие черты внешности, как у всех людей: высокий, черные глаза и др., но и собственные характеристики, отражающие общественное сословие: в грязном потертом вицмундире, путейская фуражка. Кроме того, нетрудно заметить, что в тексте часто встречаются такие связанные с человеческой фигурой слова, как прилагательные худенький, худой, костлявый — доказательства бедности студентов. О том же говорит прилагательное потертый. В четвертом предложении речь идет о группе студентов: молодые фаты.

Во вторую тематическую группу «интеллектуальная деятельность» входят две подгруппы: учебная интеллектуальная деятельность, неучебная интеллектуальная деятельность. В данной работе обратим внимание на первую подгруппу. Глаголы интеллектуальной деятельности описывают, как человек реализует активность интеллекта с целью получения новых знаний и на их основе умственные ресурсы и технологии [7]. Анализируя все глаголы этой группы, мы отобрали несколько слов в повести по классификации глаголов интеллектуальной деятельности с точки зрения Л. Г. Бабенко: думать (и однокоренные с этим глаголом слова обдумать, подумать, придумать и др.), знать (узнать и др.), понимать, читать, зубрить. Приведем примеры:

5)У окна студент с программой обдумывает свой вопрос, перед профессором в кресле сидит другой студент. Ничего официального, все так просто [5, с.120].

Обдумывать — мысленно обсуждать, взвешивать что-либо, вникать во что-либо [10, Т 8, с. 66].

6)Когда Карташев дошел до Декарта, он думал: «Отчего бы мне самому свою собственную философскую систему не выдумать[5, с. 100].

Выдумать — изобрести, придумать [10, Т 2, с. 1023].

7)— … Мы с тобой «high life» [высший свет (англ.)], ты, надеюсь, знаешь, что значит это слово?... [5, с. 37].

Знать — Постигая что-либо, обладать какими-либо сведениями, осведомленностью в какой-либо области [2, с. 318].

8)Этот последний был его собственный метод, и Карташев смотрел с широко раскрытыми глазами и думал, в какую бездну надо погрузиться, чтобы не только понимать, а еще и изобрести этот какой-то страшный метод [5, с. 24].

Понимать — постигать что-либо очень хорошо, глубоко, становясь сведущим, прекрасно разбирающимся в чем-либо [2, с. 313].

9)На этот раз Карташев засел за лекции так, как, казалось, давно и следовало. Он читал, составлял конспекты, зубрил на память и медленно, но упорно подвигался вперед [5, с. 100].

Читать — воспринимать органами зрения что-либо написанное, напечатанное, произнося что-либо вслух или воспроизведя что-либо про себя [2, с. 308].

ЗубритьПостигать какой-либо текст (обычно большой по объему), заучивая его наизусть, многократно повторяя, запоминая надолго, обычно не вникая в содержание [2, с. 319].

Данная тематическая группа демонстрирует самые типичные черты интеллектуальной деятельности студентов: люди занимаются, чтобы получить высшее образование. Названные действия в большой степени являются привычными и для студентов конца XIX века, и для нынешних учащихся. Нужно обратить внимание на глагол зубрить: отметить, это слово разговорное, а значит, его появление придает высказыванию экспрессию, показывает читателю, как старается студент. Одним словом, интеллектуальная деятельность неизменно и безусловно играет важную роль в жизни студентов, особенно в учебной жизни.

Тематическая группа «физическая деятельность» выступает в качестве дополнения при сопоставлении с группой «умственная деятельность», она разделяется на три подгруппы: 1) глаголы движения (подходить, пройти, выйти, уйти, поехать, кивать, оглянуть и др.); 2) глаголы действия (чертить, кричать, аплодировать, одеваться и др.); 3) глаголы восприятия (смотреть, слушать и др.). Например:

10)Он чертил петушка, отрываясь, делал вдруг вдумчивое лицо и, смотря в потолок, кивал головой. И в то же время он то и дело смотрел потихоньку на часы [5, с. 25].

Вышеуказанный отрывок текста повести описывает физическую деятельность студентов на лекции, включая все глаголы из всех трех подгрупп. Во время лекции у героя Карташева сначала появилось чувство большой напряженности, потом все его описанные действия, движения и восприятие точно и живо показали состояние студента, который не понимает содержание занятий.

В четвертой группе рассматриваются оценки студентов самими студентами и членами русского общества конца XIX века, включающими родных студентов, профессоров, знакомых дам и др. Важно отметить, что эти оценки даются разными людьми и в разное время. Так, оценка студенчества гимназистами, еще только мечтающими поступить в университет, демонстрирует некое идеальное представление о жизни студента. Родственники, опасающиеся за покидающих дом молодых людей, обращают внимание на опасности студенческой жизни. Точка зрения студентов, уже поступивших в университет, значительно отличается от этих двух позиций, а мнения людей, окружающих студентов, разнообразны и зависят от различных обстоятельств. Рассмотрим примеры:

11)Через месяц он уедет в Петербург и будет жить новой, совсем новой, особенной жизнью. Там он будет другим человеком. Он станет серьезным, будет заниматься, будет ученым, — новый мир откроется перед ним, … [5, с. 6].

12)– … Помни, Тема, что единственная опасность, которая грозит тебе, — это если увлечешься в Петербурге и попадешь в те кружки, откуда выход на эшафот, в каторгу… [5, с. 7].

13)Наконец все было готово: и платье, и белье, и шуба, и башлык, и даже кожаные калоши. Непременно кожаные. Человек хорошего тона не наденет резиновых [5, с. 8].

14)Здесь, в Петербурге, где он уже успел и доказать свои способности, поступив вторым в трудное по приему заведение, и выглядел, кажется, единственным веселым человеком, — этот Шацкий производил на Карташева впечатление уже не того идиота, каким окрестил его Корнев. Теперь это был, правда, шут, но остроумный (с этим соглашался и Корнев) и главное — без претензии человек [5, с. 37].

15)Были и здесь кружки всяких оттенков, но масса в общем являлась довольно однородной — практической в своих увлечениях, больше склонной в сторону брожения сердечного, чем умственного. К последнему громадное большинство относилось равнодушно. К брожениям же чувства, если оно проявлялось даже в несимпатичной форме фатовства, относились снисходительно и терпимо [5, с. 148149].

16)Он считал всех этих красных мальчишками, а себя человеком, уже поднявшимся на высшую ступень человеческого самосознания [5, с. 149].

17)– Ах, какой милый! Какой красивый! — рассматривая его в лорнет, говорили пожилые дамы. — Очень, очень удачный вечер… С каким вкусом, тактом все устроено… Это молодежь наших времен [5, с. 152].

Оценки студентов разными субъектами даются с разных сторон: оценка с точки зрения интеллектуальных способностей, внешности, участия в студенческих кружках и др. Оценки выражаются с помощью прилагательных, существительных, словосочетаний и значения высказывания и т. п. События в примерах 11), 12) и 13) произошли тогда, когда герои еще не стали студентами. В представлении Карташева, студент — это человек серьезный, он занимается и будет ученым. Более того, студент — человек хорошего тона, с этой точкой зрения согласны его родные, которые тщательно подготовили будущему студенту одежду. А в примерах 14), 15), 16) и 17) речь идет об оценках и мнениях того этапа, когда герои уже начали жизнь внутри университетских стен. Например, по мнению Карташева, Шацкий — способный, остроумный, человек без претензии. По сравнению со студентами-красными, Карташев считает себя человеком, находящимся на высшей ступени самосознания, а красных — мальчишками. Кроме того, пожилые дамы в качестве членов общества оценивают студентов, которые удачно устроили замечательный вечер, выражением «молодежь наших времен». Также, анализируется кружок студентов, которые ведут себя как фаты; слово фат имеет значение «самодовольный франт, щеголь; пустой, любящий порисоваться человек» [10, Т 16, с. 1278], это негативное обращение к студенту. Примеры 12) и 15) показывают разные оценки кружков и студентов. Мать студента считает кружки негативным обстоятельством, хотя в студенческой жизни они представляют собой важную часть внеуниверситетской деятельности.

Последняя тематическая группа связана с жизнью студентов, словами этой группы описывается их повседневный обиход и учебный процесс. В обыденной жизни герои-студенты ищут места для проживания, общаются с друзьями, пишут письма родным, посещают театр и т. д. Вместе с тем главным грузом на плечах студентов является учеба. Они ходят в университет на занятия, читают конспекты лекции, готовятся к экзаменам, меняют университеты и т. п. Следующие отрывки рисуют фрагменты жизни студентов:

18)Корнев поселился на Выборгской… Дарсье поселился в доме своих дальних родственников, поступив в технологический институт главным образом потому, что здесь не требовалось никаких поверочных испытаний [5, с. 21].

19)– … Завтра опять экзамен: на всю ночь засяду [5, с. 112].

Из вышесказанного можно заключить, что в конце XIX века не было общежитий, по этой причине каждый студент ищет комнату. Студенты снимают недорогие комнаты, находящиеся в далеких от университета районах, например, на Выборгской стороне. Кроме того, студенты живут у родственников. Это доказывает, что после реформы образования студенты разных сословий приезжают в Петербург на учебу из провинций. Такова бытовая сторона жизни, а в процессе учебы студенты занимаются и в университете и дома, в частности, перед экзаменами на всю ночь засядут и подготовятся.

В первых трех тематических группах рассмотрены характеристики студентов в языковом аспекте, а остальные две группы — это анализ в культурологическом аспекте. Исследуя черты внешности студентов, их интеллектуальную и физическую деятельность, анализируя оценки студентов и их жизни, автор обнаружил, с одной стороны, общие и особые черты студентов конца XIX века в русской языковой картине мира, а с другой стороны — сходство и различия мнений разных членов общества того времени о студентах. Таким образом, можно сделать следующие выводы: 1) бедность является одним из признаков группы студентов конца XIX в.; 2) большинство членов общества, включая самих студентов, уважают студентов и считают, что из них выйдут выдающиеся люди; 3) далеко не все студенты умные и способные, одни сосредоточивают всю энергию и мысли на учебе, а другие уделяют внимание театру, сомнительным развлечениям, женщинам; 4) в университете студенты собираются в различные кружки: по сословиям, по увлечениям, по другим принципам; 5) студенты из разных провинций получают знания в большом городе на общем культурном фоне; 6) все студенты конца XIX в. в данной повести — мужского пола, так как реформы не решили вопрос о высшем образовании для женщин.

«Характерные для студенчества той поры (конец XIX — начало XX века) ожидания благотворных перемен в российском обществе» [6, с. 288]. В начале XX века студенты активно участвуют в революции. В. Э. Багдасарян считает, что «уход студентов в революцию являлся проявлением кризиса юношеской социализации» [3, с. 83]. Таким образом, исследование образа студента в русской ЯКМ в конце XIX в. демонстрирует различные взгляды на данную социальную группу, существовавшие в то время, выясняет роль и место студенчества в русском обществе, указывает дальнейшее развитие и путь этой группы.

Литература:

  1. Апресян Ю. Д. Избранные труды: В 2 т. Т. 2: Интегральное описание языка и системная лексикография. М.: Языки русской культуры, 1995. 767 с.
  2. Бабенко Л. Г. Толковый словарь русских глаголов: Идеографическое описание. Английские эквиваленты. Синонимы. Антонимы. М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. 698 с.
  3. Багдасарян В. Э. Мотивы девиантного поведения студенчества в конце XIX — начале XX в. // Российское студенчество: условия жизни и быта (XVIII-XXI века). Всероссийская научная конференция. Сб. научн. ст. М., 2004. С. 82–95.
  4. Богуславский М. В. Реформы российского образования 19–20 вв. как глобальный проект. Вопросы образования. 2006, № 3. С. 5–21.
  5. Гарин-Михайловский Н. Г. Студенты // Студенты. Инженеры. М.: Худож. лит., 1977. С. 3–172.
  6. Иванов А. Е. Студенческая корпорация России конца XIX — начала XX века: опыт культурной и политической самоорганизации. М.: Новый хронограф, 2004. 408 с.
  7. Мухин В. И. Управление интеллектуальной собственностью. М.: Владос, 2007. 335 с.
  8. Попова З. Д., Стернин И. А. Очерки по когнитивной лингвистике. Воронеж: Истоки, 2001. 189 с.
  9. Резанова З. И. Языковая картина мира: взгляд на явление сквозь призму термина-метафоры // Картина мира: Модели, методы, концепты. Материалы Всероссийской междисциплинарной школы молодых ученых «Картина мира: язык, философия, наука» (1–3 ноября 2001 г.) / под общ. ред. проф. З. И. Резановой. Томск, 2002. С. 28–34.
  10. Словарь современного русского литературного языка (ССРЛЯ). М.-Л.: Изд-во АН СССР. Т. 2., 1951; Т.8., 1959; Т.16., 1964.
  11. Сабитова З. К. Лингвокультурология. 2-е изд., стер. М.: ФЛИНТА: Наука, 2015. 528 с.
  12. Томсинов В. А. Университетская реформа 1863 года в России. М.: Зерцало, 2012. 480 с.
  13. Филин Ф. П. Очерки по теории языкознания. М.: Наука, 1982. 336 с.
  14. Шилина Е. В. Развитие образования в России в XIX веке: автореф. дис. канд. ист. наук. М., 2007. 28 с.
Основные термины (генерируются автоматически): студент, интеллектуальная деятельность, оценка студентов, Петербург, тематическая группа, жизнь студентов, конец XIX века, русская языковая картина, социальная группа, студенческая жизнь.


Ключевые слова

языковая картина мира, русская проза, языковая единица, конец XIX века, образ студента

Похожие статьи

Особенности межличностных отношений в студенческой группе

Студенческая группа — сложное и многообразное социальное явление, которое развивается по объективно существующим законам, законам общения. Мощное социализирующее воздействие на личность студента оказывает сама студенческая среда...

Адаптация студентов-первокурсников в колледже | Молодой ученый

Адаптация студентов в группе и в новом образовательном учреждении — самая главная проблема, которую

Большую роль в социальной адаптации играет формирование группы, чем быстрее она сформируется, тем быстрее студенты освоят свою новую роль.

Яо Сюе — Информация об авторе

Образ студента в русской языковой картине мира в конце XIX века (на материале повести Н. Г. Гарина-Михайловского «Студенты»).

Концепт «Вода»: тематическая группа «Водоемы и их части» (на материале русского и китайского языков). №12 (71) август-1 2014 г.

Связь культуры и художественных текстов | Статья в журнале...

- присущи группе народов одной языковой общности. - присущи одному народу» [6, с. 13].

В качестве социально-значимой информации могут выступать реалии жизни, понятия и

8. Яковлева Е. С. Фрагменты русской языковой картины мира.-М.: Генозис,1994.-С.9.

Идея развития русских университетов ХІХ века в научном...

Согласно ему запрещались студенческие организации, закрывались касса помощи бедным студентам и студенческая библиотека, сокращалось число освобожденных от уплаты за

Вопросы воспитания и обучения в наследии русских педагогов конца XIX — начала XX веков.

Развитие проблемы социальной инициативности студентов...

Библиографическое описание: Попова И. С. Развитие проблемы социальной инициативности студентов в теории и практической

Вторая половина XIX века прошла в непрекращающихся попытках студенчества и профессуры обратить внимание правительства на свои нужды.

Заимствованная терминология в речи групповой языковой...

Образ студента в русской языковой картине мира в конце XIX века (на материале повести Н. Г. Гарина-Михайловского «Студенты»). Явления грамматической интерференции в письменной речи групповой языковой личности. Оценка эмоционального состояния личности в испанской...

Похожие статьи

Особенности межличностных отношений в студенческой группе

Студенческая группа — сложное и многообразное социальное явление, которое развивается по объективно существующим законам, законам общения. Мощное социализирующее воздействие на личность студента оказывает сама студенческая среда...

Адаптация студентов-первокурсников в колледже | Молодой ученый

Адаптация студентов в группе и в новом образовательном учреждении — самая главная проблема, которую

Большую роль в социальной адаптации играет формирование группы, чем быстрее она сформируется, тем быстрее студенты освоят свою новую роль.

Яо Сюе — Информация об авторе

Образ студента в русской языковой картине мира в конце XIX века (на материале повести Н. Г. Гарина-Михайловского «Студенты»).

Концепт «Вода»: тематическая группа «Водоемы и их части» (на материале русского и китайского языков). №12 (71) август-1 2014 г.

Связь культуры и художественных текстов | Статья в журнале...

- присущи группе народов одной языковой общности. - присущи одному народу» [6, с. 13].

В качестве социально-значимой информации могут выступать реалии жизни, понятия и

8. Яковлева Е. С. Фрагменты русской языковой картины мира.-М.: Генозис,1994.-С.9.

Идея развития русских университетов ХІХ века в научном...

Согласно ему запрещались студенческие организации, закрывались касса помощи бедным студентам и студенческая библиотека, сокращалось число освобожденных от уплаты за

Вопросы воспитания и обучения в наследии русских педагогов конца XIX — начала XX веков.

Развитие проблемы социальной инициативности студентов...

Библиографическое описание: Попова И. С. Развитие проблемы социальной инициативности студентов в теории и практической

Вторая половина XIX века прошла в непрекращающихся попытках студенчества и профессуры обратить внимание правительства на свои нужды.

Заимствованная терминология в речи групповой языковой...

Образ студента в русской языковой картине мира в конце XIX века (на материале повести Н. Г. Гарина-Михайловского «Студенты»). Явления грамматической интерференции в письменной речи групповой языковой личности. Оценка эмоционального состояния личности в испанской...

Задать вопрос