Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 июля, печатный экземпляр отправим 16 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Структура системы нравственного воспитания будущего учителя

Педагогика
07.03.2018
438
Поделиться
Библиографическое описание
Тураева, Ш. Э. Структура системы нравственного воспитания будущего учителя / Ш. Э. Тураева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 10 (196). — С. 65-67. — URL: https://moluch.ru/archive/196/48617/.


Задача нравственного воспитания решается организацией целенаправленной системы учебной и внеучебной работы.

Нравственное формирование будущего учителя в педагогическом вузе — многогранный и сложный процесс. Обеспечить его эффективность может только четкая система воспитания, способная исключить дублирование в работе, противоречивые влияния на студентов, оказать комплексное воздействие на личность.

Одной из основных причин малой эффективности воспитательной работы в высшей педагогической школе следует признать отсутствие стройной продуманной системы нравственного воспитания. В педагогических институтах нередко преобладает случайность в определении содержания задач, в отборе форм и методов нравственного воздействия на студентов. Воспитательная работа в таких коллективах сводится к проведению различных групповых, факультетских и общеинститутских разрозненных и не всегда эффективных мероприятий, в которых, как правило, участвуют наиболее активные студенты.

Во многих педагогических институтах не изучаются вопросы этики учителя. Даже у выпускников нередко обнаруживаются разрозненные знания норм и требований педагогической морали. Работа по формированию нравственных качеств будущего учителя часто проводится изолированно, а не как целостная система по формированию идейно-политических, профессионально-педагогических и нравственных качеств личности будущего учителя. Отсутствие системы нравственного воспитания приводит к тому, что в ряде педагогических вузов не используется весь арсенал имеющихся средств и методов в их взаимосвязи, недостаточно учитываются возрастные и индивидуальные особенности студентов.

Все это нередко ведет к снижению качества воспитательной работы. Количество затраченных усилий коллективом вуза, общественными организациями не всегда оправдывается результативностью нравственного воспитания студенческой молодежи.

Разработка системы нравственного воспитания будущего учителя в педагогическом вузе поможет определить основные направления и содержания воспитательной работы. Она будет способствовать обеспечению преемственности в воспитательной работе со студентами разных курсов, обеспечит достижение единства педагогических требований к студентам, учет уровня нравственного развития и индивидуальных особенностей юношей и девушек.

Нравственное формирование будущего учителя в педагогическом вузе осуществляется не под влиянием одних каких-либо универсальных методов и средств, а под влиянием совокупности разнообразных средств и методов, различных видов деятельности.

Как отмечает Н. К. Гончаров, «система воспитательной работы включает множество взаимосвязанных структурных элементов, выполняющих определенные функции… Система — связанное целое, обусловленное взаимоподчинением и согласованностью составляющих ее частей и элементов, подчиненное целям формирования активного строителя коммунизма. Система включает и возможность управления процессом воспитания».

Система как единое целое обладает соответствующим составом — определенными компонентами. Компоненты системы существуют не изолированно, а в определённой связи. Связи — это воздействие элементов, компонентов друг на друга, за счёт которых последние объединяются в систему. Компоненты, части системы воспитания имеют прямую и обратную связь.

Характерной особенностью системы нравственного воспитания в педагогическом вузе являются то, что в основу определения задач, содержания и организации нравственного воспитания студентов положены этика советского учителя, вытекающая из особенностей педагогического труда и требований морального кодекса строителя коммунизма.

В системе нравственного воспитания важную роль играют организационные формы, методы и методические приёмы. Содержание нравственного воспитания воплощается в соответствующие формы. Система нравственного воспитания предлагает сочетание богатство содержания и многообразия, гибкости, эстетической выразительности организационных форм. Известно, что недооценка форм воспитательной работы, их однообразие носят серьёзный ущерб эффективности воспитательного влияния, снижают силу воздействия на сознание и чувства студентов даже в том случае, если содержание ценно в идейном и научном отношении.

Формы нравственного воспитания будущего учителя, диалектически взаимодействуя с содержанием, отражая цели воспитания и внутренние закономерности педагогической деятельности, в свою очередь органически взаимосвязаны с методами и приёмами учебно-воспитательного процесса.

Содержание нравственного воспитания воплощается в жизнь не только через формы, но и через методы-неотъемлемые элементы педагогического процесса. Однако нельзя считать понятия «формы» и «метод» равнозначными, а также неправомерно противопоставлять их, не видеть между ними диалектического единство. Организационные фирмы воспитания реализуются в методах и приемах. Формы и методы воспитания органически взаимопроникают и не редко могут изменяться. Они подвижны и порой их разграничение в известной меры условно. Вот почему в некоторых учебных пособиях такие понятия, как конференции, этические беседы, диспуты, экскурсии, и др. в одних случаях относят к формам работы, в других — к методам. Все названные группы форм воспитательной работы органически взаимодействуют, дополняют друг друга.

Система нравственного воспитания будущего учителя предполагает высокую эффективность различных форм воспитательной работы, которая зависит от соблюдения определенных педагогических условий.

В зависимости от структурных единиц изменяется качественный состав системы, т. е. изменяется содержание самого понятия. По мнению И. С. Марьенко, системы нравственного воспитания могут составить только те части и компоненты, которые касаются задач воспитания, видов деятельности и способах их осуществление, развития и становления личности.

Нравственное воспитание будущих учителей в высшей педагогической школе осуществляется в неразрывной связи с их профессиональным воспитанием. Профессионально-педагогическая направленность студентов на всех курсах должна быть нацелена на формирование знаний, навыков и умений, воспитание убеждений в высоком назначении учителя в социалистическом обществе. Эта задача решается всеми кафедрами и общественными организациями института в тесной связи со школой и органами народного образования.

С этой целью в институте и на факультетах систематически проводится встречи с лучшими учителями, классными руководителями, директорами школ, организаторами вне классной и внешкольной работы, организуются научно-методические конференции студентов, молодых учителей и др.

Каждый студент обязан принимать участие в общественно полезном труде: сельскохозяйственной, строительной работы, в компаниях по благоустройству и озеленению территории института, общежития и города, спортивно-оздоровительных мероприятиях. Во время педагогической практики студенты приобретают навыки определения уровня трудового воспитания классного коллектива и отдельных учащихся, планирования и организации общественно полезного труда учащихся.

Студенты должны уметь подготовится и выступить перед родителями с докладом и лекции по трудовому воспитанию. В процессе профессионально направленной деятельности у будущих учителей воспитывается нетерпимое отношение к нарушителям трудовой дисциплины, формируется и укрепляются дисциплинированность, организованность, ответственность и д. важнейшие нравственные качества.

В системы нравственного воспитания студентов важное место занимает вовлечение юношей и девушек в коллективную жизнь, и разнообразную общественную деятельность. ВУЗ, семья, преподаватели, родители, общественные организации- не единственные воспитатели студенческой молодежи. На нравственное формирование будущих учителей оказывает серьезное влияние окружающая среда. В огромной мере сферу воспитательного воздействия на студентов расширяют печать, радиовещание, телевидение, художественная литература, кино, театр и др. Виды искусства, спортивно-массовая работа.

Достижение такого единства во многом зависит от самого вуза, призванного обеспечить системы нравственного воспитания последовательность, силу, действенность.

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт
и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №10 (196) март 2018 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 65-67):
Часть 1 (стр. 1-71)
Расположение в файле:
стр. 1стр. 65-67стр. 71

Молодой учёный