Психология и символика цвета | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №9 (195) март 2018 г.

Дата публикации: 05.03.2018

Статья просмотрена: 4078 раз

Библиографическое описание:

Хакимова, Г. А. Психология и символика цвета / Г. А. Хакимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 9 (195). — С. 107-109. — URL: https://moluch.ru/archive/195/48625/ (дата обращения: 25.04.2024).



Жизнь — это большой, большой холст, и Вы должны бросить на него всю краску, какую только сможете!

Денни Кэй

Картинки по запросу символика и психология цвета

Символика цвет окружала человечество всюду и воздействовала на него с незапамятных времен. Люди придавали огромное значение чтению «языка красок», которое нашло свое отражение в древних мифах, народных преданиях, сказках, а также в разных религиозных и мистических учениях. Всем известно, что в астрологии лучи Солнца разложены в спектр и дают семь цветов, которые соответствуют семи основным планетам. Так же эти цвета и краски символизируют не только планеты, но и социальное положение людей. Во всех народах сложена определенная символика цветов и красок, которая дошла до наших дней, однако только недавно люди смогли воспроизводить и использовать цвет так широко, как это делают сегодня.

Разновидность цвета окружало нас с самого рожденья. Мы воспринимаем цвет как неотъемлемую часть бытия и редко задумываемся о том, как он влияет на восприятие нами тех или иных вещей и явлений.

Вспомним, как поднимается настроение, когда в пасмурный день солнышко, вдруг, появившись из-за тучи, окрашивает всё вокруг нежно-золотистым цветом, какие тревожные мысли навевает созерцание кроваво-красного заката, и сколько радости и надежды нам дарит первая, ярко-зелёная, весенняя травка. Эти перемены настроения, помимо нашей воли, лишний раз, говорят о том, что реакция подсознания на цвет очень сильна.

До XIX века было известно небольшое число красящих веществ и пигментов, да и те, органического происхождения, и были они весьма дорогостоящими, так что цветные ткани и декоративные материалы оказывались доступными только для самых состоятельных слоев населения. Сотни тысяч улиток отдали свою жизнь за то, чтобы римский император мог носить мантию темно-красного цвета.

В последние сто лет картина существенно изменилась, сначала благодаря синтезу анилиновых красителей, затем — каменноугольных производных и окисей металлов. Сегодня лишь немногое из того, что производится человеком, остается в своем изначальном, природном виде, не окрашенным и не расцвеченным полностью, либо частично. С древних времен люди проявляли особый интерес и любовь к красному цвету. Красный цвет символизирует все красивое и прекрасное, которое нас окружает. В Полинезии красный цвет считался синонимом слова «возлюбленный», в Китае людей с искренним сердцем называли «красное сердце», а с коварным сердцем называли «черное сердце».

Сегодня мы не только имеем цвета голубого неба, багрового заката или зелени растений и все прочие природные цвета, но пользуемся предметами, сделанными руками человека — неоновые огни, обои и цветное телевидение, — которые порой завораживают, порой раздражают нас. Человечество отдает предпочтение не более чем двум или трем любимым цветам, которые окружают нас по всюду. Цвета и краски, которые предпочитали люди, могли многое рассказать о характере и эмоциональном складе. Цвет очень влияет на психику и настроение всего человечества. В зависимости от того, в какой стране живём, у нас зарождается субъективное «культурное» восприятие цвета.

Сегодня психологи способны выявить несколько универсальных истин о цвете и о его влиянии на наше настроение. Психологи разработали методику «Цветные дети», с помощью которой по цветам, которые ребенок чаще всего использует в рисунках и какой цвет он любит больше всего, определяли его характер, его реакцию на жизненные ситуации и эмоциональный климат в семье, а главное прогнозировали, каким он может вырасти.

Картинки по запросу бабочки цветные крылья расписные

В зависимости от того, какой цвет чаще всего использует в своих рисунках наш ребенок, а также какой цвет является для него самым любимым, выделялись особенности его характера. Психологами делаются активные попытки, используя влияние цвета на психофизиологию человечества в коммерции и в быту. Как уже не раз отмечалось, каждый человек воспринимает цвет по-своему и по этой причине дизайнеры, оформляя интерьер, учитывают социально-демографические особенности каждого: возраст, профессию и пол людей. Они знают, что цветовая гамма интерьера сильно воздействует на подсознание человека.

В произведениях живописи или на цветных фотографиях психологическая значимость цвета менее очевидна, потому что вовлекается большое количество других факторов, таких как сюжет, соотношение форм или фигур, специфика всей цветовой гаммы, образование и компетентность зрителя, особенности его эстетического восприятия.

Иногда можно определить личные пристрастия художника, когда особое ударение делается им на одном или двух цветах, например, Гоген был одержим желтым цветом в поздний период творчества. Воздействуя на чувства, различные цвета влияют на мировоззрение и манеру поведения, улучшают или ухудшают настроение и даже манипулируют нашим сознанием. Учитывая это свойство цвета, мы можем влиять на наше окружение и различные жизненные ситуации, изменяя их в свою пользу. В 1750 году было известно около 12000 цветовых оттенков, а в настоящее время считается, что человеческий глаз способен различать до 10 миллионов оттенков цвета.

Цвет — это свет. К этому заключению пришел английский физик и математик Исаак Ньютон. Это естественнонаучный, физический феномен, связанный со свойством предметов излучать и отражать световые волны определенной части спектра. Но, не смотря на сугубо физическую природу, цвет имеет огромное влияние на нашу эмоциональную жизнь.

Цвет и краски никого не оставляют равнодушным, они оживляют, наполняют и обогащают мир вокруг и внутри нас. Никто не относится равнодушно и нейтрально к окружающей нас цветовой гамме. Как только мы видим красочные цвета, в нас сразу же возникают определённые чувства: симпатия или антипатия, принятие цвета или напряжение, успокоение или раздражение.

При помощи красок, художники передают различные периоды жизни человека: юность, полная любви, изображается голубыми, зелеными, лиловыми и красными цветами, а старость — с помощью не очень ярких красок — оттенков коричневых, синих и серых цветов. Когда же используется много цветов для создания некого целого, то именно эстетическое чувство, а не наша психологическая реакция на определенные цвета в значительной степени оценивает это целое и определяет, нравится оно или нет. В этом случае предпочтение одного цвета и отвержение другого означает нечто определенное и отражает существование определенного состояния души и гормонального баланса. Чтобы увидеть, почему это может быть так, почему это отношение является универсальным и почему оно существует независимо от расы, пола или социальной среды, необходимо вспомнить, что человек длительное время был открыт природным цветам.

Жизнь людей определялась двумя факторами, находящимися вне его контроля, — днем и ночью, светом и тьмой. Ночь приносила с собой те условия, при которых всякая деятельность должна была прекращаться, поэтому человек отправлялся в свою пещеру, закутывался в меха и засыпал, или же взбирался на дерево и устраивался там возможно удобнее, ожидая наступления рассвета. День создавал условия для деятельности, так что он снова отправлялся в путь, чтобы пополнить свои запасы пищи или охотился, чтобы добыть еду. Ночь приносила с собой пассивность, состояние покоя и общее замедление обменной и секреторной деятельности, день — возможность действовать, повышение скорости обменных процессов и секреции гормонов, таким образом, обеспечивая людей и энергией, и побудительными мотивами.

С этими двумя условиями связаны такие цвета, как темно-синий (ночь) и ярко-желтый (день). Темно-синий цвет, следовательно, является цветом спокойствия и пассивности, ярко-желтый — надежды и активности. Но по причине того, что эти цвета представляют ночную и дневную обстановку, они являются факторами, которыми человек не может управлять, они воздействуют на человека, и, следовательно, характеризуются как гетерономные цвета, т. е. цвета, которые регулируют извне. Темно — синий цвет ночи, заставлял деятельность приостанавливаться и усиливал состояние покоя; а ярко-желтый цвет — дня, позволял деятельности совершаться, но не принуждал к ней.

Все увеличивающееся использование цвета, в сочетании с постоянно растущей конкуренцией между фабриками, ищущими новые способы повышения уровня своих продаж, привело к значительному развитию в области психологии цвета. Мы видим мир цветным, а потому цвета оказывают огромное влияние на нашу психику, на наше восприятие окружающей действительности. В зависимости от того, какого цвета наше имя, а также от того, продукты каких цветов мы предпочитаем, мы можем реагировать на цвета совсем не так, как наши близкие и друзья. Однако с точки зрения психологии цвета, каждый оттенок все-таки наделен определенными, свойственными только ему, способностями влиять на человека. Воздействуя на чувства, цвет и краски влияют на восприятие, могут улучшить или ухудшить настроение, способны очаровать нас и даже манипулировать нашим сознанием и поведением. Это свойство цвета основано на так называемой генетической, или видовой памяти человека.

Цвет — это логика, психология, философия и эстетика существования человека, это внешнее свойство любого явления, которое призывает постичь тайны сознания человека и бытия. Таким образом, цвет — это представление жизни человека во всех проявлениях его сознания. Он раскрывает все грани человеческого существования в пределах созидания и разрушения, определяет ментальность живших в прошлом и живущих в современном мире людей, отношение человека к бытию, к самому себе, к окружающим людям и явлениям, которые предстают перед человеком в результате внутренних изменений бытия и его собственного сознания.

Литература:

  1. Б. А. Базыма. «Цвет и психика». Монография. ХГАК. — Харьков, 2001.
  2. Л. Н. Собчик. «Метод цветовых выборов».
  3. И.Иттен. «Искусство цвета». Издатель Д.Аронов; М.; 2004
Основные термины (генерируются автоматически): цвет, какой цвет, день, краска, красный цвет, настроение, свойство цвета, состояние покоя, цветовая гамма.


Похожие статьи

Особенности влияния цветовой гаммы одежды на учебную...

Кропотливо изучая цветовую гамму одежды, мы должны знать, что каждый цвет влияет на наше психологическое состояние. Одни цвета притягивают внимание, другие, напротив, отталкивают. Поэтому цвет одежды, которую мы надеваем...

Роль цвета в жизни ребенка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Роль цвета в жизни ребенка очень важна. Цвета влияют на его настроение и поведение. Одни цвета успокаиваю, другие — возбуждают.

К белому и черному цвету присоединяется красный. Через некоторое время ребенок уже будет различать и желтый цвет, и все его...

Влияние биоритмов и цвета на психосоматическое здоровье

Красный цвет сначала стимулирует, а затем угнетает сердечный ритм, зеленый цвет

Характерная цветовая гамма любого художника также может быть не только соотнесена с

Основные термины (генерируются автоматически): цвет, зеленый цвет, желтый цвет...

Звуковая палитра текста как способ интерпретации его...

Так, фонема l встречается 59 раз в названиях оттенков синего цвета (blue, steel, ceil), 52 — желтого (yellow, sunglow, old gold) и 51 — фиолетового (violet, lilac, lavender), что несомненно, вызовет затруднение при анализе цветового настроения поэтического произведения.

Коррекция индивидуальной цветовой палитры с помощью...

Цвет является центральным компонентом визуального восприятия. Каждый человек имеет собственное мнение о цветовой гамме и отдаёт предпочтение каким-то своим любимым цветам.

Роль композиции и цвета в холодном батике | Статья в журнале...

При составлении эскиза композиции необходимо цветовую гамму строить по принципу нюансных отношений. Нарушить цветовую гармонию введением одного контрастного цвета — это активный взрыв.

Концепт «цвет» на примере философской категории У-син...

Продолжаем наше изучение концепта «цвет» на примере философской категории У-син, которое мы начали ранее [1]. Напомним, что космология У-син включает в себя следующие пять цветов: 青qīng зеленый, бирюзовый, 赤chì красный, 黄huáng желтый, 白bái белый, 黑hēi черный.

Этапы развития цветового символизма (на примере белого цвета)

В исламе белый цвет света — цвет Аллаха [2]. Собственно же белые цвета ничем не

Как писал В. Ван Гог: «краски сами по себе что-то выражают». Иными словами, цвет не «чистая

Концепт «цвет» на примере философской категории У-син (желтый, зеленый и красный цвета).

Концепт «цвет» в языковой картине мира | Статья в журнале...

Скажем, если в концепте «красный цвет» ядром считать слово «красный», то словоформа

Употребляя те или иные цветонаименования, автор художественного произведения может более глубоко передать настроение главных героев, их эмоции и чувства, обозначить конфликт и т. д.

Похожие статьи

Особенности влияния цветовой гаммы одежды на учебную...

Кропотливо изучая цветовую гамму одежды, мы должны знать, что каждый цвет влияет на наше психологическое состояние. Одни цвета притягивают внимание, другие, напротив, отталкивают. Поэтому цвет одежды, которую мы надеваем...

Роль цвета в жизни ребенка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Роль цвета в жизни ребенка очень важна. Цвета влияют на его настроение и поведение. Одни цвета успокаиваю, другие — возбуждают.

К белому и черному цвету присоединяется красный. Через некоторое время ребенок уже будет различать и желтый цвет, и все его...

Влияние биоритмов и цвета на психосоматическое здоровье

Красный цвет сначала стимулирует, а затем угнетает сердечный ритм, зеленый цвет

Характерная цветовая гамма любого художника также может быть не только соотнесена с

Основные термины (генерируются автоматически): цвет, зеленый цвет, желтый цвет...

Звуковая палитра текста как способ интерпретации его...

Так, фонема l встречается 59 раз в названиях оттенков синего цвета (blue, steel, ceil), 52 — желтого (yellow, sunglow, old gold) и 51 — фиолетового (violet, lilac, lavender), что несомненно, вызовет затруднение при анализе цветового настроения поэтического произведения.

Коррекция индивидуальной цветовой палитры с помощью...

Цвет является центральным компонентом визуального восприятия. Каждый человек имеет собственное мнение о цветовой гамме и отдаёт предпочтение каким-то своим любимым цветам.

Роль композиции и цвета в холодном батике | Статья в журнале...

При составлении эскиза композиции необходимо цветовую гамму строить по принципу нюансных отношений. Нарушить цветовую гармонию введением одного контрастного цвета — это активный взрыв.

Концепт «цвет» на примере философской категории У-син...

Продолжаем наше изучение концепта «цвет» на примере философской категории У-син, которое мы начали ранее [1]. Напомним, что космология У-син включает в себя следующие пять цветов: 青qīng зеленый, бирюзовый, 赤chì красный, 黄huáng желтый, 白bái белый, 黑hēi черный.

Этапы развития цветового символизма (на примере белого цвета)

В исламе белый цвет света — цвет Аллаха [2]. Собственно же белые цвета ничем не

Как писал В. Ван Гог: «краски сами по себе что-то выражают». Иными словами, цвет не «чистая

Концепт «цвет» на примере философской категории У-син (желтый, зеленый и красный цвета).

Концепт «цвет» в языковой картине мира | Статья в журнале...

Скажем, если в концепте «красный цвет» ядром считать слово «красный», то словоформа

Употребляя те или иные цветонаименования, автор художественного произведения может более глубоко передать настроение главных героев, их эмоции и чувства, обозначить конфликт и т. д.

Задать вопрос