Модернизация образовательных технологий — путь развития инновационного общества | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №9 (195) март 2018 г.

Дата публикации: 04.03.2018

Статья просмотрена: 320 раз

Библиографическое описание:

Болтаева, З. З. Модернизация образовательных технологий — путь развития инновационного общества / З. З. Болтаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 9 (195). — С. 141-143. — URL: https://moluch.ru/archive/195/48575/ (дата обращения: 26.04.2024).



Современный этап развития общества характеризуется стремительным развитием инновационных процессов в сфере образования. Требования к высшему образованию сегодня определяются ситуацией, в которой находится государство, когда происходят глобальные процессы перераспределения труда. Главная задача, стоящая перед высшим образованием — обеспечивать развитие потенциала будущих специалистов для созидательной, творческой деятельности. В качестве глобальной цели реформирования профессионального образования стоит цель научить будущего специалиста самостоятельно взаимодействовать с инновационно-развивающимся миром профессионального труда. «Для многих государственных структур, банков, фирм становятся необходимы не просто инженеры, экономисты, менеджеры, а «специалисты по решению проблем». Работа по подготовке таких специалистов в сочетании с широкой консультативной деятельностью может стать одной из «точек роста» в развитии высшего образования Узбекистана.

Современное общество характеризуется направленностью на развитие человеческого потенциала взамен традиционной направленности на экономический рост. Развитие человеческого потенциала сегодня берется за основу оценки уровня развития той или иной страны, и критериями оценки при этом являются:

а) продолжительность жизни,

б) уровень образования,

в) в) валовой внутренний продукт.

Директор международного института планирования образования при ЮНЕСКО Жак Аллак признает, что успех государства зависит от степени доступа к знаниям, поэтому все страны мира в той или иной степени стремятся к улучшению образования, и считает развитие образования вкладом в будущее. Образование как важнейший социальный институт, содействующий развитию людских ресурсов, демократии и равенству, по мнению ученого, выполняет следующие важнейшие функции в обществе:

– развивает творческие способности человека, углубляя его участие в экономических, социальных и культурных отношениях в обществе, обеспечивая более эффективный вклад в инновационное развитие человечества;

– оказывает решающее влияние на социальный прогресс и продуктивность экономики;

– играет ключевую роль в технологических преобразованиях;

– обеспечивает уровень соответствия человека современным требованиям, развитию рациональности и других качеств человека, необходимых ему в повседневной жизни;

– осуществляет передачу и трансформацию культуры;

– воспроизводит и создает социальные функции и статусы как основы для производства «более одаренного и разнообразного человеческого капитала»;

– улучшает взаимоотношения между человеком и социальной, и природной средой.

Своеобразие момента, переживаемого высшим образованием Узбекистана, состоит в том, что она готовит специалистов и проводит реформы, имея в виду не нынешний, а будущий социальный заказ. Систему государственных вузов в течение десятилетий не удалось в полной мере перевести с экстенсивного на интенсивный путь развития. Эту систему необходимо поддерживать, одновременно создавая прообразы новой высшей школы. Чтобы у страны было будущее, ее институты и университеты должны действовать, следуя принципам «опережающего отражения» или «генерации будущего», планируя развитие Узбекистана. Следует действовать, имея в виду, прежде всего потребности «информационного общества» и «постиндустриальной эпохи». Это предполагает использование в высшей профессиональной школе современных педагогических технологий. Понятие «педагогическая технология» на сегодняшний день не является общепринятым в традиционной педагогике. В документах ЮНЕСКО педагогические технологии рассматриваются как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящей своей задачей оптимизацию форм образования. С одной стороны, педагогические технологии — это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации, с другой — это наука о способах воздействия преподавателя на студентов в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств. В педагогических технологиях содержание, методы и средства обучения находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности. Педагогическое мастерство преподавателя вуза состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами.

Современный урок — это ограниченный во времени период каждодневной жизни преподавателя и учащихся, который наполнен напряженным трудом и творческими поисками, рутинной работой и радостью успеха.

Урок необходимо рассматривать как звено хорошо продуманной системы работы преподавателя. На уроке решаются задачи обучения, воспитания и развития студентов. Каждое занятие должно иметь четко поставленную цель, достижение которой требует решения основных задач урока. Формулировка цели и задач урока должна быть лаконичной и точно определять все виды деятельности преподавателя и студентов на уроке и каждом его этапе. Хороший урок отличает плановость, четкость построения [4]. Качество урока во многом зависит от организации студентов и мобилизации их внутренних сил на овладение материалом занятия. Это достигается посредством доведения цели и плана урока до сознания учащихся-студентов. Уроки должны убеждать учащихся в ограниченности знаний отдельного человека, в ограниченности информации, которую дает преподаватель на уроке, и давать пищу для самостоятельного раздумья, постоянной работы ума. Каждое занятие должно быть творческим и интересным. Учение должно приносить человеку чувство удовлетворенности, радости, пробуждать в нем новые силы. Так как время урока ограничено, оно должно экономно использоваться. Это достигается подготовленностью преподавателя и студентов, наличием дисциплины и психологической готовности студентов, оборудованием урока, доведением до конца его замысла. Завершенность — одно из требований к хорошему занятию. Именно поэтому, сейчас преподаватели приходят к инновационным методам организации урока.(5) К таким методам относятся:

Постановка неожиданных вопросов. Неожиданный вопрос, заданный преподавателем, представляет собой вопрос, который сформулирован немного по-другому, нежели задания после параграфа. Если студенты внимательно отнеслись к выполнению самостоятельного задания, то им не составит труда ответить на него.

Рецензирование устного ответа. Сами студенты внимательно слушают ответ своего собеседника и готовят устную рецензию на него, отмечают достоинства и недостатки ответа, дополняют и расширяют его.

Краткий письменный ответ на вопрос. Преподаватель задает предельно конкретный вопрос, на который можно ответить в двух словах. Подобные задания помогут закрепить знания и обратить внимание студентов на основные моменты заданной темы. После письменного ответа, выученная теория дольше отложится в памяти учащихся-студентов. Проверка спомощью новых компьютерных технологий. Текст заданного упражнения проецируется на экране. В данном тексте цветным шрифтом проставляются акценты над самыми сложными моментами. Учащиеся сверяют записи в своей тетради с тем, что они видят на экране, и исправляют возможные ошибки.

Прием «Активного слушания» заключается в том, что во время ответа одного студента, остальные студенты обобщают сказанное, заполняя карту ответа товарища, выставляя в ней плюсы или минусы. Затем преподаватель собирает карты «активного слушания» и видит по ним проблемы студентов по теме. Такой прием повышает не только активность учащихся, но и эффективность проверки самостоятельного задания.

«Блиц-опрос по цепочке». Первый студент ставит короткий вопрос второму. Второй — третьему, _______и так до последнего студента. Время на ответ — несколько секунд. Преподаватель имеет право снять вопрос, который не соответствует теме или недостаточно корректен. Каждый студент имеет право отказаться от участия в блиц турнире, поэтому, чтобы процедура не сорвалась, преподаватель выясняет заранее, кто из студентов хотел бы принять участие в этом действии [6]. Как вариант для проверки индивидуальных заданий или при обобщении урока можно предложить устроить соревнование между рядами на время, то есть, какая из групп, не прерывая цепочку, правильно и быстрее других ответит на вопросы. При этом надо выбрать рефери, которые будут контролировать правильность ответов и время, за которое студенты справляются с задачей.

«Интеллектуальная разминка»- это 2–3 не очень сложных вопроса для разминки. Основная цель такой разминки- настроить учащихся на работу.

Прием «Карандашные пометки на полях» («Л»- легко, «Т»- трудно, «С»-сомнение, сделанные студентами дома на полях тетради во время выполнения самостоятельного задания) помогает преподавателю быстро увидеть проблемы каждого учащегося до начала занятия, а студентов учит рефлексия. В дальнейшем содержание занятия корректируется с учетом выявленных проблем.

Вариант 1. Этот же методический прием можно применять как командную игру. Каждая команда готовит дома (или на уроке) текст с ошибками по определенной теме и предлагает его другой команде. Для экономии времени можно обменяться текстами, которые были заготовлены заранее. Польза двойная и обоюдная- чья команда лучше спрячет свои ошибки и кто больше и быстрее найдет [5].

Вариант 2. Один из студентов подготовил вопросы по самостоятельной работе. Ответы на них должны быть односложными. Он, обращаясь к своим товарищам, поочерёдно задает им вопросы. Звучит ответ и оценивается правильность ответов.

Преподаватель оценивает качество и оригинальность вопросов, и правильные ответы.

«Рыцарский турнир». Студент выходит к доске и по пройденной теме ставит преподавателю заранее подготовленные вопросы, на которые он хотел бы получить ответ. В свою очередь преподаватель задает вопрос студенту. Всё действие длится не более 5 минут. Проведение турнира объявляется заранее. Вопросы должны быть сжатыми, ответы- короткие и по существу. Рефери может снять неконкретный вопрос. Учащиеся аплодисментами или поднятием руки (или проставляя оценки на листе) оценивают действия студента и преподавателя [6].

«Снежный ком». Как растет снежный ком, так и этот методический прием привлекает к активной работе все большее количество учащихся. Алгоритм этого приема можно кратко описать так: Слово- предложение- вопрос- ответ.

Варинт 1. Преподаватель показывает на студента и говорит: «Слово!» Тот говорит слово, которое касается темы урока. Показывает на другого студента и говорит: «Предложение!» Второй студент составляет предложение с этим словом.

Третий студент предлагает вопросы к этому предложению, четвертый студент отвечает на него. В итоге мы сформулировали и апробировали следующие приёмы и методы инновационного обучения: «Обучение сообща». «Концептуальная таблица». «Т-схема». Анализ семантических черт. «Диаграмма Венна». При выборе тех или иных методов обучения мы стремились к продуктивному результату. При этом от студента требуется не только понять, запомнить и воспроизвести полученные знания, но и умение ими оперировать, применять в практической деятельности, развивать, а также творчески подходить к решению [6]. Таким образом, гибкость и адаптированность этих методов и приёмов позволит преподавателю с равной эффективностью использовать их в следующих ситуациях: — в заключение занятия как практическое обоснование актуальности рассмотренного вопроса; — параллельно теме занятия — часть материала передается в устном изложении, а другая — посредством разрешения проблемы; — вместо лекции — вся тема занятия раскрывается при помощи инновационных технологий.

Метод мозгового штурма претендует на универсальность применения. Задача «мозгового штурма» использовать силу малой группы для генерирования идей в целом малые группы более сильны, чем сумма сил отдельных ее участников. Мозговой штурм призван подтолкнуть студентов, занятых решением проблемы к выдвижению большого числа идей, в том числе, самых невероятных и фантастических. Принцип, заложенный в основу этой стратегии, заключается в том, что чем больше количество высказанных идей, тем больше вероятность что, по крайней мере, одна из них окажется удачной. Таким образом, многие основные

методические инновации связаны сегодня с применением инновационных технологий и методов обучения [6].

Концептуальные подходы к проблеме современных педагогических технологий, могут быть воплощены, если преподаватели вуза сами будут владеть знаниями, умениями и навыками, активно участвуя в работе по разработке и реализации педагогических технологий в деятельности вуза.

Литература:

  1. Современные образовательные технологии: учеб. пособие коллектив авторов под ред. Н. В. Бордовской. –2-е изд., стер. –М.: КНОРУС, 2011. С. 112–128, 319 –332,149.
  2. Карпова Ю. А. Введение в социологию инноватики Ю. А. Карпова /Учебное пособие –СПб.: «Питер», 2004. -192 с.
  3. Современные образовательные технологии в учебном процессе вуза: методическое пособие / авт.-сост. Н. Э. Касаткина, Т. К.Градусова, Т. А. Жукова, Е. А. Кагакина, О. М. Колупаева, Г. Г. Солодова, И. В. Тимонина; отв. ред. Н. Э. Касаткина. –Кемерово: ГОУ «КРИРПО», 2011. –237с.
  4. Авлиякулов Н. Х. Практические основы модульной системы обучения и педагогической технологии. Учебное пособие. Бухара, 2001. 98 с.
  5. Азизходжаева Н. Н. Педагогические технологии и педагогическое мастерство. Т.: Молия, 2002 г.
  6. Гин А. А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность. — Гомель: ИПП «Сож», 1999.
Основные термины (генерируются автоматически): студент, преподаватель, самостоятельное задание, высшее образование Узбекистана, занятие, метод обучения, методический прием, мозговой штурм, правильность ответов, средство обучения.


Похожие статьи

Технологии обучения студентов в высшей школе

Персонализированное обучениесамостоятельное выполнение студентом работы в индивидуальном

Семинар-дискуссия может содержать элементы «мозгового штурма» и деловой игры.

Классификация методов активного обучения применительно к высшей школе.

Принципы и методы обучения, реализуемые по образовательным...

Основные термины (генерируются автоматически): высшая школа, учебный процесс, метод обучения, принцип обучения, руководство педагога, деятельность

Актуальность внедрения электронного обучения в системе высшего образования Республики Узбекистан.

Инновационные методы обучения в преподавании технических...

Основные термины (генерируются автоматически): техническое средство обучения, студент, высшее образование, учебный процесс, дисциплина, график ВАХ

Контролируемые методы машинного обучения как средство детектирования сетевых вторжений.

Применение метода «мозговой штурм» в образовании

9) Дайте окончательный ответ.

История развития проблемы исследовательского метода в школьном биологическом образовании. Мозговой штурм и его разновидности как эффективная технология на уроках иностранного языка.

Использование активных и интерактивных методов обучения на...

Основные термины (генерируются автоматически): студент, интерактивный метод обучения, III, учебный процесс, активный метод обучения, урок, преподаватель, обучающийся, учебный материал, Мозговой штурм.

Интерактивная технология «Мозговой штурм» в работе с детьми...

Одним из эффективных средств организации, проведения и отслеживания результатов обучения детей является интерактивная технология «Мозговой штурм», т. к. дает возможность смело высказывать

Похожие статьи. Применение метода «мозговой штурм» в образовании.

Место интерактивных методов обучения...

Среди интерактивных методов обучения истории Узбекистана особенно популярны такие, как “Мозговой штурм”, “Дебат”, “Кейс-стади”, “Кластер”, “ФСМУ”, “Блиц”, “Мои новости”, “Мнение по очереди”, “Диаграмма Венни” и другие. Все эти методы и приемы были успешно...

Применение активных и интерактивных методов обучения на...

Применение интерактивных методов обучения на разноплановых занятиях в профессиональной высшей школе.

Выбор методов обучения студентов неязыкового вуза иностранному языку в условиях ограниченности учебного времени.

Интерактивный метод обучения | Статья в журнале...

Интерактивный метод обучения включает в себя: ролевые игры, мозговые штурмы, групповую работу, анализ

Рассмотрим ещё одну из форм интерактивного метода обучения: уроки — консультации.

А это и есть важнейшее средство развития творческого мышления у учащихся.

Похожие статьи

Технологии обучения студентов в высшей школе

Персонализированное обучениесамостоятельное выполнение студентом работы в индивидуальном

Семинар-дискуссия может содержать элементы «мозгового штурма» и деловой игры.

Классификация методов активного обучения применительно к высшей школе.

Принципы и методы обучения, реализуемые по образовательным...

Основные термины (генерируются автоматически): высшая школа, учебный процесс, метод обучения, принцип обучения, руководство педагога, деятельность

Актуальность внедрения электронного обучения в системе высшего образования Республики Узбекистан.

Инновационные методы обучения в преподавании технических...

Основные термины (генерируются автоматически): техническое средство обучения, студент, высшее образование, учебный процесс, дисциплина, график ВАХ

Контролируемые методы машинного обучения как средство детектирования сетевых вторжений.

Применение метода «мозговой штурм» в образовании

9) Дайте окончательный ответ.

История развития проблемы исследовательского метода в школьном биологическом образовании. Мозговой штурм и его разновидности как эффективная технология на уроках иностранного языка.

Использование активных и интерактивных методов обучения на...

Основные термины (генерируются автоматически): студент, интерактивный метод обучения, III, учебный процесс, активный метод обучения, урок, преподаватель, обучающийся, учебный материал, Мозговой штурм.

Интерактивная технология «Мозговой штурм» в работе с детьми...

Одним из эффективных средств организации, проведения и отслеживания результатов обучения детей является интерактивная технология «Мозговой штурм», т. к. дает возможность смело высказывать

Похожие статьи. Применение метода «мозговой штурм» в образовании.

Место интерактивных методов обучения...

Среди интерактивных методов обучения истории Узбекистана особенно популярны такие, как “Мозговой штурм”, “Дебат”, “Кейс-стади”, “Кластер”, “ФСМУ”, “Блиц”, “Мои новости”, “Мнение по очереди”, “Диаграмма Венни” и другие. Все эти методы и приемы были успешно...

Применение активных и интерактивных методов обучения на...

Применение интерактивных методов обучения на разноплановых занятиях в профессиональной высшей школе.

Выбор методов обучения студентов неязыкового вуза иностранному языку в условиях ограниченности учебного времени.

Интерактивный метод обучения | Статья в журнале...

Интерактивный метод обучения включает в себя: ролевые игры, мозговые штурмы, групповую работу, анализ

Рассмотрим ещё одну из форм интерактивного метода обучения: уроки — консультации.

А это и есть важнейшее средство развития творческого мышления у учащихся.

Задать вопрос