Мастер-класс «Формирование универсальных учебных действий на уроках открытия новых знаний по технологии деятельностного метода» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №9 (195) март 2018 г.

Дата публикации: 01.03.2018

Статья просмотрена: 361 раз

Библиографическое описание:

Елисеева, О. М. Мастер-класс «Формирование универсальных учебных действий на уроках открытия новых знаний по технологии деятельностного метода» / О. М. Елисеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 9 (195). — С. 152-156. — URL: https://moluch.ru/archive/195/48531/ (дата обращения: 19.04.2024).



Цель: обобщение знаний о технологии деятельностного метода обучения, знакомство с формируемыми на каждом этапе урока ОНЗ универсальных учебных действий, представление опыта применения данной технологии на уроках в начальной школе.

Задачи:

  1. Познакомить участников с планом проведения мастер-класса, его целевыми установками;
  2. Раскрыть содержание мастер-класса посредством ознакомления с технологией деятельностного метода обучения, разработанного педагогическим коллективом под руководством доктора педагогических наук, профессора Л. Г. Петерсон;
  3. Показать практическую значимость использования данной технологии для достижений требования Стандарта, убедить участников мастер-класса в целесообразности использования деятельностного метода обучения в практической деятельности на уроках.

Предполагаемый результат: участники мастер-класса углубляют знания о технологии деятельностного метода обучения, расширяют знания о формировании УУД на уроках в начальной школе; педагоги смогут использовать приобретенные знания в своей практике.

Оборудование: помещение для проведения мастер класса с необходимым количеством посадочных мест, компьютер, проектор, экран.

Ход мастер-класса

  1. Введение.

Основная цель: организовать презентацию о «технологии деятельностного метода обучения» и представление опыта применения данной технологии на уроках в начальной школе.

Новые социальные запросы, отраженные во ФГОС НОО, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «умение учиться». На сегодняшний день вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря — формировать умение учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.

Л. С. Выготский говорил: «Учитель должен быть рельсами, по которым свободно и самостоятельно движутся вагоны, получая от них только направление собственного движения».

Парадигмой современного образования становится системно — деятельностный подход к обучению. Ещё Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно только играя самому. Точно так же деятельностные способности формируются у ребёнка лишь тогда, когда он не пассивно усваивает новое знание, а включён в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.

Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется деятельностным методом обучения.

По мнению А. Дистервега, деятельностный метод обучения является универсальным. “Сообразно ему следовало бы поступать не только в начальных школах, но во всех школах, даже в высших учебных заведениях. Этот метод уместен везде, где знание должно быть еще приобретено, то есть для всякого учащегося”.

Построенная структура учебной деятельности включает в себя систему деятельностных шагов — технология деятельностного метода обучения.

Структура уроков введения нового знания имеет следующий вид:

1. Мотивация (самоопределение) кучебной деятельности. Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно: актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности (“надо”); создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”); устанавливаются тематические рамки (“могу”). На данном этапе идет формирование личностных и коммуникативных универсальных учебных действий таких как самоопределение, смыслообразование, внутренняя позиция школьника, учебно-познавательная мотивация, планирование учебного сотрудничества.

2. Актуализация ификсирование индивидуального затруднения впробном учебном действии. Цель данного этапа — повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения. Соответственно, данный этап предполагает: актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию; актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов; мотивацию к пробному учебному действию (“надо” — “могу” — “хочу”) и его самостоятельное осуществление; фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании. На данном этапе идет формирование практически всех видов УУД.

ЛУУД

РУУД

ПУУД

КУУД

— мотивационная основа учебной деятельности;

— смыслообразование;

— эмпатия; развитие этических чувств и регуляторов морального поведения;

волевая саморегуляция

— анализ, синтез, сравнение, обобщение, сериация, классификация, аналогия;

— структурирование знаний;

— извлечение необходимой информации из прослушанных текстов;

— использование знаково-символических средств;

— смысловое чтение, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

— построение логической цепи рассуждений

— остаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

— формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации

3. Выявление места ипричины затруднения. Цель данного этапа — обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы еще не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока. На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны: восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место- шаг, операцию, где возникло затруднение; соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т. д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения — те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

ЛУУД

РУУД

ПУУД

КУУД

- учебно-познавательный интерес;

- смыслообразование;

— эмпатия

— волевая саморегуляция

— анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия;

— подведение под понятие;

— использование знаково-символических средств;

— определение основной и второстепенной информации;

— постановка и формулирование проблемы;

— учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций;

— формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель итема, способ, план, средство). Цель этапа — по возможности включения детей в ситуацию выбора метода решения проблемы, решение проблемы детьми с помощью выбранного метода, фиксирование нового алгоритма (понятия) в языке и знаково.На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т. д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем — побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.

ЛУУД

РУУД

ПУУД

КУУД

— самоопределение;

— нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания;

— познавательная инициатива;

— планирование, прогнозирование

— постановка познавательной цели;

— построение логической цепи рассуждений;

— использование знаково-символических средств;

— построение речевых высказываний;

— выбор наиболее эффективных способов решения задач;

— определение основной и второстепенной информации

— планирование учебного сотрудничества;

— разрешение конфликтов;

— формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации

— понимание относительности мнений и подходов для решения проблем;

— адекватное использование речи для планирования и регуляции своей деятельности

5. Реализация построенного проекта. На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

ЛУУД

РУУД

ПУУД

КУУД

— нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания;

— осознание ответственности за общее дело;

— следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

— чувство прекрасного и эстетические чувства;

— установка на здоровый образ жизни;

— волевая саморегуляция;

— познавательная инициатива;

— анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация;

— выдвижение гипотез и их обоснование;

— использование знаково-символических средств;

— поиск необходимой информации;

— моделирование и преобразование моделей разных типов (схемы, знаки и т. д.)

самостоятельное создание алгоритмов деятельности;

— установление причинно-следственных связей, доказательство;

— самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера;

— формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;

— учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций;

— достижение договоренностей и согласование общего решения;

— разрешение конфликтов на основе учета интересов всех участников;

— управление поведением партнера;

— адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач

6. Первичное закрепление спроговариванием во внешней речи. На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

ЛУУД

РУУД

ПУУД

КУУД

— развитие этических чувств и регуляторов морального поведения

— Контроль:

— Коррекция;

— Волевая саморегуляция

- Подведение под понятие;

- Использование общих приемов решения задач;

- Использование знаково-символических средств;

- Самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале;

- Построение речевых высказываний;

- Выведение следствий

— планирование учебного сотрудничества;

— адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач

7. Самостоятельная работа ссамопроверкой по эталону. При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

ЛУУД

РУУД

ПУУД

КУУД

— развитие этических чувств и регуляторов морального поведения

— самостоятельный учет выделенных ориентиров действия в новом учебном;

— волевая саморегуляция материале;

— познавательная инициатива;

— осуществление самоконтроля по результату и по способу действия;

— самостоятельная адекватная оценка правильности результатов действия, внесение необходимых корректив;

— анализ, сравнение, классификация;

— использование знаково-символических средств;

— использование общих приемов решения задач;

— рефлексия способов и условий действия;

— выделение и формулирование проблемы;

— постановка познавательной цели;

— постановка и формулирование проблемы;

— подведение под понятие;

— выведение следствий, доказательство

— координирование разных позиций с учетом разных мнений;

— достижение договоренностей и согласование общего решения;

— адекватное использование речи для планирования и регуляции своей деятельности (К)

8. Включение всистему знаний иповторение. На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой — подготовка к введению в будущем новых норм.

ЛУУД

ПУУД

КУУД

нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания

— анализ, синтез, сравнение, сериация, классификация;

— поиск и выделение необходимой информации;

— моделирование, преобразование модели;

— умение структурировать знания;

— смысловое чтение, извлечение необходимой информации;

— использование знаково-символических средств;

— свободная ориентация и восприятие текстов, их понимание;

— выбор наиболее эффективных способов решения задач;

— использование общих приемов решения задач;

— построение речевых высказываний;

— подведение под понятие;

— выведение следствий;

— доказательство;

— планирование учебного сотрудничества;

— формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;

— постановка вопросов;

— адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач;

— управление поведением партнера

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.

ЛУУД

ПУУД

КУУД

- внутренняя позиция школьника;

- самооценка на основе критерия успешности;

- эмпатия;

- адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности

— рефлексия способов и условий действия;

— контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- формулирование и аргументация своего мнения;

- планирование учебного сотрудничества

Стремительные социально-экономические преобразования, которые произошли в общества за последние десятилетия, кардинально изменили не только условия жизни людей, но и образовательную ситуацию.

Сегодня как никогда актуальны слова Д.Писарева: “Надо учиться в школе, но ещё гораздо больше надо учиться по выходе из школы, и это второе учение по своим последствиям, по своему влиянию на человека и на общество неизмеримо важнее первого”.

Двадцатилетний опыт практической апробации в школах страны дидактической системы деятельностного метода обучения показал, что данная технология даёт реальную многоуровневую основу не только для эффективного обучения учеников базовым навыкам предметов, но и для комплексного своевременного развития многогранной личности гражданина XXI века.

  1. Постановка задачи мастер— класса.

Основная цель: актуализировать знания и сформулировать конкретную педагогическую проблему, решение которой будет демонстрироваться с помощью деятельностного метода

‒ раскрыть содержание мастер-класса посредством ознакомления с технологией деятельностного метода обучения, разработанного педагогическим коллективом под руководством доктора педагогических наук, профессора Л. Г. Петерсон;

‒ показать практическую значимость использования данной технологии для достижений требования Стандарта, убедить участников мастер-класса в целесообразности использования деятельностного метода обучения в практической деятельности на уроках.

  1. Практическая часть.

Основная цель: продемонстрировать решение поставленной задачи в форме имитационной игры.

Задание для педагогов для восстановления последовательности шагов деятельностного метода обучения

Предлагаю немного освежить ваши знания. Определите, пожалуйста, последовательность этапов урока открытия нового знания. (1 минута) на экране.

___ Реализация построенного проекта.

___ Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

___ Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

___ Выявление места и причины затруднения.

___ Целеполаганиеипостроение проекта выхода из затруднения.

___ Актуализация и пробное учебное действие.

___ Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

___ Включение в систему знаний и повторение.

___ Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

  1. Рефлексия.

Основная цель: соотнести поставленную цель и результат мастер — класса, получить обратную связь от участников мастер — класса.

Уважаемые коллеги! На заключительном этапе мастер-класса я предлагаю оценить результаты нашей совместной деятельности. Давайте подведём итог наше работы исоставим СИНКВЕЙН.

Мой синквейн.

  1. Подход.
  2. Деятельностный, эффективный.
  3. Находить, наблюдать, искать.
  4. Хочу уметь применять на уроках!
  5. Результативно!
Основные термины (генерируются автоматически): метод обучения, учебная деятельность, волевая саморегуляция, учебное сотрудничество, этап, знание, необходимая информация, построенный проект, пробное учебное действие, средство.


Похожие статьи

Педагогические механизмы саморегуляция учебной...

Педагогические механизмы саомрегуляции учебной деятельности остаются на сегодняшний день до конца не изученными. Особенно интересен данный процесс проследить у студентов заочной формы обучения.

Методы контроля и оценки результатов обучения в учебном...

тестовый контроль, устный контроль, устная проверка, программированный контроль, метод контроля, процесс обучения, оценка, оценивание знаний, учебный процесс, обратная связь.

Развитие саморегуляции учебной деятельности учащихся...

Библиографическое описание: Паршина Т. Ю. Развитие саморегуляции учебной деятельности учащихся в процессе обучения решению математических

Исследователи саморегуляции учебной деятельности отмечают, что её структура такова же, как у других видов деятельности.

Формирование учебно-познавательной компетенции у младших...

Напомню, что учебно-познавательная компетенция — это совокупность умений и навыков познавательной деятельности

- владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем

Использование проектных технологий для активизации...

Теорией и практикой обучения доказано, что учебное проектирование связывает две стороны процесса познания. С одной стороны, оно является методом обучения, с другой — средством практического применения обучаемыми усвоенных знаний и умений.

Формирование познавательных универсальных учебных...

Федеральный государственный образовательный стандарт, универсальные учебные действия, этапы формирования УУД, младшие школьники.

Формирование познавательных универсальных учебных действий на основе игровых технологий во внеурочной деятельности.

Реализация системно-деятельностного подхода в процессе...

 Данный этап предполагает подготовку мышления детей к проектированной деятельности, организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия:  актуализация знаний, умений и навыков...

Развитие познавательных универсальных учебных действий как...

Познавательные универсальные учебные действия выступают как сильное средство обучения.

Познавательные универсальные учебные действия направлены не только на процесс познания, но и на результат его, а это всегда связано со стремлением к цели, с...

Формирование универсальных предпосылок учебной...

Коммуникативные универсальные учебные действия рассматриваются у дошкольников как элемент коммуникации:  взаимодействие — общение, обмен информацией, получение знаний;  кооперация — умение договариваться, находить общее решение, убеждать...

Похожие статьи

Педагогические механизмы саморегуляция учебной...

Педагогические механизмы саомрегуляции учебной деятельности остаются на сегодняшний день до конца не изученными. Особенно интересен данный процесс проследить у студентов заочной формы обучения.

Методы контроля и оценки результатов обучения в учебном...

тестовый контроль, устный контроль, устная проверка, программированный контроль, метод контроля, процесс обучения, оценка, оценивание знаний, учебный процесс, обратная связь.

Развитие саморегуляции учебной деятельности учащихся...

Библиографическое описание: Паршина Т. Ю. Развитие саморегуляции учебной деятельности учащихся в процессе обучения решению математических

Исследователи саморегуляции учебной деятельности отмечают, что её структура такова же, как у других видов деятельности.

Формирование учебно-познавательной компетенции у младших...

Напомню, что учебно-познавательная компетенция — это совокупность умений и навыков познавательной деятельности

- владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем

Использование проектных технологий для активизации...

Теорией и практикой обучения доказано, что учебное проектирование связывает две стороны процесса познания. С одной стороны, оно является методом обучения, с другой — средством практического применения обучаемыми усвоенных знаний и умений.

Формирование познавательных универсальных учебных...

Федеральный государственный образовательный стандарт, универсальные учебные действия, этапы формирования УУД, младшие школьники.

Формирование познавательных универсальных учебных действий на основе игровых технологий во внеурочной деятельности.

Реализация системно-деятельностного подхода в процессе...

 Данный этап предполагает подготовку мышления детей к проектированной деятельности, организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия:  актуализация знаний, умений и навыков...

Развитие познавательных универсальных учебных действий как...

Познавательные универсальные учебные действия выступают как сильное средство обучения.

Познавательные универсальные учебные действия направлены не только на процесс познания, но и на результат его, а это всегда связано со стремлением к цели, с...

Формирование универсальных предпосылок учебной...

Коммуникативные универсальные учебные действия рассматриваются у дошкольников как элемент коммуникации:  взаимодействие — общение, обмен информацией, получение знаний;  кооперация — умение договариваться, находить общее решение, убеждать...

Задать вопрос