Составление синквейна как одна из инновационных технологий подачи материала по развитию речи на уроках русского языка и литературы в 5–6 классах | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Борисова, Л. В. Составление синквейна как одна из инновационных технологий подачи материала по развитию речи на уроках русского языка и литературы в 5–6 классах / Л. В. Борисова, С. Н. Дударева, Ю. В. Крупкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 5 (191). — С. 162-163. — URL: https://moluch.ru/archive/191/48165/ (дата обращения: 20.04.2024).



Синквейн — приём, позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на определённую тему. Синквейн — это особое стихотворение (без рифмы), которое возникает в результате анализа и синтеза информации. Мысль, переведённая в образ, как раз свидетельствует об уровне понимания. Это приём, позволяющий развивать способности резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. Слово «синквейн» происходит от французского слова, которое обозначает пятистрочье. Таким образом, синквейн — это стихотворение из пяти строк, в котором:

– Первая строка-1 существительное (тема синквейна, понятие);

– Вторая строка-2 прилагательных (описание этого понятия);

– Третья строка-3 глагола (описание действия, характерного для этого понятия);

– Четвёртая строка- законченное высказывание, выражающее отношение автора синквейна к понятию);

– Пятая строка — 1 слово, синоним, повторяющий суть понятия.

Чёткое соблюдение правил написания синквейна необязательно. Синквейн способствует повышению свободного, критического мышления ученика, увеличению словарного запаса, творческих навыков, помогает выбрать самые важные из слов, созданию сложных идей, синтезированию понятий, образному описанию и мышлению. Ученики анализируют корневое слово и дают свои пояснения.

Цели составления синквейна:

– обобщает сложную информацию;

– оценивается уровень знаний, понимания учеников;

– упорядочивает творческие способности, основы полученных знаний, информаций.

Составление синквейна имеет образовательные, развивающие, воспитательные свойства:

– образовательное: дает направление, как систематизировать знания, понятия, информацию, собрать все воедино и проанализировать. Предоставляет возможность анализировать слова-синонимы, слова с одинаковыми значениями с применением имен существительных, имен прилагательных, глаголов и других частей речи, и как результат выбрать самые значимые среди них;

– развивающее: дает возможность найти слова — синонимы, слова с одинаковыми значениями, проведения анализа по ним, улучшить владение языком, работать творчески, найти новые идеи, научиться выражать свои мысли, развивать мышление и при этом учащиеся получают положительный опыт при написании стихов;

– воспитательное: возможность научиться работать самостоятельно, в группе совместно, советоваться друг с другом и ценить мнения других, воспитывается толерантность [2, 25].

Таблица 1

Шаги деятельности учителя иучащихся

Действия учителя

Действия учащегося

– поясняет схему построения синквейна;

– закрепляет примерами;

– анализирует несколько примеров;

– дает направления для самостоятельной работы, для работы в парах, в группе

– создает самостоятельно синквейн;

– создает его советовавшись с напарником;

– работает в группе, создает совместный синквейн;

– каждая группа пытается выразительно читать свои синквейны, обращает внимание на интонацию;

– переписывают в тетради самые лучшие синквейны

Схема составления синквейна:

Пример:

1 строчка — слово имя существительное, 1 слово

1. ученик

2 строчка — имя прилагательное, 2 слова

2. умный, образованный

3 строчка — глагол, 3 слова

3. читает, пишет, думает

4 строчка — предложение или фраза по теме, 4 слова

4. хороший ученик спешит в школу.

5 строчка — слово синоним к слову от 1-й строчки, 1 слово

5. человек

Соблюдаются следующие правила:

1. Все мысли ценны.

2. Думать, исследовать на заданную тему.

3. Не вырывать слова из уст других.

4. Не перебивать.

5. Все вопросы ценны.

6. Запрещается критиковать и ограничивать друг друга.

7. Не навязывать свою идею.

8. Каждый ученик вправе рассказать свои взгляды, идеи.

9. Слушают, уважают, ценят мнения друг друга.

10. Работают в парах, в группе.

11. Соблюдают временное ограничение.

В качестве рекомендаций педагогу можно предложить следующее:

– Сначала предложите учащимся составить синквейн на тему, хорошо им знакомую (Например «Семья», «Школа», «Дружба» и др.);

– На этапе знакомства с этим методом предусмотрите составление синквейна в парах, в малых группах и только затем индивидуально;

– Поощрять синквейны, в которых содержатся наиболее точная характеристика различных сторон темы.

Для уроков литературы синквейны — это настоящее открытие. В отличие от сочинения, синквейн требует меньших затрат времени. Тем не менее, при помощи синквейна можно несколькими словами выразить всю суть литературного героя. При этом учитель не только экономит время, но и проверяет одновременно знание текста, глубину его понимания и способность ученика грамотно выражать свои мысли. Если задание выполнено правильно, то синквейн обязательно получится эмоциональным.

На уроках литературы метод синквейна, по моему мнению, можно как нельзя лучше использовать при создании характеристики героя. Важная, но скучная работа-составление характеристики героя по плану, превращается в увлекательное и творческое занятие.

Использование метода синквейна помогает отойти от стереотипа проведения уроков, потому что их главной особенностью является «конструирование собственного знания в рамках своей собственной поисковой деятельности».

Важно применять эти упражнения с составлением синквейнов систематически, целенаправленно и с ясными педагогическими целями. Тогда учение и мышление становится доступным и понятным для всех.

Литература:

  1. Ашим У. М. Синквейн как средство развития творческих способностей учащихся // Вестник РУДН. Серия: Вопросы образования. Языки и специальность. 2015. № 5. С.237–241
  2. Кендиван О.Д-С., Куулар Л. Л. Дидактические синквейны как средство активизации познавательной деятельности учащихся // Фундаментальные исследования. — 2014. — № 3–4. — С. 827–829
  3. Куулар Л. Л., Куликова М. П. Синквейн метод — средство реализации метапредметных результатов реализации метапредметных результатов освоения основных образовательных программ // Современные проблемы науки и образования. — 2014. — № 3. URL: https://science-education.ru (дата обращения: 31.01.2018)
  4. Макаренко Ф. Д. Синквейн на уроках и во внеклассной работе // Молодой ученый. — 2015. — № 2. — С. 592–594
Основные термины (генерируются автоматически): слово, группа, друг друга, идея, строчок.


Похожие статьи

Лингвостилистические особенности афроамериканского...

Судя по данным строчкам, они являются близкими друзьями группы Getoboys, автора песни.

Тем не менее, в своей «среде» они часто употребляют это слово, в этом случае приобретающее положительную коннотацию — друг, брат.

Влияет ли приветствие на настроение человека?

Из «сухих» строчек энциклопедии и словарей поняли главное: при приветствии люди желают друг другу здоровья.

Наблюдая, как приветствуют друг друга ребята и взрослые, телеведущие и публичные люди, мы заметили, что, кроме слова «здравствуйте», люди при...

К вопросу повышения развития навыков чтения на занятиях...

 на первой строчке записывается одно слово — существительное. Это и есть тема синквейна

Дайте высказать любые идеи и постарайтесь сделать так, чтобы студенты не смеялись над идеями друг друга.

Технология «синквейн» как средство развития речи у детей...

4 строчка — предложение, показывающее отношение автора к теме; 5 строчка — одно слово-обобщение или словосочетание — ассоциация, синоним к предмету. ㅤПример синквейна

Заимствования как процесс изменения языка | Статья в журнале...

Общаясь с друзьями и с людьми разных профессий, мы

Англицизм — слово или оборот речи в каком-нибудь языке, заимствованные из английского языка или

Экспрессия этого заглавия связана также с интертекстовостью, намек на строчку из стихотворения Блока — «Ночь.

Ложные друзья переводчика в русском и английском языках

К проблемам перевода можно отнести лингвистическую и культурную непереводимость: безэквивалентная лексика, перевод реалий; неоднозначность понятий; «ложных друзей переводчика». За последние годы возрос интерес к категории слов...

Влияние западной культуры на казахстанское общество

Появление неправильных кумиров, вдохновение лживыми идеями портит всю нашу молодежь.

Вот строчки из стихотворения Р. Киплинга, который призывает нас, людей, к наивысшему пониманию, что есть человек

Будь прям и тверд с врагами и друзьями.

Методическая разработка «Технологическая карта внеурочного...»

3.Старый/друг/-лучше/новых/двух. Учащиеся работают в группах, каждая группа работает со своими пословицами и высказываниями.

1 строчка — тема синквейна, выраженная в 1 слове (название объекта, про который и пойдет далее речь)

Подготовка к ЕГЭ по обществознанию (из опыта работы)

2) Всесторонняя зависимость людей друг от друга образует общество как их особую форму жизнедеятельности.

2. Используя черновик при написании эссе, полезно оставлять пустые строчки между предложениями, оставлять широкие поля, где потом можно внести...

Похожие статьи

Лингвостилистические особенности афроамериканского...

Судя по данным строчкам, они являются близкими друзьями группы Getoboys, автора песни.

Тем не менее, в своей «среде» они часто употребляют это слово, в этом случае приобретающее положительную коннотацию — друг, брат.

Влияет ли приветствие на настроение человека?

Из «сухих» строчек энциклопедии и словарей поняли главное: при приветствии люди желают друг другу здоровья.

Наблюдая, как приветствуют друг друга ребята и взрослые, телеведущие и публичные люди, мы заметили, что, кроме слова «здравствуйте», люди при...

К вопросу повышения развития навыков чтения на занятиях...

 на первой строчке записывается одно слово — существительное. Это и есть тема синквейна

Дайте высказать любые идеи и постарайтесь сделать так, чтобы студенты не смеялись над идеями друг друга.

Технология «синквейн» как средство развития речи у детей...

4 строчка — предложение, показывающее отношение автора к теме; 5 строчка — одно слово-обобщение или словосочетание — ассоциация, синоним к предмету. ㅤПример синквейна

Заимствования как процесс изменения языка | Статья в журнале...

Общаясь с друзьями и с людьми разных профессий, мы

Англицизм — слово или оборот речи в каком-нибудь языке, заимствованные из английского языка или

Экспрессия этого заглавия связана также с интертекстовостью, намек на строчку из стихотворения Блока — «Ночь.

Ложные друзья переводчика в русском и английском языках

К проблемам перевода можно отнести лингвистическую и культурную непереводимость: безэквивалентная лексика, перевод реалий; неоднозначность понятий; «ложных друзей переводчика». За последние годы возрос интерес к категории слов...

Влияние западной культуры на казахстанское общество

Появление неправильных кумиров, вдохновение лживыми идеями портит всю нашу молодежь.

Вот строчки из стихотворения Р. Киплинга, который призывает нас, людей, к наивысшему пониманию, что есть человек

Будь прям и тверд с врагами и друзьями.

Методическая разработка «Технологическая карта внеурочного...»

3.Старый/друг/-лучше/новых/двух. Учащиеся работают в группах, каждая группа работает со своими пословицами и высказываниями.

1 строчка — тема синквейна, выраженная в 1 слове (название объекта, про который и пойдет далее речь)

Подготовка к ЕГЭ по обществознанию (из опыта работы)

2) Всесторонняя зависимость людей друг от друга образует общество как их особую форму жизнедеятельности.

2. Используя черновик при написании эссе, полезно оставлять пустые строчки между предложениями, оставлять широкие поля, где потом можно внести...

Задать вопрос