Школьное самоуправления как средство развития потенциала обучающихся | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 21 декабря, печатный экземпляр отправим 25 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (190) январь 2018 г.

Дата публикации: 28.01.2018

Статья просмотрена: 5927 раз

Библиографическое описание:

Никитина, Г. В. Школьное самоуправления как средство развития потенциала обучающихся / Г. В. Никитина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 4 (190). — С. 204-207. — URL: https://moluch.ru/archive/190/47989/ (дата обращения: 09.12.2024).



Опыт руководителя с детьми по организации воспитательной системы в школе.

Ключевые слова: воспитание, школьное самоуправление, проект, организаторские качества.

Творчество есть необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы рутины и в чем заключена хоть нота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека…

Л. С. Выготский

В настоящее время, в связи с переходом системы образования к ФГОС воспитательная работа в школе должна быть направленна на разностороннее развитие человека, создающая условия для самореализации, саморазвития, достижения успеха в обучении и воспитании, требующей от педагога новой ориентации — на личность учащегося. Необходимость инновационного характера развития воспитания в условиях его модернизации стала очевидной: без инновационного прорыва в применении воспитательных технологий невозможно получить принципиально новое качество уровня воспитания выпускников [7].

Уже в школе ребенок должен готовиться к взрослой жизни, к необходимости занять своё место в обществе. Очевидно, что немалую роль в этом играет школьное самоуправление. Оно представляет собой мини-модель взрослой, реальной ситуации в сфере управления и деловых взаимоотношений. Поэтому ни учителям, ни родителям, ни, разумеется, самим ученикам не стоит недооценивать деятельность ученического самоуправления. Как сделать его действенным, интересным, полезным? Именно этим вопросом я задалась, как заместитель директора по внеклассной работе, когда решила восстановить школьное самоуправление в школе.

Школьное самоуправление предусматривает вовлечение всех учащихся в управление школьными делами, создание работоспособных органов коллектива, наделенных постепенно расширяющими правами и обязанностями, формирование у школьников отношений товарищеской взаимозависимости и организаторских качеств; приобщение ученического коллектива и каждого школьника к организации своей жизни и деятельности, к самовоспитанию [4].

Смысл ученического самоуправления заключается не в управлении одних детей другими, а в обучении всех детей основам демократических отношений в обществе, в обучении их управлять собой, своей жизнью в коллективе [6].

Опыт школьного самоуправления хорошо известен отечественной педагогике. Это школа «развития идей коллектива» Ф. Ф. Брюховецкого, воспитательная система П. Г. Родина «Подготовка молодежи к труду», методика коммунарского движения И. П. Иванова, авторская школа самоопределения А. Н. Тубельского [2].

Я изучила существующие модели и формы ученического самоуправления, а затем перешла к воплощению задуманного, а именно мною был создан социальный проект «Школьное самоуправления как средство развития потенциала обучающихся» [3], [6].

Стоит отметить, прежде чем вводить самоуправление, надо сформировать у детей потребность в самостоятельности, определить возможные сферы самоуправления. Истинное детское самоуправление заключается не в копировании управления взрослых и не в игре в школьную администрацию, а в том, чтобы дети приобретали личный опыт демократических отношений и навыки его осмысления.

Самоуправление как средство развития и саморазвития личности школьника формируется в три этапа:

  1. Этап воздействия (личность получает удовлетворение от совместной деятельности, формируются активные группы).
  2. Этап взаимодействия (пробуждение интересов личности к управленческой деятельности, создание ученического и школьного самоуправления).
  3. Этап соразвития (ориентация на личность, создание целостной социально-интегративной модели самоуправления) [5].

Я поставила перед проектом цель — создание развивающей среды для повышения социальной адаптированности обучающихся.

Выделила основные задачи проекта:

– создать положение о школьном парламенте (органе ученического самоуправления);

– создать школьный парламент как орган ученического самоуправления;

– разработать план работы школьного самоуправления;

– организовать серию мероприятий направленных на формирование гражданской активности школьников;

– сформировать навыки самоорганизации, для успешного самообразования личности.

Все эти задачи переплетаются с принципами федеральных государственных образовательных стандартов. Ребенок развитый, способный творчески мыслить гораздо больше готов к самообразованию и саморазвитию, он больше склонен к исследовательской и проектной деятельности. А главное, таким образом мы воспитываем личность. Творческую личность.

Проект рассчитан на коллективную работу, при создании ежемесячного плана работ.

Продолжительность проекта: бессрочный, так как ежегодно путем голосования предполагается дополнять или обновлять состав школьного парламента.

В настоящее время этот проект реализовался в школе в первом полугодии и имеет ряд положительных моментов: увеличилось число школьников желающих принять участие в социальных акциях, творческих номерах, а также появились дети, готовые взять на себя инициативу по организации и проведению школьного мероприятия.

По положению о школьном самоуправлении для формирования состава школьного парламента было объявлено о наборе кандидатов в состав школьного парламента и кандидатов на пост президента парламента. Каждый обучающийся 8–10 классов имел право быть избранным в парламент школы. Всем желающим необходимо было подготовить программу своей деятельности на 1 год. Данную программу каждый кандидат презентовал в школе. Путем голосования школьников 5–11 классов был создан творческий сектор, состоящий из 7 человек, и избран президент школы.

Школьный парламент был разделен на 7 секторов: учебный сектор, культмассовый сектор, пресс-центр, спортивный сектор, экологический сектор, трудовой сектор, патриотический сектор

Исходя из положения, совместно с парламентом школы, был создан план работы школьного самоуправление на первое учебное полугодие.

План работы школьного парламента на 1 полугодие 2017–2018 учебного года

Месяц

Повестка дня

Сентябрь

Октябрь

Заседание № 1

1. Избрание парламента. Распределение обязанностей.

2. О функциональных обязанностях секторов

3. Составление плана работы на 2017 -2018 учебный год.

4. О Положении «Дежурство по школе»

5. Акция «Береги книгу! Сохраняя книги, мы сохраняем леса»

Заседание № 2

1. 0 подготовке и проведении Дня учителя

2. 0 проведении Дня пожилых людей

3. Волонтерская акция «Спешите делать добро»

4. Акция «Наше здоровье в наших руках»

5. Акция «Моя школа. Экология здоровья»

Ноябрь

Декабрь

Заседание № 3

1. О проведении Международного дня толерантности.

2. Об осенней неделе добра

3. О проведении мероприятий в День борьбы со СПИД.

4. Проведение в школе Международного женского дня.

5. Акция «Школа против наркотиков и СПИДа»

6. Рейд по проверки школьной форме

Заседание № 4

  1. 1. Анализ работы министерств.
  2. 2. Результаты рейдов по внешнему виду.
  3. 3. «Сообщи, где торгуют смертью»
  4. 4. Акция «Сигарету на конфету»
  5. 5. Акция «Письмо Деду Морозу»
  6. 6. Акция «Кормушка для птиц»

Заседание № 5

1. 0 проведении мероприятий ко Дню Конституции.

2. О проведении недели правовых знаний.

3. Акция «Милосердия» (сбор игрушек и вещей для детских домов, продуктов для людей в доме инвалидов)

5. Акция «Покормите птиц зимой»

Заседание № 6

1. 0 проведении новогодних праздников: конкурс на лучшее новогоднее оформление кабинета, оформление школы, проведение фестиваля школьных талантов «Звёздный дождь».

2. Викторина «По тропинкам сказок Пушкина А. С».

3. План работы парламента на 2 четверть.

4. О школе актива в каникулы

Благодаря совместной работе завуча во внеклассной работе и парламента школы были проведены социально значимые акции: «Милосердия», «Сообщи, где торгуют смертью», «Сигарета на конфету», «Покормите птиц зимой», «Столовая для птиц», «Книжкина больница», «От экологии природы к экологии души», «Школа против наркотиков и СПИДа».

Проект имеет ряд положительных моментов: увеличилось число школьников желающих принять участие в социальных акциях, творческих номерах, а также появились дети, готовые взять на себя инициативу по организации и проведению школьного мероприятия.

В рамках школьного самоуправления дети получают возможность влиять на содержание образования, на процесс разработки, принятие и реализации локальных нормативно-правовых актов школы, отстаивать свои права и интересы в ней, удовлетворенность актуальные потребности в самовыражении, самоутверждении и самореализации.

Первые результаты достаточно обнадеживающие.

Мне кажется, мы выбрали правильный путь: форму участия детей в жизни школы — ученическое самоуправление, способствующее социализации обучающихся, накоплению ими определенного социального опыта, включению их в решение различных социальных проблем, подготовке к жизни.

Литература:

  1. Выготский Л. С. Психол. очерк: Кн. для учителя. — 3-е изд. Издательство: М.: Просвещение,1991. — 93 с.
  2. Лизинский В. М. Практическое воспитание в школе. Часть 1, 2 / М.: Центр «Педагогический поиск», 2002 г., 160 с.
  3. Нечаев М. П. Методика создания и развития системы школьного самоуправления // Методист № 4. М.: АПК и ППРО, 2006. — № 4. — С. 29–33.
  4. Развитие личности школьника в воспитательном пространстве: проблемы управления / Под ред. Селивановой Н. Л. / М.: «Педагогическое общество России», 2001 г., 284 с.
  5. Рогаткин Д. В. Школьное ученическое самоуправление. Учебник. — Петрозаводск, Юниорский союз «Дорога», 2002.
  6. Степанов Е. Самоуправление в коллективе класса: теоретические основы//Воспитание школьников № 1, 2006г — С. 2–6.
  7. Чашников Л. А. Современные модели информационно-аналитического обеспечения школьного управления // Вопросы психологии. 1993. № 9. С.36–41.
Основные термины (генерируются автоматически): школьное самоуправление, школьный парламент, ученическое самоуправление, акция, школа, план работы, ребенок, внеклассная работа, воспитательная система, школьное мероприятие.


Ключевые слова

воспитание, проект, школьное самоуправление, организаторские качества

Похожие статьи

Роль школы и семьи в вопросах адаптации учащихся среднего школьного звена

Проблемы повышения качества и эффективности общепедагогической подготовки учителя начальных классов

Организация детского самоуправления

В статье характеризуется роль самоуправления в процессе воспитания младших школьников в условиях реализации образовательных стандартов начального общего образования. Выделены особенности организации ученического самоуправления. По результатам изучени...

К вопросу о проблемах преемственности и адаптации учащихся средних классов школы

Педагогическое сопровождение планирования воспитательной работы в классе

Целью представленной работы является исследование педагогического сопровождения планирования воспитательной работы в классе. Методы исследования — анализ научной литературы по заданной проблеме, а также практического отечественного опыта.

Организация работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников (из опыта работы)

В статье авторы делятся личным педагогическим опытом работы по формированию духовно-нравственных ценностей среди воспитанников.

Патриотическое воспитание школьников с ограниченными возможностями развития в процессе проектной деятельности

В статье авторы представляют опыт работы по патриотическому воспитанию в процессе проектной деятельности.

Особенности педагогического сопровождения различных форм повышения квалификации учителей в условиях сетевого образовательного взаимодействия

Взаимодействие администрации и педагогического коллектива в условиях инновационного развития дошкольной образовательной организации

Статья посвящена взаимодействию руководителя дошкольной организации и педагогического коллектива в условиях инновационного развития. Автором в статье раскрыты принципы, задачи и этапы включения в инновационную деятельность. Показана организационная с...

Особенности организации инновационной модели работы педагогов с родителями в ДОУ (из опыта работы)

В статье раскрыты инновационные формы и методы взаимодействия детского сада и семьи, их сотрудничество в современном дошкольном образовании.

Похожие статьи

Роль школы и семьи в вопросах адаптации учащихся среднего школьного звена

Проблемы повышения качества и эффективности общепедагогической подготовки учителя начальных классов

Организация детского самоуправления

В статье характеризуется роль самоуправления в процессе воспитания младших школьников в условиях реализации образовательных стандартов начального общего образования. Выделены особенности организации ученического самоуправления. По результатам изучени...

К вопросу о проблемах преемственности и адаптации учащихся средних классов школы

Педагогическое сопровождение планирования воспитательной работы в классе

Целью представленной работы является исследование педагогического сопровождения планирования воспитательной работы в классе. Методы исследования — анализ научной литературы по заданной проблеме, а также практического отечественного опыта.

Организация работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников (из опыта работы)

В статье авторы делятся личным педагогическим опытом работы по формированию духовно-нравственных ценностей среди воспитанников.

Патриотическое воспитание школьников с ограниченными возможностями развития в процессе проектной деятельности

В статье авторы представляют опыт работы по патриотическому воспитанию в процессе проектной деятельности.

Особенности педагогического сопровождения различных форм повышения квалификации учителей в условиях сетевого образовательного взаимодействия

Взаимодействие администрации и педагогического коллектива в условиях инновационного развития дошкольной образовательной организации

Статья посвящена взаимодействию руководителя дошкольной организации и педагогического коллектива в условиях инновационного развития. Автором в статье раскрыты принципы, задачи и этапы включения в инновационную деятельность. Показана организационная с...

Особенности организации инновационной модели работы педагогов с родителями в ДОУ (из опыта работы)

В статье раскрыты инновационные формы и методы взаимодействия детского сада и семьи, их сотрудничество в современном дошкольном образовании.

Задать вопрос