Школьное самоуправления как средство развития потенциала обучающихся | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (190) январь 2018 г.

Дата публикации: 28.01.2018

Статья просмотрена: 4992 раза

Библиографическое описание:

Никитина, Г. В. Школьное самоуправления как средство развития потенциала обучающихся / Г. В. Никитина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 4 (190). — С. 204-207. — URL: https://moluch.ru/archive/190/47989/ (дата обращения: 25.04.2024).



Опыт руководителя с детьми по организации воспитательной системы в школе.

Ключевые слова: воспитание, школьное самоуправление, проект, организаторские качества.

Творчество есть необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы рутины и в чем заключена хоть нота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека…

Л. С. Выготский

В настоящее время, в связи с переходом системы образования к ФГОС воспитательная работа в школе должна быть направленна на разностороннее развитие человека, создающая условия для самореализации, саморазвития, достижения успеха в обучении и воспитании, требующей от педагога новой ориентации — на личность учащегося. Необходимость инновационного характера развития воспитания в условиях его модернизации стала очевидной: без инновационного прорыва в применении воспитательных технологий невозможно получить принципиально новое качество уровня воспитания выпускников [7].

Уже в школе ребенок должен готовиться к взрослой жизни, к необходимости занять своё место в обществе. Очевидно, что немалую роль в этом играет школьное самоуправление. Оно представляет собой мини-модель взрослой, реальной ситуации в сфере управления и деловых взаимоотношений. Поэтому ни учителям, ни родителям, ни, разумеется, самим ученикам не стоит недооценивать деятельность ученического самоуправления. Как сделать его действенным, интересным, полезным? Именно этим вопросом я задалась, как заместитель директора по внеклассной работе, когда решила восстановить школьное самоуправление в школе.

Школьное самоуправление предусматривает вовлечение всех учащихся в управление школьными делами, создание работоспособных органов коллектива, наделенных постепенно расширяющими правами и обязанностями, формирование у школьников отношений товарищеской взаимозависимости и организаторских качеств; приобщение ученического коллектива и каждого школьника к организации своей жизни и деятельности, к самовоспитанию [4].

Смысл ученического самоуправления заключается не в управлении одних детей другими, а в обучении всех детей основам демократических отношений в обществе, в обучении их управлять собой, своей жизнью в коллективе [6].

Опыт школьного самоуправления хорошо известен отечественной педагогике. Это школа «развития идей коллектива» Ф. Ф. Брюховецкого, воспитательная система П. Г. Родина «Подготовка молодежи к труду», методика коммунарского движения И. П. Иванова, авторская школа самоопределения А. Н. Тубельского [2].

Я изучила существующие модели и формы ученического самоуправления, а затем перешла к воплощению задуманного, а именно мною был создан социальный проект «Школьное самоуправления как средство развития потенциала обучающихся» [3], [6].

Стоит отметить, прежде чем вводить самоуправление, надо сформировать у детей потребность в самостоятельности, определить возможные сферы самоуправления. Истинное детское самоуправление заключается не в копировании управления взрослых и не в игре в школьную администрацию, а в том, чтобы дети приобретали личный опыт демократических отношений и навыки его осмысления.

Самоуправление как средство развития и саморазвития личности школьника формируется в три этапа:

  1. Этап воздействия (личность получает удовлетворение от совместной деятельности, формируются активные группы).
  2. Этап взаимодействия (пробуждение интересов личности к управленческой деятельности, создание ученического и школьного самоуправления).
  3. Этап соразвития (ориентация на личность, создание целостной социально-интегративной модели самоуправления) [5].

Я поставила перед проектом цель — создание развивающей среды для повышения социальной адаптированности обучающихся.

Выделила основные задачи проекта:

– создать положение о школьном парламенте (органе ученического самоуправления);

– создать школьный парламент как орган ученического самоуправления;

– разработать план работы школьного самоуправления;

– организовать серию мероприятий направленных на формирование гражданской активности школьников;

– сформировать навыки самоорганизации, для успешного самообразования личности.

Все эти задачи переплетаются с принципами федеральных государственных образовательных стандартов. Ребенок развитый, способный творчески мыслить гораздо больше готов к самообразованию и саморазвитию, он больше склонен к исследовательской и проектной деятельности. А главное, таким образом мы воспитываем личность. Творческую личность.

Проект рассчитан на коллективную работу, при создании ежемесячного плана работ.

Продолжительность проекта: бессрочный, так как ежегодно путем голосования предполагается дополнять или обновлять состав школьного парламента.

В настоящее время этот проект реализовался в школе в первом полугодии и имеет ряд положительных моментов: увеличилось число школьников желающих принять участие в социальных акциях, творческих номерах, а также появились дети, готовые взять на себя инициативу по организации и проведению школьного мероприятия.

По положению о школьном самоуправлении для формирования состава школьного парламента было объявлено о наборе кандидатов в состав школьного парламента и кандидатов на пост президента парламента. Каждый обучающийся 8–10 классов имел право быть избранным в парламент школы. Всем желающим необходимо было подготовить программу своей деятельности на 1 год. Данную программу каждый кандидат презентовал в школе. Путем голосования школьников 5–11 классов был создан творческий сектор, состоящий из 7 человек, и избран президент школы.

Школьный парламент был разделен на 7 секторов: учебный сектор, культмассовый сектор, пресс-центр, спортивный сектор, экологический сектор, трудовой сектор, патриотический сектор

Исходя из положения, совместно с парламентом школы, был создан план работы школьного самоуправление на первое учебное полугодие.

План работы школьного парламента на 1 полугодие 2017–2018 учебного года

Месяц

Повестка дня

Сентябрь

Октябрь

Заседание № 1

1. Избрание парламента. Распределение обязанностей.

2. О функциональных обязанностях секторов

3. Составление плана работы на 2017 -2018 учебный год.

4. О Положении «Дежурство по школе»

5. Акция «Береги книгу! Сохраняя книги, мы сохраняем леса»

Заседание № 2

1. 0 подготовке и проведении Дня учителя

2. 0 проведении Дня пожилых людей

3. Волонтерская акция «Спешите делать добро»

4. Акция «Наше здоровье в наших руках»

5. Акция «Моя школа. Экология здоровья»

Ноябрь

Декабрь

Заседание № 3

1. О проведении Международного дня толерантности.

2. Об осенней неделе добра

3. О проведении мероприятий в День борьбы со СПИД.

4. Проведение в школе Международного женского дня.

5. Акция «Школа против наркотиков и СПИДа»

6. Рейд по проверки школьной форме

Заседание № 4

  1. 1. Анализ работы министерств.
  2. 2. Результаты рейдов по внешнему виду.
  3. 3. «Сообщи, где торгуют смертью»
  4. 4. Акция «Сигарету на конфету»
  5. 5. Акция «Письмо Деду Морозу»
  6. 6. Акция «Кормушка для птиц»

Заседание № 5

1. 0 проведении мероприятий ко Дню Конституции.

2. О проведении недели правовых знаний.

3. Акция «Милосердия» (сбор игрушек и вещей для детских домов, продуктов для людей в доме инвалидов)

5. Акция «Покормите птиц зимой»

Заседание № 6

1. 0 проведении новогодних праздников: конкурс на лучшее новогоднее оформление кабинета, оформление школы, проведение фестиваля школьных талантов «Звёздный дождь».

2. Викторина «По тропинкам сказок Пушкина А. С».

3. План работы парламента на 2 четверть.

4. О школе актива в каникулы

Благодаря совместной работе завуча во внеклассной работе и парламента школы были проведены социально значимые акции: «Милосердия», «Сообщи, где торгуют смертью», «Сигарета на конфету», «Покормите птиц зимой», «Столовая для птиц», «Книжкина больница», «От экологии природы к экологии души», «Школа против наркотиков и СПИДа».

Проект имеет ряд положительных моментов: увеличилось число школьников желающих принять участие в социальных акциях, творческих номерах, а также появились дети, готовые взять на себя инициативу по организации и проведению школьного мероприятия.

В рамках школьного самоуправления дети получают возможность влиять на содержание образования, на процесс разработки, принятие и реализации локальных нормативно-правовых актов школы, отстаивать свои права и интересы в ней, удовлетворенность актуальные потребности в самовыражении, самоутверждении и самореализации.

Первые результаты достаточно обнадеживающие.

Мне кажется, мы выбрали правильный путь: форму участия детей в жизни школы — ученическое самоуправление, способствующее социализации обучающихся, накоплению ими определенного социального опыта, включению их в решение различных социальных проблем, подготовке к жизни.

Литература:

  1. Выготский Л. С. Психол. очерк: Кн. для учителя. — 3-е изд. Издательство: М.: Просвещение,1991. — 93 с.
  2. Лизинский В. М. Практическое воспитание в школе. Часть 1, 2 / М.: Центр «Педагогический поиск», 2002 г., 160 с.
  3. Нечаев М. П. Методика создания и развития системы школьного самоуправления // Методист № 4. М.: АПК и ППРО, 2006. — № 4. — С. 29–33.
  4. Развитие личности школьника в воспитательном пространстве: проблемы управления / Под ред. Селивановой Н. Л. / М.: «Педагогическое общество России», 2001 г., 284 с.
  5. Рогаткин Д. В. Школьное ученическое самоуправление. Учебник. — Петрозаводск, Юниорский союз «Дорога», 2002.
  6. Степанов Е. Самоуправление в коллективе класса: теоретические основы//Воспитание школьников № 1, 2006г — С. 2–6.
  7. Чашников Л. А. Современные модели информационно-аналитического обеспечения школьного управления // Вопросы психологии. 1993. № 9. С.36–41.
Основные термины (генерируются автоматически): школьное самоуправление, школьный парламент, ученическое самоуправление, акция, школа, план работы, ребенок, внеклассная работа, воспитательная система, школьное мероприятие.


Ключевые слова

воспитание, проект, школьное самоуправление, организаторские качества

Похожие статьи

Условия развития ученического самоуправления

Для развития ученического самоуправления целесообразно шире использовать возможности школьных СМИ (школьные стенгазеты, радио и т.д.), а также современные компьютерные технологии, возможности всемирной сети Интернет.

Развитие творческой личности ученика в рамках воспитательной...

Школьное самоуправление «Школьная страна» во главе Совета министров, принятие

В различных формах внеклассной работы дети не только проявляют свои индивидуальные

Связь педагогического и ученического коллектива школы с социумом обширна. №.

Роль воспитательной системы классного руководителя...

Система воспитательной работы разработана с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Так одним из наиболее ярких проявлений системы является самоуправление в классе. «Люди могут вместе совершить то, чего не в силах сделать в...

Модель ученического самоуправления в структуре...

ученическое самоуправление, государственно-общественное управление, общеобразовательная организация, школа актива, школа, школьное самоуправление, педагогический коллектив...

Особенности внеклассной работы с учащимися в школьном...

Большинство авторов считают, что внеклассная работа – это учебно-воспитательный процесс, реализуемый во внеурочное время сверх учебного плана и

Внеклассная работа по ОБЖ опирается на помощь со стороны руководства и общественных организаций школы.

Рубрика: Ученические организации в школе

Рубрика: Ученические организации в школе. Опубликовано в Школьная педагогика №3 (6) июль 2016 г.

Воспитательная цель — воспитание личности, обладающей коммуникативными навыками и высокими адаптивными возможностями на фоне высоконравственных убеждений.

Детское объединение «Северное сияние» - модель ученического...

Школьные ученические сектора. Организация самоуправления.

Организация работы органов школьного ученического самоуправления в нашей школе-интернате по системе

1. Гуткина Л.Д. Организация и планирование воспитательной работы в школе.

Практика реализации проектов в гражданско-патриотическом...

В школе работает ученическое самоуправление — Союз старшеклассников и Союз Мальчишек и девчонок.

Одним из важнейших средств, связывающих обучение и воспитание с жизнью, является школьное краеведение.

Проблемы взаимодействия школы и семьи | Статья в сборнике...

Так учителя жалуются на отсутствие интереса у родителей к школьной жизни своих детей, плохое воспитание, отсутствие сформированных

В нашей школе система работы педагога с родителями предусматривает и вовлечение их в школьное самоуправление.

Похожие статьи

Условия развития ученического самоуправления

Для развития ученического самоуправления целесообразно шире использовать возможности школьных СМИ (школьные стенгазеты, радио и т.д.), а также современные компьютерные технологии, возможности всемирной сети Интернет.

Развитие творческой личности ученика в рамках воспитательной...

Школьное самоуправление «Школьная страна» во главе Совета министров, принятие

В различных формах внеклассной работы дети не только проявляют свои индивидуальные

Связь педагогического и ученического коллектива школы с социумом обширна. №.

Роль воспитательной системы классного руководителя...

Система воспитательной работы разработана с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Так одним из наиболее ярких проявлений системы является самоуправление в классе. «Люди могут вместе совершить то, чего не в силах сделать в...

Модель ученического самоуправления в структуре...

ученическое самоуправление, государственно-общественное управление, общеобразовательная организация, школа актива, школа, школьное самоуправление, педагогический коллектив...

Особенности внеклассной работы с учащимися в школьном...

Большинство авторов считают, что внеклассная работа – это учебно-воспитательный процесс, реализуемый во внеурочное время сверх учебного плана и

Внеклассная работа по ОБЖ опирается на помощь со стороны руководства и общественных организаций школы.

Рубрика: Ученические организации в школе

Рубрика: Ученические организации в школе. Опубликовано в Школьная педагогика №3 (6) июль 2016 г.

Воспитательная цель — воспитание личности, обладающей коммуникативными навыками и высокими адаптивными возможностями на фоне высоконравственных убеждений.

Детское объединение «Северное сияние» - модель ученического...

Школьные ученические сектора. Организация самоуправления.

Организация работы органов школьного ученического самоуправления в нашей школе-интернате по системе

1. Гуткина Л.Д. Организация и планирование воспитательной работы в школе.

Практика реализации проектов в гражданско-патриотическом...

В школе работает ученическое самоуправление — Союз старшеклассников и Союз Мальчишек и девчонок.

Одним из важнейших средств, связывающих обучение и воспитание с жизнью, является школьное краеведение.

Проблемы взаимодействия школы и семьи | Статья в сборнике...

Так учителя жалуются на отсутствие интереса у родителей к школьной жизни своих детей, плохое воспитание, отсутствие сформированных

В нашей школе система работы педагога с родителями предусматривает и вовлечение их в школьное самоуправление.

Задать вопрос