Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 июля, печатный экземпляр отправим 16 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Особенности интересов подростков с разной сформированностью учебной деятельности

Психология
25.12.2017
3047
Поделиться
Библиографическое описание
Бутенко, О. Л. Особенности интересов подростков с разной сформированностью учебной деятельности / О. Л. Бутенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 51 (185). — С. 262-265. — URL: https://moluch.ru/archive/185/47423/.


В статье представлены результаты исследования структуры интересов подростков с разной сформированностью учебной деятельности. Отражено, что в результате исследования определены три группы подростков с разным уровнем сформированности учебной деятельности. Показано, что для подростков с разным уровнем сформированности учебной деятельности (высоким, средним и низким), характерны как различия, так и определенные сходства в интересах.

Ключевые слова: подростковый возраст, интересы, выраженность интересов, учебная деятельность.

Одной из главных характеристик личности человека являются интересы. Они влияют на все стороны жизни, активизируя и побуждая его к деятельности. Л. С. Выготский определял проблему интересов как главную в психологическом развитии подростка [1, с.6]. Именно на данном возрастном этапе сфера интересов человека претерпевает кардинальные изменения как в содержательном, так и в количественном плане, а также в степени проявления интересов, и их влияния на активность подростков.

Исследуя интересы в подростковом возрасте, В. А. Крутецкий и Н. С. Лукин выделили следующие их существенные особенности:

– расширение кругозора, обогащение жизненного опыта подростков способствует возникновению у них новых, самых разнообразных интересов;

– интересы подростков более осознанны и устойчивы, отличаются большей активностью, чем интересы младших школьников;

– в подростковом возрасте интересы нередко приобретают форму увлечений [3, с. 46–47].

Интересы являются одними из ценнейших мотивов учебной деятельности подростков. И. А. Зимняя под учебной деятельностью понимает «деятельность субъекта по овладению обобщенными способами учебных действий и саморазвитию в процессе решения учебных задач, специально поставленных преподавателем, на основе внешнего контроля и оценки, переходящих в самоконтроль и самооценку» [2, с. 192].

В исследовании Д. Б. Эльконина была выявлена зависимость между уровнем сформированности учебной деятельности подростков и их интересами: ученики, активные познавательные интересы которых сформировались в младшей школе и в пятом классе, обнаруживают в усвоении школьных знаний и, особенно в области привлекательных для них занятий более высокий уровень учебной деятельности, чем их одноклассники, у которых такие интересы не сложились [6, с. 265–266]. Таким образом, интересы способны оказывать влияние как на успешность учебной деятельности в целом, так и на отношение подростка к отдельным учебным предметам.

Нами было проведено исследование особенностей интересов у подростков с разным уровнем сформированности учебной деятельности.

База исследования — МБОУ «СОШ № 20» г. Белгорода. В нашем исследовании приняли участие 82 подростка в возрасте 13–14 лет.

В ходе исследования были применены следующие методики:

1) «Методика оценки уровня сформированности учебной деятельности» (авторы Г. В. Репкина, Е. В. Заика). Позволяет определить уровень учебной деятельности через оценку сформированности пяти её компонентов (учебно-познавательный интерес, целеполагание, учебные действия, контроль, оценка) по шестиуровневой шкале [4].

2) Для изучения интересов подростков мы воспользовались методикой «Карта интересов» А. Е. Голомшток (в модификации О. Г. Филимоновой). Опросник включает в себя 174 вопроса, которые отражают интересы к 29 сферам деятельности. Максимальный интерес выражается оценкой +10 баллов, отсутствие интереса оценкой -10 [5].

Математическая обработка полученных данных осуществлялась в программе SPSS Statistics 17.0. Для выявления различий использовался t-критерий Стьюдента.

Результаты

Результаты оценки уровней сформированности компонентов учебной деятельности позволили разделить выборку исследования на три группы. В первую группу вошли 26 подростков, у которых сформированность большинства компонентов находится на 5–6 уровне (высокий уровень сформированности учебной деятельности); во вторую группу — 35 подростков с 3–4 уровнем сформированности большинства компонентов учебной деятельности (средний уровень), и в третью группу — подростки с низким уровнем учебной деятельности) вошли школьники, сформированность большинства компонентов учебной деятельности которых находится на 1–2 уровне (21 человек). В каждой группе мы определили степень выраженности интересов к различным сферам.

Полученные данные показывают, что в целом, сформированность интересов подростков, вне зависимости от уровня их учебной деятельности, находится на среднем уровне (табл.1).

Таблица 1

Выраженность интересов кразличным сферам уподростков сразным уровнем сформированности учебной деятельности (ср. балл)

п/п

Сфера интересов

Высокий уровень уч. деятельности

Средний уровень уч. деятельности

Низкий уровень уч. деятельности

1.

Биология

3

0,9

1,1

2.

География

2,1

0,3

0,7

3.

Геология

1,6

-0,4

-0,8

4.

Медицина

2,9

1,2

1,1

5.

Легкая и пищевая промышленность

2,2

2,2

1

6.

Физика

2,2

-0,4

1,6

7.

Химия

1,1

0,9

1,3

8.

Техника, механика

1,6

-0,4

1

9.

Электро-, радиотехника,

0,5

-1,3

1

10.

Обработка материалов

0,2

-1,4

-0,1

11.

Информационные технологии

2,5

0,5

3,3

12.

Психология

3,4.

0,6

1,5

13.

Строительство

0,8

-1,3

-0,8

14.

Транспорт, авиация, морское дело

-0,6

-1,7

-0,6

15.

Военные специальности

2,4

0,9

2,6

16.

История

4,4

1,8

1,7

17.

Литература, филология

1,1

-0,9

-0,4

18.

Журналистика, реклама

3,3

0,7

0,9

19.

Социология, философия

2,2

0,1

-0,1

20.

Педагогика

1,9

0,4

1,2

21.

Право, юриспруденция

2,7

0,5

0,4

22.

Сфера обслуживания

1,9

0,4

1,6

23.

Математика

0,8

-2,8

-1,9

24.

Экономика, бизнес

0,8

-1,8

0,3

25.

Иностранные языки, лингвистика

1,6

-0,4

-2,5

26.

Изобразительное искусство

2,4

0,5

1,2

27.

Сценическое искусство

2,03

2

0,3

28.

Музыка

2

-0,7

-0,6

29.

Спорт

3,8

4,4

3

Max = 10; Min= — 10

Из таблицы 1 видно, что для подростков с высоким уровнем сформированности учебной деятельности характерен широкий круг интересов, в котором наибольшей выраженностью обладает интерес к истории. Также предпочтение отдается спорту, психологии, областям журналистики и биологии. В меньшей степени подростки проявляют интерес к сфере транспорта, авиации и морского дела, а также к деятельности, направленной на обработку материалов.

Главной сферой интересов подростков со средним уровнем сформированности учебной деятельности является спорт. Им также интересны области легкой и пищевой промышленности и сценическое искусство. На достаточно низком уровне находится выраженность интересов к большинству преподающихся в школе предметов (математика, физика, экономика, литература, иностранный язык). Подросткам также малоинтересны обработка металлов и строительство, электро-, радиотехника, и транспорт. В целом, можно сделать вывод, что уровень выраженности интересов у подростков со средним уровнем сформированности учебной деятельности ниже, чем у подростков с высоким уровнем.

У подростков с низким уровнем сформированности учебной деятельности преобладает интерес к информационным технологиям и спорту, также они интересуются военной сферой. Меньше всего эти подростки проявляют интерес к иностранным языкам и лингвистике, а также к математике. Им также малоинтересны сферы строительства, транспорта и музыки. Уровень выраженности интересов у подростков с низким уровнем сформированности учебной деятельности ниже, чем у подростков с высоким уровнем.

Математический анализ полученных результатов позволил выявить ряд статистически значимых различий в структуре интересов у подростков с разным уровнем сформированности учебной деятельности.

У подростков с высоким уровнем сформированности учебной деятельности, по сравнению с подростками со средним уровнем, статистически значимо выше интерес к математике, журналистике и истории (p≤0,01), а также к физике, литературе, психологии, социологии, областям права и экономики, строительству и музыке (p≤0,05).

Между подростками с высоким и низким уровнями сформированности учебной деятельности также были обнаружены статистически значимые различия в выраженности интересов — у подростков первой группы более выражен интерес к журналистике, истории и иностранным языкам (p≤0,01), они также больше интересуются геологией, социологией, областями права и юриспруденции (p≤0,05).

Подростки, у которых сформированность учебной деятельности находится на низком уровне, обладают более высоким показателем выраженности интереса к сфере информационных технологий, чем подростки со средним уровнем учебной деятельности (p≤0,05).

Таким образом, в ходе исследования мы выявили следующие особенности интересов у подростков с разной сформированностью учебной деятельности:

  1. Для подростков, в независимости от уровня их учебной деятельности характерен средний уровень сформированности интересов.
  2. Круг интересов подростков с высоким уровнем сформированности учебной деятельности отличается большим разнообразием предпочитаемых сфер; уровень выраженности интересов у подростков с высоким уровнем сформированности учебной деятельности выше, чем у подростков со средним и низким уровнем.
  3. У подростков с высоким уровнем учебной деятельности наибольшей выраженностью обладает интерес к истории, спорту, психологии и журналистике, у подростков со средним уровнем — к спорту, сценическому искусству и промышленности, у школьников с низким уровнем учебной деятельности — к информационным технологиям и спорту. Интерес к спорту может быть связан со спецификой подросткового возраста — занятия физической культурой способствуют самосовершенствованию подростка, а также дают возможность для самовыражения и самоутверждения.
  4. Подростки с высоким уровнем сформированности учебной деятельности проявляют значимо более высокий интерес к областям точных и гуманитарных наук, к строительству, геологии и музыке, по сравнению с остальными учащимися. У подростков с низким уровнем сформированности учебной деятельности значимо выше интерес к к сфере информационных технологий, чем у подростков со средним уровнем учебной деятельности.

Литература:

  1. Выготский, Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.4. Детская психология / Л. С. Выготский // Под ред. Д. Б. Эльконина. — М.: Педагогика, 1984.– 432 с.
  2. Зимняя, И. А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. / И. А. Зимняя. — М.: Логос, 2004. — 384 с.
  3. Крутецкий, В. А. Психология подростка / В. А. Крутецкий, Н. С. Лукин. — М.: Просвещение, 1965. — 314 с.
  4. Репкина, Г. В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности. В помощь учителю начальных классов / Г. В. Репкина, Е. В. Заика. — Томск: Пеленг, 1993. — 61 с.
  5. Филимонова, О. Г. Модификация карты интересов / О. Г. Филимонова // Газета «Школьный психолог». — 2007. — № 2.
  6. Эльконин, Д. Б. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков // Избр. психол. тр. — М.: Педагогика, 1989. — С. 265–267
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
подростковый возраст
интересы
выраженность интересов
учебная деятельность
Молодой учёный №51 (185) декабрь 2017 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 262-265):
Часть 3 (стр. 215-315)
Расположение в файле:
стр. 215стр. 262-265стр. 315

Молодой учёный