Игровые технологии как здоровьесберегающий фактор в обучении и развитии детей с ОВЗ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №48 (182) декабрь 2017 г.

Дата публикации: 04.12.2017

Статья просмотрена: 749 раз

Библиографическое описание:

Пикун, А. Г. Игровые технологии как здоровьесберегающий фактор в обучении и развитии детей с ОВЗ / А. Г. Пикун. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 48 (182). — С. 208-210. — URL: https://moluch.ru/archive/182/46886/ (дата обращения: 25.04.2024).



Игра есть высшая ступень детского развития, развития человека этого периода; игра порождает радость, свободу, покой в себе и около себя, мир с миром. Источники всего хорошего лежат в игре и исходят из неё.

Ф. Фребель

В современной педагогике существует множество образовательных технологий и их элементов. Все они дополняют друг друга. Например, игровые и здоровье сберегающие технологии. Проблема здоровья детей актуальна сегодня как никогда. Особенно остро это касается детей с ОВЗ. Педагогическая игра имеет четкую цель и соответствующий ей результат. И, кроме того, что она помогает активизировать учебный процесс, освоить учебный материал, игра доставляет удовольствие, улучшает самочувствие воспитанников на занятии.

На фоне больших затрат физических, психических и интеллектуальных игра помогает снять создавшееся напряжение. Ребенок думает, что он играет, играя, он обучается. Выбор игры определяется учебно-воспитательными целями занятия. Кроме того, игра должна быть доступна для детей, соответствовать их потребностям и интересам. Включение в игровой процесс игры или игровой ситуации приводит к тому, что обучающиеся, увлеченные игрою, незаметно для себя приобретают определенные знания, умения и навыки.

Обучающиеся моего класса, это дети с комплексными нарушениями в развитии, имеют сложную структуру дефекта. Дети с ОВЗ соматически ослаблены. Поэтому задача педагога строить воспитательный процесс так, чтобы обучение не наносило ущерба здоровью детей. Обучающиеся слабо усваивают учебный материал, они с трудом воспроизводят смысловые и причинно-следственные связи, большинство из них с трудом понимают объяснение. Они не испытывают желания вступать в речевые и личностные контакты, обмениваться впечатлениями, договариваться о содержании предстоящей совместной деятельности. Отношения между детьми с ОВЗ сводятся к поверхностному, нестойкому, взаимодействию, дети предпочитают играть в одиночку. Будучи включенными в игру, длительное время не проявляют интереса к ее процессу и игрушкам, действуют безразлично, пассивно, подчиняясь требованиям взрослого. Благодаря обучению интерес к игре возникает, но оказывается весьма кратковременным, не стойким, нет длительного увлечения, поглощения игрой. В игре дети получают опыт общественного поведения в среде сверстников, практически усваивают моральные нормы и правила, приобщаются к жизни окружающих взрослых. При использовании игровых методов, ребенок учится работать со сверстниками, слушать других, учится общению, а это один из способов социализации ребенка.

Особое место занимают сюжетно-ролевые игры. В этих играх обучающиеся воспроизводят все то, что видят вокруг себя. Сюжетно-ролевая игра, способствуя развитию коммуникативных умений, превращает учебный процесс в занимательную деятельность, вызывая огромный эмоциональный всплеск у детей с ОВЗ.

Одним из методов игровой технологии является игра-драматизация. Игра-драматизация используется с лечебной, коррекционной, развивающей и воспитательной целью. Сказка служит эффективным взаимодействием педагога и обучающегося, способствует выработке общего языка общения. Переживая сказку, ребенок учится не только понимать ситуацию, но и поступать в ней определенным образом, получая критерии выбора и свободу действий. Очень важно на занятиях с детьми ОВЗ, использовать дыхательную гимнастику. Она корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание. Она дает возможность зарядиться бодростью и жизнерадостностью, сохранять высокую работоспособность. Кроме того, дыхательная гимнастика оказывает на организм человека комплексное лечебное воздействие.

Одной из форм по профилактике и коррекции нарушений зрения, переутомления зрительного аппарата выступает гимнастика для глаз. Гимнастика для глаз способствует улучшению кровообращения, координации движений глаз и головы развитию сложных движений, благотворно влияет на работоспособность зрительного анализатора и всего организма. Гимнастика для глаз позволяет дать необходимый отдых глазам, предупредить нарушения, добиться улучшения зрения и даже укрепить здоровье в целом.

Чтобы дети отдохнули во время занятия и лучше усвоили учебный материал, я использую на занятии тематические физкультминутки. Физкультминутки должны быть тесно связаны с темой занятия и является переходным мостиков к следующей части занятия. Оздоровительные физкультминутки — это часть системы использования здоровье сберегающей технологии в школе.

Так как пальчиковая гимнастика способствует развитию коммуникативных навыков, в ходе «пальчиковых игр» ребенок, повторяя движения взрослых, достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая оказывает благоприятное влияние на развитие речи.

А такие упражнения, как пальчиковая гимнастика, способствуют формированию не только мелких движений и координации руки, но и позитивно влияют на развитие интеллекта детей.

Игры и упражнения на развитие мелкой моторики оказывают стимулирующее влияние на развитие речи, улучшают внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, воспитывают усидчивость, формируют игровую и практическую деятельность.

Комплексное использование игровой технологии в учебном процессе позволяет снижать утомляемость, повышает эмоциональный настрой и работоспособность, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Важно, чтобы здоровье сберегающая деятельность в итоге сформировала бы у школьника стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и не осложненное развитие.

Литература:

  1. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. — М.: АПК и ПРО, 2002.
  2. Тверская Н. В. Здоровьесберегающий подход в развитии успешности ученика//Образование в современной школе.-2005.
  3. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии (1–4 классы). Москва: «Вано», 2004.
Основные термины (генерируются автоматически): игра, ребенок, учебный материал, учебный процесс, дыхательная гимнастика, игровая технология, обучающийся, пальчиковая гимнастика, развитие, развитие речи.


Похожие статьи

Использование пальчиковой гимнастики как одно из средств...

пальчиковая гимнастика, ребенок, палец, игра, палец рук, развитие, рука, мелкая моторика рук, педагогический процесс, головной мозг.

Пальчиковые игры как средство развития речи дошкольников

Ключевые слова:развитие речевой моторики, развитие тонкой ручной моторики, органы речи, пальчиковые игры.

Пальчиковые игры и упражнения — уникальное средство для развития речи. По всей сути пальчиковые игры — это массаж и гимнастика для рук.

Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников

Пальчиковая гимнастика для детей или упражнения для развития пальчиков — эффективный способ развития мелкой моторики. Она положительно влияет на развитие речи, а также переключает малыша на его телесные ощущения, таким образом, успокаивая его.

Пальчиковая гимнастика «Швы» | Статья в журнале...

Предлагаемая пальчиковая гимнастика разработана специально для учащихся с нарушениями интеллектуального развития.

Элементы данной гимнастики можно проводить в качестве дидактической игры.

Развитие речи детей раннего возраста через пальчиковые игры

Гимнастика для пальчиков. М.: 2013. 7. Рузина М. С., Афонькин С. Ю. Страна пальчиковых игр. М., 1997. 8. Соколова Г. Для девочек и мальчиков гимнастика для пальчиков.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через...

Известно, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени

Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук.

– 2008. – №7. Коноваленко, В. В. «Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

Музыкальное занятие как средство коррекционного развития при...

Учитывая особенности развития и восприятия детей с ОВЗ, нужно подбирать соответственный этому песенный материал, который должен выполнять не

Пальчиковые игры интересны тем, что представляют собой театр, где актерами являются пальцы и доступность в исполнении.

Развитие мелкой моторики учащихся — путь к успешному...

мелкая моторика, рука, ребенок, упражнение, игра, развитие, речь, раннее детство, пальчиковая гимнастика, детская рука.

Коррекционно-развивающие и здоровьесберегающие технологии...

Дыхательная гимнастика. Дыхательные упражнения играют большую роль в воспитании правильной речи.

Развитие тонкой моторики рук. (Пальчиковая гимнастика).

Похожие статьи

Использование пальчиковой гимнастики как одно из средств...

пальчиковая гимнастика, ребенок, палец, игра, палец рук, развитие, рука, мелкая моторика рук, педагогический процесс, головной мозг.

Пальчиковые игры как средство развития речи дошкольников

Ключевые слова:развитие речевой моторики, развитие тонкой ручной моторики, органы речи, пальчиковые игры.

Пальчиковые игры и упражнения — уникальное средство для развития речи. По всей сути пальчиковые игры — это массаж и гимнастика для рук.

Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников

Пальчиковая гимнастика для детей или упражнения для развития пальчиков — эффективный способ развития мелкой моторики. Она положительно влияет на развитие речи, а также переключает малыша на его телесные ощущения, таким образом, успокаивая его.

Пальчиковая гимнастика «Швы» | Статья в журнале...

Предлагаемая пальчиковая гимнастика разработана специально для учащихся с нарушениями интеллектуального развития.

Элементы данной гимнастики можно проводить в качестве дидактической игры.

Развитие речи детей раннего возраста через пальчиковые игры

Гимнастика для пальчиков. М.: 2013. 7. Рузина М. С., Афонькин С. Ю. Страна пальчиковых игр. М., 1997. 8. Соколова Г. Для девочек и мальчиков гимнастика для пальчиков.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через...

Известно, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени

Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук.

– 2008. – №7. Коноваленко, В. В. «Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

Музыкальное занятие как средство коррекционного развития при...

Учитывая особенности развития и восприятия детей с ОВЗ, нужно подбирать соответственный этому песенный материал, который должен выполнять не

Пальчиковые игры интересны тем, что представляют собой театр, где актерами являются пальцы и доступность в исполнении.

Развитие мелкой моторики учащихся — путь к успешному...

мелкая моторика, рука, ребенок, упражнение, игра, развитие, речь, раннее детство, пальчиковая гимнастика, детская рука.

Коррекционно-развивающие и здоровьесберегающие технологии...

Дыхательная гимнастика. Дыхательные упражнения играют большую роль в воспитании правильной речи.

Развитие тонкой моторики рук. (Пальчиковая гимнастика).

Задать вопрос