Выбор целевых показателей (индикаторов) для повышения качества транспортного обслуживания населения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №48 (182) декабрь 2017 г.

Дата публикации: 04.12.2017

Статья просмотрена: 1381 раз

Библиографическое описание:

Баранова, И. С. Выбор целевых показателей (индикаторов) для повышения качества транспортного обслуживания населения / И. С. Баранова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 48 (182). — С. 60-63. — URL: https://moluch.ru/archive/182/46779/ (дата обращения: 25.04.2024).



К вопросу о выборе показателей в рамках системы управления качеством пассажирских перевозок в статье рассмотрены основные показатели, рассматриваемые в нормативной документации федерального и регионального уровней, характеризующие качество обслуживания населения.

Ключевые слова: качество, транспорт, пассажиры, услуги, показатели

На федеральном уровне Правительство РФ в области транспорта реализует долгосрочные стратегии и целевые программы развития. Также осуществляет нормативное правовое регулирование пассажирских перевозок автомобильным транспортом, техническое нормирование, надзор и контроль автомобильного транспорта, решает вопросы комплексного транспортного обслуживания населения.

К долгосрочным стратегиям Правительства РФ в области автомобильного транспорта можно отнести «Транспортную стратегию России на период до 2030 года». Одним из элементов механизма реализации стратегии является использование статистической информации, а также результатов обследований в отдельных сферах функционирования транспортного комплекса, в том числе расчета значений целевых индикаторов, обеспечивающих основные характеристики качества транспортных услуг. Целевые показатели рассматриваются по следующим направлениям [5]:

‒ обеспечение доступности и качества транспортных услуг для населения в соответствии с социальными стандартами;

‒ тарифная обоснованность, удовлетворенность населения, ритмичность, предсказуемость и надежность транспортных связей.

Для обеспечения доступности и качества транспортных услуг для населения рассматриваются индикаторы (показатели) первого и второго уровня, представленные в таблице 1.

Таблица 1

Индикаторы (показатели) обеспечения доступности икачества транспортных услуг для населения всоответствии ссоциальными стандартами

Индикаторы первого уровня

1

Транспортная мобильность (подвижность) населения, число поездок на 1 человека в год

2

Доля транспорта общего пользования в общем пассажирообороте транспорта, %

3

Доля парка подвижного состава автомобильного и городского наземного электрического транспорта общего пользования, оборудованного для перевозки маломобильных граждан, %

Индикаторы второго уровня

1

Сокращение среднего времени транспортной доступности в крупных городских агломерациях (время поездок маятниковой миграции населения) на транспорте общего пользования, мин

2

Средний возраст пассажирских транспортных средств общего пользования, лет

3

Доля парка подвижного состава автомобильного и городского наземного электрического транспорта общего пользования, оснащенного современными инфокоммуникационными системами и глобальной навигационной системой ГЛОНАСС, %

Как следует из таблицы 1, среди показателей, характеризующих достижение цели «повышение доступности транспортных услуг», предпочтение отдается таким показателям как, транспортная мобильность и сокращение времени транспортной доступности.

С учетом приоритетов развития транспортной системы была разработана государственная программа «Развитие транспортной системы России (2010–2021 годы), в которой целевым показателем доступности транспортных услуг для населения являлась «транспортная подвижность населения (по отношению к 2011 году). С 1 января 2018 года данная программа прекратит свое действие. Вместо нее будет действовать программа «Развитие транспортной системы». Среди задач новой программы является обеспечение потребности в перевозках пассажиров на социально значимых маршрутах, обеспечение безопасности на транспорте, развитие сферы гражданского использования системы ГЛОНАСС, перевод автомобильного транспорта на использование газомоторного топлива. Новая программа продолжает рассматривать показатель качества доступности транспортных услуг — транспортную подвижность населения. Такой показатель для оценки качества оказываемых транспортных услуг является необходимым, но недостаточным. В программе частично затронут показатель надежности, но нет описания таких показателей качества, как, например, удобство пользования, транспортная усталость и др. [1].

Государственное регулирование не ограничивается лишь принятием программ и стратегии, затрагивающих оценку качества автомобильного транспорта. Также существуют конкретные стандарты и нормативы, соблюдение которых является необходимым условием осуществления деятельности предприятий пассажирского транспорта.

Кроме Правительства РФ федеральные органы исполнительной власти также оказывают влияние на качество оказываемых пассажирским транспортом услуг. Министерство транспорта РФ согласует межрегиональные перевозки и ведет реестр этих маршрутов, а также утверждает маршруты в международном сообщении, влияя при этом на показатель качества — плотности маршрутной сети. Согласно «Примерной программе регулярных транспортных и транспортно-социологических обследований функционирования транспортной инфраструктуры поселений, городских округов в РФ», утвержденной распоряжением Минтранса России от 28.12.2016 № НА-197-р, приведена форма характеристики маршрутной сети, которая учитывает показатели территориальной доступности для населения. Отдельно в данной программе представлена форма, характеризующая качество обслуживания населения наземным городским транспортом. Выделены следующие показатели, которые необходимы для оценки качества обслуживания населения [6]:

‒ среднее наполнение салона в часы «пик», чел./кв.м.;

‒ средний интервал в часы «пик» и средний интервал в межпиковый период, мин;

‒ средние затраты времени на трудовое передвижение жителей на наземном транспорте, мин;

‒ внедрение низкопольного подвижного состава;

‒ внедрение современных средств информирования пассажиров;

‒ число машин, оборудованных электрическими средствами информирования;

‒ на остановочных пунктах (число остановочных пунктов, оборудованных электронными средствами информации пассажиров в реальном масштабе времени);

‒ развитие новой сети автобуса (количество новых вводимых маршрутов);

‒ введение автобусов, использующих альтернативные источники энергии.

Приведенные выше показатели позволяют оценить уровень комфортности, результативности (затраты времени на поездку), доступности (уровень информационного обслуживания, плотность маршрутной сети), экологичности пассажирских перевозок. Однако, не затронутыми остаются показатели, характеризующие транспортную усталость, надежность работы подвижного состава, экономическую доступность перевозок. Данная программа позволяет осуществлять мониторинг и прогноз показателей качества, но не позволяется сделать оценку исследуемых показателей, в ней нет нормативных значений, с которыми можно было бы сравнить исследуемые показатели.

Ространснадзор является структурным подразделением Министерства транспорта РФ, обеспечивающим надзор и контроль транспортной безопасности с помощью следующих инструментов:

‒ создания, внедрения и обеспечения функционирования информационных систем с использованием спутниковых навигационных технологий;

‒ разработки отраслевых нормативных актов, определяющих порядок внедрения и использования спутниковых навигационных технологий;

‒ взаимодействия с международными организациями по вопросам использования спутниковых навигационных технологий.

Также Ространснадзор обеспечивает государственную функцию лицензирования пассажирских автомобильных перевозок. Посредством лицензирования должны обеспечиваться функции государственного регулирования, направленные на защиту интересов, жизни и здоровья граждан. Фильтрация недобросовестных предпринимателей происходит при выдаче лицензии, на соответствие таким документам, например, «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» [7], а также Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом [2, 4].

Другим органом исполнительной власти, обеспечивающим транспортную безопасность, является МВД России, реализующее следующие функции в пределах установленной сферы деятельности:

‒ осуществление обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности (сигнализации, видеонаблюдения, аудио- и видеозаписи);

‒ проведение контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» [8] в отношении колесных транспортных средств, находящихся в эксплуатации на территории РФ.

Субъекты РФ для организации транспортного обслуживания населения используют свой орган исполнительной власти. Например, для Санкт-Петербурга, таким органом является Комитет по развитию транспортной инфраструктуры, который проводит государственную политику в области развития транспортного комплекса, организацию дорожного движения и хранения транспортных средств, обеспечивает контроль и координацию деятельности исполнительных органов государственной власти в сфере развития и функционирования транспортного комплекса Санкт-Петербурга. В рамках государственной программы «Развитие транспортной системы Санкт-Петербурга» на 2015–2020 годы целью для наземного городского пассажирского транспорта обозначено обеспечение качества, доступности (в том числе для маломобильных групп населения) и безопасности услуг [3]. Индикаторами (показателями) программы в области качества являются: объем транспортной работы, суммарная вместимость выпуска подвижного состава наземного городского пассажирского транспорта, доля низкопольного подвижного состава, доля маршрутов с интервалом движения менее 10 минут в часы «пик», доля поездок, оплаченных электронными билетами.

Каждый из рассматриваемых документов — стратегия или программы — отражают определенный аспект качества транспортного обслуживания населения, устанавливая целевой индикатор (показатель), прогнозируя его значение на определенный период времени. Но единство в выборе показателей между представленными документами проследить сложно. Каждый документ включает определенный перечень показателей оценки качества транспортных услуг. Одной из причин сложившейся ситуации является разный уровень разработки и принятия документов (транспортная стратегия — федеральный уровень, программа развития транспортной системы Санкт-Петербурга — региональный), а также отсутствие базового федерального стандарта, в котором бы описывались показатели качества транспортного обслуживания населения, их расчет и оценка и на его основе могли бы быть созданы соответствующие региональные стандарты.

Несмотря на отсутствие базового стандарта на практике в регионах России уже предприняты попытки внедрения стандартов (таблица 2).

Таблица 2

Нормативная документация по стандартизации транспортного обслуживания населения врегионах России

Город

Стандарт

1

Казань

Постановление исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 30.06.2009 № 5241 «Об утверждении стандарта муниципальной услуги «организация транспортного обслуживания населения»

2

Братск

Стандарт качества предоставления бюджетных услуг в области организации транспортного обслуживания населения, утвержденный Постановлением мэра города Братска от 21.05.2007 № 1378

3

Омск

Стандарт качества предоставления муниципальной услуги города Омска «Предоставление, организация и контроль транспортного обслуживания населения на территории города Омска», утвержденный Постановлением Администрации города Омска от 16.03.2009 № 172-п

4

Пенза

Стандарт качества предоставления муниципальной услуги «Организация транспортного обслуживания населения города Пензы», утвержденный постановлением Администрации города Пензы от 19.05.2009 № 674

5

Республика Татарстан

Отраслевые региональные нормативы качества транспортного обслуживания населения по регулярным муниципальным и межмуниципальным маршрутам автомобильного транспорта общего Пользования, утвержденные Приказом Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан от 16.01.2008 № 3

В данной нормативной документации рассматриваются показатели качества, для большинства показателей приведены методики расчета, а также установлены нормативные значения. Такие стандарты и отраслевые нормативы позволяют оценить уровень качества транспортного обслуживания населения, выявить слабые стороны и найти пути решения, сложившихся проблем. Использование результатов практики использования стандартов, рассмотренных в таблице 2, помогло бы в создании базового федерального стандарта, который несомненно стал бы одним из эффективных методов управления качеством транспортного обслуживания населения.

Литература:

  1. Постановление Правительства РФ от 05.12.2001 N 848 «О федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы России (2010–2021 годы)»
  2. Постановление Правительства РФ от 02.04.2012 N 280 (ред. от 21.03.2017) «Об утверждении Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек
  3. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 30.06.2014 N 552 «О государственной программе Санкт-Петербурга «Развитие транспортной системы Санкт-Петербурга» на 2015–2020 годы
  4. Постановление Правительства РФ от 14.02.2009 N 112 (ред. от 28.04.2015) Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом»
  5. Распоряжение Правительства РФ от 11.06.2014 N 1032-р «Об утверждении Транспортной стратегии РФ на период до 2030 года»
  6. Распоряжение Минтранса РФ от 28.12.2016 N НА-197-р «Об утверждении Примерной программы регулярных транспортных и транспортно-социологических обследований функционирования транспортной инфраструктуры поселений, городских округов в Российской Федерации»
  7. Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»
  8. Решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 877 (ред. от 13.12.2016) «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств»
Основные термины (генерируются автоматически): транспортное обслуживание населения, автомобильный транспорт, общее Пользование, подвижной состав, показатель, городской наземный электрический транспорт, показатель качества, услуга, исполнительная власть, маршрутная сеть.


Похожие статьи

Обслуживание населения пассажирским транспортом

Маршрутная сеть городского транспорта не всегда соответствует пассажиропотокам, поэтому одни маршруты переполнены, а на других (особенно в межпиковое время) курсируют полупустые транспортные средства.

Проблемы и перспективы развития пассажирского транспорта

общественный транспорт, подвижной состав, транспортное обслуживание населения, диспетчерское управление, тарифная политика, окружающая среда, средство, дальнейшее развитие, вредное воздействие, единая...

Зарубежный опыт организации транспортного обслуживания...

Россия, пассажирский транспорт, подвижной состав, транспортная деятельность, США, транспортное обслуживание населения, маршрутная сеть, городской пассажирский транспорт...

Доступность пассажирского транспорта для населения с точки...

Городской общественный транспорт обеспечивает транспортную подвижность основной части населения.

Работа общественного транспорта является важным показателем качества жизни в городе и одним из критериев оценки деятельности местных властей.

Анализ комплексной транспортной системы наземного...

Разработаны предложения по оптимизации наземного транспорта (маршрутной сети).

От слаженной работы пассажирского транспорта зависит качество жизни населения.

Противоречия в экономико-организационном механизме...

городской общественный пассажирский транспорт, длительное пользование, перевозка пассажиров, билет, подвижной состав, пассажир, факт, линейное время, бюджетная доплата, маршрутная сеть.

Нужен ли единой системе городского пассажирского транспорта...

Санкт-Петербург, городской пассажирский транспорт, подвижной состав, перевозчик, наземный пассажирский транспорт, перевозка, единая транспортная система, билет, маршрутная сеть, маршрут.

Анализ «рассеянных знаний» об условиях экономической...

общественный транспорт, общее пользование, тариф, городской транспорт, транспортная работа, пассажир, наземный транспорт, общий тариф, проездная плата, время.

Проблемы качества перевозки пассажиров в условиях городской...

Основным показателем качества работы пассажирского транспорта для населения является небольшое время ожидания подвижного состава. Сообщение между Волгоградом и Волжским в основном осуществляется с помощью автомобильного транспорта.

Похожие статьи

Обслуживание населения пассажирским транспортом

Маршрутная сеть городского транспорта не всегда соответствует пассажиропотокам, поэтому одни маршруты переполнены, а на других (особенно в межпиковое время) курсируют полупустые транспортные средства.

Проблемы и перспективы развития пассажирского транспорта

общественный транспорт, подвижной состав, транспортное обслуживание населения, диспетчерское управление, тарифная политика, окружающая среда, средство, дальнейшее развитие, вредное воздействие, единая...

Зарубежный опыт организации транспортного обслуживания...

Россия, пассажирский транспорт, подвижной состав, транспортная деятельность, США, транспортное обслуживание населения, маршрутная сеть, городской пассажирский транспорт...

Доступность пассажирского транспорта для населения с точки...

Городской общественный транспорт обеспечивает транспортную подвижность основной части населения.

Работа общественного транспорта является важным показателем качества жизни в городе и одним из критериев оценки деятельности местных властей.

Анализ комплексной транспортной системы наземного...

Разработаны предложения по оптимизации наземного транспорта (маршрутной сети).

От слаженной работы пассажирского транспорта зависит качество жизни населения.

Противоречия в экономико-организационном механизме...

городской общественный пассажирский транспорт, длительное пользование, перевозка пассажиров, билет, подвижной состав, пассажир, факт, линейное время, бюджетная доплата, маршрутная сеть.

Нужен ли единой системе городского пассажирского транспорта...

Санкт-Петербург, городской пассажирский транспорт, подвижной состав, перевозчик, наземный пассажирский транспорт, перевозка, единая транспортная система, билет, маршрутная сеть, маршрут.

Анализ «рассеянных знаний» об условиях экономической...

общественный транспорт, общее пользование, тариф, городской транспорт, транспортная работа, пассажир, наземный транспорт, общий тариф, проездная плата, время.

Проблемы качества перевозки пассажиров в условиях городской...

Основным показателем качества работы пассажирского транспорта для населения является небольшое время ожидания подвижного состава. Сообщение между Волгоградом и Волжским в основном осуществляется с помощью автомобильного транспорта.

Задать вопрос