Проблемы законодательного закрепления правоотношений, связанных с предоставлением государственных и муниципальных услуг лицам с ограниченными возможностями здоровья | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №45 (179) ноябрь 2017 г.

Дата публикации: 12.11.2017

Статья просмотрена: 61 раз

Библиографическое описание:

Лаврова, Ю. В. Проблемы законодательного закрепления правоотношений, связанных с предоставлением государственных и муниципальных услуг лицам с ограниченными возможностями здоровья / Ю. В. Лаврова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 45 (179). — С. 110-112. — URL: https://moluch.ru/archive/179/46385/ (дата обращения: 19.04.2024).



В Российской Федерации каждый гражданин, независимо от его возможностей, имеет право на получение качественной и доступной государственной и муниципальной услуги.

На сегодняшний день Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее — Закон № 210-ФЗ) как единственный нормативный правовой акт в указанной сфере устанавливает основополагающие положения в области предоставления определенных видов услуг населению.

Одним из основных документов, регламентирующих порядок предоставления государственной либо муниципальной услуги, является соответствующий административный регламент, принимаемый органом, предоставляющим данные услуги.

В силу законодательства административный регламент должен соответствовать определенным требованиям, именуемым стандартом предоставления услуги. Отклонение от стандарта услуги является признаком ее некачественного предоставления, что дает право получателю услуги обратиться с жалобой в административном и (или) судебном порядке.

В соответствии со ст. 14 Закона № 210-ФЗ стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги предусматривает требования к помещениям, в которых они предоставляются, а именно: к залу ожидания, местам для заполнения запросов о предоставлении государственной или муниципальной услуги, информационным стендам с образцами их заполнения и перечнем документов, необходимых для предоставления каждой государственной или муниципальной услуги в отдельности, обеспечению доступности указанных объектов для инвалидов в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов (к примеру, помещения оборудуются пандусами, специальными ограждениями и перилами, обеспечивается беспрепятственное передвижение и разворот инвалидных колясок).

Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее — Закон № 181-ФЗ) предусматривает определенный перечень требований, обеспечивающих доступность получения инвалидами услуг. Согласно данным требованиям каждое здание, в котором оказываются государственные и муниципальные услуги, должно быть оборудовано пандусами и иными объектами, необходимыми для обеспечения инвалидам доступности.

Названные положения вступили в силу с 1 января 2016 года Федеральным законом от 01.12.2014 № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» (далее — Закон № 419-ФЗ).

Принятие указанного закона привело к существенным проблемам правового регулирования в сфере оказания и предоставления государственных и муниципальных услуг, а также в части применения данных положений на практике. Все действующие административные регламенты следовало было привести в соответствие с вышеуказанными изменениями, и в этом активная позиция была занята органами прокуратуры Российской Федерации в рамках осуществления своих полномочий по участию в правотворческой деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.

Так, прокуратурой Пензенского района Пензенской области в январе 2016 года было принесено 19 протестов на положения о порядке утверждения административных регламентов по предоставлению муниципальных услуг в сфере землепользования и градостроительства в части отсутствия в них требований о доступности услуги инвалидам.

По результатам проверки прокурором Пензенского района Пензенской области района положений об утверждении административных регламентов о предоставлении муниципальных услуг выявлены нарушения требований Федерального закона от 01.12.2014 № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов», в соответствии с которым в Закон № 210-ФЗ были внесены изменения, предусматривающие необходимость соблюдения требований к помещениям, в которых предоставляются государственные и муниципальные услуги (к залу ожидания, местам для заполнения запросов о предоставлении государственной или муниципальной услуги и др.). В связи с чем прокурором района принесено 19 протестов на указанные акты, которые рассмотрены и удовлетворены, в правовые акты внесены соответствующие изменения.

Аналогичные акты прокурорского реагирования применялись и в других субъектов Российской Федерации.

Анализ имеющихся нормативных правовых актов в указанной сфере свидетельствует, что большинство из них на сегодняшний день приведены в соответствие с изменениями, внесенными Законом № 419-ФЗ.

Вместе с тем, разрешение сложившейся ситуации в области обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры требует не только правового регулирования положений административных регламентов, но и обустройства зданий и помещений, в которых предоставляются государственные и муниципальные услуги, что далеко не всегда соответствует предъявляемым законом требованиям.

В этой связи прокуроры районного звена различных субъектов Российской Федерации обращаются в суды с исковыми заявлениями об обязании органа местного самоуправления произвести мероприятия по оборудованию помещений объектов социальной инфраструктуры пандусами и иным необходимым оборудованием.

Например, только после вмешательства прокурора Колышлейского района Пензенской области с целью восстановления прав граждан с ограниченными возможностями здоровья муниципальное бюджетное образовательное учреждение дошкольного образования (далее — МБОУ ДО) «Детско-юношеская спортивная школа Колышлейского района» оборудовало пандусом вход в образовательную организацию [1].

Урмарским районным судом Чувашской Республики 23 января 2017 года удовлетворено исковое заявление прокурора Янтиковского района Чувашской Республики об обязании Управления Федеральной почтовой связи Чувашской Республики (далее — УФПС) и администрации Новобуяновского сельского поселения оборудовать вход в здание УФПС пандусом. В ходе прокурорской проверки совместно с Всероссийским обществом инвалидов установлено, что УФПС и администрацией Новобуяновского сельского поселения Янтиковского района Чувашской Республики не созданы условия для беспрепятственного доступа инвалидов в здание, занимаемое указанными учреждениям, а именно: отсутствует пандус с установленными с обеих сторон ограждениями вместе с поручнями, позволяющими обеспечить беспрепятственный доступ инвалидам, использующим кресла-коляски [2].

Вместе с тем, исполнение решений судов по указанным категориям дел затрудняется отсутствием необходимого финансового обеспечения со стороны ответчика. В настоящее время остро стоит вопрос о несовершенстве материальной базы, посредством которой должны исполняться предусмотренные Законом № 210-ФЗ в части обеспечения доступности среды лицам с ограниченными возможностями здоровья.

Кроме того, в силу ст. 4 Закона № 210-ФЗ одним из основополагающих принципов предоставления государственных и муниципальных услуг является доступность обращения за их предоставлением, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

При этом в вышеназванном законе в числе требований к стандарту предоставления государственных и муниципальных услуг указывается только на необходимость оборудования помещений для инвалидов в соответствии с законодательством о социальной защите указанной категории лиц.

В связи с этим, следует обратить внимание на грубые противоречия и недочеты в действующем законодательстве, поскольку, определив основными принципами доступность услуг не только инвалидам, но и лицам с ограниченными возможностями здоровья (далее — лица с ОВЗ), законодатель не закрепил права таких лиц.

Так, требования о доступности зданий и сооружений, в том числе об оборудовании в них пандусов для лиц с ОВЗ, предусмотрены Федеральным законом от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Конкретные параметры доступности подобных объектов для лиц данной категории указаны в строительных нормах и правилах, которые включают требования не только в отношении инвалидов, но и лиц с ОВЗ, тогда как Закон № 181-ФЗ предусматривает лишь требования в части обеспечения доступности среды для инвалидов.

Правительством Пензенской области разработан план мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг на 2016–2020 годы [3? c. 68].

Вместе с тем, наличие определенных противоречий, а также отсутствие полного и конкретного правового регулирования вопросов предоставления государственных и муниципальных услуг лицам с ОВЗ может привести к ненадлежащему выполнению предусмотренных указанным планом мероприятий. В связи с этим, по нашему мнению, прокурору, как защитнику прав и свобод социально незащищенных слоев населения, необходимо в рамках реализации своих полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации», выступить с правотворческой инициативой о внесении изменений в Закон № 210 в части определения требований к доступности помещений не только для инвалидов, но и для лиц с ОВЗ, а также указать на необходимость принятия иных нормативных правовых актов, определяющих порядок финансирования указанных мероприятий, поскольку финансовый вопрос в данном случае является одним из ключевых.

Представляется важным в целях повышения эффективности деятельности органов прокуратуры на данном направлении Генеральной прокуратуре Российской Федерации разработать проект указания Генерального прокурора Российской Федерации «Об организации прокурорского надзора за соблюдением прав инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья», в котором следует: определить важнейшие особенности организации прокурорского надзора в данной сфере; указать на важность усиления мер по контролю и надзору за обеспечением беспрепятственного доступа лиц с ОВЗ к объектам инфраструктуры; установить порядок отчетности нижестоящих прокуроров перед вышестоящими по данному направлению надзорной деятельности. Кроме того, следует разработать методические рекомендации, в которых перечислить типичные нарушения законов в рассматриваемой сфере, а также меры по их устранению, что позволит совершенствовать практику прокурорского надзора.

Литература:

  1. Прокурорами выявлено более 150 нарушений законодательства о защите прав инвалидов // Прокуратура Пензенской области. URL: http://www.procpenza.ru/news/2017/08/7/11422458 (дата обращения: 4.11.2017)
  2. Удовлетворено исковое заявление прокурора Янтиковского района об обязании оборудовать вход в здание пандусом // Администрация Янтиковского района Чувашской республики. URL: http://gov.cap.ru/SiteMap.aspx?gov_id=80&id=2394616 (дата обращения: 4.11.2017
  3. Распоряжение Правительства Пензенской области от 09.10.15 № 395-рП «Об утверждении плана мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в Пензенской области на 2016–2020 годы («дорожная карта»)». Распоряжение Правительства Пензенской обл. от 02.08.2016 № 317-рП «О внесении изменений в План мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в Пензенской области на 2016–2020 годы» // Пензенские губернские ведомости, 12.10.2017, № 71, с. 68
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, инвалид, лицо, ограниченная возможность здоровья, Чувашская Республика, Пензенская область, прокурорский надзор, требование, услуга, Колышлейский район.


Похожие статьи

Состояние законности и работа органов прокуратуры...

Уголовный Кодекс Российской Федерации. Чубенко И. С. Состояние прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности.

Неуплата средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей.

Прокурорский надзор в соблюдении Конституции Российской...

РФ, прокурорский надзор, Конституция РФ, физическое лицо, прокурор, лицо, возбуждение дел, административное правонарушение, осуществление надзора, Российская Федерация.

Основы нормативно-правового регулирования прав детей...

В Федеральном законе «О социальной защите людей с ограниченными возможностями в Российской Федерации» [8] человек с ограниченными возможностями определяется как лицо имеющее нарушение здоровья со стабильным расстройством функций организма...

прокурорский надзор в сфере градостроительного...

Согласно Закону о прокуратуре, органы прокуратуры не осуществляют надзор за исполнением законодательства физическими лицами.

Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 07.12.2007 № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением...

Предмет прокурорского надзора за исполнением...

В статье исследована надзорная деятельность прокуратуры Российской Федерации по обеспечению верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, осуществления разрешительной системы...

Выявление и пресечение средствами прокурорского надзора...

В соответствии с п. 8. приказа Министерства внутренних дел Российской Федерации от 29

Действующее законодательство практически не ограничивает перечень лиц из числа

Организация прокурорского надзора за расследованием уголовных дел о преступлениях...

Прокурорский надзор за исполнением законодательства...

Так, в г. Москве расследуется преступная деятельность организации, оказывающей услуги по созданию юридических лиц.

Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 18 ноября 2014 г. № 637 «О мерах по повышению эффективности прокурорского надзора за...

Прокурорский надзор за соблюдением прав детей-сирот...

Библиографическое описание: Арутюнян Н. Г., Иванченко Е. А. Прокурорский надзор за соблюдением прав

Российская Федерация, провозгласив в качестве правовой ценности права и свободы человека

Минимизирована возможность возникновения виктимной ситуации.

Способ нарушения учётно-регистрационной дисциплины...

Важную роль при этом должен играть прокурорский надзор за исполнением законов органами

‒ действие, которое лицо обязано осуществить в связи с требованиями

Акперов Р. С. Возбуждение уголовного дела в уголовно-процессуальном праве Российской Федерации...

Похожие статьи

Состояние законности и работа органов прокуратуры...

Уголовный Кодекс Российской Федерации. Чубенко И. С. Состояние прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности.

Неуплата средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей.

Прокурорский надзор в соблюдении Конституции Российской...

РФ, прокурорский надзор, Конституция РФ, физическое лицо, прокурор, лицо, возбуждение дел, административное правонарушение, осуществление надзора, Российская Федерация.

Основы нормативно-правового регулирования прав детей...

В Федеральном законе «О социальной защите людей с ограниченными возможностями в Российской Федерации» [8] человек с ограниченными возможностями определяется как лицо имеющее нарушение здоровья со стабильным расстройством функций организма...

прокурорский надзор в сфере градостроительного...

Согласно Закону о прокуратуре, органы прокуратуры не осуществляют надзор за исполнением законодательства физическими лицами.

Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 07.12.2007 № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением...

Предмет прокурорского надзора за исполнением...

В статье исследована надзорная деятельность прокуратуры Российской Федерации по обеспечению верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, осуществления разрешительной системы...

Выявление и пресечение средствами прокурорского надзора...

В соответствии с п. 8. приказа Министерства внутренних дел Российской Федерации от 29

Действующее законодательство практически не ограничивает перечень лиц из числа

Организация прокурорского надзора за расследованием уголовных дел о преступлениях...

Прокурорский надзор за исполнением законодательства...

Так, в г. Москве расследуется преступная деятельность организации, оказывающей услуги по созданию юридических лиц.

Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 18 ноября 2014 г. № 637 «О мерах по повышению эффективности прокурорского надзора за...

Прокурорский надзор за соблюдением прав детей-сирот...

Библиографическое описание: Арутюнян Н. Г., Иванченко Е. А. Прокурорский надзор за соблюдением прав

Российская Федерация, провозгласив в качестве правовой ценности права и свободы человека

Минимизирована возможность возникновения виктимной ситуации.

Способ нарушения учётно-регистрационной дисциплины...

Важную роль при этом должен играть прокурорский надзор за исполнением законов органами

‒ действие, которое лицо обязано осуществить в связи с требованиями

Акперов Р. С. Возбуждение уголовного дела в уголовно-процессуальном праве Российской Федерации...

Задать вопрос