Как повлияло самозванство на историю России (на примере Емельяна Пугачева) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Бажина, Е. А. Как повлияло самозванство на историю России (на примере Емельяна Пугачева) / Е. А. Бажина, Е. Н. Вальнюк, А. А. Жигалова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 45 (179). — С. 153-155. — URL: https://moluch.ru/archive/179/46368/ (дата обращения: 20.04.2024).



Существование самозванцев наблюдалось на протяжении всей истории России и других стран, в некоторое время они выдавали себя за других правителей. Чаще всего их появление наблюдалось в годы народных бедствий и смуту, тогда, когда надежда торжествовала над здравым смыслом.

Несмотря на то, что самозванцы издавна привлекали большое внимание историков, до конца не выяснены корни данного явления. Как правило, самозванство трактуется в виде одной из форм «антифеодального протеста», в политическом плане оно определялось в виде «борьбы трудящихся за власть». При этом не учитывалось то, что не все самозванцы были связаны с реализуемым социальным протестом, их целью не всегда была власть в государстве.

Самозванство является самовольным присвоением звания, чужого имени с целью обмана. За всю историю России было множество самозванцев, временно занимавших руководящие посты, они меняли устоявшиеся традиции, нормы жизни общества конкретного времени.

Емельян Пугачев, предводитель восстания в 1773–1775, родился в 1742 на Дону, в станице Зимовейской. Восстание под его руководством началось среди казачества реки Яик (Урал).

В 18 веке богатая войсковая практика казаков Яика возобладала над демократическим казацким самоуправлением. Старшины установили произвольные налоги на рыболовство, начали задерживать вознаграждение рядовым станичникам. Это послужило искрой к началу бунта. В конце 1760-го года вспыхнули вооруженные стычки меж верхами и низами Яицкого войска.

Императрица Екатерина II приказала старшине разобраться в причинах смуты и послала на Яик следственную комиссию. С должности был снят обвиненный в злоупотреблениях атаман Бородин, и царица обязала войсковую канцелярию выплачивать казацкое жалование и контролировать своевременность выплат.

Но самовольство старшин вскоре возобновилось. Рядовые казаки направили депутацию к императрице, но президент военной коллегии Чернышев арестовал членов делегации и отдал приказ избить их кнутом. Власти велели, чтобы яицкое войско отправило пару сот казаков на службу в прикавказский Кизляр, а кроме того остановило движение калмыков, которые приняли решение тогда уйти из России на родину Джунгарию [5, c. 51–53].

13 января казаки Яицкого города двинулись с претензиями к дому главы. Генерал Траубенберг вывел воин с пушками, однако казаки разметали их, убили генерала и повесили своего атамана Тамбовцева. Это выступление вскоре было подавлено, но недовольство никак не успокаивалось.

В этот период и объявился Емельян Пугачева. Еще юный, он уже смог принять участие в Семилетней битве, в поединке с польскими бунтовщиками и российско-турецкой битве 1768–1774 г., отличился в сражениях и обладал титулом хорунжего. В Польше Пугачев близко общался с беглыми старообрядцами и проникся симпатией к расколу.

Выпущенный с турецкой битвы по заболеванию, Пугачев двинулся к сестре в Таганрог. Там он помог скрыться в Кубани, не хотевшему служить мужу супруги.

Но был за это задержан. Емельян Пугачев проявлял наклонности авантюриста: сначала начал подговаривать часть казаков убежать с Яика к туркам. Эта идея не осуществилась.

Но Пугачева заметила часть богатых купцов, которая хотела путем бунта увеличить автономию войска, урезанную в последние годы.

И купцы стали всячески помогать ему собирать войска. Пугачев объявил себя низвергнутым мужем Екатерина II, царем Петром III. В народе бродили смутные слухи, что государь Петр был за простых людей против дворян, по этой причине самозванство Пугачева имело огромный успех. 18 сентября 1773 г.

Пугачев с отрядом из 300 человек подступил к Яицкому городу, однако никак не смог его взять. Тогда Емельян пустился вверх по Яику и захватил несколько слабых крепостей.

Армия Емельяна Пугачева вскоре увеличилась вплоть до 7 тысяч и осадила Оренбург. В 1774 году 22 марта Емельян Пугачев был разбит Бибиковым около Татищевой, потеряв 1,5 тысячи погибших и 36 пушек [5, c. 51–53].

Государственные войска освободили Оренбург и Яицкий город от осады. 10 января 1775 года Пугачева казнили. Его родная станица Зимовейская была переименована в Потемкинскую. В конце 1775 Екатерина объявила прощение уцелевшим его участникам, но повелела для полного уничтожения памяти переименовать реку Яик в Урал, а город Яицк в Уральск.

Самым масштабным и ярким примером самозванства в России является история Емельяна Пугачева. По мнению многих историков, институт самодержавия не был дискредитирован в глазах населения в связи с присутствием самозванца, его деятельностью.

В России базой прочной власти царя являлось своеобразное монархическое чувство, которое выражалось в любви и доверии к своим государям, непосредственно олицетворявшим Россию. В глазах русского народа они являлись блюстителями православной веры [3, с. 211–213].

Самозванство в виде социально-психологического и социокультурного явления при Емельяне Пугачеве приняло различную семантику, а также разноликий смысл. При правлении данного самозванца меняются условия бытования, нравы, социально-политические режимы, однако остается суть, по которой под чужой личиной никто не может вершить правые дела.

В данном случае, не случайно, что у Емельяна Пугачева доминирующей страстью было стремление заполучить любой ценой власть над людьми: сговором, обманом, преступлениями против государства, личности, общества. Одна из наиболее противоречивых сторон характера самозванца характеризуется причудливым сочетанием христианской аскезы с безудержным стремлением к веселью.

Известно, что Емельян Пугачев начинал свою «императорскую» деятельность с показа приближенным казакам эти «царских отметин», выдавал за них многочисленные рубцы от ран, полученных в прежних походах. «Благочестивый» (праведный) царь должен выполнять все установления православия, соблюдать национальные обычаи, следовать придворным традициям.

«Справедливый» царь не должен быть тираном и не должен позволять притеснять народ своим помощникам и чиновникам. Общее, что объединяет самозванцев, — это то, что они самоидентифицировали себя с теми царскими особами, под личной которых они действовали.

Это было присуще и Лжедмитрию I, и «Петру III».

Говоря о роли личности в истории, следует обратить внимание на тот факт, что Лжедмитрий был человеком просвещенным, который занимался самообразованием, имел представление о жизни за рубежом, в известной степени был предшественником Петра I, который через дыбу тянул Россию в Европу.

Пугачев, наоборот, был неграмотным, не обладал православной культурой, был ограничен в кругозоре, поддавался необузданным страстям, творил суд быстрый и неправедный.

Если Лжедмитрий допускал прощение своим врагам (например, В. Шуйскому, впоследствии вставшему во главе заговора против самозванца), то Емельян Пугачев не заботился о последствиях своих приказов, кровавых расправ над офицерами, представителями дворянского сословия [2, c. 118–137].

В период 1725–1762 гг. положение дворянства существенно улучшилось, выросли его привилегии. Екатерина II продолжила эту линию во внутренней политике подтверждением Манифеста о вольности дворянской, губернской реформой 1775 г., Жалованной грамотой дворянству 1785 г.

В результате дворянство превратилось за счет других сословий в единственный привилегированный класс, а по отношению к крестьянам оно выступало фактически как рабовладелец.

Причем привилегии касались всего дворянства, а не только верхушки, что снизило внутрисословную напряженность, а вторая половина XVIII в. получила название «золотой век русского дворянства» [1, c. 25–30].

Восстание Е. И. Пугачева, который умело играл на нелегитимности власти, показало, что розыгрыш этой карты может закончиться крахом «золотого века» для дворянского сословия в целом.

Все это, несомненно, умеряло амбиции тех представителей аристократии, которые желали играть более заметную политическую роль, и обусловило политическое затишье в правление Екатерины II, прерванное 11.3.1801.

Основной причиной народных недовольств, в том числе восстание под руководством Емельяна Пугачева, было усиление гнета на крепостных крестьян, бедное население и без того униженное, было на грани голодной смерти. Недовольство казаков увеличивалось также наступлением правительства на их традиционные привилегии и права.

Народы Поволжья и Приуралья испытывали угнетения и от местных властей, и от воздействия русских помещиков. Восстание или бунт, поднятый Е. Пугачевым, стало основанием, которое подтолкнуло правительство к смягчению и отмене крепостного права [6, c. 53–54].

Мощное выступление крестьян повлияло на развитие свободолюбивой русской общественной мысли и на всю духовную жизнь государства. Так что свою историческую миссию Е.Пугачев перед народом выполнил, благодаря ему, на Руси стал гулять дух свободы и освобождения от тирании.

По нашему мнению, в виде исторического явления, самозванство существовало только при определенных условиях в конкретное время. Кроме присутствия в стране острого духовного и политического кризиса, который подрывал морально-этические нормы и традиционные устои, основной предпосылкой появления самозванца было общество, пронизанное идеей монархии.

Однако данное общество не подвергалось сомнению законности прав на царский трон (высшую силу в государстве) в силу только факта рождения. При этом с безвозвратным уходом данного времени, с увеличением уровня грамотности, а также информированности, совокупной культуры населения не могло не отойти в самозванство и небытие.

Емельян Пугачев был достаточно самостоятельной и независимой личностью, все свои поступки, собственный образ действий вписывал в легенду о спасшемся императоре, однако удача от него отвернулась.

Впоследствии были еще и другие самозванцы, однако значительного успеха они уже не имели.

Если рассматривать самозванство с позиции социально-психологического анализа, можно сказать, что оно разрушало присутствующие традиции и ценности общества, нарушали государственные направления власти в области политики.

При исследовании самозванства с позиции деятельностного подхода, стоит отметить, что оно реализовывало функции:

– аккумуляции интересов, а также народных масс, формируя некоторую политическую силу, которая сосредотачивалась на разрешении специфической политической задачи;

– социального контроля над соблюдением норм легитимной политики основной властью.

В целом, самозванство Емельяна Пугачева выступило в виде «иммунного» регулятора существующей политической системы общества России.

Литература:

  1. Драган С. Н. Конец эпохи, которой не было// Ученые труды российской академии адвокатуры и нотариата, № 2, 2016 г. 25–30 с.;
  2. Королев А. А. Самозванство в России в прошлом и настоящем: социокультурный и историко-психологический аспекты// Знание, понимание, умение, № 4, 2015 г. 118–137 с.;
  3. Минеева Т. Г. Романовская В. Б. Цыганов В. И. Феномен самозванство в истории российского государства// Вестник костромского государственного университета, № 6, 2014 г. 211–213 с.;
  4. Обухова Ю. А. Самозванство и самозванчество в России// Современная наука: актуальные проблемы теории и практики, № 4, 2017 г. 13–17 с.;
  5. Панькова У. А. Емельян Пугачев// Материалы студенческого научного кружка «Человек, общество, современность», № 3, 2015 г. 51–53 с.;
  6. Петров М. Г. Восстание под предводительством Емельяна Пугачева// Материалы студенческого научного кружка, № 2, 2015 г. 53–54 с.;
  7. Серикова В. С. Феномен самозванства во времена смутного времени// Проблемы современной педагогики: теория и практика, № 2, 2016 г. 157–159 с.;
Основные термины (генерируются автоматически): Пугачев, III, Россия, самозванство, Яицкий город, дворянское сословие, история России, Оренбург, Урал, яицкое войско.


Похожие статьи

Социальный антагонизм в России XVII-XVIII вв. | Статья в журнале...

Императрица Екатерина сделала все, чтобы стереть из истории данный эпизод-река Яик была переименована в Урал, Яицкий городок в

Совершенствование правового и организационного аспектов обеспечения царской и императорской охраны в России в XVII-XVIII вв.

Художественная трансформация образа Пугачева в творчестве...

Остро воспринимавшая совершившуюся в России катастрофу М.И. Цветаева искала ее разгадку в «Истории пугачевского бунта» и в «Капитанской

В нем писатель размышляет не столько о стратегии и тактике Пугачева в ведении Крестьянской войны, сколько о его влиянии на яицких...

Исторические песни Арзамасского края | Статья в журнале...

Арзамасский регион сыграл значительную роль в истории России, что не могло не найти отражения в фольклоре.

В основе этих сюжетов лежит история о том, как сподвижник Емельяна Пугачёва яицкий казак Чика (Иван Никифорович Зарубин) выдавал себя за...

Гипотезы происхождения казачества | Статья в журнале...

Ключевые слова: казаки и казачество, народ, история народа, Россия.

Сословие — социальная группа, обладающая закрепленными в законе или обычае

Во второй половине этого же века — общины вольных терских и яицких, а в конце века — сибирских казаков.

Совершенствование правового и организационного аспектов...

Начавшийся Смутой XVII век вошел в историю России как век «бунташный».

При Алексее Михайловиче из стрелецкого войска были выделены особые московские стрельцы

Московские стрельцы постоянно жили в городе. Они получали жалованье (3–5 рублей в год), снабжались...

Ислам в Волго-Уральском регионе в XIII–XIX веках

После завоевания монгольскими войсками Хорезма и Волжской Булгарии установились новые взаимоотношения между мусульманами

Так, на рубеже XIX-XX вв. в России печаталось уже более 160 мусульманских периодических изданий, которые

Страницы истории города Казани.

Мы родом из села Жедай

Существует древняя и мудрая пословица «Не знающий истории будет блуждать, не знающий родства будет бедствовать».

В 1772 году для заселения этих станций, для ямщицкой службы, из центральной России было прислано 33 крестьянских семей из Костромской...

Вальнюк Елизавета Николаевна — Информация об авторе

Как повлияло самозванство на историю России (на примере Емельяна Пугачева). №45 (179) ноябрь 2017 г. Авторы: Жигалова Алена Андреевна, Бажина Елизавета Александровна, Вальнюк Елизавета Николаевна. Рубрика: История.

Похожие статьи

Социальный антагонизм в России XVII-XVIII вв. | Статья в журнале...

Императрица Екатерина сделала все, чтобы стереть из истории данный эпизод-река Яик была переименована в Урал, Яицкий городок в

Совершенствование правового и организационного аспектов обеспечения царской и императорской охраны в России в XVII-XVIII вв.

Художественная трансформация образа Пугачева в творчестве...

Остро воспринимавшая совершившуюся в России катастрофу М.И. Цветаева искала ее разгадку в «Истории пугачевского бунта» и в «Капитанской

В нем писатель размышляет не столько о стратегии и тактике Пугачева в ведении Крестьянской войны, сколько о его влиянии на яицких...

Исторические песни Арзамасского края | Статья в журнале...

Арзамасский регион сыграл значительную роль в истории России, что не могло не найти отражения в фольклоре.

В основе этих сюжетов лежит история о том, как сподвижник Емельяна Пугачёва яицкий казак Чика (Иван Никифорович Зарубин) выдавал себя за...

Гипотезы происхождения казачества | Статья в журнале...

Ключевые слова: казаки и казачество, народ, история народа, Россия.

Сословие — социальная группа, обладающая закрепленными в законе или обычае

Во второй половине этого же века — общины вольных терских и яицких, а в конце века — сибирских казаков.

Совершенствование правового и организационного аспектов...

Начавшийся Смутой XVII век вошел в историю России как век «бунташный».

При Алексее Михайловиче из стрелецкого войска были выделены особые московские стрельцы

Московские стрельцы постоянно жили в городе. Они получали жалованье (3–5 рублей в год), снабжались...

Ислам в Волго-Уральском регионе в XIII–XIX веках

После завоевания монгольскими войсками Хорезма и Волжской Булгарии установились новые взаимоотношения между мусульманами

Так, на рубеже XIX-XX вв. в России печаталось уже более 160 мусульманских периодических изданий, которые

Страницы истории города Казани.

Мы родом из села Жедай

Существует древняя и мудрая пословица «Не знающий истории будет блуждать, не знающий родства будет бедствовать».

В 1772 году для заселения этих станций, для ямщицкой службы, из центральной России было прислано 33 крестьянских семей из Костромской...

Вальнюк Елизавета Николаевна — Информация об авторе

Как повлияло самозванство на историю России (на примере Емельяна Пугачева). №45 (179) ноябрь 2017 г. Авторы: Жигалова Алена Андреевна, Бажина Елизавета Александровна, Вальнюк Елизавета Николаевна. Рубрика: История.

Задать вопрос