К вопросу о комплексном изучении системы жанров в художественной прозе и драматургии А. П. Чехова (предварительные наблюдения) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №45 (179) ноябрь 2017 г.

Дата публикации: 13.11.2017

Статья просмотрена: 84 раза

Библиографическое описание:

Суровцева, Е. В. К вопросу о комплексном изучении системы жанров в художественной прозе и драматургии А. П. Чехова (предварительные наблюдения) / Е. В. Суровцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 45 (179). — С. 254-260. — URL: https://moluch.ru/archive/179/46334/ (дата обращения: 20.04.2024).



Представляемая нами работа выполняется в рамках работы над корпусом чеховской художественной прозы и драматургии, проводимой в лаборатории общей и компьютерной лексикологии и лексикографии филологического факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова.

В рамках данной статьи нами будет предпринят предварительный комплексный анализ системы жанров в художественной прозе и драматургии А. П. Чехова. Нами проанализированы 583 прозаических и 17 драматургических текстов писателя (Мы позволили себе разделить «Два романа» (1882) на два произведения — «Два романа (Роман доктора)» и «Два романа (Роман репортёра)». Первоначально они были опубликованы самим Чеховым как разные рассказы под названиями «Роман доктора» и «Роман репортёра», хотя и в одном выпуске журнала «Осколки» (1883, № 2, 8 января). Рассказы были объединены в одно произведение издателями академического издания сочинения и писем Чехова). Тексты произведений анализировались по академическому изданию [2]. Нами пока не включались и не анализировались произведения с пометой «dubia», «незаконченное», «коллективное», «редактированное», а также письма, официальные и деловые бумаги, гимназические и стихотворные опыты писателя, подписи к рисункам и записи в альбомах, статьи, «Остров Сахалин» и «Из Сибири».

В результате сплошной разметки текстов нами было выделено 7 жанров, встречающихся в творчестве Чехова. В таблице мы приводим список этих жанров с указанием их частотности:

Жанр

Всего

Водевиль

8

Очерк

3

Повесть

15

Пьеса

10

Рассказ

412

Сценка

50

Юмореска

102

Следующим важным аспектом исследования является выяснение вопроса, каким образом соотносятся жанры в творчестве анализируемого писателя с периодами его творчества. В данном случае мы сталкиваемся с достаточно трудной проблемой: невозможно однозначно разделить творчество Чехова на хронологические периоды. Любое деление вынужденно захватывает неоднородные тексты: так, рассказ «В Москве», написанный в 1891 г., представляет собой типичный случай поэтики «Антоши Чехонте». Поэтому одной — окончательной — периодизации мы пока не предлагаем и в рамках данной статьи рассмотрим все известные нам варианты.

Одна из периодизаций основана на том, что повесть «Степь», опубликованная в марте 1888 года, воспринималась Чеховым (и являлась по сути) как рубеж, попытка начать «заново». Поэтому Р. Б. Ахметшин и И. Е. Гитович предлагают такое деление: (1) Ранний период — до повести «Степь»; (2) Поздний период — начиная с повести «Степь».

В нижеследующей таблице представлена статистика распределения чеховских жанров по этим двум периодам:

Период

Жанр

Ранний период

Поздний период

Водевиль

2

6

Очерк

2

1

Повесть

5

10

Пьеса

3

7

Рассказ

361

51

Сценка

50

0

Юмореска

102

0

(Общий итог)

525

75

При биографическом подходе к проблеме периодизации (этого подхода придерживаются В. Б. Катаев и П. Н. Долженков) критерий выделения периодов — вехи жизни автора. Такими вехами можно признать переезд Чехова из Таганрога в Москву, затем в Мелихово и т. п. Такая периодизация устроена двухуровнево: (1) Ранний период: 1а) Первый подпериод раннего периода (до 1887 года; Москва) (Ранний (1)); 1б) Второй подпериод раннего периода (1888–1891; разъезды по России, заграничные путешествия) (Ранний (2)); (2) Поздний период: 2а) Первый подпериод позднего периода (1892–1898; Мелихово) (Поздний (1)); 2б) Второй подпериод позднего периода (после 1899 года; Ялта) (Поздний (2)).

В нижеследующей таблице представлена статистика распределения чеховских жанров по этим периодам (естественно, с учётом подпериодов):

Период

Жанр

Ранний (1)

Ранний (2)

Поздний (1)

Поздний (2)

Водевиль

3

5

Очерк

2

1

Повесть

5

4

5

1

Пьеса

3

3

2

2

Рассказ

359

14

32

7

Сценка

50

Юмореска

102

(Общий итог)

524

27

39

10

А. П. Чудаков [3] предлагает разделение произведений на периоды в зависимости от структуры повествования. (1) Субъективное повествование (1880–1887 гг.), для которого характерно господство «субъективного плана повествователя над субъективностью персонажей», присутствие прямых авторских оценок в тексте; (2) «Объективная манера» (1888–1894), состоящая из «речи нейтрального рассказчика и речи, насыщенной лексикой и фразеологией героя», его оценками. Художественный мир в данном случае описывается через восприятие персонажа; (3) Повествование в 1895–1904 гг., где «сталкивается несколько языковых планов разных персонажей и несколько речевых струй самого повествователя», при этом сохраняется «принцип изображения мира через конкретное воспринимающие сознание».

В нижеследующей таблице представлена статистика распределения чеховских жанров по этим трём периодам:

Период

Жанр

Суб. повеств.

Об. повеств.

Повеств. 1895–1904

Водевиль

3

5

Очерк

2

1

Повесть

5

6

4

Пьеса

3

3

4

Рассказ

359

31

22

Сценка

50

Юмореска

102

(Общий итог)

524

46

30

Несмотря на то, что мы имеем дело с периодизациями творчества Чехова, основанных на разных принципах, всё же, основываясь на них, мы можем сделать самые общие выводы относительно динамики жанров в творчестве писателя. Так, очевидно, что такие жанры, как водевиль, юмореска и сценка привлекали внимание писателя в первой половине его творческого пути; в жанре рассказа и пьесы Антон Павлович работал на протяжении всей своей жизни. Бросается в глаза также количественный перевес общего числа произведений всех жанров, созданных в первой половине писательской «карьеры», над числом текстов, написанных в более поздние годы.

Говоря о системе жанров писателя, нельзя не обратить внимание на соотношение жанров с речевыми жанрами, изучаемыми собственно лингвистическим дисциплинами. Речевой жанр, по определению М. М. Бахтина, есть «типовая модель построения речевого целого» [1, с. 151]. Построение (процесс создания), структура (архитектоника) жанра определяются многими факторами, но все они находятся в состоянии соподчинённости между собой и образуют определённую целостность на базе внутреннего единства всех формообразующих компонентов. Сложность и одновременно перспективность данного направления исследований состоит в том, что чеховское произведение можно отнести к какому-то одному литературоведческому жанру и к одному либо к двум речевым жанрам. Предварительные результаты изучения соотношения литературоведческих и речевых жанров в прозе и драматургии Чехова изложены в следующей таблице:

Литературо-

ведческий

жанр

Речевой жанр

водевиль

очерк

повесть

пьеса

рассказ

сценка

юмореска

Анкета

1

воспоминание

2

Диалог

1

5

3

дневниковые записи

4

1

документ, отчёт

1

Документы

1

завещание, перечень

1

Заявление

1

изречение, перечень

4

корреспонденция

2

математические задачи

1

модель книги (предисловие, рассказы, заключение)

1

Обращение

1

Объявление

1

4

Описание

1

17

1

5

описание, перечень

2

3

Отчёт

1

Переписка

1

Перечень

1

30

перечень, описание

1

Письмо

7

4

письмо, повествование

1

письмо; описание

1

повествование

1

15

369

41

18

повествование, описание

1

повествование, счёт

1

подборка объявлений

1

Правила

2

Примеры

2

Протокол

1

Пьеса

8

10

1

3

3

рассуждение

1

1

4

рассуждение, дневниковые записи

1

Словарь

1

Тост

2

Трактат

1

Указ

1

(Общий итог)

8

3

15

10

412

50

102

В настоящей статье были представлены предварительные результаты комплексного анализа системы жанров художественной прозы и драматургии А. П. Чехова. Дальнейшая разработка темы предполагает более детальный анализ особенностей функционирования каждого жанра в творчестве писателя.

Литература:

  1. Бахтин М. М. Проблемы текста. Опыт философского анализа // Вопросы литературы. 1976. № 10.
  2. Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем. В 30 томах. Сочинения: В 18 томах; Письма. В 12 томах. М.: Наука, 1974–1983.
  3. Чудаков А. П. Поэтика Чехова. М., 1971.
Основные термины (генерируются автоматически): жанр, поздний период, ранний период, Общий итог, Москва, нижеследующая таблица, повесть, статистик распределения, речевой жанр, художественная проза.


Похожие статьи

Литературоведы об особенностях языка и художественного стиля...

Виноградов отмечает, что жанр самой ранней прозы Гоголя носит характер стилистики школы

Новый и самый важный этап литературной и художественно-речевой деятельности

«Белинский говорил, что гоголевские повести открыли в русской литературе период поэзии...

Поэтическая образность малой прозы раннего И. Бунина

Для прозы Бунина раннего периода характерен лирический стиль, живописное воспевание природы.

Поэзия и проза все более сближаются, обнаруживая тяготение к некоему «синтетическому» жанру.

Основные тенденции развития литературы 1970–1980-х г. Жанр...

В этот период в литературу вступило новое поколение поэтов.

Жанр антиутопии в рассказах и повестях русской литературы XXI века. Композиционные особенности городской прозы в творчестве Ю. Трифонова и Анара.

Свойства и функции исторического времени в художественном...

Пространство и время играют огромную роль при создании художественного произведения, т. к. хронотоп определяет жанр, обеспечивает композиционное построение

Ученые рассматривают художественное время как единство конечного и бесконечного, частного и общего [7, с. 94].

Художественное время как литературная и текстовая категория

Пространство и время играют огромную роль при создании художественного произведения, т. к. хронотоп определяет жанр, обеспечивает композиционное построение, неразрывно связан с сюжетом, системой образов и мотивов [1, с. 235]. Основное же значение этой литературной...

Термин «цикл» в отечественном литературоведении

Впервые понятие «цикл» возникает в европейской теории искусства на рубеже XVIII — XIX веков, в период становления романтизма.

В «широком» значении под «циклом» обычно понимают ряд произведений, объединенных хотя бы одним общим признаком (жанр, тема...

Развитие понимания текста художественного произведения...

Разнообразие литературных жанров (сказка, загадка, пословица, небылица и др.), с

Ребенок в этот возрастной период учится отчетливо и грамматически правильно

4. Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей (ранний и дошкольный возраст) / Н.С. Карпинская.

О структуре художественного образа (на материале романа...)

Что касается проблемы жанра, можно обратиться к точке зрения В.И. Тюпы, который считает, что «литература рубежа веков стала периодом обновления самых разных видов и

Рассмотрим с этих позиций вопрос о структуре художественного образа на материале прозы А. Рекемчука.

Творчество Людмилы Петрушевской в контексте русского...

Как отмечает Т.Скокова, «в этот период писателями начали активно использоваться приемы

Обращаясь к различным жанрам, Л. Петрушевская решает основную творческую задачу

Скокова Т.А. Проза Людмилы Улицкой в контексте русского постмодернизма Дис. К.н. Москва.

Похожие статьи

Литературоведы об особенностях языка и художественного стиля...

Виноградов отмечает, что жанр самой ранней прозы Гоголя носит характер стилистики школы

Новый и самый важный этап литературной и художественно-речевой деятельности

«Белинский говорил, что гоголевские повести открыли в русской литературе период поэзии...

Поэтическая образность малой прозы раннего И. Бунина

Для прозы Бунина раннего периода характерен лирический стиль, живописное воспевание природы.

Поэзия и проза все более сближаются, обнаруживая тяготение к некоему «синтетическому» жанру.

Основные тенденции развития литературы 1970–1980-х г. Жанр...

В этот период в литературу вступило новое поколение поэтов.

Жанр антиутопии в рассказах и повестях русской литературы XXI века. Композиционные особенности городской прозы в творчестве Ю. Трифонова и Анара.

Свойства и функции исторического времени в художественном...

Пространство и время играют огромную роль при создании художественного произведения, т. к. хронотоп определяет жанр, обеспечивает композиционное построение

Ученые рассматривают художественное время как единство конечного и бесконечного, частного и общего [7, с. 94].

Художественное время как литературная и текстовая категория

Пространство и время играют огромную роль при создании художественного произведения, т. к. хронотоп определяет жанр, обеспечивает композиционное построение, неразрывно связан с сюжетом, системой образов и мотивов [1, с. 235]. Основное же значение этой литературной...

Термин «цикл» в отечественном литературоведении

Впервые понятие «цикл» возникает в европейской теории искусства на рубеже XVIII — XIX веков, в период становления романтизма.

В «широком» значении под «циклом» обычно понимают ряд произведений, объединенных хотя бы одним общим признаком (жанр, тема...

Развитие понимания текста художественного произведения...

Разнообразие литературных жанров (сказка, загадка, пословица, небылица и др.), с

Ребенок в этот возрастной период учится отчетливо и грамматически правильно

4. Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей (ранний и дошкольный возраст) / Н.С. Карпинская.

О структуре художественного образа (на материале романа...)

Что касается проблемы жанра, можно обратиться к точке зрения В.И. Тюпы, который считает, что «литература рубежа веков стала периодом обновления самых разных видов и

Рассмотрим с этих позиций вопрос о структуре художественного образа на материале прозы А. Рекемчука.

Творчество Людмилы Петрушевской в контексте русского...

Как отмечает Т.Скокова, «в этот период писателями начали активно использоваться приемы

Обращаясь к различным жанрам, Л. Петрушевская решает основную творческую задачу

Скокова Т.А. Проза Людмилы Улицкой в контексте русского постмодернизма Дис. К.н. Москва.

Задать вопрос