Расширение механизмов финансирования социально ориентированных некоммерческих организаций | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №45 (179) ноябрь 2017 г.

Дата публикации: 09.11.2017

Статья просмотрена: 1091 раз

Библиографическое описание:

Мугдин, К. В. Расширение механизмов финансирования социально ориентированных некоммерческих организаций / К. В. Мугдин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 45 (179). — С. 129-131. — URL: https://moluch.ru/archive/179/46300/ (дата обращения: 19.04.2024).



Работа посвящена анализу нового законопроекта, смысл которого состоит в передаче части государственных и муниципальных социальных услуг в исполнение отдельным физическим и юридическим лицам на особой конкурсной основе. Дана краткая характеристика нормативно-правового регулирования в отношении расширения финансирования социально-ориентированных некоммерческих организаций как субъектов социальной политики. Раскрыт ряд сущностных особенностей представленного законопроекта в контексте развития диалога государства и институтов гражданского общества.

Ключевые слова: социальная политика, государственный заказ, муниципальный заказ, сертификат на получение государственной услуги, гражданское общества, НКО, СОНКО

Современная тенденция государственного и муниципального управления характеризуется направленностью на выстраивание диалога и консолидации усилий власти, бизнеса и некоммерческого сектора для формирования современного гражданского общества, развития гражданской инициативы и роста гражданского самосознания. В этой связи возрастает значение социально ориентированных некоммерческих организаций, которые реализуют услуги, направленные на решение социальных проблем и развитие гражданского общества в России [1].

В наши дни российские СОНКО участвуют в решении многих социальных проблем, которые характерны для различных групп населения. Прежде всего, это проблемы здоровья, социального сиротства, проблемы развития и качества инфраструктуры здравоохранения, образования и других социальных сфер; проблемы материального неблагополучия, незащищенности прав граждан, социальной некомпетентности и социальной реабилитации и многие другие [2]. Кроме того, реализуются задачи дальнейшего развития некоммерческого сектора и межсекторального партнерства; актуализируются стратегии государственной поддержки СОНКО в субъектах РФ, в том числе в ДФО. При этом целью государственной политики в данной сфере как на федеральном, так и на уровне субъекта является обеспечение наиболее эффективного использования возможностей СОНКО в решении задач социального развития территорий.

Однако при всей активности и возрастающей значимости СОНКО следует понимать, что их эффективное функционирование невозможно без финансовой поддержки со стороны государства и бизнес-структур. На сегодняшний день законодательством РФ предусмотрены два механизма передачи бюджетных средств СОНКО. В качестве одного из подобных механизмов выступает закупка услуг у СОНКО для обеспечения государственных и муниципальных нужд в рамках функционирования контрактной системы с предоставлением им ряда преимуществ, установленных федеральным законом № 44-ФЗ по аналогии с субъектами малого предпринимательства. В свою очередь второй механизм передачи бюджетных средств СОНКО связан с предоставлением субсидий на оказание социальных услуг. В частности, в соответствии с распоряжением Президента РФ от 1 апреля 2015 г. № 79-рп «Об обеспечении в 2015 году государственной поддержки некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества и реализующих социально значимые проекты и проекты в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина» СОНКО были предоставлены субсидии на оказание услуг в размере 4,228 млрд. рублей [3]. В свою очередь на уровне Хабаровского края по аналогии с распоряжением Президента действует Постановление Правительства Хабаровского края от 1 апреля 2016 г. № 114-пр [4].

В контексте расширения бюджетного финансирования некоммерческого сектора особый интерес представляет проект федерального закона «О государственном (муниципальном) заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере», представленный Минфином России 4 августа 2016 года. В свою очередь сам федеральный закон согласно проекту вступит в силу с 1 января 2018 года [5]. Основная идея рассматриваемого законопроекта заключается в расширении числа исполнителей государственных и муниципальных услуг на условиях конкурентного отбора. Вследствие чего проект федерального закона призван решить сразу две важнейшие задачи государства: развитие институтов гражданского общества, представленных социально ориентированными некоммерческими организациями, и улучшение качества предоставляемых государственных и муниципальных услуг в социальной сфере.

Решение вышеуказанных задач в рамках данного законопроекта достигается путем внедрения ряда новаций. Одна из таких новаций связана с обеспечением расширения линейки исполнителей государственных муниципальных услуг, где на сегодняшний день существует всего лишь один субъект, представленный в виде многофункциональных центров. В свою очередь за этим стоит возможность для СОНКО попасть в число исполнителей государственных муниципальных услуг. Кроме того, данная новация создаст своеобразную конкуренцию для исполнителей государственных и муниципальных услуг, что должно гарантировать справедливый выбор победителей конкурентного конкурсного отбора, способных обеспечить наиболее качественно, профессионально, оперативно, с учетом запросов и удобства для потребителей предоставление государственных и муниципальных услуг.

Еще одно нововведение предусматривает определенные преференции в адрес исполнителей данных услуг. В частности, государственный и муниципальный заказ, о котором идет речь, обеспечивается за счет лимитов бюджетных обязательств. Так же в рамках данного проекта федерального закона предусматривается формирование и расширение реестра государственных и муниципальных заказов на оказание государственных и муниципальных услуг в социальной сфере (реестра заказов), что приведет к росту предложения со стороны государства, создав более благоприятные условия для исполнителей, в том числе и в виде социально ориентированных некоммерческих организаций. Таким образом, путем расширения реестра государственных и муниципальных заказов и линейки соответствующих исполнителей предполагается решение сразу двух задач: повышение качества государственных и муниципальных услуг в социальной сфере и развитие институтов гражданского общества.

Так же законопроектом предусмотрены три формы отбора исполнителей: конкурс на заключение соглашения о государственно-частном партнерстве, аукцион на оказание социальных услуг и отбор исполнителей обозначенным в сертификате потребителем услуг из реестра исполнителей. Сертификат на получение государственной или муниципальной услуги в социальной сфере представляет собой именной документ, удостоверяющий право потребителя социальных услуг получать от выбранного им из соответствующего реестра исполнителя государственную (муниципальную) услугу в социальной сфере в определенном объеме и на определенных условиях. После оказания государственной (муниципальной) социальной услуги выбранный исполнитель принимает от потребителя соответствующий сертификат, который в данном случае обеспечивает право исполнителя на оплату, оказываемой им услуги за счет средств бюджета (субъекта; местного). В условиях свободного выбора каждым отдельным потребителем наиболее предпочтительного исполнителя социальной услуги, рассматриваемое нововведение будет способствовать увеличению конкуренции между последними, что непосредственно приведет к позитивному изменению качества и эффективности предоставления государственных и муниципальных услуг.

Контрольные функции, направленные на соблюдение договорных обязательств со стороны исполнителя призван осуществлять соответствующий уполномоченный орган. Основные критерии оценки качества предоставляемых социальных услуг отражены в соответствующем государственном (муниципальном) заказе, в целях исполнения которого и заключается договор (соглашение). После исполнения заказа уполномоченный орган составляет соответствующий отчет, который в обязательном порядке включается в реестр заказов. Таким образом, оценка в сфере государственного (муниципального) заказа является не только методом контроля деятельности исполнителя государственной (муниципальной) услуги, но и выступает в качестве инструмента информационного обеспечения выбора наиболее успешных исполнителей.

Еще одной немаловажной особенностью проекта ФЗ «О государственном (муниципальном) заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере» является определение системы планирования, предусматривающей поступательное повышение объема государственных и муниципальных социальных услуг, включенный в государственный или муниципальный заказ. Так в течение 2018 года отбор исполнителей услуг будет осуществляться в целях исполнения не менее 20 % от объема государственных и муниципальных услуг в социальной сфере, включенного в государственный и муниципальный заказ. К 2020 году отбор исполнителей услуг будет осуществляться в целях исполнения не менее 60 % от вышеуказанного объема. Это очень важный показатель, с ростом которого будут расти и лимиты бюджетных обязательств уполномоченных органов, что в свою очередь отразится на уровне бюджетной поддержки исполнителей социальных услуг (СО НКО, субъекты малого бизнеса, а также физические лица).

В заключение целесообразно сделать вывод о том, что дальнейшее развитие механизмов передачи бюджетных средств некоммерческому сектору, путем вступления в силу соответствующего федерального закона, закрепляющего конкурентные способы отбора исполнителей государственного и муниципального заказа в социальной сфере не только приведет к повышению качества государственных и муниципальных социальных услуг, но также будет способствовать и развитию некоммерческого сектора — одного из основных институтов гражданского общества.

Литература:

  1. Гражданские инициативы и модернизация России: [сборник статей] / Л. И. Никовская, В. Н. Якимец, М. А. Молокова. — Москва: Ключ-С, 2011. —С. 56.
  2. Великая Н. М., Голосеева А. А. Роль институтов гражданского общества в общественном диалоге в современной России // Вестник Российского государственного гуманитарного университета, 2009. — № 2. С. 28–49.
  3. Об обеспечении в 2015 году государственной поддержки некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества и реализующих социально значимые проекты и проекты в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина [Электронный ресурс]: распоряжение Президента РФ от 01.04.2015 г. № 79-рп -. — Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/39569
  4. О порядке определения объема и предоставления субсидий из краевого бюджета социально ориентированным некоммерческим организациям Хабаровского края[Электронный ресурс]: постановление Правительства Хабаровского края от 29.04.2016г. № 114-пр -. — Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/465332406
  5. Экономика и жизнь. Законопроекты: О государственном (муниципальном) заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере и внесение изменений в отдельные законодательных акты Российской Федерации: [Электронный ресурс]: -. — Режим доступа: https://www.eg-online.ru/document/law/321032/
Основные термины (генерируются автоматически): социальная сфера, услуга, гражданское общество, муниципальный заказ, некоммерческий сектор, развитие институтов, цель исполнения, государственная поддержка, социальная политика, Хабаровский край.


Ключевые слова

социальная политика, муниципальный заказ, гражданское общества, НКО, СОНКО, государственный заказ, сертификат на получение государственной услуги

Похожие статьи

Некоммерческие организации в системе институтов...

Развитие некоммерческих организаций определяет развитие гражданского общества, страны в целом, также освобождает государственные органы от

С 2010 до 2014 года включительно в России действовала Программа поддержки социально ориентированных НКО.

Общественные организации в предоставлении социальных услуг...

В современном мире некоммерческий сектор рассматривается как организационная основа гражданского общества. Некоммерческие организации (НКО) занимаются оказанием социальных услуг населению, общественно-значимой деятельностью, защитой прав человека...

Развитие гражданского общества в современной России...

- поддержка деятельности институтов гражданского общества со стороны органов государственной власти (поддержка инициативных социальных

Законодательная политика государства в сфере формирования гражданского общества в России.

Социальное предпринимательство как один из приоритетов...

Основные термины (генерируются автоматически): социальное предпринимательство, гражданское общество, социальная сфера

инновация, гражданское общество, бизнес, стратегическое развитие, социальное предпринимательство, законодательные инициативы.

К вопросу о новом статусе некоммерческих организаций

Это социальное обслуживание, социальная поддержка и защита граждан

Некоммерческие организации выполняют социальный заказ, сформулированный

«В основании социального заказа лежит идея формирования эффективной социальной политики, построенной на...

Развитие некоммерческих организаций в России

Особое внимание социальному сектору уделялось царем Федором Алексеевичем, а также Петром I, принявшем

[4, c. 18] Важным событием на пути развития некоммерческого сектора стало создание негосударственных организаций, не относящихся к институту церкви...

Проблемы социальной защиты населения | Статья в журнале...

От состояния социальной сферы, эффективности проводимой государством политики в сфере социальной поддержки граждан зависит стабильность общества, его устойчивое развитие, а в итоге его национальная безопасность.

Основные цели, задачи и функции социальной политики

Основные цели социальной политики отражают желательные результаты общественных перемен.

Реализуя социальную политику, встаёт вопрос о социальных задачах, которые признаются обществом на данном этапе его развития наиболее срочными и требующими...

Социальная политика как многоуровневая дилемма...

При рассмотрении вопросов, связанных с развитием социальной сферы, необходимо отметить

Социальная политика является важнейшим элементом современной экономики. Она направлена на обеспечение благополучия и развитие общества. на современном этапе...

Похожие статьи

Некоммерческие организации в системе институтов...

Развитие некоммерческих организаций определяет развитие гражданского общества, страны в целом, также освобождает государственные органы от

С 2010 до 2014 года включительно в России действовала Программа поддержки социально ориентированных НКО.

Общественные организации в предоставлении социальных услуг...

В современном мире некоммерческий сектор рассматривается как организационная основа гражданского общества. Некоммерческие организации (НКО) занимаются оказанием социальных услуг населению, общественно-значимой деятельностью, защитой прав человека...

Развитие гражданского общества в современной России...

- поддержка деятельности институтов гражданского общества со стороны органов государственной власти (поддержка инициативных социальных

Законодательная политика государства в сфере формирования гражданского общества в России.

Социальное предпринимательство как один из приоритетов...

Основные термины (генерируются автоматически): социальное предпринимательство, гражданское общество, социальная сфера

инновация, гражданское общество, бизнес, стратегическое развитие, социальное предпринимательство, законодательные инициативы.

К вопросу о новом статусе некоммерческих организаций

Это социальное обслуживание, социальная поддержка и защита граждан

Некоммерческие организации выполняют социальный заказ, сформулированный

«В основании социального заказа лежит идея формирования эффективной социальной политики, построенной на...

Развитие некоммерческих организаций в России

Особое внимание социальному сектору уделялось царем Федором Алексеевичем, а также Петром I, принявшем

[4, c. 18] Важным событием на пути развития некоммерческого сектора стало создание негосударственных организаций, не относящихся к институту церкви...

Проблемы социальной защиты населения | Статья в журнале...

От состояния социальной сферы, эффективности проводимой государством политики в сфере социальной поддержки граждан зависит стабильность общества, его устойчивое развитие, а в итоге его национальная безопасность.

Основные цели, задачи и функции социальной политики

Основные цели социальной политики отражают желательные результаты общественных перемен.

Реализуя социальную политику, встаёт вопрос о социальных задачах, которые признаются обществом на данном этапе его развития наиболее срочными и требующими...

Социальная политика как многоуровневая дилемма...

При рассмотрении вопросов, связанных с развитием социальной сферы, необходимо отметить

Социальная политика является важнейшим элементом современной экономики. Она направлена на обеспечение благополучия и развитие общества. на современном этапе...

Задать вопрос