Самооценка, уровень притязаний — факторы, регулирующие способы решения конфликтных ситуаций подростков | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 апреля, печатный экземпляр отправим 10 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №37 (171) сентябрь 2017 г.

Дата публикации: 18.09.2017

Статья просмотрена: 1160 раз

Библиографическое описание:

Некрасова, Е. А. Самооценка, уровень притязаний — факторы, регулирующие способы решения конфликтных ситуаций подростков / Е. А. Некрасова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 37 (171). — С. 105-109. — URL: https://moluch.ru/archive/171/45628/ (дата обращения: 29.03.2024).



Вданной статье предпринята попытка доказать гипотезу о существовании зависимости между выбором конструктивных способов решения конфликтных ситуаций старших подростков с их самооценкой и уровнем притязаний. Проведен анализ исследования по методикам: измерения самооценки Дембо — Рубинштейна, определения смысложизненных ориентаций (методика СЖО) Д. А. Леонтьева, диагностики типа акцентуации личности тест — опросник Г. Шмишека, К. Леонгарда, оценки агрессивности в отношениях тест А. Ассингера, по типам поведения в конфликте опросник Кеннета Томаса (Kenneth Thomas) «Определение способов регулирования конфликтов».

Ключевые слова: самооценка, уровень притязаний, смысложизненные ориентации, акцентуации личности, агрессивность, стили поведения в конфликте

Введение: Целью настоящего исследования является выявление влияния самооценки и уровня притязания старших подростков на выбор ими конструктивных способов разрешения конфликтов между субъектами образовательного пространства системы СПО. Объектом исследования являются самооценка и уровень притязаний обучающихся, влияющая на выбор способов разрешения и конфликтных ситуаций, возникающих внутри образовательного пространства системы среднего профессионального образования. Предмет исследования — это взаимосвязь самооценки, уровня притязания обучающихся и способов разрешения конфликтных ситуаций в образовательном пространстве системы среднего профессионального образования. Общая гипотеза исследования состоит в предположении — конструктивность способов разрешения конфликтной ситуации зависит от уровня притязаний и высоты самооценки обучающихся, способствует удовлетворению процессом общения в образовательном пространстве СПО.

Основная часть. Из эмпирических методов исследования применялись психолого-педагогический эксперимент, наблюдение, психодиагностические методы. Математическая обработка эмпирических данных ограничивалась приемами первичной статистики. В качестве опытно-экспериментальной базы исследования выступили обучающиеся групп 1–2 курсов профессий металлообработки в количестве 20 человек краевого государственного бюджетного образовательного учреждения профессионального образования «Красноярский техникум промышленного сервиса». Для исследования в общем континууме обучающихся техникума выбраны испытуемые группы риска, имеющих высокий уровень социальных проблем. С ними были проведены практические исследования по теме «Повышение самооценки и коррекции уровня притязания», «Выбор способов выхода из конфликтной ситуации». Проведена игра «Ослиная шкура», направленная на коррекцию самооценки, снятие напряжения в отношениях с другими. Проведено интерактивное занятие «Горячий стул», направленного на создание своего образа с помощью оценки окружающих и формирование личной самооценки на основе полученной информации. Проведена игра «Красная Шапочка» в форме театрального этюда, позволяющей создать активную творческую атмосферу и позитивный настрой в группе. Упражнение «Два листочка пополам» позволило развить способности к соединению идей из разных областей опыта. Проведено разучивание упражнения медитации: «Мое сознание расслабленно и умиротворенно».

Практические исследования проведены по теме «Выбор конструктивных способов разрешения конфликтной ситуации» в различных формах. Проведена деловая игра «Конфликт», на основе кейса реальных конфликтных ситуаций между подростками техникума. При проведении квеста «Шесть шагов разрешения конфликта» обучающиеся выбирали способ выбора выхода из конфликтной ситуации.

Получены следующие результаты:

Рис. 1. Сравнительный анализ значений средней меры показателей высоты самооценки по методике Дембо — Рубинштейна.

Ряд № 1 высота самооценки до эксперимента,

Ряд № 2 итоговая высота самооценки

Увеличился показатель уровня заниженной самооценки до адекватной величины у 100 % испытуемых (средний уровень 52–65 высокий 66–79)

Самооценку связывают с уровнем притязания личности, а начало данный подход берет в работах одного из представителей гештальтпсихологии Курта Левина.

Рис. 2. Сравнительный анализ результатов «Значение средней меры показателей уровня притязаний обучающихся» по методике Дембо — Рубинштейна

Снизился завышенный уровень притязаний у 20 % исследуемых, повысился низкий уровень притязаний до среднего у 20 % обучающихся. Таким образом, у 80 % подростков уровень притязаний стал соответствовать норме.

Уровень притязаний видеться как уровень трудностей тех целей и задач, которые человек выбирает для себя, а формируются они в первую очередь благодаря влиянию прошлых успехов или же неудачей в деятельности. Именно поэтому, успехи в прошлой деятельности (а конкретнее — переживание самим субъектом деятельности и своих достижений как успешных или же неуспешных), способствуют росту уровня притязания и соответственно вызывают повышение самооценки человека.

Рис 3. Сравнительный анализ показателей расхождения самооценки и уровня притязаний исследуемой группы

Произошло снижение степени расхождения сильной величины до умеренной у 45 % обследуемых.

Предложенные испытуемым пары противоположных утвержденийтеста смысложизненные ориентации (методика СЖО) Д. А. Леонтьев, помогли выявить следующие ценности в смысловой сфере личности с низким показателем:

‒общий показатель «осмысленности жизни»- увеличился до среднего у 50 % испытуемых;

‒показатель «цель в жизни» перешел в средний показатель у 5 % опрошенных;

‒показатель «процесс жизни» из низкого перешел в средний у 15 % подростков;

‒показатель «результативность жизни» достиг среднего уровня у 10 % подростков.

показатель «локус контроля — я»- не изменился, остался на прежнем уровне у 15 % (низкие баллы по шкале «локус контроля — Я» (Я — хозяин жизни) показывают неверие подростков свои силы, возможность контролировать события собственной жизни);

показатель «локус контроля — жизнь» не изменился, остался на низком уровне у 30 % подростков группы риска. Низкие баллы по шкале «локус контроля — жизнь или управляемость жизни» демонстрируют фатализм, убежденность в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, что свобода иллюзорна, и бессмысленно что-либо загадывать на будущее.

Для диагностики типа акцентуации личности был использован тест — опросник Г. Шмишека, К. Леонгарда, который показал наличие акцентуаций у 70 % испытуемых группы. Причем, демонстративный тип акцентуации выявлен у 15 %;педантичный тип-5 %;застревающий тип-15 %;возбудимый-5 %; гиперпертимический-30 %;дистимический-0 %;тревожный-10 %;циклотимный-25 %;аффективно-экзальтированный15 %;эмотивный15 % опрошенных подростков. По нескольким акцентуациям от 2 до5 типов в наличии у 51 % группы.

Для оценки агрессивности в отношениях был использован тест (А. Ассингер) выделивший: из них излишне агрессивны 40 %, умеренно агрессивны 50 %, чрезмерно миролюбивы 10 %. Снизилось количество излишне агрессивных подростков с 40 % до 10 %, неуравновешенных и жестоких по отношению к другим, надеющихся добраться до управленческих «верхов», рассчитывая на собственные методы, добиться успеха, жертвуя интересами окружающих

Увеличилось количество умеренно агрессивных подростков с 50 % до 65 % (рост 15 %), вполне успешно осваивающих образовательную профессиональную программу, поскольку в них достаточно здорового честолюбия и самоуверенности.

Увеличилось количество чрезмерно миролюбивых обучающихся с 10 % до 25 %, что обусловлено недостаточной уверенностью в собственных силах и возможностях.

Снизилось количество подростков со взрывами разрушительный агрессивности с 65 % до30 % (уменьшение на 35 %), склонных к непродуманным поступкам и ожесточенным дискуссиям, относящихся к людям пренебрежительно и своим поведением провоцирующих конфликтные ситуации, которых вполне могли бы избежать.

Увеличилось количество чрезмерно замкнутых подростков с 35 % до 65 %, подавляющих вспышки агрессивности слишком тщательно. Чрезмерно замкнутых подростков группы риска по конфликтам 35 %.(7 чел). Это не значит, что им не присущи вспышки агрессивности, но они подавляют их уж слишком тщательно.

Проведенный тест Томаса К. по типам поведения в конфликте показал следующее гистограммное выражение форм поведения в конфликтных ситуациях:

Снизилось количество обучающихся, выбирающих деконструктивный способ выхода из конфликта соперничество с 35 % до 10 % (снижение на 25 %).

«Соперничество»- наименее эффективный, но наиболее часто используемый способ поведения в конфликтах, выражается в стремлении добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другого.

Снизилось количество выбирающих деструктивный способ — приспособление с40 % до 20 (снижение на 20 %). «Приспособление» — означает, в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого.

Снизилось количество выбирающих деконструктивным способом выхода из конфликта — избегание с 50 % до 35 % (снижение на 15 %). «Уклонение» (избегание)- для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей.

Рис. 4. Сравнительный анализ результатов теста -опросника Томаса К. «Определение способов регулирования конфликтов»

Увеличилось количество выбирающих компромисс с 15 % до 60 %

Стали выбирать конструктивный способ компромисс 45 % испытуемых, ранее предпочитающих деструктивные способы (избегание и приспособление).

«Компромисс» — компромисс как соглашение между участниками конфликта, достигнутое путем взаимных уступок.

Увеличилось количество выбирающих конструктивный способ сотрудничество с 30 % до 45 % (рост на 15 %).

«Сотрудничество»- когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон. Несколько типов способа поведения при разрешении конфликта выявлено у 40 % подростков.

Рис. 5. Сравнительный анализ результатов теста -опросника Томаса К. «Определение способов регулирования конфликтов»

В данном исследовании самооценки и способов разрешения конфликтной ситуации получены экспериментальные данные, доказывающие рост конструктивных способов принятия решения выхода из конфликтной ситуации составивший 20 %, а так же снижение деструктивных способов выхода из конфликтной ситуации на 60 % (на 12 человек меньше). Тем самым, доказывающие существование зависимости конструктивности решения конфликта от адекватности самооценки интегративных личностных свойств. Экспериментальным путем установлена способность личности к решению межличностных конфликтных ситуаций в подростковом возрасте. Полученные в нем результаты способствуют расширению научных представлений о способах разрешения конфликтов у старших подростков, обучающихся в образовательном профессиональном учреждении.

Образование как социокультурная технология является не только источником интеллектуального богатства, но и мощным фактором регулирования и гуманизации общественной практики и межличностных отношений. Проблема конфликта межличностного или группового всегда актуальна. Только адекватная самооценка, опосредованная деятельностью, поведением, общением, дает возможность личности выявлять степень соответствия своих психологических качеств и отношений к окружающему требованиям, которые ей предъявляет общество, с одной стороны, и требованиям, предъявляемым ею к самой себе — с другой. Самооценка является своеобразным итогом развития самосознания, эмоционально-ценностного отношения к себе и миру. Исследования самооценки отечественными и зарубежными учеными экспериментально подтверждают, что ей принадлежит огромная роль в развитии и формировании личности в детском, подростковом и юношеском возрасте.

Выводы. Способность личности успешно разрешать конфликтные ситуации во многом определяется накопленным на ранних этапах социализации опытом конструктивного разрешения постепенно усложняющихся конфликтов. В основе внутриличностного конфликта находится реакция индивида на препятствие, обусловленная социальной ситуацией развития. В процессе приспособления к новой социальной ситуации у личности возникают психологические конфликты, обусловленные несовместимостью представлений о себе и представлений о нем окружающих. Конфликт самооценки определяет специфику поведения старшего подростка в ситуации возрастного кризиса.

Литература:

  1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Смысл, 2000. -367с
  2. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. М., 2009.- 273с.
  3. Аппаев Магомет Билялович. Психологические причины и способы предупреждения конфликтов между учителями и школьниками: Дис. канд. психол. Наук., 2007.-151с.
  4. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. — М.: Международная педагогическая академия, 2003–368с.
  5. Гончар С. Н. Особенности развития смысложизненных ориентаций современных студентов-первокурсников [Текст] // Современная психология: материалы Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июнь 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 17–19.
  6. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Агрессивные дети. Из книги «Шпаргалка для взрослых. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми». Москва, изд-во ЦСПА «Генезис», 2001
  7. Проблемы психологии современного подростка /Под ред. Д. И. Фельдштейна, Г. И. Кузнецовой, М. Г. Тайчинова.— М.: Политиздат, 2002.- 379с.
Основные термины (генерируются автоматически): конфликтная ситуация, уровень притязаний, локус контроля, подросток, конфликт, профессиональное образование, ситуация, конструктивный способ, образовательное пространство системы среднего, сравнительный анализ результатов теста.


Похожие статьи

Самооценка как фактор регуляции агрессивности подростков

Самооценка, уровень притязаний — факторы, регулирующие способы решения конфликтных ситуаций подростков. Особенности восприятия семейного воспитания у подростков с различным уровнем агрессивности.

Разрешение конфликтов в образовательной организации

По способу разрешения конфликты бывают антагонистические и компромиссные.

Межличностные конфликты возникают из-за притязаний на ограниченные ресурсы.

Наличие объекта и оппонента создает конфликтную ситуацию, но не всегда конфликтная ситуация...

Возможности психолого-педагогической профилактики...

Подросток стремиться осмыслить свои притязания на признание, оценить себя как

Для предотвращения и разрешения конфликтных ситуаций, оптимизации

закрепления полученного опыта в жизненных ситуациях через систему домашних заданий [3, с.110].

Особенности протекания внутриличностных конфликтов...

Любой человек, существует в постоянной конфликтной ситуации не только с окружающей средой

Конфликт или расхождение между уровнем притязаний и уровнем достижений.

На рисунке 1 видно, что в каждом конфликте преобладающий уровеньсредний.

Особенности формирования конфликтного поведения...

В этих условиях особенно актуализируется анализ проблемы конфликтного поведения подростков.

В каждой конфликтной ситуации имеет место борьба, характеризующаяся стремлением разрешить

В результате это приводит к большому конфликту с подростками.

Подростковый конфликт и проблемы его разрешения

Различают понятие конфликта и объективной конфликтной ситуации. Конфликтная ситуация - это совокупность объективных внешних обстоятельств и

Медиация как альтернативный способ разрешения споров. Система разрешения споров в Российском футбольном союзе.

Особенности конфликтного поведения в подростковом возрасте

Ключевые слова: конфликт, конфликтное поведение, подросток, причины, типы, стиль.

А. А. Реан полагает, что «конфликт несет определённый уровень напряженности.

Поведение подростков в конфликтной ситуации подчиняется общим закономерностям протекания...

Сущность, критерии и показатели готовности подростков...

Таким образом, рефлексивные способности, способствующие формированию готовности подростков к конструктивному поведению в конфликтной ситуации предполагают анализ и осмысление произошедшей ситуации, и проектирование определенных действий в будущее.

Социально-психологические аспекты проблемы конфликтного...

При помощи психодиагностических методов, можно выявить уровень конфликтности подростков, узнать какие стратегии поведения они выбирают в конфликтных ситуациях, часто ли идут на компромисс, их отношение к конфликту вообще.

Самооценка как фактор регуляции агрессивности подростков

Самооценка, уровень притязаний — факторы, регулирующие способы решения конфликтных ситуаций подростков. Особенности восприятия семейного воспитания у подростков с различным уровнем агрессивности.

Разрешение конфликтов в образовательной организации

По способу разрешения конфликты бывают антагонистические и компромиссные.

Межличностные конфликты возникают из-за притязаний на ограниченные ресурсы.

Наличие объекта и оппонента создает конфликтную ситуацию, но не всегда конфликтная ситуация...

Возможности психолого-педагогической профилактики...

Подросток стремиться осмыслить свои притязания на признание, оценить себя как

Для предотвращения и разрешения конфликтных ситуаций, оптимизации

закрепления полученного опыта в жизненных ситуациях через систему домашних заданий [3, с.110].

Особенности протекания внутриличностных конфликтов...

Любой человек, существует в постоянной конфликтной ситуации не только с окружающей средой

Конфликт или расхождение между уровнем притязаний и уровнем достижений.

На рисунке 1 видно, что в каждом конфликте преобладающий уровеньсредний.

Особенности формирования конфликтного поведения...

В этих условиях особенно актуализируется анализ проблемы конфликтного поведения подростков.

В каждой конфликтной ситуации имеет место борьба, характеризующаяся стремлением разрешить

В результате это приводит к большому конфликту с подростками.

Подростковый конфликт и проблемы его разрешения

Различают понятие конфликта и объективной конфликтной ситуации. Конфликтная ситуация - это совокупность объективных внешних обстоятельств и

Медиация как альтернативный способ разрешения споров. Система разрешения споров в Российском футбольном союзе.

Особенности конфликтного поведения в подростковом возрасте

Ключевые слова: конфликт, конфликтное поведение, подросток, причины, типы, стиль.

А. А. Реан полагает, что «конфликт несет определённый уровень напряженности.

Поведение подростков в конфликтной ситуации подчиняется общим закономерностям протекания...

Сущность, критерии и показатели готовности подростков...

Таким образом, рефлексивные способности, способствующие формированию готовности подростков к конструктивному поведению в конфликтной ситуации предполагают анализ и осмысление произошедшей ситуации, и проектирование определенных действий в будущее.

Социально-психологические аспекты проблемы конфликтного...

При помощи психодиагностических методов, можно выявить уровень конфликтности подростков, узнать какие стратегии поведения они выбирают в конфликтных ситуациях, часто ли идут на компромисс, их отношение к конфликту вообще.

Похожие статьи

Самооценка как фактор регуляции агрессивности подростков

Самооценка, уровень притязаний — факторы, регулирующие способы решения конфликтных ситуаций подростков. Особенности восприятия семейного воспитания у подростков с различным уровнем агрессивности.

Разрешение конфликтов в образовательной организации

По способу разрешения конфликты бывают антагонистические и компромиссные.

Межличностные конфликты возникают из-за притязаний на ограниченные ресурсы.

Наличие объекта и оппонента создает конфликтную ситуацию, но не всегда конфликтная ситуация...

Возможности психолого-педагогической профилактики...

Подросток стремиться осмыслить свои притязания на признание, оценить себя как

Для предотвращения и разрешения конфликтных ситуаций, оптимизации

закрепления полученного опыта в жизненных ситуациях через систему домашних заданий [3, с.110].

Особенности протекания внутриличностных конфликтов...

Любой человек, существует в постоянной конфликтной ситуации не только с окружающей средой

Конфликт или расхождение между уровнем притязаний и уровнем достижений.

На рисунке 1 видно, что в каждом конфликте преобладающий уровеньсредний.

Особенности формирования конфликтного поведения...

В этих условиях особенно актуализируется анализ проблемы конфликтного поведения подростков.

В каждой конфликтной ситуации имеет место борьба, характеризующаяся стремлением разрешить

В результате это приводит к большому конфликту с подростками.

Подростковый конфликт и проблемы его разрешения

Различают понятие конфликта и объективной конфликтной ситуации. Конфликтная ситуация - это совокупность объективных внешних обстоятельств и

Медиация как альтернативный способ разрешения споров. Система разрешения споров в Российском футбольном союзе.

Особенности конфликтного поведения в подростковом возрасте

Ключевые слова: конфликт, конфликтное поведение, подросток, причины, типы, стиль.

А. А. Реан полагает, что «конфликт несет определённый уровень напряженности.

Поведение подростков в конфликтной ситуации подчиняется общим закономерностям протекания...

Сущность, критерии и показатели готовности подростков...

Таким образом, рефлексивные способности, способствующие формированию готовности подростков к конструктивному поведению в конфликтной ситуации предполагают анализ и осмысление произошедшей ситуации, и проектирование определенных действий в будущее.

Социально-психологические аспекты проблемы конфликтного...

При помощи психодиагностических методов, можно выявить уровень конфликтности подростков, узнать какие стратегии поведения они выбирают в конфликтных ситуациях, часто ли идут на компромисс, их отношение к конфликту вообще.

Самооценка как фактор регуляции агрессивности подростков

Самооценка, уровень притязаний — факторы, регулирующие способы решения конфликтных ситуаций подростков. Особенности восприятия семейного воспитания у подростков с различным уровнем агрессивности.

Разрешение конфликтов в образовательной организации

По способу разрешения конфликты бывают антагонистические и компромиссные.

Межличностные конфликты возникают из-за притязаний на ограниченные ресурсы.

Наличие объекта и оппонента создает конфликтную ситуацию, но не всегда конфликтная ситуация...

Возможности психолого-педагогической профилактики...

Подросток стремиться осмыслить свои притязания на признание, оценить себя как

Для предотвращения и разрешения конфликтных ситуаций, оптимизации

закрепления полученного опыта в жизненных ситуациях через систему домашних заданий [3, с.110].

Особенности протекания внутриличностных конфликтов...

Любой человек, существует в постоянной конфликтной ситуации не только с окружающей средой

Конфликт или расхождение между уровнем притязаний и уровнем достижений.

На рисунке 1 видно, что в каждом конфликте преобладающий уровеньсредний.

Особенности формирования конфликтного поведения...

В этих условиях особенно актуализируется анализ проблемы конфликтного поведения подростков.

В каждой конфликтной ситуации имеет место борьба, характеризующаяся стремлением разрешить

В результате это приводит к большому конфликту с подростками.

Подростковый конфликт и проблемы его разрешения

Различают понятие конфликта и объективной конфликтной ситуации. Конфликтная ситуация - это совокупность объективных внешних обстоятельств и

Медиация как альтернативный способ разрешения споров. Система разрешения споров в Российском футбольном союзе.

Особенности конфликтного поведения в подростковом возрасте

Ключевые слова: конфликт, конфликтное поведение, подросток, причины, типы, стиль.

А. А. Реан полагает, что «конфликт несет определённый уровень напряженности.

Поведение подростков в конфликтной ситуации подчиняется общим закономерностям протекания...

Сущность, критерии и показатели готовности подростков...

Таким образом, рефлексивные способности, способствующие формированию готовности подростков к конструктивному поведению в конфликтной ситуации предполагают анализ и осмысление произошедшей ситуации, и проектирование определенных действий в будущее.

Социально-психологические аспекты проблемы конфликтного...

При помощи психодиагностических методов, можно выявить уровень конфликтности подростков, узнать какие стратегии поведения они выбирают в конфликтных ситуациях, часто ли идут на компромисс, их отношение к конфликту вообще.

Задать вопрос