Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 июля, печатный экземпляр отправим 16 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Трудовые отношения как аспект взаимодействия профессионального педагога и работодателя с целью повышения качества образовательного процесса

Педагогика
507
Поделиться
Библиографическое описание
Глечикова, Т. С. Трудовые отношения как аспект взаимодействия профессионального педагога и работодателя с целью повышения качества образовательного процесса / Т. С. Глечикова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 6 (17). — С. 314-317. — URL: https://moluch.ru/archive/17/1671/.

Фонд «Общественное мнение» в 2008 году провел опрос населения России в 100 населенных пунктах 46 областей, краев и республик. Вопрос был следующим:  «Помогает ли знание законов в повседневной жизни?». Всего было опрошено 1500 респондентов. Абсолютное большинство наших сограждан (91%) выразило мнение, что знание законов необходимо в повседневной жизни. При этом три четверти россиян (76%) считают, что знают законы плохо. В окружении респондентов, по их словам, также больше тех, кто не разбирается в законодательстве (об этом говорят 64%). Как показали результаты опроса, многим россиянам приходилось сталкиваться с ситуациями, требующими знания законов. Так, 27% респондентов вспомнили случаи из своей жизни, когда юридическая безграмотность принесла им вред, При этом чаще всего назывались случаи трудового законодательства. Правовая неосведомленность чаще всего вредила респондентам при конфликтах с работодателем. Среди респондентов были и учителя. Но разве возможно «без оглядки» профессионально и качественно выполнять свою трудовую функцию – обучение детей - если ты не уверен в своем настоящем и будущем?

Знание трудового законодательства – веха нового времени, особенно в современных условиях послекризисного развития российской экономики. Каждый профессиональный педагог, помимо Конвенции о правах ребенка, педагогики, возрастной психологии и физиологии, должен знать трудовое законодательство; права и обязанности, как свои так и работодателя; понимать, в чем заключаются «трудовые отношения»; знать правила составления и заключения трудового договора - только тогда можно говорить о повышении качества учебно-воспитательного процесса в общем образовании. Ведь именно квалификация педагогического состава школы является одним из факторов, которыми характеризуются критерии оценки качества образования.

            Что такое «трудовые отношения» четко определено в Трудовом Кодексе Российской Федерации. Согласно ст. 15 ТК РФ, трудовые отношения – отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату  трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Основа возникновения трудовых отношений – трудовой договор, соглашение между работодателем и работником. Согласно ст. 16 ТК РФ трудовые отношения возникают в результате:

ü  избрания на должность;

ü  избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности;

ü  назначения на должность или утверждение в должности;

ü  направления на работу уполномоченными  в соответствии с федеральным законом органами в счет установленной квоты;

ü  судебного решения о заключении трудового договора;

ü  фактического допущения к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя независимо от того, был ли трудовой договор оформлен надлежащим образом.  

            Трудовые отношения носят волевой характер: они основаны на добровольном соглашении между работником и работодателем, которые, в соответствии со ст. 20 ТК РФ, являются сторонами трудовых отношений.

            Работником может быть только физическое лицо, работодателем же ТК РФ признает юридическое или физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работником и использующие его труд в своих интересах.

            Работник не может заключить договор о выполнении части своих обязанностей другим лицом, т.к. трудовые отношения предполагают личное выполнение трудовой функции (определенной работы, обусловленной соглашением сторон и носящей регулярный характер).

            Физическое лицо может выступать работодателем, когда оно осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица или использует чужой труд для обслуживания своего домашнего хозяйства; лица, чья профессиональная деятельность подлежит государственной регистрации и лицензированию. Особенности правового положения работодателя – физического лица определены статьями 303 – 309 Трудового Кодекса Российской Федерации.

            Юридическое лицо может выступать работодателем независимо от вида и формы собственности. После регистрации в качестве юридического лица организация может принимать на работу сотрудников, формировать трудовой коллектив, нести соответствующие обязанности.

            В трудовых отношениях работодатель – физическое лицо выступает от своего имени и в своих интересах. Когда же в трудовые отношения вступает юридическое лицо, от его имени действуют органы управления организации.

            Трудовые отношения в действительности выступают как трудовое правоотношение, поскольку оно урегулировано нормами права. Граждане, как субъекты трудового права должны обладать трудовой правосубъектностью, которая в трудовом праве, как и в любой другой отрасли права, состоит из двух составляющих:

Ø  правоспособности, т.е. обладания по закону правами и обязанностями;

Ø  дееспособности, которая означает возможность своими действиями приобретать эти права и обязанности.

Согласно статье 63 ТК РФ у гражданина трудовая правосубъектность возникает, как правило, с 16 - летнего возраста, когда он самостоятельно может устроиться на работу и заключить трудовой договор. Трудовой договор может быть заключен и с лицами в возрасте до 16 лет, а именно:

·      с 15 лет, если основное общее образование получено, либо продолжается освоение общеобразовательной программы (но не по очной форме обучения), либо общеобразовательное учреждение оставлено;

·      с 14 лет, если предполагается выполнение легкого труда в свободное от учебы время, не причиняющего вреда его здоровью, при согласии одного из родителей (попечителя) и органа опеки;

·      с лицами, не достигшими возраста 14 лет в организациях кинематографии, театрах, цирках, концертных организациях с соблюдением условий описанных выше. Трудовой договор от имени работника в этом случае подписывается его родителем (опекуном).

            Заключая трудовой договор и вступая в трудовые отношения, работник и работодатель приобретают права и обязанности, которые регламентируются Трудовым Кодексом Российской Федерации.

            В частности статья 21 ТК РФ предусматривает основные права и обязанности работника в трудовых отношениях, статья 22 ТК РФ определяет основные права и обязанности работодателя.

            Ниже указаны конкретные статьи Трудового Кодекса Российской Федерации, раскрывающие и дополняющие трудовые правоотношения сторон трудового договора.

            Работник имеет право на:

Ø  заключение, изменение и расторжение трудового договора (ст.72,80 ТК РФ);

Ø  предоставление работы, обусловленной трудовым договором (ст. 56 ТК РФ);

Ø  рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором (ст. 219-224 ТК РФ);

Ø  своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии  со своей квалификацией, сложностью, количеством и качеством выполненной работы (гл. 20, 21 ТК РФ);

Ø  отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего времени, предоставлением выходных и праздничных дней, оплачиваемых ежегодных отпусков (ст.91, 94, 108-112, 114-120 ТК РФ);

Ø  ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений через своих представителей, а так же на информацию об их выполнении (ст. 36-49 ТК РФ);

Ø  полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте (ст. 212 ТК РФ);

Ø  объединение, включая право на создание профсоюзов и вступление в них для защиты своих трудовых прав, свобод и законных интересов (ст. 377 ТК РФ);

Ø  участие в управлении организацией в предусмотренных формах (ст. 53 ТК РФ);

Ø  возмещение вреда, причиненного в связи с исполнением трудовых обязанностей, и компенсацию морального вреда (ст. 234-237 ТК РФ);

Ø  обязательное социальное страхование в случаях, предусмотренных федеральными законами (ст. 2, 21 ТК РФ);

Ø  разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, включая право на забастовку, в порядке, установленном ТК РФ, иными федеральными законами (ст. 381-383, 390-393, 398-401, 409-418 ТК РФ);

Ø  профессиональную подготовку, переподготовку и повышение своей квалификации (ст. 196-208 ТК РФ);

Ø  защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми не запрещенными законом способами.

Работник обязан:

ü  добросовестно исполнять свои трудовые обязанности в соответствии с трудовым договором (ст. 15, 56, 57 ТК РФ);

ü  соблюдать правила внутреннего трудового распорядка организации, трудовую дисциплину, требования по охране труда и обеспечению безопасности труда (ст. 189 ТК РФ);

ü  выполнять установленные нормы труда (ст. 159-163 ТК РФ);

ü  бережно относиться к имуществу работодателя (в том числе к имуществу третьих лиц, находящихся у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества) (ст. 238 ТК РФ);

ü  незамедлительно сообщить работодателю либо непосредственному руководителю о возникновении угрозы жизни и здоровью людей, сохранности имущества работодателя (ст. 214 ТК РФ).

Работодатель имеет право:

ü  заключать (ст. 56-71 ТК РФ), изменять (ст. 72-74 ТК РФ) и расторгать

       (ст. 81,82 ТК РФ) трудовые договоры с работниками;

ü  требовать  от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и других работников, соблюдения правил внутреннего трудового распорядка организации (ст. 189-194,238-249 ТК РФ);

ü  привлекать работников к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном ТК РФ, иными федеральными законами (ст. 189-194 ТК РФ);

ü  вести коллективные переговоры и заключать коллективные договоры  (ст. 36-44 ТК РФ);

ü  поощрять работников за добросовестный эффективный труд;

ü  принимать локальные нормативные акты (ст. 8, 103, 135, 190, 212 ТК РФ);

ü  создавать объединения работодателей в целях представительства и защиты своих интересов и вступать в них (ст. 33, 35-37, 47-49 ТК РФ).

Работодатель обязан:

ü  предоставить работу, обусловленную трудовым договором (ст.56 ТК РФ);

ü  обеспечить безопасность труда и условия, отвечающие требованиям охраны и гигиены труда (ст. 211-213, 215,217, 218,220, 221-225, 228-230 ТК РФ);

ü  обеспечивать работника всем необходимым для исполнения им трудовых обязанностей (ст. 108, 223 ТК РФ);

ü  выплачивать в полном размере и в установленные сроки причитающуюся заработную плату (ст. 129 ТК РФ);

ü  соблюдать законы и иные нормативные правовые акты, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров;

ü  вести коллективные переговоры, а так же заключать коллективный договор (ст. 36-40, 47-48 ТК РФ);

ü  предоставлять представителям работников полную и достоверную информацию, необходимую для заключения коллективного договора, соглашения и контроля за их выполнением;

ü  знакомить работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами непосредственно связанными с их трудовой деятельностью;

ü  рассматривать представления соответствующих профсоюзных органов, иных избранных работниками представителей о выявленных нарушениях законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, принимать меры по их устранению и сообщать этим органам о принятых мерах;

ü  создавать условия, обеспечивающие работников в управлении организацией в предусмотренных формах (ст. 53 ТК РФ);

ü  возмещать вред, причиненный работникам в связи с исполнением ими трудовых обязанностей, а также компенсировать моральный вред (ст. 234-237 ТК РФ);

ü  осуществлять обязательное социальное страхование работников (2,21 ТК РФ);

ü  обеспечивать бытовые нужды работников, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей (ст. 108, 223 ТК РФ);

ü  обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности;

ü  своевременно выполнять предписания федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, уплачивать штрафы, наложенные за нарушение законов, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

ü  исполнять иные обязанности, предусмотренные ТК РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями и трудовыми договорами.

            Выше мы рассмотрели основные права и обязанности работника и работодателя, но отдельные категории работников наделяются специальными правами.   

Знание правовых норм, регламентирующих трудовые отношения, обеспечивает реализацию конституционного права граждан на защиту своих прав и свобод. Только свободный, уверенный человек в своем настоящем и будущем может с большей отдачей заниматься образованием детей, а значит с уверенностью можно сказать, что знание преподавателем  Трудового Кодекса Российской Федерации является фактором, повышающем качество учебно-воспитательного процесса.

 

Список используемой литературы:

1.            Гражданский кодекс Российской Федерации (в трех частях). 3-е изд., - М.:Ось-89, 2005 – 384 с. – (Серия «Кодекс»).

2.            Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. №197-ФЗ по состоянию на 10 апреля 2010 г. с учетом изменений и дополнений – М: Эксмо, 2010. – 320с.

3.            Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации /Под ред. Заслуженного юриста Российской Федерации, действительного государственного советника Российской Федерации 3-го класса С.А. Панина/. – М.: МЦФЭР, 2002. – 1056 с. (Библиотека журнала «Справочник кадровика», 3-2002).

4.            Закон Российской Федерации «Об образовании»: текст с изм. И доп. На 2010 год. – М.: Эксмо, 2010. – 80с. – (Российское законодательство)

5.             7 навыков высокоэффективных людей. Стивен Р.Кови.-М.: Изд-во «Альпина бизнес букс», 2006 - 375с. (Библиотека МТI)

6.            Большой словарь-справочник кадровика. Автор и составитель Лукаш Ю.А. – М.: Книжный мир, 2004. – 512 с. (серия «Библиотека профессиональных словарей»).

7.            Деловые бумаги руководителя образовательного учреждения. Г.Л. Фриш. – М.: Изд-во «Перспектива», 2004 – 56с (Библиотека работника школы).

8.            Как правильно составить трудовой договор. Гарибян В.Т. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 336 с. – (Юридический справочник).

9.            Книжка, которую полезно прочитать работнику любого образовательного учреждения. Г.Л. Фриш. – М.: Изд –во УЦ «Перспектива», 2004 - 96с. (Библиотека работника школы).

10.        Управление образовательным учреждением: организационно – педагогические и правовые аспекты. Л.П. Погребняк. – М.: Изд-во «ЦГЛ», 2003. -207 с. (Профессиональная библиотека директора школы)

 

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт
и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный