Специфика государственной поддержки, регулирования и контроля предпринимательской деятельности в РФ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №25 (159) июнь 2017 г.

Дата публикации: 22.06.2017

Статья просмотрена: 1005 раз

Библиографическое описание:

Учаева, Т. Л. Специфика государственной поддержки, регулирования и контроля предпринимательской деятельности в РФ / Т. Л. Учаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 25 (159). — С. 174-177. — URL: https://moluch.ru/archive/159/44873/ (дата обращения: 26.04.2024).



В современных условиях макроэкономической и геополитической турбулентности и нестабильности процесс диверсификации отраслевой структуры национальной экономики, сопряженный с развитием импортозамещения, должен базироваться на интенсивном развитии частного предпринимательства, и в первую очередь малого и среднего бизнеса, поскольку именно они учитывают национальную специфику и способны адаптироваться к изменяющимся условиям в кратчайшие сроки. Следовательно, в современных условиях, предприниматель является не только участником рынка, но и гарантом стабильности гражданского общества и национальной экономической безопасности, а повышение уровня инновационной активности в субъектах РФ [15], в частности с привлечением возможностей малого бизнеса, становится важной целью оказания государственной поддержки.

В соответствии со статьей 2 ГК РФ предпринимательская деятельность предполагает самостоятельную, осуществляемую на свой риск, деятельность, направленную на регулярное получение прибыли, от использования имущества, продажи товара, выполнения работ либо оказания услуг лицами, зарегистрированными в данном качестве и порядке, регламентированном законом [1]. Антипин И. А. [4] указывает, что несмотря на то, что в 2015–2016 гг. в России применялись такие базовые механизмы поддержки, как финансовая (гранты на начало собственного бизнеса, субсидии фондам поддержки предпринимательства, субсидирование части процентных ставок по кредитам и технического перевооружения, а также налоговые льготы и налоговые каникулы); создание инфраструктуры, институтов поддержки (центры поддержки экспорта и региональные интегрированные центры, бизнес-инкубаторы, технопарки, центры поддержки предпринимательства, центры стандартизации, сертификации и испытаний и т. д.), субсидирование инициатив социального предпринимательства (социально ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства, молодежного предпринимательства, народных художественных промыслов), общий уровень развития малого и среднего бизнеса в России остался далек от желаемых результатов. Несмотря на значительные затраты бюджетных средств (около 135 млрд. руб. в 2015 г.), общий уровень развития малого, среднего бизнеса, его вклад в макроэкономические показатели очень скромный, общая численность малых предприятий и микропредприятий в 2013–2015 гг., несмотря на все усилия, практически не изменилась (2063 тыс. предприятий в 2013 г., 2103 тыс. в 2014 г. и 2110 тыс. в 2015 г.), а численность индивидуальных предпринимателей до сих пор не вернулась к уровню 2012 г. [4]. Рассмотрим основные барьеры, снижающие бизнес-активность населения и формирующие неблагоприятную внешнюю среду предпринимательства, снижение и преодоление которых должно стать целевыми ориентирами в развитии государственной поддержки предпринимательства:

– Проблема монополизации и недобросовестной конкуренции, диспропорциональное распределение финансовой, административной и иной поддержки со стороны государства: на высшем уровне заявляется о необходимости всяческой поддержки малого и среднего бизнеса, в реальности же административная и финансовая поддержка главным образом оказывается крупным компаниям, которые и так фактически монополизируют рынки.

– Трудности в получении и использовании финансовых ресурсов при создании и развитии бизнеса: высокие кредитные ставки и требования к заемщику; высокий уровень налогового прессинга; сложности с привлечением инвестиций, получением субсидий и грантов.

– Ограниченная информационная поддержка, отсутствие единой системы с четкой, понятной и однозначной в трактовании информацией.

– Бюрократические барьеры, недостаточная и неравномерная поддержка малого и среднего бизнеса государством, неоднозначность транслируемых федеральной властью сигналов, напряжение во взаимодействии местной власти с предпринимателями, нестабильность законодательной базы, недостаточная защищенность частной собственности. Законодательные действия субъектов Российской Федерации часто не учитывает интересы предпринимателей, новые законодательные акты способствуют увеличению финансовой нагрузки, ухудшают климат для ведения бизнеса в целом. Существенной проблемой также является взаимодействие местной власти и проверяющих инстанций с предпринимателями на всех этапах их деятельности. При регистрации предприятий, лицензировании и получении помещений субъекты предпринимательской деятельности сталкиваются с большим количеством административных барьеров.

– Коррупционные барьеры, неравный доступ к государственным и муниципальным заказам. Предприниматели в условиях высокого уровня коррупциогенности окружающей экономической среды оказываются незащищенными от вымогательства со стороны чиновников. Несмотря на визуальную активизацию и ужесточение борьбы с коррупцией, в международных рейтингах Россия все еще находится в числе государств с высоким уровнем коррупции (131 место из 176 согласно рейтингу Transparency International 2016 года [17]).

Указанные факторы во многом определяют кризисное развитие субъектов малого и среднего предпринимательства, банкротство и уход в «тень». Обобщая, можно констатировать, что теневая экономика и кризисные явления в отечественной экономике являются причинами низких показателей социально-экономического развития, несовершенного законодательства, высокого уровня налогообложения и коррупции в сочетании с неэффективной поддержкой предпринимательства. При этом и решение проблемы разрастания «теневой» экономики, и стимулирование конкуренции, цивилизованного ведения бизнеса и общей предпринимательской инициативы непосредственно связаны также с совершенствованием инструментов государственного регулирования и контроля за предпринимательской деятельностью.

Шурупова Е. А. подчеркивает, что актуальным вопросом остается упорядочения взаимоотношении государства и предпринимательства, не отраженное в полной мере в Федеральном законе «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» [2, 16]. Так, например, дискуссионным является вопрос относительно конституционности положений Федерального Закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и некоторых других нормативных правовых актов Российской Федерации, устанавливающих обязанность хозяйствующих субъектов предоставлять по запросам контролирующих органов необходимые документы [2]. Дискуссия состоит в конкуренции интересов, когда, реализуя свои законные полномочия, контрольно-надзорные органы имеют обеспеченную законом возможность не учитывать конституционные права граждан. Также Федеральный Закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» не предусмотрен порядок досудебного обжалования решений, действий (бездействия) контрольно-надзорных органов. Статья 23 Федерального «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» лишь указывает на возможность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей реализовать свое право на защиту при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в административном и (или) судебном порядке [2]. Существующий Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59 «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» [3] устанавливает общий порядок рассмотрения жалоб граждан в порядке досудебного урегулирования споров. Справедливые возражения относительно излишнего дублирования норм в различных нормативных правовых актах в данном случае вступает, на наш взгляд, в противоречие с концептуальным пониманием осуществления государственного контроля (надзора) в сфере предпринимательской деятельности. Последнее предполагает формирование единой правовой основы деятельности контрольно-надзорных органов. Решить вышеназванные проблемы можно несколькими способами: так как невозможность отказаться юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю от представления документов по запросу контролирующего органа представляет собой нарушение конституционного права не свидетельствовать против самого себя и своих близких, то нужно вышеуказанные нормативные правовые акты привести в соответствие с Конституцией Российской Федерации, внести в Федеральный Закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» положения, определяющие особенности, а также процедуру досудебного обжалования решений, действий (бездействия) контрольно-надзорных органов [16].

Отдельного внимания в вопросе регулирования предпринимательства и минимизации ухода в «тень» заслуживает распространенная в России практика неналоговых сборов с бизнеса, которая насчитывает более 60 видов только на федеральном уровне (например, сборы за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и 53 оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; патентные пошлины; платы за пользование водными объектами; платы за негативное воздействие на окружающую среду и за использование лесов; ветеринарные сборы и т. д.) и которая весьма ощутима для бизнеса. Галицкова К. В. указывает, что в настоящее время Министерство экономического развития рассматривает вопрос об отмене существенной части данных неналоговых сборов и переводе части этих видов платежей в группу налоговых [7], что будет способствовать наиболее эффективному и открытом ведению бизнеса. Наличие и деятельность в нашей стране надзорных органов (пожарные инспекции, Роспотребнадзор, ведомственные проверки и т. д.) отнимают у бизнес-структур существенный ресурс, который мог бы быть использован для развития инновационных проектов, внедрения продуктовых и управленческих новшеств, расширение рынков сбыта и т. д. При этом Галицковой К. В. подчеркивается, что государственные отраслевые структуры занимаются преимущественно пост-контролем, а не созданием благоприятной среды для развития предпринимательства и экономики России в целом [7]. В Российской Федерации отсутствует статистика по проверкам со стороны контрольных и надзорных структур, однако, по данным соцопросов, более половины предпринимателей в России отмечают растущее административное давление на бизнес. Запланированное введение единого реестра проверок и обсуждаемое в настоящий момент введение практики «надзорных каникул» в случае их полноценной реализации способны существенно оптимизировать институты государственного предпринимательского контроля и облегчить процесс ведения бизнеса во всех отраслях [7].

Итак, предпринимательство является основой устойчивого развития любого государства в условиях рыночной экономики, при этом ориентиром должно являться развитие цивилизованного бизнеса, а не увеличение теневого сектора экономики Одним из главных направлений развития нашей экономики является поиск путей повышения эффективности деятельности и конкурентоспособности предпринимателей, а также общей мотивирование граждан на создание собственного бизнеса. Вместе с тем, существует ряд сдерживающих условий, негативно характеризующих предпринимательскую среду, сдерживают создание и эффективное развитие малого и среднего бизнеса в России: высокая фискальная нагрузка (арендная плата, налоговые платежи, взносы во внебюджетные фонды); несовершенство правовых актов, регулирующих различные направления деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства (земельные, имущественные, финансовые и другие); отсутствие системы комплексного сопровождения начинающих предпринимателей; неэффективная деятельность контролирующих и инспектирующих органов; ограниченная доступность к источникам формирования оборотных средств; административное давление на бизнес и административные барьеры; условия и объемы кредитования малого и среднего бизнеса; недостаточная информационная поддержка. Важной частью предпринимательской среды является институт государственного контроля (надзора) предпринимательской деятельности, представляющий собой сложную систему норм, регламентов и правил. Современные тенденции в части создания нового законодательства в области государственного контроля (надзора) и муниципального контроля видятся в сокращении административных ограничений предпринимательской деятельности, обеспечении эффективной регламентации полномочий органов по контролю и повышении гарантии защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля.

Литература:

  1. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 28.03.2017)
  2. Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 N 294-ФЗ (последняя редакция)
  3. Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 N 59-ФЗ (последняя редакция)
  4. Антипин И. А. Кластерный подход в развитии малого и среднего предпринимательства региона // Universum: экономика и юриспруденция. 2017. № 2 (35). С. 11–16.
  5. Бексултанова А. И. Государственные программы поддержки малого бизнеса // International Scientific Review. 2017. № 4 (35). С. 52–55.
  6. Боровский В. Н., Кулик Д. А. Государственная поддержка малого предпринимательства в системе налогообложения // Science Time. 2017. № 3 (39). С. 63–74.
  7. Галицкова К. В. Основные проблемы развития предпринимательства в России // Образование и наука без границ: социально-гуманитарные науки. 2016. № 3. С. 51–54.
  8. Горшкова Н. В., Мамедов Р. Н. Особенности региональной экономической политики поддержки малого и среднего бизнеса в Российской Федерации // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2017. № 2 (39). С. 20–24
  9. Кайль Я. Я., Ламзин Р. М. Правовые основы государственного регулирования малого и среднего бизнеса на уровне субъекта РФ // Научный вестник. 2017. № 1 (11). С. 9–19.
  10. Кайль Я. Я., Ламзин Р. М. Государственное регулирование предпринимательской деятельности на уровне субъекты РФ: состояние, проблемы, перспективы // Наука, образование, общество. 2017. № 1 (11). С. 23–33.
  11. Куркина Н. В. К вопросу о государственном регулировании предпринимательской деятельности // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Юриспруденция. 2016. № 2. С. 43–52.
  12. Семыкин В. В. Государственный контроль за предпринимательской деятельностью // Научный альманах. 2015. № 8 (10). С. 1299–1301.
  13. Сюпова М. С., Халикова С. С. Особенности современной системы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в России // Ученые заметки ТОГУ. 2017. Т. 8. № 1. С. 382–386.
  14. Учаева Т. Л. Совершенствование государственного контроля предпринимательской деятельности // Вестник науки и образования. 2017. № 4 (28). С. 68–70.
  15. Шуклина З. Н., Мельникова И. Н. Факторы формирования инновационной среды // Вестник Брянского государственного университета. 2012. № 3 (2) С.242–244.
  16. Шурупова Е. А. Государственный контроль как метод государственного регулирования предпринимательства // Научно-образовательный потенциал молодежи в решении актуальных проблем XXI века. 2017. № 7. С. 459–461.
  17. Индекс восприятия коррупции-2016. URL: http://transparency.org.ru/research/indeks-vospriyatiya-korruptsii/indeks-vospriyatiya-korruptsii-2016-polozhenie-rossii-ne-izmenilos.html
Основные термины (генерируются автоматически): государственный контроль, муниципальный контроль, предпринимательская деятельность, Российская Федерация, надзор, предприниматель, ведение бизнеса, высокий уровень, местная власть, Россия.


Похожие статьи

Проект Федерального закона «Об основах государственного...»

муниципальный контроль, государственный контроль, надзор, Российская Федерация, контрольно-надзорная деятельность, орган, законопроект, лицо, государственная власть...

Контрольно-надзорная деятельность в Российской Федерации

государственный контроль, Российская Федерация, требование, контрольно-надзорная деятельность, муниципальный контроль, орган, предприниматель, надзор, индивидуальный предприниматель, внеплановая проверка.

Взаимодействие органов власти с предприятиями малого бизнеса...

‒ Конституция Российской Федерации; ‒ Гражданский Кодекс РФ

Органы власти, от которых зависит текущая деятельность бизнеса.

Контроль и надзор за выполнением законодательства страны в области налогов и сборов.

К проблеме понятия государственного регулирования...

Основные термины (генерируются автоматически): государственное регулирование, предпринимательская деятельность, Российская Федерация

Экономическая сущность инвестиционной деятельности и ее государственного регулирования на региональном уровне.

Роль органов местного самоуправления в развитии субъектов...

малое предпринимательство, малый бизнес, местное самоуправление, предпринимательская деятельность, муниципальная программа поддержки, Российская Федерация, малое предприятие...

Защита прав предпринимателей с участием общественных советов

предпринимательская деятельность, общественный совет, совет, предприниматель, государственная власть, защита, Краснодарский край, законный интерес предпринимателей, деятельность, местное...

Проблемы развития малого бизнеса в России | Статья в журнале...

малый бизнес, малое предпринимательство, Россия, Российская Федерация, среднее, предприятие, Предпринимательство, муниципальный контроль, государственная власть, ВВП страны.

Реформа в области государственного контроля и надзора...

21 декабря 2016 года президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам была утверждена приоритетная программа «Реформа контрольной и надзорной деятельности»...

Развитие системы государственной поддержки и регулирования...

установлены на уровне Российской Федерации.

1) органами государственной власти и органами местного самоуправления, занимающиеся вопросами малого предпринимательства.

Проект Федерального закона «Об основах государственного...»

муниципальный контроль, государственный контроль, надзор, Российская Федерация, контрольно-надзорная деятельность, орган, законопроект, лицо, государственная власть...

Контрольно-надзорная деятельность в Российской Федерации

государственный контроль, Российская Федерация, требование, контрольно-надзорная деятельность, муниципальный контроль, орган, предприниматель, надзор, индивидуальный предприниматель, внеплановая проверка.

Взаимодействие органов власти с предприятиями малого бизнеса...

‒ Конституция Российской Федерации; ‒ Гражданский Кодекс РФ

Органы власти, от которых зависит текущая деятельность бизнеса.

Контроль и надзор за выполнением законодательства страны в области налогов и сборов.

К проблеме понятия государственного регулирования...

Основные термины (генерируются автоматически): государственное регулирование, предпринимательская деятельность, Российская Федерация

Экономическая сущность инвестиционной деятельности и ее государственного регулирования на региональном уровне.

Роль органов местного самоуправления в развитии субъектов...

малое предпринимательство, малый бизнес, местное самоуправление, предпринимательская деятельность, муниципальная программа поддержки, Российская Федерация, малое предприятие...

Защита прав предпринимателей с участием общественных советов

предпринимательская деятельность, общественный совет, совет, предприниматель, государственная власть, защита, Краснодарский край, законный интерес предпринимателей, деятельность, местное...

Проблемы развития малого бизнеса в России | Статья в журнале...

малый бизнес, малое предпринимательство, Россия, Российская Федерация, среднее, предприятие, Предпринимательство, муниципальный контроль, государственная власть, ВВП страны.

Реформа в области государственного контроля и надзора...

21 декабря 2016 года президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам была утверждена приоритетная программа «Реформа контрольной и надзорной деятельности»...

Развитие системы государственной поддержки и регулирования...

установлены на уровне Российской Федерации.

1) органами государственной власти и органами местного самоуправления, занимающиеся вопросами малого предпринимательства.

Похожие статьи

Проект Федерального закона «Об основах государственного...»

муниципальный контроль, государственный контроль, надзор, Российская Федерация, контрольно-надзорная деятельность, орган, законопроект, лицо, государственная власть...

Контрольно-надзорная деятельность в Российской Федерации

государственный контроль, Российская Федерация, требование, контрольно-надзорная деятельность, муниципальный контроль, орган, предприниматель, надзор, индивидуальный предприниматель, внеплановая проверка.

Взаимодействие органов власти с предприятиями малого бизнеса...

‒ Конституция Российской Федерации; ‒ Гражданский Кодекс РФ

Органы власти, от которых зависит текущая деятельность бизнеса.

Контроль и надзор за выполнением законодательства страны в области налогов и сборов.

К проблеме понятия государственного регулирования...

Основные термины (генерируются автоматически): государственное регулирование, предпринимательская деятельность, Российская Федерация

Экономическая сущность инвестиционной деятельности и ее государственного регулирования на региональном уровне.

Роль органов местного самоуправления в развитии субъектов...

малое предпринимательство, малый бизнес, местное самоуправление, предпринимательская деятельность, муниципальная программа поддержки, Российская Федерация, малое предприятие...

Защита прав предпринимателей с участием общественных советов

предпринимательская деятельность, общественный совет, совет, предприниматель, государственная власть, защита, Краснодарский край, законный интерес предпринимателей, деятельность, местное...

Проблемы развития малого бизнеса в России | Статья в журнале...

малый бизнес, малое предпринимательство, Россия, Российская Федерация, среднее, предприятие, Предпринимательство, муниципальный контроль, государственная власть, ВВП страны.

Реформа в области государственного контроля и надзора...

21 декабря 2016 года президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам была утверждена приоритетная программа «Реформа контрольной и надзорной деятельности»...

Развитие системы государственной поддержки и регулирования...

установлены на уровне Российской Федерации.

1) органами государственной власти и органами местного самоуправления, занимающиеся вопросами малого предпринимательства.

Проект Федерального закона «Об основах государственного...»

муниципальный контроль, государственный контроль, надзор, Российская Федерация, контрольно-надзорная деятельность, орган, законопроект, лицо, государственная власть...

Контрольно-надзорная деятельность в Российской Федерации

государственный контроль, Российская Федерация, требование, контрольно-надзорная деятельность, муниципальный контроль, орган, предприниматель, надзор, индивидуальный предприниматель, внеплановая проверка.

Взаимодействие органов власти с предприятиями малого бизнеса...

‒ Конституция Российской Федерации; ‒ Гражданский Кодекс РФ

Органы власти, от которых зависит текущая деятельность бизнеса.

Контроль и надзор за выполнением законодательства страны в области налогов и сборов.

К проблеме понятия государственного регулирования...

Основные термины (генерируются автоматически): государственное регулирование, предпринимательская деятельность, Российская Федерация

Экономическая сущность инвестиционной деятельности и ее государственного регулирования на региональном уровне.

Роль органов местного самоуправления в развитии субъектов...

малое предпринимательство, малый бизнес, местное самоуправление, предпринимательская деятельность, муниципальная программа поддержки, Российская Федерация, малое предприятие...

Защита прав предпринимателей с участием общественных советов

предпринимательская деятельность, общественный совет, совет, предприниматель, государственная власть, защита, Краснодарский край, законный интерес предпринимателей, деятельность, местное...

Проблемы развития малого бизнеса в России | Статья в журнале...

малый бизнес, малое предпринимательство, Россия, Российская Федерация, среднее, предприятие, Предпринимательство, муниципальный контроль, государственная власть, ВВП страны.

Реформа в области государственного контроля и надзора...

21 декабря 2016 года президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам была утверждена приоритетная программа «Реформа контрольной и надзорной деятельности»...

Развитие системы государственной поддержки и регулирования...

установлены на уровне Российской Федерации.

1) органами государственной власти и органами местного самоуправления, занимающиеся вопросами малого предпринимательства.

Задать вопрос