Особенности дизайнерского образования в разные исторические периоды | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №23 (157) июнь 2017 г.

Дата публикации: 10.06.2017

Статья просмотрена: 1698 раз

Библиографическое описание:

Горелова, Э. В. Особенности дизайнерского образования в разные исторические периоды / Э. В. Горелова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 23 (157). — С. 344-346. — URL: https://moluch.ru/archive/157/44357/ (дата обращения: 19.04.2024).



В данной статье анализируются методы обучения дизайнерскому мастерству на примере ранних школ (Баухаус, ВХУТЕМАС) и сравниваются с современным образованием. Также рассматриваются современные тенденции и подходы к обучению дизайнеров.

Ключевые слова: Баухаус, ВХУТЕМАС, школа-дизайна, проектирование, формообразование, методология, промышленный дизайн, подача, компьютеризация

Дизайн (от англ. design — конструкция, конструирование, проектирование, разработка, а также проект, замысел, план, рисунок, эскиз, чертеж) — вид деятельности, в ходе которой проектируются эстетические качества изделия, своего рода «художественное конструирование».

Дизайн не ограничивается только художественным конструированием, но и участвует в решении более широких социальных и технических проблем функционирования производства, потребления и существования людей в предметной среде, путём грамотного построения её визуальных и функциональных свойств.

Объектом дизайна может быть любое новое техническое промышленное изделие (система, комплекс). Это не только художественно-образная конструкция предмета, но и его функционально-идейная структура и требования, зависящие от целесообразности, рациональности и значимости. [3]

Предмет дизайна чрезвычайно субъективен, как и всё что нас окружает. Так как на его оценку влияет мнение, а мнения могут быть расхожи — по вкусовым и иным причинам.

Возникновение и обособление дизайна как особого вида проектно-художественной деятельности относят к концу ХIХ в. одновременно с промышленной революцией — повсеместным развитием массового машинного производства. Из-за огромного товарного наполнения рынка внимание производителей все больше обращалось на привлекательность и разнообразие внешнего вида выпускаемых изделий, а также на потребительские качества продукции. В результате возникла необходимость в особом специалисте, способном не только создавать привлекательный внешний вид, но и хорошо разбираться в конструировании и технологии машинного производства. Только в условиях решения комплексных инженерных и художественных задач можно создать качественную и конкурентоспособную продукцию.

К самым сильным и значимым школам, начавшим подготовку и выпуск дипломированных специалистов в области дизайна, относятся германский Баухауз и советский ВХУТЕМАС.

Обучение во ВХУТЕМАСе строилось по своеобразному дедуктивному способу — от общего художественно-пластического образования, через специальное художественное к профессиональному образованию. Соответственно была построена и структура института: он включал, помимо специальных факультетов обязательное для всех вводное “Основное отделение”. Вводное обучение осуществлялось по четырем направлениям: графическому, плоскостно-цветовому, объемно-пространственному, пространственному.

В новом учебном заведении художественное творчество трактовали как широкую сферу, включавшую и создание произведений искусства, и художественно ценных предметов быта и техники. Программа обучения нащупывалась довольно быстро. Более или менее окончательно методика обучения отработалась к 1922–1923 годам, хотя дисциплины художественного и технического циклов часто вступали в противоречие, их соотношение менялось, что приводило к известной изоляции их друг от друга. Все это можно понять — создавалась новая специальность.

Первые два года обучения, где студенты получали общехудожественное образование, были названы основным отделением. В процессе формирования этого отделения было сделано немало ценных методических находок. Этот курс, наряду с вводным курсом «Баухауза», по существу, предвосхитил все вводные курсы современных дизайнерских школ. Руководители ВХУТЕИНа рассматривали подготовку художника-производственника как синтетическую задачу воспитания всесторонне и гармонично развитого работника нового общества. Факультеты металло- и деревообработки делали очень большую работу, прокладывая путь будущему дизайну. Для реализации учебных программ были организованы производственные мастерские, которые мыслились как художественно-конструкторский центр, где могут выполняться любые задания — от архитектурных макетов до костюма. [5]

В программе Баухауза Вальтер Гропиус поставил цель создать подлинное содружество учащих и учащихся, собрать воедино все виды художественного творчества по подобию средневековых сообществ строительства храмов — мастеров, подмастерьев и учеников: архитекторов и каменщиков, скульпторов и живописцев, резчиков по камню и дереву, плотников и столяров, мастеров витража. Их сплачивал общий труд возведения и украшения собора, длившийся порой десятилетиями и более, труд над объектом, специфическими свойствами которого были духовный смысл и целостность. Они накладывали особый отпечаток на весь быт и систему отношений внутри этих сообществ, которые в Германии назывались «Баухютте» («хижина строительства», отсюда и название Баухауз).

Первые шаги Баухауза были неотделимы от социально-эстетических позиций, принимавшихся и разделявшихся его создателями в самом широком плане. Отсюда и пафос первой программы Баухауза, в которой, в частности, говорилось:

«Конечная цель всякой художественной деятельности — здание! Украшение его было когда-то важнейшей задачей изобразительных искусств, и они являлись неотъемлемой частью архитектуры. Сегодня они пребывают в замкнутой обособленности, из которой могут выйти благодаря лишь совместной и взаимопроникающей деятельности всех творческих работников. Архитекторы, скульпторы и живописцы должны заново признать и научиться понимать расчлененную форму сооружения в единстве всех его частей; только тогда они наполнят свои произведения тем архитектоническим духом, который был утерян ими в салонном искусстве».

По этой программе при всех трудностях послевоенных лет было начато создание школы нового типа. Были приглашены соответствующие педагогические кадры, начали создаваться мастерские и получили развитие учебные программы. Первые годы были годами педагогических и художественных поисков и экспериментов. [2]

Обучение в Баухауз начиналось с вводного курса, на котором учащемуся нужно было приобрести ряд навыков, которые давали ему возможность научиться обращению с материалами, формой, цветом. Этот вводный курс был обязателен для всех, и только тот, кто заканчивал его с успехом начинал изучение специальных предметов в мастерских мебели, керамики, металла, текстиля, настенной живописи, сценических декораций, графического и фотографического искусства.

Нужно отметить, что в 1920–30 гг. между Баухаузом в Германии и ВХУТЕМАСом в СССР существовали активные профессиональные, творческие и дружеские связи. Многие отечественные художники преподавали в Баухаузе, также Ханнес Майер в 1930 г. прибыл в Россию для помощи строительства Советского Союза. В конце октября того же года Майера назначили профессором ВАСИ, приемника ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа. Профессиональный обмен, постоянные выставки, публикации и переписка оказали большое влияние на формирование методологии и творческой атмосферы в этих школах. Почти одновременно эти учебные заведения стали первыми школами дизайн-образования. ВХУТЕМАС и Баухауз стояли у истоков промышленного проектирования. Именно две эти школы были центрами инноваций и концепций в области стандартизированного массового дизайна. [1]

Учебную подготовку во ВХУТЕМАСе и Баухаузе объединяли схожие художественные основания, а также цели, которые педагоги ставили перед студентами: быть не просто создателями оригинальных форм, а уметь проектировать для производства, знать техническую и технологическую сторону проекта. Кроме того, дизайн-образование в этих школах строилось на комплексе теоретических знаний, адаптированных к задачам проектирования. Судя по набору дисциплин и задач, это образование нельзя назвать чисто художественным, поскольку оно имеет качественные отличия от него.

ВХУТЕМАС и Баухауз явились основными учебными заведениями, где под руководством лидеров новаторских творческих течений развивался новый профессиональный язык. Архитекторы, художники и скульпторы, преподававшие тогда в этих вузах, разрабатывали и внедряли новую методологию преподавания. Они не просто искали новые формы обучения студентов уже отработанным в практике профессиональным приемам и методам, в ходе учебного процесса экспериментировали с различными материалами и вырабатывали новые универсальные проектные приемы и средства художественной выразительности.

«Очищение художественного образа» от лишней декоративности было важным принципом преподавательской деятельности ВХУТЕМАСа и Баухауза. Изображая простейшие формы, преподаватели-новаторы авангардисты формировали «азбуку композиционной грамоты». На примере формообразования из простых геометрических форм закладывались универсальные проектные приемы и средства художественной выразительности проектируемого объекта. Большое внимание уделялось таким важным элементам как линия, форма, цвет, движение, фактура, текстура. Постоянно проводились эксперименты по взаимодействию различных материалов, фактуры и текстуры, цвета и формы и т. д. Ключевым моментом было абстрактно-композиционное моделирование. [4]

На основании сказанного можно сделать следующие выводы:

  1. ВХУТЕМАС и Баухауз, создали оригинальные, не имевшие аналогов в прошлом модели художественно-промышленных вузов. Преподавая и экспериментируя в этих школах, художники авангарда, скульпторы и архитекторы разработали концепцию эстетического формообразования и создали одну из ранних систем дизайн-образования.
  2. Многие пропедевтические дисциплины ВХУТЕМАСа и Баухауза сегодня интегрированы в учебные программы архитектурно-художественных вузов.
  3. Универсальный проектный метод, теоретическое и методическое наследие этих важнейших центров формирования нового стиля до сих пор продолжают питать стилеобразующие процессы в сфере архитектуры, дизайна и художественного творчества.

Сегодня в ведущих ВУЗах страны идет активный процесс освоения двух- и трехмерного цифрового искусства, открываются актуальные и широко востребованные специальности и специализации, одновременно ведутся научные и практические поиски, направленные на оптимальное использование мультимедийного комплекса в подготовке будущих специалистов различных областей дизайна. Сегодня практически все дизайн проекты создаются в компьютерных программах. Это, несомненно, дает множество положительных результатов: сокращается время проектирования, в отличие от ручной подачи работы; возможность внести корректировки в проект даже на последних этапах моделирования; итоговая цифровая подача выглядит более выигрышно, нежели ручная; сокращаются затраченные усилия и расходные материалы. Однако компьютеризация всех процессов не всегда приводит к хорошим результатам. Во многих ВУЗах часы на обучение профилирующим предметам, такие как рисунок и живопись стремительно сокращаются. Сейчас многие дизайнеры даже не могут нарисовать эскиз, задумку своего проекта, за неимением рисовальных навыков. Зачастую это приводит к затрудненному общению работников в дизайн-агентствах. Сегодня дизайнеры практически не имеют опыта работы с натуральными материалами, это затрудняет их общее понимание и правильное внедрение в проект.

Вместе с тем во многих вузах России уменьшают срок обучения дизайну, подстраиваясь под Болонскую систему образования. Повсеместно происходит сужение учебной программы с целью упразднения ненужных предметов для студентов. Однако ненужными предметами считаются рисунок и живопись, которые в реальности являются профилирующими. В процессе изучения академического рисунка студенты знакомятся с основами художественного проектирования: построение перспективы, анализ пропорций, предмета и конструкции, также законы света и тени, основы композиции. Живопись открывает основные законы цвета, света, формы.

Подводя итоги, можно наблюдать неутешительную тенденцию к полному переходу искусства дизайна в цифровой вид. Это существенно ускоряет разработку объекта, а также, при грамотной подаче материала, обеспечивает лучшую привлекательность товара. Но это не могло не повлиять на качество выпускаемой продукции: она стала хуже. Изначальные принципы ранних дизайнерских школ как раз заключались в том, чтобы работать непосредственно с материалом, из которого объект и будет сделан. Ни одна компьютерная программа не сможет точно показать, как будет выглядеть конечный продукт, а сам принцип цифровой разработки не позволяет прочувствовать работу с материалами и методами сборки, что очень сильно усложняет работу технологам.

Литература:

  1. Быстрова Т. Ю. Вещь. Форма. Стиль: Введение в философию дизайна / Т. Ю. Быстрова — Ек.: Урал. ун-та, 2001.– С. 288.
  2. Михайлов С. М., Михайлова А. С. Становление универсального проектного метода в первых школах дизайна — Баухаузе и ВХУТЕМАСе в 1920-е гг. [электронный ресурс],http://www.iwep.ru:88/journal/12/pages %20104–106.pdf. (Дата обращения 10.10.08).
  3. Рунге В. Ф. Основы методологии и теории дизайна / В. Ф. Рунге, В. В. Сеньковский. — М.: М3-Пресс, 2003. — 252 с.
  4. Хан-Магомедов С. О. Александр Веснин и конструктивизм. / С. О. Хан-Магомедов — М.: Архитектура-С, 2007.– 412 с.
  5. Хан-Магомедов С. О. ВХУТЕМАС. / С. О. Хан-Магомедов — М.: Ладья, 1995. –344 с.
  6. Хан-Магомедов С. О. Николай Ладовский. / С. О. Хан-Магомедов — М.: Архитектура-С, 2007. — 88 c., ил.
Основные термины (генерируются автоматически): вводный курс, художественное творчество, быль, дизайн, материал, предмет, программа, проект, сегодня, художественная выразительность, школа.


Похожие статьи

Декоративно-прикладное искусство как средство формирования...

Важно как окружить ребёнка предметами искусства, так и помочь в развитии его художественных способностей. Для педагогов в художественных школах важно организовать учебный процесс так, чтобы на уроках царила атмосфера творчества...

Художественно-эстетическое развитие в начальной школе

Более того, для постепенного повышения уровня художественно-эстетического развития нами были отобраны произведения разного жанра.

Лихачев Б. Т. Педагогика, курс лекций.

Модифицированная художественно-творческая программа «Мозаика».

Коллективная художественная деятельность | Статья в журнале...

Коллективная художественная деятельность сегодня — это комплексная педагогическая

В такой процесс творчества вовлекались не только дети одного класса, но и всей школы.

Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» под редакцией Б. М...

Критерии для оценки сформированности живописного восприятия...

Живопись как фундаментальный предмет художественной школы способствует формированию художественного, целостного, колористического, а главное

Эффективность освоения программы во многом зависит от уровня сформированности живописного восприятия.

Эффективные методы обучения работе с цветом в детской...

Более взрослые воспитанники, подростки, поступающие на первый курс художественной школы, вполне готовы к постижению научных

Качество образования в условиях реализации дополнительных предпрофессиональных программ в детской художественной школе.

Изучение основ дизайна в учебной деятельности будущих...

Для того чтобы быть квалифицированным пользователем всех конструкций, предметов

Поиск путей внедрения дизайнерского образования в практику начальной школы сегодня

Дизайн как художественно-творческий метод познания и организации среды является составной и...

Развитие творческих способностей младших школьников...

Художественное творчество понимается как составная часть системы

У детей развиваются навыки использования художественных материалов, применения главных средств художественной выразительности в собственных творческих работах.

Методика изучения народных художественных промыслов...

Сегодня народное искусство существует в двух основных формах.

Наибольшее внимание изучению народных росписей отводится в программе с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла «Изобразительное искусство.

О проблемах обучения изобразительному искусству...

Ключевые слова: изобразительное искусство, образное мышление, художественное творчество, культура, общеобразовательная школа.

Поэтому воспитание художественного мышления должно выходить за временные рамки курса изо как школьного предмета и...

Похожие статьи

Декоративно-прикладное искусство как средство формирования...

Важно как окружить ребёнка предметами искусства, так и помочь в развитии его художественных способностей. Для педагогов в художественных школах важно организовать учебный процесс так, чтобы на уроках царила атмосфера творчества...

Художественно-эстетическое развитие в начальной школе

Более того, для постепенного повышения уровня художественно-эстетического развития нами были отобраны произведения разного жанра.

Лихачев Б. Т. Педагогика, курс лекций.

Модифицированная художественно-творческая программа «Мозаика».

Коллективная художественная деятельность | Статья в журнале...

Коллективная художественная деятельность сегодня — это комплексная педагогическая

В такой процесс творчества вовлекались не только дети одного класса, но и всей школы.

Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» под редакцией Б. М...

Критерии для оценки сформированности живописного восприятия...

Живопись как фундаментальный предмет художественной школы способствует формированию художественного, целостного, колористического, а главное

Эффективность освоения программы во многом зависит от уровня сформированности живописного восприятия.

Эффективные методы обучения работе с цветом в детской...

Более взрослые воспитанники, подростки, поступающие на первый курс художественной школы, вполне готовы к постижению научных

Качество образования в условиях реализации дополнительных предпрофессиональных программ в детской художественной школе.

Изучение основ дизайна в учебной деятельности будущих...

Для того чтобы быть квалифицированным пользователем всех конструкций, предметов

Поиск путей внедрения дизайнерского образования в практику начальной школы сегодня

Дизайн как художественно-творческий метод познания и организации среды является составной и...

Развитие творческих способностей младших школьников...

Художественное творчество понимается как составная часть системы

У детей развиваются навыки использования художественных материалов, применения главных средств художественной выразительности в собственных творческих работах.

Методика изучения народных художественных промыслов...

Сегодня народное искусство существует в двух основных формах.

Наибольшее внимание изучению народных росписей отводится в программе с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла «Изобразительное искусство.

О проблемах обучения изобразительному искусству...

Ключевые слова: изобразительное искусство, образное мышление, художественное творчество, культура, общеобразовательная школа.

Поэтому воспитание художественного мышления должно выходить за временные рамки курса изо как школьного предмета и...

Задать вопрос