Применение коррекционно-педагогических технологий в процессе формирования произносительной стороны речи в условиях дошкольного логопункта | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №17 (151) апрель 2017 г.

Дата публикации: 28.04.2017

Статья просмотрена: 1112 раз

Библиографическое описание:

Бедрина, А. В. Применение коррекционно-педагогических технологий в процессе формирования произносительной стороны речи в условиях дошкольного логопункта / А. В. Бедрина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 17 (151). — С. 243-245. — URL: https://moluch.ru/archive/151/42886/ (дата обращения: 20.04.2024).



Данная статья посвящена изучению произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с учетом лингвистического, логопедического, психологического и физиологического подхода. Также в статье рассмотрена этиология нарушений произношения. Описано экспериментальное исследование и подведены итоги работы по формированию произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста в условиях логопункта средствами современных коррекционно-педагогических технологий.

Ключевые слова: произносительная сторона речи, дети дошкольного возраста, логопедический пункт, коррекция нарушений

Произносительная сторона речи подразумевает под собой фонетическое оформление речи, а также совокупность речедвигательных навыков, с помощью которых оно определяется. Сюда входят навыки голосообразования, воспроизведения фонем и их сочетаний, речевое дыхание, логическое ударение и фразовая интонация, а также соблюдение орфоэпических норм [2, с.6].

По мнению лингвистов Л. В. Бондарко, Р. И. Аванесова, Е. Н. Винарской, язык позиционируется, как некая система разноуровневых знаков и единицы. В пределах двух наук о звуках — фонологии и фонетики к таким единицам принадлежат лексемы и фонемы.

С точки зрения М. Ф. Фомичевой, основными составляющими произносительной стороны речи служит система фонем, то есть звуки речи и ритмико-мелодическая сторона, в частности интонация.

Р. Якобсоном и Н. И. Жинкиным отмечено, что фонема является сегментной единицей, играющей большую роль смыслоразличителя и имеющей дифференциальные признаки, которые можно различить при помощи фонематического слуха.

Л. В. Бондарко и В. И. Бельтюков считали, что акустические свойства звуков обусловлены их артикуляторными позициями. Так как органы речевого аппарата имеют ненормированное положение, происходит искажение звука, его акустического образа.

С. Н. Цейтлин отмечает, что просодическая система языка, как комплекс интонаций и ударений, входит в структуру организации фонем. По мнению Л. Р. Зиндер, интонация является единым целом просодических компонентов, которые незаменимо вносят свой вклад в членение и организацию потока речи с целью передачи нужного и существенного смысла сообщения. В состав основных компонентов просодики входят: темп речи, мелодика, логическое ударение, тембр голоса, дикция, смысловые паузы, сила звука, интенсивность.

Этиология нарушений речевого онтогенеза ребенка может заключаться в следующем: наличие дефекта в речевом аппарате, недостаточность и малоподвижность органов артикуляции. Несомненно, органы артикуляции являются врождёнными у ребенка и готовы к функционированию. Однако проходит определённое время, прежде чем малыш начнёт говорить и озвучивать членораздельно речь. Первостепенная роль в этом принадлежит функционированию нервной системы, необходимой для развития нормальной речи ребенка. Если фонематический слух недоразвит, физический слух снижен, моторика речи притуплена, речь окружающих усваивается неправильно, это также может привести к недостаткам произношения.

Поэтому в школьном возрасте могут наблюдаться значительные затруднения при овладении письма и чтения детьми из-за недоразвития произносительной стороны речи. Кроме того, в грамматическом построении речи допускаются ошибки: замены букв и слогов, их искажения и смешения. Речь таких школьников отличается монотонностью, характеризуется невыразительностью, пунктуация на письме не соответствует действительности; высказывания теряют эмоциональную окраску речи, слова применяются неуместно.

Группа исследователей Н. А. Чевелёва, Л. С. Волкова, К. П. Беккер, Р. Е. Левина, Е. Ф. Рау, М. Ф. Фомичева, Г. Богомолова, О. В. Правдина, Т. Б. Филичева, М. Е. Хватцев, работали над вопросом произносительной стороны речи аспектов её нарушения, а также анализировали пути её коррекции.

Формирование произносительной стороны речи у дошкольников в условиях логопедического пункта происходит с учетом специальных требований: перед формирующим экспериментом у детей обследуются все стороны речи — звукопроизношение, фонематическая сторона речи, лексико-грамматическая сторона, а также компоненты просодики. На основании выявленных речевых нарушений коррекционная работа строится поэтапно с учетом принципов комплексного, индивидуального и дифференцированного подхода.

В первой половине сентября 2016 года был проведен констатирующий эксперимент на предмет изучения произносительной стороны речи у дошкольников, посещающих МОУ д/с № 273 г. Волгограда. Была создана экспериментальная группа детей из 12 человек (дети, посещающие логопункт).

Применялись методики Г. В. Чиркиной, Т. Б. Филичевой, Е. В. Архиповой для определения состояния произносительной стороны речи дошкольников.

В ходе констатирующего эксперимента у дошкольников большей частью выявились отклонения произношения шипящих, свистящих звуков, а также сонорных. Причем дефект звука наблюдался у некоторых детей из нескольких групп сразу. В сонорной группе замечена особенность: одновременно выявлено нарушение звукопроизношения мягкого варианта и твёрдого. Произносимые звуки дети искажали с помощью смягчения, звук заменяли другим, имеющим, сходство по артикуляции. У некоторых детей имелись нарушения компонентов просодической стороны речи: недостаточно развита интонационная выразительность речи и фонационное дыхание, невозможность воспроизведения ритмического рисунка, изменения голоса по силе и высоте. Таким образом, нами было выявлено, что у 75 % детей экспериментальной группы средний уровень сформированности произносительной стороны речи, у 25 % — низкий.

В течение 7-х месяцев с детьми экспериментальной группы осуществлялась коррекционная работа по следующим направлениям:

‒ развитие артикуляционной моторики;

‒ формирование правильного звукопроизношения;

‒ развитие фонематического восприятия;

‒ формирование просодической стороны речи.

Работа включала в себя как индивидуальные, так и подгрупповые занятия. На занятиях применялся комплекс коррекционно-педагогических технологий таких авторов, как Г. В. Чиркина, Е. М. Ипполитова, Т. Б. Филичева, Н. В. Серебрякова, Л. В. Лопатина и др. Однако доказано, что использование не только традиционных, но и нетрадиционных методов и средств оказывает положительное влияние на ход коррекционной работы, повышает ее эффективность. Поэтому на этапе формирующего эксперимента применялись компьютерные технологии: интерактивные игры и упражнения, мультимедийные презентации, обучающие видео, интерактивная доска.

Благодаря этому у дошкольников повышался интерес к занятиям, быстрее происходило формирование правильных артикуляционных укладов, сокращался срок автоматизации поставленных звуков, активизировался словарный запас, устранялись недостатки просодической стороны речи.

Умение гармонично сочетать традиционные и инновационные коррекционно-педагогические технологии позволило повысить мотивацию детей к логопедическим занятиям, вследствие чего сократить время коррекционной работы по формированию произносительной стороны речи у дошкольников.

В середине апреля 2017 года было проведено повторное обследование дошкольников, посещающих логопункт, в ходе которого выявилась положительная динамика состояния произносительной стороны речи. У детей были поставлены и автоматизированы звуки в слогах, словах и предложениях (у 85 %), проведена работа по коррекции темпо-ритмической стороной речи, развитию фонационного дыхания, интонации и других компонентов просодики. Однако у некоторых детей отмечались нестойкие замены близких по артикуляции звуков, и работа с такими детьми была продолжена (15 %).

Таким образом, в процессе эксперимента был сделан вывод о том, что в работе по формированию произносительной стороны речи у дошкольников в условиях логопункта может быть достигнут положительный результат, если логопедическая работа будет проводиться с опорой на онтогенетический принцип и принцип индивидуального подхода, систематизировано и целенаправленно, с учетом ведущего вида деятельности согласно возрасту, формирования всех сторон речи в тесной связи с развитием высших психических функций.

Литература:

1. Борозинец Н. М., Шеховцова Т. С. Логопедические технологии: Учебно-методическое пособие — Ставрополь, 2008. — 224 с.

2. Логопедия. Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических высших учебных заведений / Под ред. Л. С. Волковой,– 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ВЛАДОС, 2006.

3. Лынская М. И. Организация логопедической помощи с использованием компьютерных программ. Логопед в детском саду — Л., 2006. — № 6 (13).

4. Российская Е. Н. Произносительная сторона речи: Практический курс / Е. Н. Российская, Гаранина Л. А. — М.: АРКТИ, 2003.

Основные термины (генерируются автоматически): произносительная сторона речи, коррекционная работа, ребенок, дошкольный возраст, просодическая сторона речи, формирование, логическое ударение, логопедический пункт, речевой аппарат, фонационное дыхание.


Похожие статьи

Формирование речевого дыхания у дошкольников 5–7 лет...

В статье раскрывается понятие «дыхание», что оно собой представляет, о работе учителя-логопеда по формированию речевого дыхания у детей с речевыми нарушениями. Ключевые слова: виды дыхания, логопедические игры...

Формирование произносительной стороны речи посредством...

Основные термины (генерируются автоматически): произносительная сторона речи, ребенок, коррекционно-развивающая работа, игра

Информационно-коммуникативные технологии как средство формирования произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста.

Информационно-коммуникативные технологии как средство...

4) развитие просодической стороны речи, которая включает в себя работу по коррекции фонационного дыхания, развитию интонационной выразительности речи и модуляции голоса, а также темпо-ритмической стороны речи.

К вопросу о диагностике интонационной стороны речи у детей...

Интонационно-выразительная сторона речи — это сложное, суперсегментное явление, которое делит речевой отрезок на

Информационно-коммуникативные технологии как средство формирования произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста.

Система коррекционной работы по фонетико-фонематическому...

Дизартрия – нарушение звукопроизносительной стороны речи, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата.

Нарушение артикуляции и фонации, затрудняющие, а иногда и полностью препятствующие членораздельной звучной речи...

Формирование мелодико-интонационной стороны речи как...

Формирование мелодико-интонационной стороны речи мы начинали с выработки продуктивных схем дыхания.

Содержание третьего этапа коррекционного воздействия было направленно на развитие просодической стороны речи, которую мы начинали с...

Нарушения голоса у детей, страдающих ДЦП | Статья в сборнике...

Фонетическая сторона речи страдает обычно незначительно. Дыхание: Дыхание в покое.

Постепенно голос становится достаточно звучным, увеличивается фонационный выдох. Для координации фонации и дыхания цепочки слогов удлиняются.

Преодоление нарушений звукопроизношения у детей старшего...

Задачами коррекционно-логопедической работы являлись: – формирование у детей умения узнавать звук по акустическим признакам, различать

Особенности диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня.

Использование фонетической ритмики в коррекции речевых...

Существенную роль в формировании произносительной стороны речи таких детей играет фонетическая ритмика, которая органически входит в работу по формированию произношения.

Формирование речевого дыхания у дошкольников 5–7 лет...

В статье раскрывается понятие «дыхание», что оно собой представляет, о работе учителя-логопеда по формированию речевого дыхания у детей с речевыми нарушениями. Ключевые слова: виды дыхания, логопедические игры...

Формирование произносительной стороны речи посредством...

Основные термины (генерируются автоматически): произносительная сторона речи, ребенок, коррекционно-развивающая работа, игра

Информационно-коммуникативные технологии как средство формирования произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста.

Информационно-коммуникативные технологии как средство...

4) развитие просодической стороны речи, которая включает в себя работу по коррекции фонационного дыхания, развитию интонационной выразительности речи и модуляции голоса, а также темпо-ритмической стороны речи.

К вопросу о диагностике интонационной стороны речи у детей...

Интонационно-выразительная сторона речи — это сложное, суперсегментное явление, которое делит речевой отрезок на

Информационно-коммуникативные технологии как средство формирования произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста.

Система коррекционной работы по фонетико-фонематическому...

Дизартрия – нарушение звукопроизносительной стороны речи, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата.

Нарушение артикуляции и фонации, затрудняющие, а иногда и полностью препятствующие членораздельной звучной речи...

Формирование мелодико-интонационной стороны речи как...

Формирование мелодико-интонационной стороны речи мы начинали с выработки продуктивных схем дыхания.

Содержание третьего этапа коррекционного воздействия было направленно на развитие просодической стороны речи, которую мы начинали с...

Нарушения голоса у детей, страдающих ДЦП | Статья в сборнике...

Фонетическая сторона речи страдает обычно незначительно. Дыхание: Дыхание в покое.

Постепенно голос становится достаточно звучным, увеличивается фонационный выдох. Для координации фонации и дыхания цепочки слогов удлиняются.

Преодоление нарушений звукопроизношения у детей старшего...

Задачами коррекционно-логопедической работы являлись: – формирование у детей умения узнавать звук по акустическим признакам, различать

Особенности диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня.

Использование фонетической ритмики в коррекции речевых...

Существенную роль в формировании произносительной стороны речи таких детей играет фонетическая ритмика, которая органически входит в работу по формированию произношения.

Похожие статьи

Формирование речевого дыхания у дошкольников 5–7 лет...

В статье раскрывается понятие «дыхание», что оно собой представляет, о работе учителя-логопеда по формированию речевого дыхания у детей с речевыми нарушениями. Ключевые слова: виды дыхания, логопедические игры...

Формирование произносительной стороны речи посредством...

Основные термины (генерируются автоматически): произносительная сторона речи, ребенок, коррекционно-развивающая работа, игра

Информационно-коммуникативные технологии как средство формирования произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста.

Информационно-коммуникативные технологии как средство...

4) развитие просодической стороны речи, которая включает в себя работу по коррекции фонационного дыхания, развитию интонационной выразительности речи и модуляции голоса, а также темпо-ритмической стороны речи.

К вопросу о диагностике интонационной стороны речи у детей...

Интонационно-выразительная сторона речи — это сложное, суперсегментное явление, которое делит речевой отрезок на

Информационно-коммуникативные технологии как средство формирования произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста.

Система коррекционной работы по фонетико-фонематическому...

Дизартрия – нарушение звукопроизносительной стороны речи, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата.

Нарушение артикуляции и фонации, затрудняющие, а иногда и полностью препятствующие членораздельной звучной речи...

Формирование мелодико-интонационной стороны речи как...

Формирование мелодико-интонационной стороны речи мы начинали с выработки продуктивных схем дыхания.

Содержание третьего этапа коррекционного воздействия было направленно на развитие просодической стороны речи, которую мы начинали с...

Нарушения голоса у детей, страдающих ДЦП | Статья в сборнике...

Фонетическая сторона речи страдает обычно незначительно. Дыхание: Дыхание в покое.

Постепенно голос становится достаточно звучным, увеличивается фонационный выдох. Для координации фонации и дыхания цепочки слогов удлиняются.

Преодоление нарушений звукопроизношения у детей старшего...

Задачами коррекционно-логопедической работы являлись: – формирование у детей умения узнавать звук по акустическим признакам, различать

Особенности диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня.

Использование фонетической ритмики в коррекции речевых...

Существенную роль в формировании произносительной стороны речи таких детей играет фонетическая ритмика, которая органически входит в работу по формированию произношения.

Формирование речевого дыхания у дошкольников 5–7 лет...

В статье раскрывается понятие «дыхание», что оно собой представляет, о работе учителя-логопеда по формированию речевого дыхания у детей с речевыми нарушениями. Ключевые слова: виды дыхания, логопедические игры...

Формирование произносительной стороны речи посредством...

Основные термины (генерируются автоматически): произносительная сторона речи, ребенок, коррекционно-развивающая работа, игра

Информационно-коммуникативные технологии как средство формирования произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста.

Информационно-коммуникативные технологии как средство...

4) развитие просодической стороны речи, которая включает в себя работу по коррекции фонационного дыхания, развитию интонационной выразительности речи и модуляции голоса, а также темпо-ритмической стороны речи.

К вопросу о диагностике интонационной стороны речи у детей...

Интонационно-выразительная сторона речи — это сложное, суперсегментное явление, которое делит речевой отрезок на

Информационно-коммуникативные технологии как средство формирования произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста.

Система коррекционной работы по фонетико-фонематическому...

Дизартрия – нарушение звукопроизносительной стороны речи, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата.

Нарушение артикуляции и фонации, затрудняющие, а иногда и полностью препятствующие членораздельной звучной речи...

Формирование мелодико-интонационной стороны речи как...

Формирование мелодико-интонационной стороны речи мы начинали с выработки продуктивных схем дыхания.

Содержание третьего этапа коррекционного воздействия было направленно на развитие просодической стороны речи, которую мы начинали с...

Нарушения голоса у детей, страдающих ДЦП | Статья в сборнике...

Фонетическая сторона речи страдает обычно незначительно. Дыхание: Дыхание в покое.

Постепенно голос становится достаточно звучным, увеличивается фонационный выдох. Для координации фонации и дыхания цепочки слогов удлиняются.

Преодоление нарушений звукопроизношения у детей старшего...

Задачами коррекционно-логопедической работы являлись: – формирование у детей умения узнавать звук по акустическим признакам, различать

Особенности диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня.

Использование фонетической ритмики в коррекции речевых...

Существенную роль в формировании произносительной стороны речи таких детей играет фонетическая ритмика, которая органически входит в работу по формированию произношения.

Задать вопрос