Обмен и возврат товара в комиссионных магазинах: вопрос надлежащего и ненадлежащего качества | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №17 (151) апрель 2017 г.

Дата публикации: 26.04.2017

Статья просмотрена: 5814 раз

Библиографическое описание:

Ходырева, А. В. Обмен и возврат товара в комиссионных магазинах: вопрос надлежащего и ненадлежащего качества / А. В. Ходырева, В. Н. Гаврилов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 17 (151). — С. 197-199. — URL: https://moluch.ru/archive/151/42785/ (дата обращения: 19.04.2024).



В эру потребления набирают большую популярность точки продажи вещей с низкой ценовой политикой — многим хочется улучшить качество жизни, затратив на это минимальное количество собственных ресурсов. Часто комиссионные магазины специализируются на продаже тех предметов обихода, которые уже были в употреблении (исторически они и создавались только для продажи именно таких товаров). Владельцы «обычных» комиссионных магазинов принимают на реализацию вещи у физических лиц. В «секонд-хэндах» одежда и текстиль, как правило, закупаются за границей и обладают хорошим качеством, несмотря на разную степень износа.

В связи с этим возникает вопрос — можно ли вернуть или обменять вещь, которая была приобретена во «вторые руки», если она надлежащего или ненадлежащего качества? Позиция закона насчет второго более-менее понятна, но в отношении первого существует законодательный пробел.

К сожалению, сущность проблемы определяет её сугубо практический характер — в каждом третьем магазине на стендах рядом с Законом о защите прав потребителей висит яркое объявление: «Секонд-хэнд товар обмену и возврату не подлежит». Научные труды этому вопросу, как правило, не посвящаются, а данная тема если и затрагивается, то только вскользь, в то время как законодатель пользуется обтекаемыми формулировками.

Возможность обмена товара надлежащего качества предусмотрена ст. 25 Закона от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей» в редакции от 9 января 1996 г., с изм. от 3 июля 2016 (далее — Закон оЗПП) [2]. Если товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации, то в течение четырнадцати дней у покупателя есть возможность его обменять, при условии, что товар не был в употреблении, сохранен товарный вид и другие свойства. Товар не должен быть включен в «Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации», утв. Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55 (с изм. на 23.12.16 г.) [3]. Если же аналогичный товар отсутствует, то потребитель вправе отказаться от договора.

В то же время, вещи в «секонд-хэндах» индивидуальны и замена на товар той же марки или аналогичный товар другой марки может быть неосуществима, поэтому, методом исключения, следует обратить внимание на проблему возврата вещей. Возникает сомнение в том, может ли вообще комиссионный товар быть надлежащего качества.

Законодательство не содержит прямых определений «надлежащего» и «ненадлежащего» качества, но если обратиться к ст. 469 ГК РФ [1], то можно выделить существенный признак «надлежащего» качества — полезность для потребителя, соответствие целевому назначению. И. А. Шувалова определяет надлежащее качество как соответствие всем нормам и стандартам, обладание необходимыми свойствами для дальнейшего использования по прямому назначению, отсутствие дефектов и неисправностей [8, с. 25]. «Ненадлежащее» качество предполагает наличие недостатков, обычных или существенных [7, с. 138].

Несмотря на то, что товар ранее кем-то использовался, его все еще можно использовать для тех целей, для которых он предназначен — верхняя одежда из «секонд-хэнда» может защитить от непогоды, а в ранее эксплуатируемый кем-то рюкзак можно сложить вещи, при этом разница между такой вещью и абсолютно новым товаром будет незначительна. Представляется, что нельзя презюмировать, будто вещь из вторых рук может быть только ненадлежащего качества — за одно использование пальто не потеряет своих свойств и не износится, но уже не будет новым.

Сама сущность товара из комиссионных магазинов предполагает, что вещью ранее пользовались, поэтому существует необходимость раскрытия понятия «товар, бывший в употреблении». Законодатель ни в 25 статье Закона оЗПП, ни в других нормативно-правовых актах не указывает, кем товар мог употребляться. На данный аспект может быть две точки зрения:

  1. Законодатель подразумевает под употреблением любое использование вещи, в том числе и первым владельцем. Этой позиции, как правило, придерживаются руководство и работники комиссионных магазинов — им выгодно, чтобы покупатель не возвращал товар надлежащего качества. И. А. Шувалова считает, что не имеет значения, кем использовалась вещь и вернуть ее как неподходящую на практике невозможно [7, с. 85].
  2. Подразумевается использование вещи покупателем, который приобрел её у комиссионера. В этом случае можно говорить о, своего рода, фикции — предполагается, что товар якобы новый и «использовать» его может именно конечный покупатель. По этому пути идет судебная практика. Так, истец приобрела женскую кофту в магазине «секонд-хэнд» и позже выяснила, что данный элемент гардероба не подходит ей по цвету и фасону. В возврате кофты было отказано, и гражданка обратилась в суд, который не внял доводам ответчика о том, что такие вещи возврату и обмену не подлежат, и принял решение в пользу потребителя [6].

Исходя из вышеизложенного, верной с точки зрения логики выступает вторая позиция: конечный покупатель должен иметь право на возврат неподходящего товара, как и первоначальный покупатель. Продавцу возвращают ту же вещь в том же состоянии, в каком она реализовывалась.

Относительно же комиссионных товаров ненадлежащего качества законодатель обозначил свое мнение — вернуть можно, но есть нюансы.

В соответствии с п. 11 и 129 Постановления Правительства РФ от 19.01.1998 № 55 недостатки товара должны быть оговорены продавцом заранее в устной и письменной форме [3]. Если покупателем после покупки были обнаружены иные недостатки, то он вправе потребовать замены товара, замены с перерасчетом покупной цены, соразмерного уменьшения покупной цены, устранения недостатков или возмещения расходов на их устранение. Также в соответствии с п. 29 Постановления Правительства РФ от 06.06.1998 № 569 покупатель может отказаться от договора купли-продажи и вернуть товар [4]. В связи с тем, что вещь индивидуальна, у покупателя фактически остается три варианта: уменьшение цены, устранение недостатков и расторжение договора.

Однако на практике комиссионер часто отказывает покупателю в его требованиях, мотивируя отказ тем, что недостаток не присутствовал на момент продажи и покупатель, испортив вещь, решил получить выгоду за счет магазина. Также нередки случаи, при которых на товаре отсутствует необходимая информация о недостатках, что продавец недобросовестно использует.

Суды же в расторжении договора не отказывают. Так, истец приобрела в одном из «секондов» шубу, а после обнаружила, что часть меха безнадежно испорчена. В реализации её права на возврат и обмен товара ненадлежащего качества магазином было отказано, и гражданке пришлось решать проблему в судебном порядке — судья принял её сторону. Ответчик обратился в суд апелляционной инстанции, который оставил решение без изменения [5].

Законодательство, как созданная человеком система, не может быть идеальным и постоянно совершенствуется.

Целесообразно обратить внимание на то, что из-за отсутствия конкретной позиции закона относительно возврата товара в комиссионные магазины, ущемляются права потребителей, которые, по каким-либо причинам, решили отказаться от вещи в 14-дневный срок. Не каждый обратится в суд за защитой своих прав, так как результат зачастую предсказуем и он — не в пользу граждан. При этом необходимо сохранить хрупкий баланс обеспечения прав комиссионера и покупателя.

Стоит законодательно разграничить первоначального покупателя и конечного покупателя для решения вопроса о том, была ли вещь в употреблении, а также защитить гражданина, который решил вернуть товар ненадлежащего качества.

О возврате товара надлежащего качества в Правилах комиссионной торговли ничего не сказано — значит ли это, что возможность возврата настолько очевидна, что упоминать о ней не стоит, или же это продуманное умалчивание о том, что нельзя осуществить?

Литература:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 23.05.2016)// СПС КонсультантПлюс.
  2. Закон от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей» в редакции от 9 января 1996 г., с изм. от 3 июля 2016 // Ведомости РФ. 1992. № 15. Ст. 766; Собрание законодательства РФ. 1996. № 3. Ст. 140.
  3. Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 № 55 (ред. от 23.12.2016) «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации» // Собрание законодательства РФ. 1998. № 4. Ст. 482
  4. Постановление Правительства РФ от 06.06.1998 N 569 (ред. от 04.10.2012) «Об утверждении Правил комиссионной торговли непродовольственными товарами» // СПС КонсультантПлюс(дата обращения: 03.03.2017).
  5. Определение судьи Миасского городского суда Тороповой Л. В. от 06.06.2011 [Электронный ресурс]. — // РосПравосудие-картотека судебных решений. Режим доступа: https://rospravosudie.com/court-miasskij-gorodskoj-sud-chelyabinskaya-oblast-s/act-104130562/ (дата обращения: 03.03.2017).
  6. Решение мирового судьи судебного участка № 1 г. Губкина Белгородской области Тутовой А. А. от 23.01.2013 [Электронный ресурс]. — // РосПравосудие-картотека судебных решений. Режим доступа: https://rospravosudie.com/court-sudebnyj-uchastok-1-mirovogo-sudi-g-gubkina-belgorodskoj-oblasti-s/act-208561103/ (дата обращения: 03.03.2017).
  7. Г. Р. Гафарова. Защита прав потребителей: учебное пособие / под ред. З. М. Фаткудинова. — М.: Юстицинформ, 2008. — 376 с.
  8. И. А. Шувалова. Защита прав потребителей: пособие. — М.: ИНФРА-М, 2017. — 166 с. [Электронный ресурс; URL: http://www.znanium.com].
Основные термины (генерируются автоматически): товар, надлежащее качество, ненадлежащее качество, вещь, конечный покупатель, покупатель, Постановление Правительства РФ, возврат товара, первоначальный покупатель, покупная цена.


Похожие статьи

Реализация права покупателя на отказ от исполнения договора...

Ключевые слова: качество товаров, товар ненадлежащего качества, отказ от исполнения договора купли-продажи, изменения в Гражданский кодекс Российской Федерации. Право покупателя на получение от поставщика товара надлежащего качества вытекает из смысла...

Права покупателя на обмен качественного товара

потребитель, товар, моральный вред, надлежащее качество, указанный товар, защита, денежная сумма, непродовольственный товар, Постановление Правительства РФ, возврат.

Возможность совершенствования законодательства о защите прав...

«Покупатель вправе в течение 14 дней, не считая дня передачи ему непродовольственного товара надлежащего качества, если более длительный срок не объявлен продавцом, обменять в месте покупки и иных местах, объявленных продавцом, купленный товар на аналогичный...

Защита прав потребителей в сфере дистанционной торговли по...

Возвращая товар надлежащего качества следует составлять накладную или акт о возврате товара. Нельзя отказаться от товара, обусловленного

– заменил на товар аналогичной марки (или другой марки) с соответствующим перерасчетом покупной цены.

Способы защиты прав потребителей в интернет-торговле

При покупке товара ненадлежащего качества, покупатель имеет право потребовать от продавца замену, ремонт, компенсацию расходов за самостоятельный ремонт или возврат денег.

Защита прав потребителей при дистанционном способе продажи...

Заказ покупателя может быть проигнорирован, могут доставить не тот товар, который был заказан, продавец может отказаться от возврата товара, могут быть и другие нарушения прав потребителя, однако названные проблемы можно будет решить если покупатель изначально...

Предоставление информации о товаре по договору...

Покупателю не нужно посещать магазин для выбора товара; товар доставляется по месту проживания; имеет

Споры относительно приобретенного дистанционным способом товара могут возникнуть в случае покупки товара как надлежащего, так и ненадлежащего качества.

Формы защиты прав потребителей в сфере дистанционной торговли

Возвращая товар надлежащего качества следует составлять накладную или акт о возврате товара. Нельзя отказаться от товара, обусловленного

– замены на товар аналогичной марки (или другой марки) с соответствующим перерасчетом покупной цены.

Дистанционная торговля и ее место в ритейлинге | Молодой ученый

Если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, потребитель вправе отказаться от товара в течение трех месяцев с момента его передачи.

Реализация права покупателя на отказ от исполнения договора...

Ключевые слова: качество товаров, товар ненадлежащего качества, отказ от исполнения договора купли-продажи, изменения в Гражданский кодекс Российской Федерации. Право покупателя на получение от поставщика товара надлежащего качества вытекает из смысла...

Права покупателя на обмен качественного товара

потребитель, товар, моральный вред, надлежащее качество, указанный товар, защита, денежная сумма, непродовольственный товар, Постановление Правительства РФ, возврат.

Возможность совершенствования законодательства о защите прав...

«Покупатель вправе в течение 14 дней, не считая дня передачи ему непродовольственного товара надлежащего качества, если более длительный срок не объявлен продавцом, обменять в месте покупки и иных местах, объявленных продавцом, купленный товар на аналогичный...

Защита прав потребителей в сфере дистанционной торговли по...

Возвращая товар надлежащего качества следует составлять накладную или акт о возврате товара. Нельзя отказаться от товара, обусловленного

– заменил на товар аналогичной марки (или другой марки) с соответствующим перерасчетом покупной цены.

Способы защиты прав потребителей в интернет-торговле

При покупке товара ненадлежащего качества, покупатель имеет право потребовать от продавца замену, ремонт, компенсацию расходов за самостоятельный ремонт или возврат денег.

Защита прав потребителей при дистанционном способе продажи...

Заказ покупателя может быть проигнорирован, могут доставить не тот товар, который был заказан, продавец может отказаться от возврата товара, могут быть и другие нарушения прав потребителя, однако названные проблемы можно будет решить если покупатель изначально...

Предоставление информации о товаре по договору...

Покупателю не нужно посещать магазин для выбора товара; товар доставляется по месту проживания; имеет

Споры относительно приобретенного дистанционным способом товара могут возникнуть в случае покупки товара как надлежащего, так и ненадлежащего качества.

Формы защиты прав потребителей в сфере дистанционной торговли

Возвращая товар надлежащего качества следует составлять накладную или акт о возврате товара. Нельзя отказаться от товара, обусловленного

– замены на товар аналогичной марки (или другой марки) с соответствующим перерасчетом покупной цены.

Дистанционная торговля и ее место в ритейлинге | Молодой ученый

Если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, потребитель вправе отказаться от товара в течение трех месяцев с момента его передачи.

Похожие статьи

Реализация права покупателя на отказ от исполнения договора...

Ключевые слова: качество товаров, товар ненадлежащего качества, отказ от исполнения договора купли-продажи, изменения в Гражданский кодекс Российской Федерации. Право покупателя на получение от поставщика товара надлежащего качества вытекает из смысла...

Права покупателя на обмен качественного товара

потребитель, товар, моральный вред, надлежащее качество, указанный товар, защита, денежная сумма, непродовольственный товар, Постановление Правительства РФ, возврат.

Возможность совершенствования законодательства о защите прав...

«Покупатель вправе в течение 14 дней, не считая дня передачи ему непродовольственного товара надлежащего качества, если более длительный срок не объявлен продавцом, обменять в месте покупки и иных местах, объявленных продавцом, купленный товар на аналогичный...

Защита прав потребителей в сфере дистанционной торговли по...

Возвращая товар надлежащего качества следует составлять накладную или акт о возврате товара. Нельзя отказаться от товара, обусловленного

– заменил на товар аналогичной марки (или другой марки) с соответствующим перерасчетом покупной цены.

Способы защиты прав потребителей в интернет-торговле

При покупке товара ненадлежащего качества, покупатель имеет право потребовать от продавца замену, ремонт, компенсацию расходов за самостоятельный ремонт или возврат денег.

Защита прав потребителей при дистанционном способе продажи...

Заказ покупателя может быть проигнорирован, могут доставить не тот товар, который был заказан, продавец может отказаться от возврата товара, могут быть и другие нарушения прав потребителя, однако названные проблемы можно будет решить если покупатель изначально...

Предоставление информации о товаре по договору...

Покупателю не нужно посещать магазин для выбора товара; товар доставляется по месту проживания; имеет

Споры относительно приобретенного дистанционным способом товара могут возникнуть в случае покупки товара как надлежащего, так и ненадлежащего качества.

Формы защиты прав потребителей в сфере дистанционной торговли

Возвращая товар надлежащего качества следует составлять накладную или акт о возврате товара. Нельзя отказаться от товара, обусловленного

– замены на товар аналогичной марки (или другой марки) с соответствующим перерасчетом покупной цены.

Дистанционная торговля и ее место в ритейлинге | Молодой ученый

Если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, потребитель вправе отказаться от товара в течение трех месяцев с момента его передачи.

Реализация права покупателя на отказ от исполнения договора...

Ключевые слова: качество товаров, товар ненадлежащего качества, отказ от исполнения договора купли-продажи, изменения в Гражданский кодекс Российской Федерации. Право покупателя на получение от поставщика товара надлежащего качества вытекает из смысла...

Права покупателя на обмен качественного товара

потребитель, товар, моральный вред, надлежащее качество, указанный товар, защита, денежная сумма, непродовольственный товар, Постановление Правительства РФ, возврат.

Возможность совершенствования законодательства о защите прав...

«Покупатель вправе в течение 14 дней, не считая дня передачи ему непродовольственного товара надлежащего качества, если более длительный срок не объявлен продавцом, обменять в месте покупки и иных местах, объявленных продавцом, купленный товар на аналогичный...

Защита прав потребителей в сфере дистанционной торговли по...

Возвращая товар надлежащего качества следует составлять накладную или акт о возврате товара. Нельзя отказаться от товара, обусловленного

– заменил на товар аналогичной марки (или другой марки) с соответствующим перерасчетом покупной цены.

Способы защиты прав потребителей в интернет-торговле

При покупке товара ненадлежащего качества, покупатель имеет право потребовать от продавца замену, ремонт, компенсацию расходов за самостоятельный ремонт или возврат денег.

Защита прав потребителей при дистанционном способе продажи...

Заказ покупателя может быть проигнорирован, могут доставить не тот товар, который был заказан, продавец может отказаться от возврата товара, могут быть и другие нарушения прав потребителя, однако названные проблемы можно будет решить если покупатель изначально...

Предоставление информации о товаре по договору...

Покупателю не нужно посещать магазин для выбора товара; товар доставляется по месту проживания; имеет

Споры относительно приобретенного дистанционным способом товара могут возникнуть в случае покупки товара как надлежащего, так и ненадлежащего качества.

Формы защиты прав потребителей в сфере дистанционной торговли

Возвращая товар надлежащего качества следует составлять накладную или акт о возврате товара. Нельзя отказаться от товара, обусловленного

– замены на товар аналогичной марки (или другой марки) с соответствующим перерасчетом покупной цены.

Дистанционная торговля и ее место в ритейлинге | Молодой ученый

Если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, потребитель вправе отказаться от товара в течение трех месяцев с момента его передачи.

Задать вопрос