Использование коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Соломахина, Т. Н. Использование коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ / Т. Н. Соломахина, И. М. Михалева, Е. В. Шевченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 16 (150). — С. 496-498. — URL: https://moluch.ru/archive/150/42647/ (дата обращения: 20.04.2024).



Отличительной особенностью современного образования является стремительное проникновение информационно-коммуникационных технологий во все его уровни, в том числе и специальное образование, это вызывает необходимость пересмотра традиционных логопедических технологий коррекции нарушений психического и речевого развития детей дошкольного возраста.

В настоящее время использование информационно-коммуникационных технологий в специальном образовании становится повсеместным явлением, что подтверждается анализом теоретических и практических источников: Интернет-сайтов, специализированной литературы, участием в работе конференций и педагогических чтений. Обобщая данные педагогов-практиков и собственные исследования, можно с уверенностью отметить, что включение в коррекционно-педагогический процесс высокотехнологичных информационных образовательных ресурсов дает возможность успешнее решать общедидактические и специальные принципы, общеобразовательные и коррекционные задачи.

Коррекционно-развивающий потенциал ИКТ заключается в повышении производительности обучения за счет:

– реализации принципа модальности (совместной координированной работы моторного, слухового и зрительного анализаторов при выполнении заданий),

– реализации принципа комплексности (использование разнообразных методов и приемов коррекционной педагогики и современных средств обучения),

– увеличения плотности занятия (интеграция рациональности, динамичности и информативности),

– повышения учебной мотивации воспитанников (моделирование интерактивной коррекционно-развивающей учебной среды),

– раскрытия резервных возможностей ребенка с особыми образовательными потребностями (соответствие способу восприятия информации, которым отличается новое поколение детей).

Идея гармоничного соединения традиционных коррекционных технологий с возможностями ИКТ в процессе обучения и развития детей с ОВЗ, легла в основу программы «Учимся говорить правильно» на базе МБДОУ “Детский сад № 64 г. Астрахань.

Необходимость её решения определилась, во-первых, тем, что рост числа детей имеющих психо-речевые нарушения, осложненных патохарактерологическим развитием личности, неуклонно растет. Во-вторых, своевременность совершенствования процесса коррекционного обучения и воспитания детей, страдающих психо-речевыми нарушениями, позволяет устранить причины потенциальной неуспеваемости детей в школе и снизить риск их дезадаптации в новых социальных условиях.

В рамках практического воплощения опыта работы, разработали модель коррекционно-развивающей деятельности на базе ИКТ, в основу которой положены варианты учебных моделей авторов Ю. К. Бабанского, Н. В. Кузьмина, В. И. Гинецинского, и модель организации дошкольной логопедической службы автора О. А. Степановой.

Система коррекционно-образовательной работы на базе ИКТ, предполагает решение следующих задач:

– Обеспечение развивающего обучения дошкольников: всестороннее развитие их интеллектуально-волевых качеств, формирование у воспитанников психологической базы речи и личностных качеств.

– Создание дополнительных условий психолого-педагогической и речевой поддержки ребенка-дошкольника, стимулирующих их интеллектуальное и личностное развитие.

– Повышение психолого-педагогической культуры и воспитательной компетентности родителей, побуждение их к активной и сознательной деятельности по закреплению в условиях семьи новых речевых навыков у детей.

– Оптимизация процедуры изучения речевых и психических функций у детей.

– Укрепление интегративных связей, объединение усилий специалистов, родителей и воспитанников в целях выравнивания речевого и психического развития детей.

В системе коррекционно — развивающей работы с использованием ИКТ выделили три основных блока, включающих следующие направления деятельности.

  1. Работа сдетьми:

– индивидуальные специализированные занятия с использованием логопедических, дефектологических компьютерных технологий и планшетного ПК;

– НОД, индивидуальная образовательная деятельность с использованием мультимедиа презентаций;

– речевые праздники и развлечения с использованием слайд-шоу;

– диагностика речевых и психических функций с использованием возможностей компьютера (создание системы мониторинга).

  1. Работа сродителями:

– интерактивные формы взаимодействия с использованием компьютерных логопедических, дефектологических программ;

– электронные информационные рюкзачки (домашние задания на переносных накопителях информации);

– консультативно-методическое сопровождение (буклеты, памятки, обработанные на компьютерном оборудовании);

– творческие недели (логопедические тренинги, организационно — деятельностная игра с использованием мультимедиа презентаций).

  1. Работа спедагогами:

– мастер-классы с использованием мультимедиа презентаций;

– семинары-практикумы с просмотром видео-зарисовок, видеороликов на интерактивном оборудовании;

– презентация опыта работы с электронным сопровождением на различных областных и районных мероприятиях;

– творческие недели (просмотр интегрированных коррекционных занятий с их последующим анализом, логопедические интерактивные тренинги).

Первый блок, предусматривает работу с детьми, имеющими задержку психического развития и системное нарушение речевой деятельности. Для реализации первого направления включаем в индивидуальные логопедические занятия специализированные компьютерные технологии “Игры для Тигры” (авт. Л. Р. Лизунова) и “Мир за твоим окном” (авт. О. И. Кукушкиной, Т. К. Королевской, Е. Л. Гончаровой), поскольку они наиболее полно учитывают основные требования, предъявляемые к логопедическим компьютерным программам. Работая с вышеназванными мультимедийными пособиями, опираясь на их игровое содержание, формируем компоненты речи, развиваем память, мышление, воображение и такие личностные качества наших воспитанников, как самостоятельность, инициативность, ответственность, умение доводить начатое до конца, самооценку.

Форма специализированных занятий с использованием компьютерных технологий — индивидуальная, 1 раз в неделю при условии здоровьесбережения, поскольку дети с ЗПР, системными нарушениями речи имеют отклонения в состоянии здоровья и быстро утомляются. Время проведения занятий — 12–15 минут.

Включение планшетных ПК в индивидуальную коррекционную работу, позволяет разнообразить деятельность ребенка, сделать совместный процесс более интересным и познавательным. Основная цель работы на планшете — формирование системы сенсорных эталонов и перцептивных действий у воспитанников.

При проведении НОД используем компьютерные презентации, в соответствии с лексической темой и планом занятия. В сюжетно-игровой форме знакомим детей с временами года, животными, птицами, профессиями, демонстрируя не только зрительные, но и воссоздавая необходимые слуховые ассоциации. Детям нравятся презентации, в которые включены ребусы, кроссворды, изографы. Интересны для ребят развивающие занимательные игровые упражнения по активизации и обогащению словаря, отработки правильных грамматических конструкций. Такие задания дают нам возможность, формировать у воспитанников психологическую базу речи, повысить познавательную мотивацию — как одного из основных качеств обеспечивающих психологическую готовность ребенка к обучению в школе.

Таким образом, использование информационных и компьютерных ресурсов не заменяет привычных коррекционных методов и технологий, а является рациональным и удобным источником информации и наглядности, что позволяет:

– создать дополнительную мотивацию к изучению определенной темы у воспитанников, ускоряя запоминание содержания необходимого материала, делая этот процесс осмысленным и долговременным,

– создать дополнительные психолого-педагогические условия развития положительной мотивации к исправлению речевых нарушений у воспитанников.

Второй блок — работа с родителями. Мы согласны с высказыванием, что “…наилучший способ помочь детям — это помочь их родителям”. Поэтому, наша работа предполагает активное включение родителей в коррекционный процесс и закрепление в условиях семьи новых речевых навыков у детей.

Проведя в начале учебного года анкетирование среди родителей и встречу за круглым столом, выстраиваем тактику дифференцированного взаимодействия с каждой семьей. Программу сопровождения семейного воспитания ребенка с нарушениями речи с использованием ИКТ планируем в два этапа: просветительский и организацию совместной деятельности семьи и педагогов МБДОУ № 64 г. Астрахани.

В рамках этих этапов реализуем привычные и хорошо зарекомендовавшие себя формы взаимодействия и новые формы коррекционно-педагогического сопровождения семейного воспитания дошкольников с включением средств мультимедиа.

Например, реализация такой инновационной формы работы, как “Электронные информационные рюкзачки”, зарекомендовала себя очень хорошо. Она выполняет функции электронных домашних заданий в виде обучающих презентаций и электронных памяток-рекомендаций. Считаем, что такая личностно-ориентированная направленность оформления материала выводит отношения педагога и родителей на новый уровень сотрудничества и взаимопонимания, способствует оптимизации работы по познавательному и речевому развитию воспитанников.

Третий блок — работа с педагогами. В целях методического и организационного обновления профессиональной деятельности педагогического коллектива ДОУ, используем формы работы, в состав которых также включен компьютерный компонент: семинары-практикумы, логопедические тренинги, интегрированные занятия, мастер-классы. Например, соединяя многолетний опыт работы специалистов- старожил с умениями молодых специалистов владеющих современными ИКТ создаем новое информационно-образовательное коммуникативное пространство, позволяющее повысить уровень профессионализма педагогов и сформировать креативные качества специалистов, работающих с детьми-логопатами.

Резюмируя вышесказанное, подведем итог, считаем, что разработанная исследовательским коллективом МБДОУ № 64 модель коррекционно-образовательного процесса с использованием информационно-коммуникационных технологий, значительно расширяет учебно-информационное пространство и обеспечивает качество дошкольного образования.

Апробация системы коррекционно-образовательной работы на базе ИКТ, показала, что данная модель органично встраивается в организацию помощи дошкольникам с ОВЗ, с учетом индивидуальных возможностей и коррекционно-образовательных потребностей ребенка, не требует дополнительных затрат учебного времени, не ведет к перегрузке внепрограммными знаниями. Модель доказала правомерность своего существования и высокую результативность работы с воспитанниками, что чрезвычайно актуально для современной практики дошкольного образования, в целях обеспечения поддержки детей, имеющих разную степень выраженности психо-речевых нарушений.

Литература:

  1. Варченко В. И., Тупичкина Е. А. Дидактические основы использования компьютерных игр в условиях предшкольного образования. Статья в научно-методическом журнале “Детский сад: теория и практика” № 6, 2011. С. 22–31.
  2. Гаркуша Ю. Ф., Черлина Н. А., Манина Е. В. Новые информационные технологии в логопедической работе. // Научно-методический журнал “Логопед”, — 2004.- № 2 (22).
  3. Емченко С. А. Интеграция информационных и компьютерных ресурсов в коррекционно-образовательный процесс ДОУ. // Составитель Емченко С. А. — Южно-Сахалинск, Издательство ГОУ ДПО ИРОСО, 2012.
Основные термины (генерируются автоматически): воспитанник, ИКТ, использование мультимедиа презентаций, работа, ребенок, астрахань, дошкольное образование, занятие, качество, коррекционно-образовательная работа, психологическая база речи, родитель, специальное образование, условие семьи новых.


Похожие статьи

Использование компьютерных технологий в работе...

ребенок, ИКТ, III, игра, педагог, работа специалистов, процесс обучения, педагогическая деятельность, дошкольное образование, форма работы.

Система работы по использованию...

Это новый подход к использованию ИКТ в работе с дошкольниками, который позволяет сохранить целостность и уникальность отечественного дошкольного образования.

Семинар-практикум для педагогов «Навстречу друг другу»...

 формирование представлений о психологических особенностях семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья;  проанализировать и определить пути помощи и поддержки семьи ребенка с ОВЗ в условиях дошкольной образовательной организации

Использование средств ИКТ при взаимодействии педагогов...

В творческом поиске по реализации этих задач на практике коллектив ДОУ решил углубить работу с родителями, используя средства ИКТ.

Основные термины (генерируются автоматически): родитель, дошкольное образование, социальная сеть, электронная почта...

Использование интерактивного оборудования с детьми...

Использование современных компьютеров в работе с детьми дошкольного возраста только начинается. В настоящее время это обусловлено необходимостью значительных перемен в системе дошкольного образования.

Применение электронных образовательных ресурсов в работе...

Образовательная деятельность с детьми с использованием ИКТ требует соблюдения определенных дидактических принципов

Реализация образовательных, развивающих задач с использованием ИКТ технологий предусматривает следующие формы работы

Варианты применения игровых компьютерных технологий на...

Интерактивная обучающая программа «Наглядное дошкольное образование.

Интерактивная развивающая программа «Дошкольное образование.

Бурачевская О. В., Бурачевская Т. В. Прогрессивные технологии в коррекционно-развивающей работе логопеда...

Использование информационных технологий в коррекционной...

1. Повышение качества образовательной и коррекционно — развивающей работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ; 2. Развитие интеллектуального, эмоционального потенциала и позитивных личностных качеств ребенка...

Применение ИКТ в дошкольном образовании | Статья в журнале...

Использование ИКТ в дошкольном образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОО, освободив от рутинной ручной работы, сделать процесс обучения и развития детей простым и эффективным...

Похожие статьи

Использование компьютерных технологий в работе...

ребенок, ИКТ, III, игра, педагог, работа специалистов, процесс обучения, педагогическая деятельность, дошкольное образование, форма работы.

Система работы по использованию...

Это новый подход к использованию ИКТ в работе с дошкольниками, который позволяет сохранить целостность и уникальность отечественного дошкольного образования.

Семинар-практикум для педагогов «Навстречу друг другу»...

 формирование представлений о психологических особенностях семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья;  проанализировать и определить пути помощи и поддержки семьи ребенка с ОВЗ в условиях дошкольной образовательной организации

Использование средств ИКТ при взаимодействии педагогов...

В творческом поиске по реализации этих задач на практике коллектив ДОУ решил углубить работу с родителями, используя средства ИКТ.

Основные термины (генерируются автоматически): родитель, дошкольное образование, социальная сеть, электронная почта...

Использование интерактивного оборудования с детьми...

Использование современных компьютеров в работе с детьми дошкольного возраста только начинается. В настоящее время это обусловлено необходимостью значительных перемен в системе дошкольного образования.

Применение электронных образовательных ресурсов в работе...

Образовательная деятельность с детьми с использованием ИКТ требует соблюдения определенных дидактических принципов

Реализация образовательных, развивающих задач с использованием ИКТ технологий предусматривает следующие формы работы

Варианты применения игровых компьютерных технологий на...

Интерактивная обучающая программа «Наглядное дошкольное образование.

Интерактивная развивающая программа «Дошкольное образование.

Бурачевская О. В., Бурачевская Т. В. Прогрессивные технологии в коррекционно-развивающей работе логопеда...

Использование информационных технологий в коррекционной...

1. Повышение качества образовательной и коррекционно — развивающей работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ; 2. Развитие интеллектуального, эмоционального потенциала и позитивных личностных качеств ребенка...

Применение ИКТ в дошкольном образовании | Статья в журнале...

Использование ИКТ в дошкольном образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОО, освободив от рутинной ручной работы, сделать процесс обучения и развития детей простым и эффективным...

Задать вопрос