Имидж лидера: составляющие индивидуального стиля руководителя | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №16 (150) апрель 2017 г.

Дата публикации: 24.04.2017

Статья просмотрена: 4025 раз

Библиографическое описание:

Великанов, В. В. Имидж лидера: составляющие индивидуального стиля руководителя / В. В. Великанов, М. В. Родькина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 16 (150). — С. 248-251. — URL: https://moluch.ru/archive/150/42449/ (дата обращения: 19.04.2024).



В статье раскрывается содержание понятие имиджа в зарубежной и отечественной литературе; на основе детального анализа представлено разграничение исследуемого феномена от смежных понятий — «авторитет», «репутация», «стереотип»; определены составляющие индивидуального стиля руководителя.

Вопросам формирования и развития имиджа уделяли внимание представители разных сословий на различных исторических этапах. Цицерон, раскрывая природу имиджа, заметил: «...нам было легче всего казаться такими, каковы мы были в действительности — хотя важнее всего, чтобы мы были такими, какими хотим считаться.»... Макиавелли Н., в трактате «Государь» составил портрет имиджа идеального, указав, среди качеств, необходимых государю следующие: сострадание, верность слову, искренность, честность, милостливость, прямодушие, благочестие.

Рассмотрим содержание понятия «имидж» в зарубежной и отечественной научной литературе.

Первое обращение исследуемому нами термину появилось в начале 60-ходов XX века в сфере рыночных отношений как инструмент психологической борьбы за потребителя. С течением времени знания, накопленные в данной области знаний, оформились в науку имиджведение (основоположник — К. Боулдинг). Далее, термин «имидж» получил широкое распространение в рамках избирательных компаний США.

Сам термин «имидж» происходит от английского слова «image», которое, в свою очередь, происходит от латинского «imago». Причем, в английском языке слово «image» имеет как минимум 5 значений («образ», «статуя (идол)», «подобие», «метафора», «икона»). Однако, чаще всего используется значение — «образ».

В настоящее время термин «имидж» в научной литературе имеет большое количество различных определений, авторами которых первоначально являлись Н. Вейл, П. Друкер, Ф. Котлер, П. Берд, Э. Сэмпсон, Э. Барноу, К. Болдинг, Д. Ягер и многие другие.

Так, в работах П. Берд имидж определяется как «общее впечатление, которое человек производит на окружающих. Оно складывается из того, как субъект представляет людям свои идеи, как ведет себя в обществе, как одевается, как говорит, что говорит и делает. Учитывая вышеизложенное, личный имидж определяет и имидж работы человека и организации в целом, становясь визитной карточкой» [1].

«Ваш личный имидж является картинкой вас. У вас не может не быть имиджа! Хотите вы этого или нет, другие видят то, что вы сами избрали для показа им» [9], — пишет Э. Сэмпсон. Данный авторский тезис можно оценить с позиции саморекламы. «Картинка снаружи рекламирует то, что есть внутри»,- считает Э. Сэмпсон [9].

Дж. Ягер, включает в свое определение, прежде всего внешние характеристики личности: «имидж складывается из всей совокупности черт вашего облика, речи, манеры поведения и даже умения общаться с людьми».

Пристальное внимание вопросы исследования имиджа находят в научных исследованиях, посвященных различным аспектам рекламного бизнеса — труды П. Вейла, М. Вудкока и Д. Френсиса, П. Друкера, Ф. Котлера, Д. Мерсера, Ф. Дж. Роджерса и других.

Анализ представленных выше работ и исследований показал, что они не имеют своей целью теоретические обобщения. Так, по справедливому замечанию Березиной Д. В. [2], Коско А. А. [4] эти работы — практикоориентированы и содержат рекомендации (иногда до крайности) о том, как смотреть, как ходить, что говорить и т. д. Соответственно, и определения, представленные в указанных работах, тоже максимально ориентированы на практику.

Изучение имиджа в рамках отечественной науки началось во второй половине XX столетия (авторы — В. М. Шепель, А. П. Жмыриков, Е. В. Егорова-Гантман, И. Д. Ладанов, О. Л. Феофанов и др.). Причем исследовались в основном отдельные характеристики, составляющие имидж.

Считается общепризнанным, что одним из первых, кто ввел понятие «имидж» в специальную русскоязычную литературу, был О. Феофанов. В своей работе «США: реклама и общество», появившейся в 1974 г., он рассматривает имидж «как основное средство психологического воздействия». Такая тенденция сохранялась в науке достаточно долго, — так и в 70-Х годах имидж рассматривали исключительно как средство манипулирования массовым сознанием.

В 90-х годах В. М. Шепелем была сформирована новая отрасль — имиджелогия — как наука о технологии личного обаяния. В. М. Шепель подчеркивает ее «практическое предназначение — сделать людское общение радостным и взаимопритягательным. Обаяние личности всегда было и остается наимощнейшим фактором впечатляющего воздействия на тех, с кем она общается». Благодаря В. М. Шепелю было преодолено стереотипное представление об имидже.

Однако, несмотря на многочисленные исследования, в настоящее время в отечественной и зарубежной литературе отсутствует устоявшееся определение понятия «имидж»; большинство исследователей отождествляют понятие «имидж» с такими понятиями как «образ», «мнение», «репутация», «авторитет» и другие.

Мы придерживаемся точки зрения В. М. Шепеля, который определяет имидж как «искусство обаяния», «увеличительное стекло, которое обнаруживает деловые и личностные качества людей» [10] и разводит понятия «имидж» и «образ». Исследователь утверждает, что имидж не тождественен образу, имидж является внешним отражением образа.

Отечественные авторы-теоретики, а также практики-имиджмейкеры (П. Г. Комлев, Г. Г. Почепцов, В.М, Шепель, С. Е. Ананьева, E. Б. Перелыгина и др.) предлагают различные варианты типизации и структуризации имиджа.

Так, Г. Г. Почепцов рассматривает имидж с трех позиций: с функциональной (выделяют различные типы в соответствии с аспектами функционирования. Например, зеркальный, текущий, желаемый, корпоративный и множественный), контекстной (различные контексты реализации), сопоставительной (сравнение разных имиджей, близких по природе) [7].

Е. Б. Перелыгина, учитывая в основе мотивацию, выделяет имидж самоощущения и имидж восприятия. Указанные типы индивидуального имиджа по мнению автора могут содержать в себе свойства как одного, так и другого. Другими словами, перечисленные имиджи совершенно не являются взаимоисключающими [6].

Другие исследователи выделяют три вида индивидуального имиджа: самоимидж, реальный, идеальный внося свои авторские названия в эту структуру. Так, С. Ф. Лисовский различает объективный имидж (впечатление об образе), субъективный (представление команды о своем руководителе) и моделируемый имидж (целенаправленно формируемый) [5].

Обратимся к выделению специфики имиджа руководителя. Общеизвестно, что руководитель — это официально назначенное лицо, которое управляет, контролирует и несет юридическую ответственность за деятельность коллектива (организации).

Имидж руководителя включает разнообразные характеристики — личностные качества; организационные, управленческие способности; характеристики, сближающие руководителя с социумом.

Структурную схему имиджа руководителя предлагает отечественный исследователь Е. В. Егорова-Гантман. Исследователь выделяет три группы составляющих имиджа руководителя: персональные (физические и психологические особенности, тип личности и т. д.), социальные (должностной статус, происхождение и т. д.), символические (идеология) [3].

Причем, если первые две группы — гибкая часть имиджа, подвержена изменениям, связанными с реальной ситуацией, то последняя, третья группа — неизменна, поскольку, как нами уже было отмечено, связана с идеологией, которая не подлежит таким быстрым временным изменениям.

Райков А. выделяет четыре группы составляющих (автор еще их называет условиями сформированности имиджа), каждая из которых вносит свой определенный вклад в создание целостного имиджа: группа персональных составляющих (по аналогии с Е. В. Егоровой-Гантман, автор включает в данную группу физические и психологические особенности, тип личности и т. д.); группа социальных составляющих (по аналогии с Е. В. Егоровой-Гантман, автор включает в данную группу собственно сам статус руководителя, причем не только официальный, регламентируемый официальной должностью, а также происхождение, личное состояние и т. д.); личная миссия руководителя — стратегическое видение руководителя себя в настоящий момент и в будущем); ценностные ориентации руководителя [8].

Учитывая вышеизложенное, в самом общем виде структуру имиджа руководителя можно представить следующим образом (рис. 1):

Рис. 1. Структура имиджа руководителя.

Причем, как отмечают многие исследователи, кроме указанных на рисунке компонентов, в структуру имиджа могут входить и другие, дополнительные элементы.

Таким образом, в подведении итогов данной статьи можно сформулировать следующие выводы:

‒ понятие «имидж» — довольно сложное понятие, как по своему объему, так и по содержанию;

‒ понятие «имидж» формировалось в поле зрения разных наук и стало практически междисциплинарным понятием;

‒ в развитии понятия «имидж» выделяют несколько этапов — от самого простого, этимологического, до научно структурированного понятия;

‒ имидж определяют как совокупность внешних характеристик; как совокупность внешних характеристик и поведенческих навыков; имидж не только как совокупность всех вышеназванных компонентов, но и объект; все компоненты при этом играют роль имиджформирующей информации; как устойчивое мнение, которое складывается у реципиента на основе воспринятой информации, как репутация объекта или явления.

Имидж руководителя — это целостная, индивидуальная характеристика его личностных и профессиональных, которые в виде образа воспринимается членами коллектива и другими лицами, находящимися с ним во взаимодействии, как прямом, так и косвенном.

Литература:

  1. Берд П. Социально-психологические факторы профессиональной подготовки государственных служащих. — М.: 1998. — 112 с.
  2. Березина Д. В. Психологические условия формирования имиджа руководителя учреждения образовании. Автореф. … канд. психол. наук. — Новосибирск, 2006. — 37с.
  3. Имидж лидера. Психологическое пособие дня политиков / под ред. Е. В. Егоровой-Гантман. — М.: Об-во «Знание» России, 1994. — 265 с.
  4. Коско А. А. О понятии имиджа. Имидж руководителя (начальника) органа внутренних дел // Символ науки. — Выпуск № 4–4. — 2016. — С. 205–210.
  5. Лисовский С. Ф. Политическая реклама. — М.: «Маркетинг», 2000. — 181с.
  6. Перелыгина Е. Б. Психология имиджа. — М.: Аспект-Пресс, 2002. — 223с.
  7. Почепцов Г. Г. Профессия: имиджмейкер. 2-е изд., испр. и доп. — СПб., 2001. — 256 с.
  8. Райков А. Имидж как инструмент управления // Информация и бизнес. — 2012. — № 2. — С. 37–41.
  9. Сэмпсон, Э. Имиджелогия. — М., 1995. — 40 с.
  10. Шепель В. М. Имиджелогия: Секреты личного обаяния. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. — 472 с.
Основные термины (генерируются автоматически): имидж, имидж руководителя, индивидуальный имидж, образ, структура имиджа руководителя, характеристика.


Похожие статьи

Составляющие имиджа руководителя дошкольной...

В статье рассмотрено значение имиджа для руководителя образовательного учреждения, условия формирования имиджа руководителя, рассмотрены личностные и профессиональные характеристики создания имиджа руководителя.

Имидж как фактор успешности в бизнесе | Статья в журнале...

Имиджу как психическому образу присущи общие черты

Исходя из общих характеристик имиджа, его типов и функций были сформированы общие модели имиджа организации, которые имеют похожую структуру.

– внешняя атрибутика; – имидж руководителя и его команды

Основные составляющие имиджа организации с позиции...

Также, А. Н. Чумиков подразделяет имидж организации на несколько подвидов, включая в его понимание имидж товаров и услуг, имидж потребителей, бизнес имидж, социальный имидж организации, визуальный имидж, внутренний имидж, имидж руководителя...

Управление созданием имиджа образовательного учреждения

Рассматривая элементарную структуру имиджа, Петрова Е. А. и Пискунова Т. Н. называют следующие ее составляющие: Описательную (информационную), которая представляет собой образ организации.

Формирование и развитие имиджа организации | Молодой ученый

К составляющим внутреннего имиджа можно отнести: 1) образ (имидж) руководителя организации, который в самом общем виде выстраивается на основе представления о его способностях, установках, ценностных ориентациях...

Основные компоненты, этапы и средства формирования имиджа...

Имидж основателя и/или основных руководителей (речь идет об индивидуальном имидже каждого руководителя) включает представления о

Имидж персонала — собирательный обобщенный образ персонала, раскрывающий наиболее характерные для него черты.

К вопросу о формировании имиджа образовательного учреждения

Имиджмейкер Э. Дьячкова считает, что с помощью правильно выстроенного имиджа можно управлять процессом создания впечатления о фирме, как у клиентов, так и у сотрудников.

1. Внешнюю атрибутику. 2. Финансовое благополучие. 3. Имидж руководителя и его команды.

Значимость имиджа для организации. Корпоративная идентичность

Имидж основателя и основных руководителей организации.

Основные термины (генерируются автоматически): корпоративная идентичность, создание имиджа, корпоративный имидж, узнаваемый образ, образ организации, имидж организации, различная группа...

Теоретические аспекты определения имиджа высшего учебного...

Если имиджевый вопрос организации не будет рассматриваться компетентными сотрудниками, то есть шанс, что потребители сформирует его стихийно.

Березина Д. В. Психологические условия формирования имиджа руководителя учреждения образования.

Похожие статьи

Составляющие имиджа руководителя дошкольной...

В статье рассмотрено значение имиджа для руководителя образовательного учреждения, условия формирования имиджа руководителя, рассмотрены личностные и профессиональные характеристики создания имиджа руководителя.

Имидж как фактор успешности в бизнесе | Статья в журнале...

Имиджу как психическому образу присущи общие черты

Исходя из общих характеристик имиджа, его типов и функций были сформированы общие модели имиджа организации, которые имеют похожую структуру.

– внешняя атрибутика; – имидж руководителя и его команды

Основные составляющие имиджа организации с позиции...

Также, А. Н. Чумиков подразделяет имидж организации на несколько подвидов, включая в его понимание имидж товаров и услуг, имидж потребителей, бизнес имидж, социальный имидж организации, визуальный имидж, внутренний имидж, имидж руководителя...

Управление созданием имиджа образовательного учреждения

Рассматривая элементарную структуру имиджа, Петрова Е. А. и Пискунова Т. Н. называют следующие ее составляющие: Описательную (информационную), которая представляет собой образ организации.

Формирование и развитие имиджа организации | Молодой ученый

К составляющим внутреннего имиджа можно отнести: 1) образ (имидж) руководителя организации, который в самом общем виде выстраивается на основе представления о его способностях, установках, ценностных ориентациях...

Основные компоненты, этапы и средства формирования имиджа...

Имидж основателя и/или основных руководителей (речь идет об индивидуальном имидже каждого руководителя) включает представления о

Имидж персонала — собирательный обобщенный образ персонала, раскрывающий наиболее характерные для него черты.

К вопросу о формировании имиджа образовательного учреждения

Имиджмейкер Э. Дьячкова считает, что с помощью правильно выстроенного имиджа можно управлять процессом создания впечатления о фирме, как у клиентов, так и у сотрудников.

1. Внешнюю атрибутику. 2. Финансовое благополучие. 3. Имидж руководителя и его команды.

Значимость имиджа для организации. Корпоративная идентичность

Имидж основателя и основных руководителей организации.

Основные термины (генерируются автоматически): корпоративная идентичность, создание имиджа, корпоративный имидж, узнаваемый образ, образ организации, имидж организации, различная группа...

Теоретические аспекты определения имиджа высшего учебного...

Если имиджевый вопрос организации не будет рассматриваться компетентными сотрудниками, то есть шанс, что потребители сформирует его стихийно.

Березина Д. В. Психологические условия формирования имиджа руководителя учреждения образования.

Задать вопрос