Проблемы охраны и учёта объектов культурного наследия Оренбургской области и города Оренбурга | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №15 (149) апрель 2017 г.

Дата публикации: 14.04.2017

Статья просмотрена: 1284 раза

Библиографическое описание:

Дьячкова, И. С. Проблемы охраны и учёта объектов культурного наследия Оренбургской области и города Оренбурга / И. С. Дьячкова, В. П. Петрищев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 15 (149). — С. 240-244. — URL: https://moluch.ru/archive/149/42096/ (дата обращения: 25.04.2024).



Объекты культурного наследия (далее ОКН) представляют собой уникальную ценность как неотъемлемая часть культурного наследия и свидетели исторических событий, способствующие устойчивому развитию общества.

Город Оренбург имеет многоликую и насыщенную историю, которая оставила отпечатки в виде памятников истории и культуры. Важность и значимость этих объектов соизмерима, пожалуй, только с памятниками природы. В настоящее время вопросы охраны объектов культурного наследия становятся все более актуальными, а вместе с ростом необходимости в сохранении и популяризации памятников возрастает необходимость государственного учета этих объектов одновременно как памятников истории и культуры и как особого вида объектов недвижимости.

В целях охраны и сохранения ОКН для каждого объекта определяют: территорию (как объекта градостроительной деятельности особого регулирования) и зоны охраны (охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта), в пределах границ которых определяют режимы использования и градостроительные регламенты [1].

Территорией объекта культурного наследия называется территория, на которой расположен этот объект, которая связана с объектом исторически и функционально. Границы территории устанавливаются проектом границ территории объекта культурного наследия, который оформляется в графической форме и в текстовой форме (в виде схемы границ). Для установления зон охраны оформляется проект зон охраны памятников истории и культуры, который утверждается актом органа государственной власти. Сведения о зонах охраны и территориях объектов культурного наследия вносятся в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и представляются в орган, осуществляющий деятельность по ведению государственного кадастра недвижимости [1].

Зоны охраны ОКН относятся к ЗОУИТ. В реестр границ Единого государственного реестра недвижимости вносятся следующие сведения о зонах с особыми условиями использования территорий, территориях объектов культурного наследия:

1) индивидуальные обозначения таких зон и территорий (вид, тип, номер, индекс и другие обозначения);

2) описание местоположения границ таких зон и территорий;

3) наименования органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решения об установлении таких зон, о создании таких территорий;

4) реквизиты решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об установлении или изменении таких зон [2].

Так как зоны с особыми условиями использования территорий являются объектами землеустройства, для внесения в государственный кадастр недвижимости подготавливают карту (план) объекта землеустройства.

Для подготовки карты (плана) территории и зон охраны ОКН используются сведения из паспорта и охранного обязательства. Паспорт памятника истории и культуры содержит информацию, касающуюся исторической ценности объекта. В его состав включаются сведения о полном наименовании объекта; об основных временных характеристиках, категория объекта культурного наследия, номер и дата принятия органом государственной власти решения о включении объекта в реестр; сведения о местоположении объекта, сведения о границах территории объекта и описание непосредственно предмета охраны и ценности объекта, фото-материалы и сведения о границах зон охраны объекта с указанием номера акта принятия решения об утверждении зон охраны объекта.

Охранное обязательство собственника или иного владельца составляется для объектов культурного наследия, включенного в реестр. В нем указываются требования при содержании и использовании такого объекта к сохранению, содержанию и использованию объекта, к обеспечению доступа к объекту. Если требования, которые указаны в охранном обязательстве, не устраивают собственника, он имеет право обжаловать их в суде.

В целях описания местоположения и внесения в ГКН границ территорий и зон охраны ОКН определили следующие этапы: подготовительные работы; формирование цифровой модели зон охраны и территорий; предварительное согласование цифровой модели объекта землеустройства; подготовка и согласование карт (планов) объекта землеустройства; предоставление карт (планов) объекта землеустройства заказчику и в государственный фонд данных; сопровождение внесения в ГКН территорий и зон охраны объектов культурного наследия [1].

Для большинства памятников истории и культуры в Оренбургской области характерны следующие проблемы, связанные с сохранением, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия:

  1. большинство выявленных объектов культурного наследия не имеет документации, необходимой для их регистрации в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ;
  2. большинство объектов культурного наследия не имеет охранных обязательств;
  3. земельные участки под памятниками архитектуры в ряде случаев числятся в кадастре как ранее учтенные, не имеют правоустанавливающих документов;
  4. в кадастре недвижимости в основном отсутствует информация об охранных обязательствах в отношении объектов культурного наследия;
  5. большинство памятников археологии не имеют утвержденных зоны охраны объектов культурного наследия и утвержденных режимов использования земель;
  6. зоны охраны объектов культурного наследия не имеют точных географических координат и нанесены на документах территориального планирования условно;
  7. многие здания-памятники, находятся в неудовлетворительном техническом состоянии;
  8. не установлены эффективные механизмы привлечения внебюджетных средств для проведения реставрационных работ на объектах культурного наследия.

Также существуют некоторые проблемы в сфере кадастрового учета объектов истории и культуры на территории города Оренбурга. К таким случаям можно пересечение территориальных зон с земельными участками, где не соблюдаются правила хозяйствования, введенные на территории памятника истории и культуры; проблемы постановки на кадастровый учет многоквартирных домов, которые являются памятниками истории и культуры, но при этом относятся к жилым домам; частые случаи пересечения охранных зон памятников истории и культуры с другими охранными зонными и земельными участками; нахождение на территории памятников истории и культуры не поставленных на кадастровый учет земельных участков.

На состояние 24.01.2014 поставлены на кадастровый учет 45 территорий объектов культурного наследия, 9 охранных зон. Например, зона охраняемого природного ландшафта объекта культурного наследия федерального значения «Здание Оренбургского высшего авиационного училища, в котором в 1955–1957 гг. учился первый в мире летчик-космонавт Гагарин Юрий Алексеевич» (рисунок 1).

Рис. 1. Зона охраняемого природного ландшафта ОКН «Здание Оренбургского высшего авиационного училища, в котором в 1955–1957 гг. учился первый в мире летчик-космонавт Гагарин Юрий Алексеевич»

На территории Оренбургской области и также на территории самого города Оренбурга располагаются множество объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) Федерального, регионального и местного значения.

На сайте Министерства культуры и внешних связей Оренбургской области опубликованы списки всех выявленных и занесенных в реестр объектов культурного наследия памятников истории и культуры по Оренбургской области.

Согласно анализу данных на территории Оренбурга расположено 423 объекты культурного наследия, из них 207 выявленных памятников, 16 памятников федерального значения, 197 памятников регионального значения и 3 местного значения.

Проанализировав списки объектов культурного наследия города Оренбурга на 23 сентября 2016 года можно сделать вывод, что почти половина памятников истории и культуры являются выявленными, то есть в их отношении необходимо проведение государственной историко-культурной экспертизы для составления паспорта памятника истории и культуры и внесения его в реестр объектов культурного наследия.

Среди объектов культурного наследия в г. Оренбурге больше всего памятников (их насчитывается 412), всего 10 ансамблей, например, ансамбль «Хусаиния» федерального значения, 1906года, в составе которого 2 объекта: Мечеть с минаретом и Медресе, и одно достопримечательное место — место захоронения жертв сталинских репрессий в 1930−1950 годах в Зауральной роще (рисунок 2).

Рис. 2. Виды объектов культурного наследия г. Оренбурга

Ситуация с охраной объектов культурного наследия в нашей области и Оренбурге также показывает менее оптимистичную динамику, чем в соседних с нашей областью регионах.

Большая проблема состоит в малом финансировании государством сферы охраны памятников историко-культурного наследия.

К памятникам истории и культуры относят также лесопарковые зоны. Но в большинстве случаев эти территории внесены в реестр памятников природы. Однако лесопарковые участки, прилегающие к историческим усадьбам, имеют важное историко-культурное значение и антропогенное происхождение. Например, лесопарковая зона усадьбы П. И. Рычкова в селе Рычковка, Аксаковский парк в с. Аксаково, лесопарк и лесопосадки А. Н. Карамзина в с. Полибино. Поэтому лесопарковые зоны, имеющие историческую ценность, и которые необходимо сохранить, следует вносить в реестр объектов истории и культуры. При этом необходимо причислять к памятникам истории весь ансамбль, включая и лесопарковую зону, и саму усадьбу. По-прежнему сохраняются проблемы отнесения к памятникам природы археологических объектов — курганов, древних рудников [3, 4].

Поэтому для решения проблем с кадастровым учетом необходимо решить отдельные задачи в области сохранения, популяризации и охраны объектов культурного наследия.

Во-первых, обеспечение государственного надзора, применение современных научных методов и вовлечение объектов истории и культуры, в том числе и памятники археологии, в сферу туризма и рекреации.

Во-вторых, восстановление и обновление храмов и монастырей, которые всегда были важными центрами духовной жизни.

В-третьих, сохранение народных художественных промыслов и ремесел, которые являются частью национальной культуры, выражают ее самобытность и неповторимость [5].

Важным моментом является отсутствие в документах территориального планирования программы перспективного развития муниципального образования в сфере популяризации и сохранения историко-культурного наследия. Наличие в документах территориального планирования направлений градостроительной деятельности, которая бы регулировала сохранение и учёт объектов истории и культуры, значительно улучшило бы современное состояние в области сохранения и учета объектов культурного наследия, позволило бы оценивать существующие положение памятников истории и культуры, их учет и присвоенные статусы [6].

Популяризация объектов культурного наследия имеет значимость не только для развития туризма, но и для охраны этих объектов. Развитие туристического направления в области памятников истории и культуры способствует привлечению инвестиций в регион и сохранению объектов. Пропаганда значимости и уникальности этих объектов развивает направление охраны объектов культурного наследия. Развитие исторического туризма создает привлекательный образ региона в сфере сохранения истории и культуры.

В целях реализации документов стратегического планирования региональным органов власти, уполномоченным в сфере сохранности, использования и популяризация объектов культурного наследия предлагаются для исполнения следующие мероприятия:

  1. провести инвентаризацию объектов культурного наследия и мониторинг их состояния;
  2. актуализировать зоны охраны и территории объектов культурного наследия, уточнить характерные точки их границ и режимы использования территории;
  3. разработать и утвердить подпрограммы сохранения и развития исторических поселений;
  4. разработать комплекс правовых, организационных и финансовых мер, направленных на укрепление системы органов охраны объектов культурного наследия;
  5. активизировать применение имеющихся административно-процессуальных полномочий в целях пресечения и профилактики правонарушений в сфере охраны объектов культурного наследия [5].

На сегодняшний день система правового обеспечения объектов истории и культуры в г. Оренбурге требует существенных доработок, соответственно она может и должна развиваться, в это же время развитие должно происходить и в техническом аспекте.

Литература:

  1. Калюжин В. А., Одинцова Н. В. Опыт внесения в государственный кадастр недвижимости зон с особыми условиями использования территорий // Вестник СГУГиТ. – 2013. — Вып. № 3 (23). — С. 82–87.
  2. Федеральный закон от 13 июля 2015 № 218-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О государственной регистрации недвижимости» (с изм. и доп., вступ. в силу с 02.01.2017) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_182661/– 02.04.2017;
  3. Петрищев В. П. Проблемы антропогенной трансформации объектов природного наследия Оренбургской области / В. П. Петрищев, И. Г. Яковлев // Природное наследие России в 21 веке: доклады II Междунар. научно-практ. конф. — Уфа, 2008. — С. 327–332.
  4. Петрищев В. П. Ландшафтно-генетические особенности и современное состояние памятников природы Оренбургской области / В. П. Петрищев, И. Г. Яковлев // Урал. Бирюков. чтения: сб. науч. и науч-попул. ст., посвящ. 120-летию В. П. Бирюкова. — Челябинск, 2008. — Вып. 5, ч. 2: историко-культурное наследие российских регионов. — С. 375–379.
  5. Бергаль Е. В. Интеграция концепций сохранения объектов культурного наследия в стратегию социально-экономического развития региона на период до 2030 года [Электронный ресурс]: Глобальные вызовы в экономике и развитие промышленности (INDUSTRY-2016). Труды научно-практической конференции с зарубежным участием /под ред. А. В. Бабкина. — Санкт-Петербург: 2016. — С. 106–122. – Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=25699877– 28.01.2017.
  6. Голякова Ю. Е. Становление и развитие системы кадастрового учета и охраны объектов историко-культурного наследия в России// Вестник СГУГиТ. – 2012. — Вып. № 4 (20). — С. 69–79.
Основные термины (генерируются автоматически): культурное наследие, культура, памятник истории, зона охраны, кадастровый учет, оренбург, территория, зона, Оренбургская область, Единый государственный реестр.


Похожие статьи

Культурный туризм как фактор развития Оренбургской области

Оренбургская область обладает огромным потенциалом самобытных и ярких памятников истории и культуры. В настоящее время Министерством молодежной политики, спорта и туризма Оренбургской области учтено 2633 объекта культурного наследия.

Реконструкция городской среды в условиях экстенсивного...

- не выполняется программа охраны историко-культурного наследия, предусмотренная законами Оренбургской области и опирающаяся на ограничительные градостроительные регламенты ПЗЗ и Проект зон охраны памятников города Оренбурга...

Охрана и мониторинг территорий памятников культуры...

Ключевые слова: охрана, памятники культуры, мониторинг. В селе Лермонтово находится уникальный музей

Музей является интересным объектом исследования. На его территории, присутствует целое наследие исторических и культурных памятников.

Проблемы правового регулирования памятников природы...

Оренбургская область, памятник природы, местный уровень, территория, Россия, правовой статус памятников природы, реликтовая сосна, должная охрана, Кувандыкский район, местное значение.

Актуальные проблемы правового регулирования приватизации...

При этом органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления предоставлено право в отношении расположенных на их территориях объектов культурного наследия (памятников истории и культуры)...

Дьячкова Ирина Сергеевна — Информация об авторе

Проблемы охраны и учёта объектов культурного наследия Оренбургской области и города Оренбурга. №15 (149) апрель 2017 г. Авторы: Дьячкова Ирина Сергеевна, Петрищев Вадим Павлович.

Проблема реставрации и реконструкции исторических зданий...

Развитие архитектуры Курской области и внедрение практики охраны объектов культурного наследия сопряжено с сохранением уникальных территорий с комплексной реставрацией памятников истории и культуры.

Охрана памятников старины на Северном Кавказе в 1920-30-х гг.

Перемены в общественной жизни страны, произошедшие в последнее десятилетие XX в., обусловили изменение отношения к памятникам отечественной истории и культуры и проблемам сохранения историко-культурного наследия в целом.

Похожие статьи

Культурный туризм как фактор развития Оренбургской области

Оренбургская область обладает огромным потенциалом самобытных и ярких памятников истории и культуры. В настоящее время Министерством молодежной политики, спорта и туризма Оренбургской области учтено 2633 объекта культурного наследия.

Реконструкция городской среды в условиях экстенсивного...

- не выполняется программа охраны историко-культурного наследия, предусмотренная законами Оренбургской области и опирающаяся на ограничительные градостроительные регламенты ПЗЗ и Проект зон охраны памятников города Оренбурга...

Охрана и мониторинг территорий памятников культуры...

Ключевые слова: охрана, памятники культуры, мониторинг. В селе Лермонтово находится уникальный музей

Музей является интересным объектом исследования. На его территории, присутствует целое наследие исторических и культурных памятников.

Проблемы правового регулирования памятников природы...

Оренбургская область, памятник природы, местный уровень, территория, Россия, правовой статус памятников природы, реликтовая сосна, должная охрана, Кувандыкский район, местное значение.

Актуальные проблемы правового регулирования приватизации...

При этом органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления предоставлено право в отношении расположенных на их территориях объектов культурного наследия (памятников истории и культуры)...

Дьячкова Ирина Сергеевна — Информация об авторе

Проблемы охраны и учёта объектов культурного наследия Оренбургской области и города Оренбурга. №15 (149) апрель 2017 г. Авторы: Дьячкова Ирина Сергеевна, Петрищев Вадим Павлович.

Проблема реставрации и реконструкции исторических зданий...

Развитие архитектуры Курской области и внедрение практики охраны объектов культурного наследия сопряжено с сохранением уникальных территорий с комплексной реставрацией памятников истории и культуры.

Охрана памятников старины на Северном Кавказе в 1920-30-х гг.

Перемены в общественной жизни страны, произошедшие в последнее десятилетие XX в., обусловили изменение отношения к памятникам отечественной истории и культуры и проблемам сохранения историко-культурного наследия в целом.

Задать вопрос