Возврат детей из приемных семей. Анализ ситуации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №15 (149) апрель 2017 г.

Дата публикации: 15.04.2017

Статья просмотрена: 2644 раза

Библиографическое описание:

Солонченко, С. С. Возврат детей из приемных семей. Анализ ситуации / С. С. Солонченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 15 (149). — С. 516-518. — URL: https://moluch.ru/archive/149/42077/ (дата обращения: 25.04.2024).



В октябре 2016 года в Сочи прошел Всероссийский форум приемных семей, на котором заместитель директора Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки Ирина Романова сделала акцент на проблеме возврата детей из приемных семей. Так в чем же кроются причины возвратов? В нашей статье мы постараемся ответить на этот вопрос.

Проводя исследование по изучению жизнестойкости и адаптивности воспитанников нескольких детских домов, мы обратили внимание на «возвратных» детей. Нами проведено исследование в трех детских домах. Выборка составила 256 респондентов. Процент возвратов — 1,5 % за период декабрь 2014 года — декабрь 2015 года. Возвращены дети подросткового возраста (Таблица).

Таблица 1

Возраст

Время проживания в приемной семье

Официальная причина возврата

Количество возвратов в анамнезе

Гостевой режим перед приемом ребенка в семью

Прохождение приемными родителями ШПР

13 лет

Два года

Поведенческие проблемы

нет

да

да

13 лет

Два года

Поведенческие проблемы

нет

да

да

15 лет

год

Поведенческие проблемы

1

да

да

16 лет

Несколько месяцев

Поведенческие проблемы

4

да

да

Мы видим, что все формальности соблюдены — перед передачей ребенка в семью, он находился в семье на гостевом режиме, приемные родители получили специальную подготовку в школах приемных родителей. Мы выделили следующие факторы, влияющие на возвращение ребенка из приемной семьи:

  1. Отношение персонала учреждения.

В беседах с персоналом мы выявили их положительное отношение к передаче ребенка в семью. В тоже время, у нас была возможность ознакомиться с письмом, составленным коллективом одного из учреждений. Цитата из письма: «Приемная семья является временной формой устройства ребенка, и они в любой момент могут его вернуть». При таком отношении коллектива, такое же отношение к приемной семье может сформироваться и у воспитанников. Ребенок, придя в семью, будет относиться к ней как к «временному пристанищу» и стремиться вернуться в учреждение.

  1. Отношение ребенка к устройству в семью.

Теплое отношение ребенка к учреждению как к семье, о чем свидетельствует обращение детей к воспитателям «мама», может явиться причиной нежелания ребенка уйти в приемную семью, или вернуться из семьи в учреждение [1]. В тоже время, особая проблема, по мнению М. В. Присяжной [2], — феномен «мы» в условиях детского дома. «Установлено, что здесь у детей возникает своеобразная идентификация друг с другом. Дети относятся друг к другу как кровные родственники, как братья и сестры» [2].

  1. Неоправданные ожидания ребенка.

В зависимости от конкретного учреждения варьируется финансовая поддержка воспитанников «добрыми дядями/тетями». Привыкнув к регулярному «праздничному» времяпрепровождению и «дорогим нарядам», при устройстве в семью, со своими правилами и устоями, с необходимостью выполнения определенных обязанностей по дому, с определенными правилами покупки вещей, с распределением и экономией финансовых средств, ребенок испытывает шок и рвется обратно в учреждение. К чести руководства учреждений, необходимо отметить, что доступ волонтеров и на данный момент значительно ограничен, дабы не воспитывать у детей потребительское отношение.

Отдельных слов заслуживает отношение к учебе. «Бедным сироткам», зачастую, жалея, ставят оценки «просто так». При устройстве ребенка в семью он лишается привычного статуса «сиротки», от него требуют знания, и как результат — ребенок хочет вернуться в учреждение.

  1. Неоправданные ожидания приемных родителей.

Зачастую, потенциальные приемные родители ожидают от ребенка: благодарности, помощи по дому, любви, успешной учебы. При этом забываются особенности жизни и развития ребенка, а также особенности протекания кризисных периодов развития, таких как кризис переходного возраста. Поэтому, приведя в семью подростка и ожидая от него ангелоподобного поведения, приемные родители испытывают шок и ужас от реального положения вещей. Результатом может стать возврат.

Приведем отрывки из проведенного нами интервью с выпускницей одного из детских домов А. (20 лет).

«- В каком возрасте вы попали в детский дом?

Мне было 7 лет. Сначала я была в центре (социально реабилитационный центр, прим. автора), потом меня перевели в детский дом.

— В детском доме вы быстро привыкли, вам там нравилось и все устраивало?

Нет. Привыкала я долго и так и не привыкла. Постоянно плакала, не хотела ни учиться, ни гулять, ничего. Потом меня забрали на гостевой (гостевой режим, прим. автора), стало полегче, меня забирали регулярно. Я привыкла, что меня всегда забирают на каникулы и иногда на выходные, мне стало легче смириться с жизнью в детском доме.

— А вообще дети из детского дома хотят в семью?

Большинство не хотят. В детском доме у нас были разные спонсоры. Собирали «желалки» — что хочет ребенок, то и покупали. И вещи дорогие, и телефоны, и плеера. За границу ездили, на праздники, в аквапарк, в цирк. Нас постоянно развлекали. Большинству весело и интересно в детском доме.

— Как вы учились в школе?

И тройки были, и четверки. Четверок больше. Вообще я не очень хорошо училась. Да, некоторые учителя жалели, ставили оценки повыше, потом, когда я поступила в училище, поняла, что многого не знаю, по математике, физике. Пришлось самообразовываться.

— Как вы считает, в чем главная причина возвратов?

Большинство детей не хотят в семью, их уговаривают, убеждают. А у них и так все хорошо — живут в детском доме как семья. И даже уйдя жить в семью, часто приходят в детский дом, потому что настоящая семья их в детском доме. В другой город идти в семью вообще никто не хотел, не хотели уезжать далеко от детского дома».

Таким образом, нами выделены следующие возможные причины возвратов детей из приемной семьи:

– негативное отношение персонала учреждения к устройству воспитанников в семью;

– негативное отношение ребенка к устройству в семью;

– неоправданные ожидания ребенка;

– неоправданные ожидания приемных родителей.

Мы делаем выводы, основываясь на нашем опыте. Детские дома, в которых мы проводили исследование, на хорошем счету, персонал заботится о воспитанниках, которые, в свою очередь, хорошо относятся к персоналу учреждений. Несомненно, есть другие учреждения, причины возвратов детей в которые могут быть иными.

Литература:

  1. Арямов, И. А. Изучение ребёнка в детском доме. Лишённые родительского попечительства [Текст] / И. А. Арямов, В. С. Мухина. — Москва: Просвещение, 1991. — 190 с.
  2. Егорова, М. А. Психологические трудности детей-сирот при обучении в общеобразовательной школе [Текст] / М. А. Володина // Вестник практической психологии образования. — 2010. № 2. — C. 90–94
Основные термины (генерируются автоматически): детский дом, семья, приемная семья, ребенок, гостевой режим, дом, учреждение, неоправданное ожидание приемных родителей, неоправданное ожидание ребенка, передача ребенка.


Похожие статьи

Принципы выбора детей в замещающую семью. Случай из практики

Семья получает в результате появления приемного ребенка материальную или психологическую выгоду.

Как правило, это неоправданные ожидания родителей, завышенные требования и как итог разочарование родителей, т. к. ребенок, которого они...

Возврат воспитанников детского сиротского учреждения...

Основные термины (генерируются автоматически): семья, попечение родителей, ребенок, родитель, возвращение ребенка, кровная семья, интернатное учреждение, детское

Характеристика детского дома, как образовательно-воспитательного учреждения.

Роль семьи в воспитании приемных детей | Статья в сборнике...

ребенок, приемный ребенок, семья, родитель, SOS, отношение приемных родителей, отношение, мотив, воспитание приемных детей, симбиотическая привязанность.

Особенности подбора приемной семьи для ребенка

ребенок, родитель, приемная семья, семья, приемный ребенок, попечение родителей, воспитание ребенка, приемная, потребность, чувство привязанности.

Анализ опыта использования технологий социальной работы...

детский дом, социальная работа, попечение родителей, условие приемной семьи, ребенок, использование технологий, воспитание детей-сирот, социальное обслуживание, приемный ребенок, счет использования.

Замещающая семья как способ решения проблемы сиротства...

замещающая семья, семья, попечение родителей, профессиональное сопровождение, приемная семья, приемный ребенок, ребенок, созданная замещающая семья, воспитание ребенка, успешная адаптация.

Усыновление (удочерение) как приоритетная форма устройства...

Так как моральная сторона усыновления — это важная составляющая, законодатель пришел к выводу, что кандидаты в усыновители должны пройти специальные курсы подготовки к приему ребенка в приемную семью.

Усыновление — приоритетная форма устройства детей...

Семейным законодательством Российской Федерации предусмотрены различные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей — это усыновление, опека и попечительство, приемная семья.

Жизнеустройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения...

дом ребенка, ребенок, попечение родителей, взыскание алиментов, Семейный кодекс, Российская Федерация, психическое развитие детей, интерес воспитанников, государственное учреждение, укрепление здоровья.

Похожие статьи

Принципы выбора детей в замещающую семью. Случай из практики

Семья получает в результате появления приемного ребенка материальную или психологическую выгоду.

Как правило, это неоправданные ожидания родителей, завышенные требования и как итог разочарование родителей, т. к. ребенок, которого они...

Возврат воспитанников детского сиротского учреждения...

Основные термины (генерируются автоматически): семья, попечение родителей, ребенок, родитель, возвращение ребенка, кровная семья, интернатное учреждение, детское

Характеристика детского дома, как образовательно-воспитательного учреждения.

Роль семьи в воспитании приемных детей | Статья в сборнике...

ребенок, приемный ребенок, семья, родитель, SOS, отношение приемных родителей, отношение, мотив, воспитание приемных детей, симбиотическая привязанность.

Особенности подбора приемной семьи для ребенка

ребенок, родитель, приемная семья, семья, приемный ребенок, попечение родителей, воспитание ребенка, приемная, потребность, чувство привязанности.

Анализ опыта использования технологий социальной работы...

детский дом, социальная работа, попечение родителей, условие приемной семьи, ребенок, использование технологий, воспитание детей-сирот, социальное обслуживание, приемный ребенок, счет использования.

Замещающая семья как способ решения проблемы сиротства...

замещающая семья, семья, попечение родителей, профессиональное сопровождение, приемная семья, приемный ребенок, ребенок, созданная замещающая семья, воспитание ребенка, успешная адаптация.

Усыновление (удочерение) как приоритетная форма устройства...

Так как моральная сторона усыновления — это важная составляющая, законодатель пришел к выводу, что кандидаты в усыновители должны пройти специальные курсы подготовки к приему ребенка в приемную семью.

Усыновление — приоритетная форма устройства детей...

Семейным законодательством Российской Федерации предусмотрены различные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей — это усыновление, опека и попечительство, приемная семья.

Жизнеустройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения...

дом ребенка, ребенок, попечение родителей, взыскание алиментов, Семейный кодекс, Российская Федерация, психическое развитие детей, интерес воспитанников, государственное учреждение, укрепление здоровья.

Задать вопрос