Социально-коммуникативное развитие дошкольников в игре | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №15 (149) апрель 2017 г.

Дата публикации: 14.04.2017

Статья просмотрена: 1226 раз

Библиографическое описание:

Салова, Л. В. Социально-коммуникативное развитие дошкольников в игре / Л. В. Салова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 15 (149). — С. 633-636. — URL: https://moluch.ru/archive/149/41987/ (дата обращения: 19.04.2024).



Важнейшим условием интеллектуального и социального развития ребёнка, по мнению психологов и педагогов, считается его постоянное общение со сверстниками и взрослыми. Принимая во внимание, что ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, можно сказать, что именно игру можно назвать самым эффективным средством формирования коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста.

Игра способствует раскрытию в ребенке творческих способностей, формированию произвольного поведения, адекватной самооценки и самостоятельности, усвоению норм и правил поведения в обществе, овладению социальными умениями и навыками.

Зная обо всех преимуществах игры, по сравнению с другими видами детской деятельности, педагоги, работающие в дошкольных учреждениях, применяют ее как ненавязчивое средство, позволяющее решать многие педагогические и психологические задачи:

‒ установление контакта со сверстниками и взрослыми;

‒ формирование положительных взаимоотношений между детьми;

‒ умение разрешать конфликтные ситуации;

‒ усвоение норм и ценностей, принятых в обществе.

Для того, чтобы заинтересовать детей и привлечь их в игру, педагогу необходимо создать соответствующую развивающую предметно-пространственную среду, в которой могут находиться:

‒ центр сюжетно-ролевых игр;

‒ уголок дидактических игр;

‒ театральный уголок;

‒ центр ряженья;

‒ спортивный уголок.

Но задача педагога состоит не только в том, чтобы организовать игровое пространство, но и в том, чтобы научить детей играть вместе, брать на себя роли и действовать согласно игровым правилам и сюжету игры.

Чтобы дети играли совместно, от педагога требуется внимательное отношение к каждому ребенку, ведь нередко в играх проявляются отрицательные эмоции или такие черты характера, которые могут разрушить добрые взаимоотношения между детьми — неуверенность, обидчивость, застенчивость, высокомерие.

На протяжении всей игры педагог должен поддерживать интерес детей, принимая во внимание способности и психологические особенности каждого ребенка.

Используя различные педагогические приемы, можно спровоцировать детей на активное общение. Самым эффективным приемом считается введение заданий, решение которых требует совместного обсуждения. Таким образом, педагог предотвращает постепенное угасание игры и способствует возникновению активного общения между детьми.

Руководство игрой со стороны педагога многоуровневый процесс.

Чем младше дети, тем более простые по содержанию игры им предлагаются, и в этих играх педагог выступает либо организатором, либо равноправным партнером. На данном этапе перед ним стоит задача — вовлечь детей в совместную игру со сверстниками. На этом уровне дети лишь выполняют конкретные игровые действия, которые спланировал педагог.

Более сложный уровень характеризуется тем, что дети в игре пытаются выполнять роль ведущего, при этом они способны анализировать и давать оценку своим игровым действиям и действиям партнеров. Педагог постепенно уступает лидирующие позиции и становится координатором игры.

Самый сложный уровень предполагает самостоятельный выбор детьми игры и партнеров, изменение сюжета игры, установление игровых правил. На этом уровне педагог в меньшей степени выступает в роли координатора, а в большей — в роли наблюдателя. Но, тем не менее, его задача состоит в том, чтобы каждый ребенок побывал в роли ведущего, и чтобы эта роль стала для него успешной.

Одной из современных игровых технологий, которая способствует формированию у детей социально-коммуникативных навыков поведения, являются игры-тренинги. Они помогают дошкольникам освоить нормы поведения, принятые в обществе.

Большой толковый психологический словарь трактует понятие «тренинг» следующим образом — «тренинг вообще — любая учебная программа или набор процедур, разработанных для того, чтобы в результате их осуществления был получен конечный продукт в виде организма, способного на некоторую определенную реакцию (реакции) или участие в некоторой сложной, требующей умений деятельности». Т. е. понятие «тренинг» подразумевает тренировку, выработку определенных поведенческих умений и навыков.

Что же представляют собой игры-тренинги и в чем их отличие от традиционных видов детских игр?

В играх-тренингах основную функцию выполняет, конечно же, тренинг, а игра является лишь привлекательной для детей формой. Игра в данном случае носит второстепенный характер.

В сценарий тренинга можно включить только элементы игры, а развернуть ее полностью не удастся.

Как следствие, еще одно отличие — игра, включенная в тренинг, непродолжительна и ограничена временными рамками тренинга. Как только заканчивается тренинг, прекращается и игра.

Отличительной чертой является и то, что игра, включенная в тренинг, приобретает определенную цель (обучающую, развивающую, психологическую ) и результат.

Среди различных видов детских игр существуют такие, в которые дети могут играть поодиночке, либо вместе, т. е. возникает определенная группа, состоящая из участников игры. Отличие игр-тренингов в том, что в них можно играть только с партнерами, в составе группы, если участник один, то игра-тренинг теряет всякий смысл.

И последнее отличие, игра-тренинг не может состояться без ведущего, который является ее организатором и руководителем всего игрового процесса.

Как и в других видах детских игр, в играх-тренингах находят свое отражение социальные взаимоотношения и самые разнообразные поведенческие стили, существующие в обществе.

Игры-тренинги формируют у ребенка положительную самооценку, собственный образ «Я», способствуют развитию социально-коммуникативных навыков, необходимых для успешного существования в обществе.

Педагогу, использующему в своей работе игры-тренинги, удастся создать в детском коллективе доброжелательные отношения, вызвать у детей радость от общения со сверстниками, и в то же время каждый ребенок будет осознавать свою неповторимость и непохожесть на других.

Еще одним достоинством игр-тренингов являются их правила, которые позволяют влиять на взаимоотношения детей:

‒ все роли, в том числе и привлекательные, выполняются участниками поочередно;

‒ игровые действия детей носят согласованный характер;

‒ схожесть и одновременность в выполнении игровых действий воспитывает в детях партнерские отношения.

Как же проводятся игры-тренинги?

Они состоят из двух этапов:

  1. Приветствие участников игры. Педагог вместе с детьми садится в круг и все участники поочередно произносят слова приветствия. Это может быть фраза, типа: «Доброе утро, Денис, я очень рад нашей встрече».
  2. Ход игры-тренинга, руководство которой осуществляет педагог.

Для формирования у дошкольников социально-коммуникативных навыков можно использовать, например, такие игры-тренинги…

  1. «Веселая песенка».

Игровая задача: создать в группе доброжелательную атмосферу, способствовать возникновению у дошкольников дружеских чувств.

Ход игры:

Ведущий:

— Я держу в руке клубок. Теперь я намотаю нить на пальчик, а затем отдам клубок, сидящему слева от меня Денису, и пропою ему песенку «Я очень рада, что в нашей группе есть Денис». Денис, получив клубок, также намотает нить на пальчик и передаст клубок дальше, и каждый раз мы будем петь обладателю клубка веселую песенку. Игра закончится, когда клубок, пройдя по кругу, вернется ко мне.

Ведущий:

— Клубок снова у меня в руках, посмотрите, он соединил нас вместе одной ниточкой, а это значит, что мы будем дружить и играть все вместе.

2. «Поводырь».

Игровая задача: воспитывать в детях терпимое отношение к тем, кто ограничен в своих физических возможностях, способствовать возникновению эмпатии.

Ход игры:

Ведущий:

— Все участники игры, встаньте парами. Первым встанет «поводырь» — тот, у кого глаза открыты. Вторым — «слепой» — тот, у кого глаза закрыты. Слепой не может приближаться к поводырю, он находится от него на расстоянии вытянутой руки, и может лишь касаться его кончиками пальцев. Поводыри медленно передвигайтесь по группе, слепые идите следом. Теперь поводыри идите быстрее, слепые — не отставайте.

— А теперь участники могут поменяться ролями.

3. «Скульптура».

Игровая задача: обучать детей невербальным способам общения.

Ход игры:

Ведущий:

— Я предлагаю вам всем разделиться поровну на две группы. В первой группе будут «скульпторы», во второй — «глина». Каждый скульптор выбирает себе понравившуюся глину и лепит из нее скульптуру. Это может быть любой предмет, животное, растение — все, что вы захотите. Разговаривать нельзя.

— Теперь скульпторы подойдите к произведениям своих коллег и попытайтесь отгадать, что изображает каждая скульптура. Разговаривать нельзя.

— А теперь участники могут поменяться ролями.

4. «Луноход».

Игровая задача: формировать у дошкольников партнерские отношения, умение действовать в команде.

Игровое оборудование: дистанционные пульты управления.

Ход игры:

Ведущий:

— Все участники игры, встаньте парами. Один из вас будет луноходом, другой оператором космического центра. Операторы с помощью своих пультов и команд направляйте движение луноходов к цели. Будьте внимательны. Если луноходы столкнуться, они сломаются и прекратят свое движение. Победит тот, кто достигнет цели быстрее всех и ни с кем не столкнется.

— А теперь участники могут поменяться ролями.

5. «Огонь, вода, воздух, земля».

Игровая задача: развивать у детей внимание, быстроту реакции, умение действовать по команде.

Ход игры:

Ведущий:

— Я предлагаю всем встать в круг. Когда я произнесу слово «воздух», вы поднимите руки вверх, вот так. Когда прозвучит слово «вода» — вытяните руки вперед, вот так. Когда услышите слово «огонь» — будете вращать руками, вот так. Когда прозвучит слово «земля» — опустите руки вниз, вот так. Будьте внимательны. Кто ошибется, выбывает из игры.

Игра представляет собой самый эффективный вид детской деятельности, который стимулирует социально-коммуникативное развитие детей, помогает им выстроить отношения со сверстниками и взрослыми, понять и принять ценности и нормы поведения, существующие в обществе.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, игра, игровая задача, ход игры, педагог, участник игры, активное общение, детская деятельность, дошкольный возраст, норма поведения.


Похожие статьи

Игровая деятельность дошкольников | Статья в журнале...

В статье раскрывается понятие игровой деятельности дошкольников, психологические основы игры в дошкольный период, отдельно рассматриваются качественные изменения в игре на 4 году жизни ребенка.

Игровая деятельность дошкольника | Статья в журнале...

Основная деятельность дошкольникаигровая, в игре ребенок живет, растет, развивается. Игрой ребенок овладевает постепенно. Со стороны воспитателя игра требует постоянного тактичного, незаметного руководства.

Психолого-педагогическая характеристика игровой...

игра, действие, сюжетно-ролевая игра, игровая деятельность, ребенок, отношение, сюжет, индивидуальная игра, дошкольный возраст, распределение ролей.

Игра как ведущая деятельность в социально-личностном...

ребенок, игра, роль, дошкольный возраст, окружающий мир, взрослый, дидактическая игра, детский сад, режиссерская игра, игровая деятельность.

Формирование положительных взаимоотношений детей в игровой...

Дошкольный возраст считается классическим возрастом игры.

Ветлугина Н. А. Самостоятельная деятельность дошкольников в общении. М., 2002.

Ростовцев Н. Н. Игра – метод обучения взаимоотношений. М., 2001. Игра и ребенок / Под ред. Н. А. Ветлугиной.

Дидактическая игра как средство формирования коммуникативных...

Ключевые слова: коммуникативные навыки, игра, дидактическая игра, условия, игровая деятельность. В настоящее время современная система дошкольного образования России переживает очередной этап модернизации...

Игра как основной вид деятельности детей младшего...

Эти задачи решаются через основной вид деятельности, через игровую деятельность дошкольника. Малышей необходимо вовлекать в игры, способствовать развитию сюжетов игр, которые отображают окружающую действительность и жизнь ребенка.

Индивидуальный подход к организации игровой деятельности...

Игры старших дошкольников становятся сложнее, их игровая деятельность активизируется, приобретает все более творческий характер. Так же, как и трудовая деятельность, она выявляет самые разнообразные особенности характера и поведения детей.

Воспитание доброжелательности у детей старшего дошкольного...

Именно, в играх у детей старшего дошкольного возраста возникает потребность в объединении и общении друг с другом, непременным условием которого является соблюдение определенных общепринятых норм поведения.

Похожие статьи

Игровая деятельность дошкольников | Статья в журнале...

В статье раскрывается понятие игровой деятельности дошкольников, психологические основы игры в дошкольный период, отдельно рассматриваются качественные изменения в игре на 4 году жизни ребенка.

Игровая деятельность дошкольника | Статья в журнале...

Основная деятельность дошкольникаигровая, в игре ребенок живет, растет, развивается. Игрой ребенок овладевает постепенно. Со стороны воспитателя игра требует постоянного тактичного, незаметного руководства.

Психолого-педагогическая характеристика игровой...

игра, действие, сюжетно-ролевая игра, игровая деятельность, ребенок, отношение, сюжет, индивидуальная игра, дошкольный возраст, распределение ролей.

Игра как ведущая деятельность в социально-личностном...

ребенок, игра, роль, дошкольный возраст, окружающий мир, взрослый, дидактическая игра, детский сад, режиссерская игра, игровая деятельность.

Формирование положительных взаимоотношений детей в игровой...

Дошкольный возраст считается классическим возрастом игры.

Ветлугина Н. А. Самостоятельная деятельность дошкольников в общении. М., 2002.

Ростовцев Н. Н. Игра – метод обучения взаимоотношений. М., 2001. Игра и ребенок / Под ред. Н. А. Ветлугиной.

Дидактическая игра как средство формирования коммуникативных...

Ключевые слова: коммуникативные навыки, игра, дидактическая игра, условия, игровая деятельность. В настоящее время современная система дошкольного образования России переживает очередной этап модернизации...

Игра как основной вид деятельности детей младшего...

Эти задачи решаются через основной вид деятельности, через игровую деятельность дошкольника. Малышей необходимо вовлекать в игры, способствовать развитию сюжетов игр, которые отображают окружающую действительность и жизнь ребенка.

Индивидуальный подход к организации игровой деятельности...

Игры старших дошкольников становятся сложнее, их игровая деятельность активизируется, приобретает все более творческий характер. Так же, как и трудовая деятельность, она выявляет самые разнообразные особенности характера и поведения детей.

Воспитание доброжелательности у детей старшего дошкольного...

Именно, в играх у детей старшего дошкольного возраста возникает потребность в объединении и общении друг с другом, непременным условием которого является соблюдение определенных общепринятых норм поведения.

Задать вопрос