Принцип разделения властей и взаимоотношения центральных органов государственной власти | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №15 (149) апрель 2017 г.

Дата публикации: 19.04.2017

Статья просмотрена: 5469 раз

Библиографическое описание:

Касимова, А. А. Принцип разделения властей и взаимоотношения центральных органов государственной власти / А. А. Касимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 15 (149). — С. 258-260. — URL: https://moluch.ru/archive/149/41879/ (дата обращения: 26.04.2024).



Статья посвящена изучению принципа разделения властей и взаимоотношения центральных органов государственной власти. Приведены примеры из политико-правовых учений таких ученых как Платон, Аристотель, Монтескье. Изучен зарубежный опыт принципа разделения властей.

Ключевые слова: власть, орган, государство, политика, право, демократия, тирания, закон, судебная власть, исполнительная власть

The article is devoted to the study of the principle of separation of powers and the relationship between the central bodies of state power. Examples from political and legal doctrines of such scientists as Plato, Aristotle, Montesquieu are given. The foreign experience of the principle of separation of powers has been studied.

Key words: power, authority, state, politics, law, democracy, tyranny, law, judicial power, executive power

Принцип разделения властей является одним из основополагающих принципов демократического устройства во всех демократических странах. Разделение властей имеет долгую историю.

Формирование принципа разделения властей как самостоятельного и целостного политико-правового подхода началось в XVII-XVIII вв., период буржуазных революций. Идея ограничения деятельности государственных органов (полномочий) в самых общих чертах выражено в трудах великих мыслителей античности — Платона, Аристотеля, Полибия, Ликурга.

У истоков теории принципа разделения властей стояли Платон, Аристотель, Т.Гоббс, Ж. Ж. Руссо, Ш.Монтескье, И.Кант, Дж.Локк.

По мнению Монтескье: «Если власть законодательная и исполнительная будут соединены в одном лице или учреждении, то свободы не будет, так как можно опасаться, что этот монарх или сенат станет создавать тиранические законы для того, чтобы так же тиранически применять их» [1]. Таким образом, Монтескье проводит различия между ветвями власти, выделяя законодательную, исполнительную и судебную власть.

В настоящее время требования принципа разделения властей могут реализовываться в разных странах по-разному. Они могут соответствовать социальной системе страны, удовлетворять общество, но в то же время вопросы совершенствования принципа разделения властей не теряют своей актуальности. Наряду с тем, что вопросы функционирования принципа разделения властей являются актуальными в сфере государственного строительства в течение многих веков, данные требования расширяются по своему содержанию и сущности.

Одно из важнейших условий принципа разделения властей связано с вопросом распределения полномочий государственной власти, в котором полномочия ветвей власти закреплены в Конституции.

В президентской республике принцип разделения властей выражается наиболее последовательно. Опыт США показывает, что вышеуказанный принцип дополнен «система сдержек и противовесов», благодаря которой реализуется не только сама система разделения властных полномочий, но и сохраняется взаимный баланс и определенная стабильность.

Принцип разделения властей также свойственен и парламентским республикам. В данном случае обеспечивается независимость законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, но взаимный баланс реализуется своеобразно. Баланс между законодательной и исполнительной властями закреплен правом парламента вынести, вотум недоверия правительству и правом роспуска Парламента главой государства.

В смешанных республиках (полупрезидентских республиках) также существуют свои особенности. Например, согласно французской доктрине принцип разделения властей не означает фрагментацию власти, а наоборот, обеспечение их взаимодействия. Только такая сильная власть служит интересам человека, в этом проявляется значимость государства как института.

Сущность принципа разделения властей выражается соответствием правовых и практических аспектов взаимоотношений центральных органов власти демократическим принципам.

После обретения Республикой Узбекистан независимости были определены стратегические задачи по формированию развитого современного демократического государства и гражданского общества на основе государственности с вековыми традициями. Принцип разделения властей как один из важнейших факторов реализации данных задач, а именно применение системы сдержек и противовесов с правовой и практической точек зрения, осуществляется поэтапно в соответствии с избранным эволюционным путем развития нашей страны.

По этому поводу Первый Президент нашего государства И. А. Каримов отмечал: «...В политической сфере это означает: — построение национальной государственности на основе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную» [2]. Правовые основы данного подхода нашли отражение в Конституции Республики Узбекистан и других нормативно-правовых актах, научные основы, история принципа разделения властей, сегодняшнее состояние и реализация — монографиях и работах ведущих ученых-правоведов А.Азизходжаева, Х.Адылкариева и З.Исламова.

Разделение властей — принцип, свойственный демократическому правовому государству. Применение данного принципа при осуществлении функций государственной власти не только защищает граждан от произвола должностных лиц, но и позволяет создать эффективную систему по обеспечению деятельности государственных органов. Самое главное — внедрение принципа разделения властей при рациональном учете исторических условий обеспечивает равные права и взаимный баланс разных ветвей власти [3].

Значимость принципа разделения властей для развития Узбекистана и его поэтапная реализация нашла отражение в официальных выступлениях Первого Президента Республики Узбекистан, в частности в выступлении на одиннадцатой сессии Олий Мажлиса второго созыва: — «Нам всем придется изучать и на практике реализовывать систему соблюдения баланса сил, систему сдержек и противовесов между, в первую очередь, законодательной, исполнительной и судебной властью, без чего немыслимо существование демократического государства». [4].

Обеспечение эффективного взаимодействия разных ветвей власти является важнейшей задачей. В этой связи Президент нашей страны Ш. Мирзиёев в своем докладе «Обеспечение верховенства закона и интересов человека — гарантия развития страны и благополучия народа» по случаю 24-летия принятия Конституции Республики Узбекистан внес предложение: «…в целях более эффективной организации взаимодействия правительства и парламента в законотворческой и контрольно-аналитической сферах было бы целесообразно учредить должность действующего на постоянной основе представителя Кабинета Министров в Олий Мажлисе» [5]. Президент подчеркнул: «Основной вопрос заключается в своевременном доведении до народа и ответственных исполнителей сути и значения законов, организации их правильного исполнения и обеспечении неукоснительного соблюдения их требований».

Только при последовательном обеспечении эффективного взаимодействия всех трех ветвей власти государственная политика станет оперативной, открытой, прозрачной и действенной. Тем самым повысится доверие населения к государственным органам.

Внедрение в жизнь нашего общества основных принципов представляется наиболее важным. Одним из таких принципов является «Еще более глубокое внедрение демократических стандартов и принципов в государственное управление и общественное строительство. Обеспечение баланса законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. Обеспечение их независимости, создание на практике механизмов для выполнения каждой из ветвей власти возложенных на них задач и обязанностей». [6].

Литература:

1. Монтескье Ш. Избранные произведения. — М.: 1955. С.290.

2. Каримов И. А. Узбекистан: национальная независимость, экономика, политика, идеология. Т. 1.—Т.: «Узбекистон», 1996.—349 с.

3. Одилқориев Х. Т. Ўзбекистон Республикасида қонун чиқариш жараёни. — Т., 1995. 19 — бет.

4. Каримов И. А. Избранный нами путь — это путь демократического развития и сотрудничества с прогрессивным миром. Т.11 — Ташкент: Узбекистон, 2003. –223 с.

5. Ш.Мирзиёев. Обеспечение верховенства закона и интересов человека — гарантия развития страны и благополучия народа. Доклад на торжественном собрании, посвященном 24-й годовщине принятия Конституции Республики Узбекистан. (электронный ресурс) http://www.press-service.uz/ru/news/5384/. Время просмотра-19.02.2017г.

6. Каримов И. А. За безопасность и мир надо бороться. — Т.: «Узбекистан», 2002. — 416 с.

Основные термины (генерируются автоматически): принцип разделения властей, ветвь власти, взаимный баланс, государственная власть, система сдержек, судебная власть, Узбекистан, исполнительная власть, судебная ветвь, эффективное взаимодействие.


Похожие статьи

Реализация принципа разделения властей в Узбекистане

Сегодня судебная власть является важной составляющей системы сдержек и противовесов. В соответствии с законами Конституционный суд наделен правом определять соответствие решений органов законодательной и исполнительной ветвей власти Конституции...

Влияние трансформации системы источников права на развитие...

законодательная власть, исполнительная власть, государственная власть, принцип разделения властей, судебная власть, правовое государство, ветвь власти, власть, теория разделения властей, государственный аппарат.

Система разделения властей в Российской Федерации: единство...

Ключевые слова: публичная власть, государственная власть, генезис, система, единство и дифференциация.

Другими словами, принцип разделения властей следует рассматривать не как однородный феномен в виде только разделённой на части власти, а скорее, как...

Теория разделения властей как основополагающий принцип...

Теория разделения властей — основополагающий принцип государственно-правового устройства любой демократической страны и США в частности.

Таким образом, ветви власти в США сохраняют независимость друг от друга, в полной мере реализуя систему «сдержек и...

О взаимодействии органов исполнительной власти и органов...

Ключевые слова: исполнительная власть, орган, Российская Федерация, государственная власть, судебная власть, Конституционный Суд РФ.

Необходимость соблюдения баланса законодательной, исполнительной и судебной властей, а также наличие системы сдержек и...

Система сдержек и противовесов как основополагающий...

Философское понятие «принцип» представляет собой основополагающую истину, закон, положение. В основу государственного устройства США положены такие принципы, как демократизм, федерализм, судебный конституционный надзор, разделение властей.

Теоретические аспекты определения места прокуратуры...

Каждое государство в мире, каждая правовая система при общей правильной идее разделения властей должны идти собственным путем построения государственных органов. Важно, чтобы при разделении властей, их взаимодействии ни одна ветвь власти не узурпировала ее...

Прокуратура Российской Федерации как четвертая ветвь власти

прокуратура, ветви власти, принцип разделения властей, «прокурорская власть», контроль над государственной властью.

Похожие статьи. О взаимодействии органов исполнительной власти и органов судебной власти в Российской Федерации.

Правовое положение Президента Республики Узбекистан...

Согласно статье 11 Основного закона система государственной власти Республики Узбекистан основывается на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

Похожие статьи

Реализация принципа разделения властей в Узбекистане

Сегодня судебная власть является важной составляющей системы сдержек и противовесов. В соответствии с законами Конституционный суд наделен правом определять соответствие решений органов законодательной и исполнительной ветвей власти Конституции...

Влияние трансформации системы источников права на развитие...

законодательная власть, исполнительная власть, государственная власть, принцип разделения властей, судебная власть, правовое государство, ветвь власти, власть, теория разделения властей, государственный аппарат.

Система разделения властей в Российской Федерации: единство...

Ключевые слова: публичная власть, государственная власть, генезис, система, единство и дифференциация.

Другими словами, принцип разделения властей следует рассматривать не как однородный феномен в виде только разделённой на части власти, а скорее, как...

Теория разделения властей как основополагающий принцип...

Теория разделения властей — основополагающий принцип государственно-правового устройства любой демократической страны и США в частности.

Таким образом, ветви власти в США сохраняют независимость друг от друга, в полной мере реализуя систему «сдержек и...

О взаимодействии органов исполнительной власти и органов...

Ключевые слова: исполнительная власть, орган, Российская Федерация, государственная власть, судебная власть, Конституционный Суд РФ.

Необходимость соблюдения баланса законодательной, исполнительной и судебной властей, а также наличие системы сдержек и...

Система сдержек и противовесов как основополагающий...

Философское понятие «принцип» представляет собой основополагающую истину, закон, положение. В основу государственного устройства США положены такие принципы, как демократизм, федерализм, судебный конституционный надзор, разделение властей.

Теоретические аспекты определения места прокуратуры...

Каждое государство в мире, каждая правовая система при общей правильной идее разделения властей должны идти собственным путем построения государственных органов. Важно, чтобы при разделении властей, их взаимодействии ни одна ветвь власти не узурпировала ее...

Прокуратура Российской Федерации как четвертая ветвь власти

прокуратура, ветви власти, принцип разделения властей, «прокурорская власть», контроль над государственной властью.

Похожие статьи. О взаимодействии органов исполнительной власти и органов судебной власти в Российской Федерации.

Правовое положение Президента Республики Узбекистан...

Согласно статье 11 Основного закона система государственной власти Республики Узбекистан основывается на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

Задать вопрос