Древние корни ранней государственности Хорезма | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Таджиева, Ф. Д. Древние корни ранней государственности Хорезма / Ф. Д. Таджиева, О. Х. Шамуратов, Ш. О. Кучкаров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 15 (149). — С. 505-507. — URL: https://moluch.ru/archive/149/41817/ (дата обращения: 23.04.2024).



Климатические условия и географическое расположение хорезмского оазиса отличается от других исторических культурных областей Средней Азии. Археологические исследования, проведённые членами хорезмской археологически-этнографической экспедиции во главе с Толстовым С. П. позже археологами Каракалпакистана в советский период на территории хорезмского оазиса и соседних территорий Сарикамиш и Узбой, дают некоторые сведения о ранней государственности Хорезма. Возникновение социально-экономических и этнокультурных основ ранней государственности в Хорезме связано с рекой Амударья. Известн6о по географическим исследованиям, что территории Кизилкум, Южное Приаралье сформировались как низменность 25–10 тыс. лет назад. [1.c 283] Река Амударья начиная со своего верхнего притока вобрав воды рек Заунгизи, Зарафшан приливался через Узбой в Каспийское море. К середине геологического периода несколько русел рек Шурахан, Окчадарьё, Сирдаринские Жонадарья, Инкордарья, Кувандарья и Эскидарья сформировали границы территорий прибрежья Арала. [2.c.73]

Согласно результатам археологических исследований, были обнаружены материальные предметы поселений охотников периода позднего палеолита и мезолита на землях правобережья Амударьи, предгорьях Бурли-3 и Султон Увайс. Следует отметить, что древние корни обитателей неолита в хорезмском оазисе пока не археологически изучены. По-нашему, основной деятельностью первобытного населения позднего палеолита предгорье Султон Увайс была охота. Потому что эти территории считались удобными для охоты. Новое поколение обитателей Султан Увайса продолжили занятие предков. К первой половине 3 тыс. лет до н. э. среди родов этих охотников возникла проблема продовольствия. Вследствие этого они переселились на северо-восточные, юго-западные и юго-восточные территории холмы Янбашкала.

Источники по ранней государственности Хорезма были получены в результате археологического изучения поселения Янбаш-4. Поселение (300 м в кв.) построено в форме полуземлянки из деревянных столбов сбоку Янбашкала. В культурном слое поселения были найдены орудия труда, кости рыбы, черепашье панцирем и семечки. Обитатели Янбашкала своим профессиям добавили изготовлять орудия труда из камня, глиняное гончарство, охоту и собирательство. Подобные орудия труда как в Янбашкала были найдены в поселениях Толстов и Кават-7. Согласно данным исследований ко второй половине 2 тысячелетия до н. э. одна группа род- племен, освоивших Янбашкала, покинув свою родину, переселились в местность Туямуюн и основали поселение Туямуюн-3. Роды поселявшие местности Султан Санджар, Кумбулок-1, Каррикизил 1–4 оазиса Капарас тоже занимались охотой и собирательством. В их кулбтурном слое были найдены орудия из камня, керамика. В общем, изучены более 40 поселений эпохи неолита оазиса Карпас. [3.c. 77]

Были изучены с археологической точки зрения 3 поселения эпохи неолита в бассейне северной Акчадарьи, получены вещественные данные [1]. Около 40 неолитических поселений Акчадарьи были изучены. Итина М. А. процесс формирования этих поселений связывает с полноводным состоянием реки Амударьи. Наоборот, на территории маловодного русла Давдон Сарикамиш. Узбой существовали малочисленные поселения. Но данные поселения являются малоизученными.

Согласно историческим данным, во второй половине 2 тысячелетия до н. э. племена, проживавшие в Южной Сибири и Казахстане переселились в Южной Приаралья.

Итина М. А. исследовала этнические процессы, протекавшие в конце эпохи бронзы благодаря изучению могил, где были похоронены племена, проживавшие в Южной приаралье и в южной части бассейна Акчадарья. В том числе, были обнаружены более 100 мест погребений поселении Кукча-3, относящейся к Тазабагяпской культуре, из них 74 являются археологически изученными. Могилы имели форму прямоугольника площадью 2.2–2.5*1.8–2м. Некоторые могилы были парными, а некоторые были для одного умершего, размером 1–1,5*1,7–1,9м. [4.c.126] Похороненных умерших ноги и руки были согнуты. В каждой могиле были обнаружены керамические предметы, вокруг останков мужчин находились орудия труда, а у женщин украшения.

Таким образом можно делать вывод, что из исторических данных мы узнаем, что территории низовьев Амударьи, Сарикамиш, Узбой стали осваиваться с эпохи позднего палеолита.

Выдающимся памятником культуры Хорезма I—VI вв. н. э. является городище Топрак-кала. В III в. здесь находилась столица Хорезма. Топрак-кала была открыта хорезмской экспедицией под руководством С. П. Толстова в 1938 году. Город в плане представлял собой правильный прямоугольник. В северо-западном углу был расположен дворец правителя — огромный трёхбашенный замок. На юго-восток от замка находился храм огня. От него на юг шла длинная улица, разрезавшая город на две половины. Отходившие от неё переулки отделяли друг от друга массивные дома-кварталы, из которых состояла столица позднерабовладельческого Хорезма. Построенная в III в. крепость до 305 года была резиденцией правителей страны хорезмшахов. Из-за многочисленных завоевательных войн правители покинули резиденцию и город постепенно пришел в упадок.

В ходе археологических раскопок были найдены монеты, обломки ассуариев (погребальные сосуды зороастрийцев), а также великолепные образцы художественной культуры: тонко выделанная керамика, шерстяные, шелковые ткани, золотые украшения и ожерелье из 300 бус из стекла, пасты, янтаря, кораллов, раковин. Были открыты мастерские по изготовлению знаменитых луков, которыми славился Хорезм. Необычайно интересна архитектура памятника, являющегося замечательным образцом градостроительного и фортификационного искусства античного Хорезма. Особый интерес в этом плане представляет трёхбашенный дворец правителя. Три грандиозные башни с жилыми помещениями внутри, поднимались на тридцатиметровую высоту, сегодня они достигают 25 метровой высоты, что говорит о высокой степени развития зодчества в Хорезме.

Однако Топрак-кала известна не только своей причудливой архитектурой, но и уникальными находками древнехорезмийской письменности. Документы, написанные на древнехорезмийском языке, найдены в четырех помещениях юго-восточной части дворца. Всего было найдено 116 документов, написанных черной тушью на деревянных дощечках и на кожаных свитках. Документы на дереве, а их всего восемнадцать, очень хорошо сохранились. Хотя документы полностью еще не прочитаны, характер их уже определен. Это хозяйственные документы дворцового архива. На трёх из найденных документов стояла точная дата — 207, 231 и 232 гг.

Помимо архива, огромный интерес среди находок во дворце падишахов представляет скульптуры и живопись. Недаром Топрак-кала называют «музеем изобразительных искусств Древнего Хорезма». Это единственный полностью раскопанный памятник архитектуры Хорезма. Его размеры и гениальность архитектурной конструкции делают Топрак-кала одним из самых уникальных памятников Хорезма.

Литература:

  1. Баратов П, Маматкулов М, Рафиков А. Урта Осиё табиий географияси. Тошкент «Укитувчи»,2002
  2. Кес А. С. Антропогенное воздействие на формирование аллювиальное дельтовых равнин Амударьи. Культура и искусство древнего Хорезма. М. «Науке» 1981.
  3. Итина М. А. Неолит и бронзовый век южного Хорезм. М «Науке» 1991
  4. Виноградов А. В. Неолитические памятник Хорезма. M «Науке» 1968
Основные термины (генерируются автоматически): III, Хорезм, быль, орудие труда, поздний палеолит, поселение, хорезмский оазис, Амударья, дворец правителя, могила были.


Похожие статьи

Исторические корни строительства народного искусства Хорезма

Существования в Хорезмском оазисе людей во время неолита основными строительными материалами являлись глина, дерево, камыш.

Жилые массивы Хорезма тоже заранее не планировались, их границы определяли

Берега водных поверхностей не были постоянными.

Культура кайрского земледелия в Хорезме | Статья в журнале...

Ключевые слова: Кайр, Амударья, Хорезмские дыни, Тупроккалъа, Чарджоуский оазис, Аральское море, материальные памятники

Хорезмские дыни кайр в древности были известны даже в дальних странах мира.

Позже оно стало занимать второстепенную роль.

Крепость Сандикли — памятник раннего средневековья Южного...

Как известно, археологические памятники раннего средневековья в Хорезмском оазисе в основном исследованы на правом

На юго-западной части памятника были изучены останки башни оборонительной системы.

Неразик Е. Е. Сельские поселения афригидского Хорезма.

Из истории городов-крепостей Хорезма (на примере развития...)

Города и поселения в Хорезме кушанского периода коренным образом отличаются от городов и поселений Кангюйского периода.

Так как в это время были очень сильны первобытные демократические традиции. Центр города занимал не дворец царя или правителя, а «Дом...

Значение Хорезма в исторических отношениях народов Средней...

Проведённые исследования на территории памятников Зарча Халифа, Дашти Кази, Токайли, Джом, Тумек-Кичиджик, Кукча-3, 15, 15а доказывают, что оазисы Хорезм и Зарафшан были

Массон считает это погребение (могилу) как древнейший артефакт взаимо-контактов 2 культур.

Из истории этнокультурных связей Хорезма с территориями...

Хорезмский оазис с древнейших времен был центром взаимодействия культур

Население научилось выплавлять металл, из которого делали разнообразные орудия труда.

В конце VI в. до н. э. в Хорезмском оазисе создано государство Хорезм, в связи с чем начинается...

К проблеме изучения памятников раннего средневековья Сарыарки

Могила была засыпана землей и камнем, а сверху возведен каменный курган диаметром 7 м, высотой 0,60 м.

К проблеме изучение раннего палеолита Узбекистана. Крепость Сандикли — памятник раннего средневековья Южного Хорезма.

Об образе дива в средневековых мифологических представлениях...

Библиографическое описание: Рузметов С. А. Об образе дива в средневековых мифологических представлениях жителей Хорезмского оазиса

Дивы обитают в подземельях, но могут жить и на земле, владея дворцами и богатствами. Обычно вместе живут семь-девять братьев.

Художественная литература о Хорезме (на примере творчества...)

По последнему создан фильм «Оазис в песках» из хорезмской жизни.

Позже Б. В. Чепрунов создает такие крупные творения, как большой исторический роман «Джунаидхан»

Вдоль стола были расставлены серебряные ведерки, где во льду охлаждалось шампанское Клико, редерер.

Похожие статьи

Исторические корни строительства народного искусства Хорезма

Существования в Хорезмском оазисе людей во время неолита основными строительными материалами являлись глина, дерево, камыш.

Жилые массивы Хорезма тоже заранее не планировались, их границы определяли

Берега водных поверхностей не были постоянными.

Культура кайрского земледелия в Хорезме | Статья в журнале...

Ключевые слова: Кайр, Амударья, Хорезмские дыни, Тупроккалъа, Чарджоуский оазис, Аральское море, материальные памятники

Хорезмские дыни кайр в древности были известны даже в дальних странах мира.

Позже оно стало занимать второстепенную роль.

Крепость Сандикли — памятник раннего средневековья Южного...

Как известно, археологические памятники раннего средневековья в Хорезмском оазисе в основном исследованы на правом

На юго-западной части памятника были изучены останки башни оборонительной системы.

Неразик Е. Е. Сельские поселения афригидского Хорезма.

Из истории городов-крепостей Хорезма (на примере развития...)

Города и поселения в Хорезме кушанского периода коренным образом отличаются от городов и поселений Кангюйского периода.

Так как в это время были очень сильны первобытные демократические традиции. Центр города занимал не дворец царя или правителя, а «Дом...

Значение Хорезма в исторических отношениях народов Средней...

Проведённые исследования на территории памятников Зарча Халифа, Дашти Кази, Токайли, Джом, Тумек-Кичиджик, Кукча-3, 15, 15а доказывают, что оазисы Хорезм и Зарафшан были

Массон считает это погребение (могилу) как древнейший артефакт взаимо-контактов 2 культур.

Из истории этнокультурных связей Хорезма с территориями...

Хорезмский оазис с древнейших времен был центром взаимодействия культур

Население научилось выплавлять металл, из которого делали разнообразные орудия труда.

В конце VI в. до н. э. в Хорезмском оазисе создано государство Хорезм, в связи с чем начинается...

К проблеме изучения памятников раннего средневековья Сарыарки

Могила была засыпана землей и камнем, а сверху возведен каменный курган диаметром 7 м, высотой 0,60 м.

К проблеме изучение раннего палеолита Узбекистана. Крепость Сандикли — памятник раннего средневековья Южного Хорезма.

Об образе дива в средневековых мифологических представлениях...

Библиографическое описание: Рузметов С. А. Об образе дива в средневековых мифологических представлениях жителей Хорезмского оазиса

Дивы обитают в подземельях, но могут жить и на земле, владея дворцами и богатствами. Обычно вместе живут семь-девять братьев.

Художественная литература о Хорезме (на примере творчества...)

По последнему создан фильм «Оазис в песках» из хорезмской жизни.

Позже Б. В. Чепрунов создает такие крупные творения, как большой исторический роман «Джунаидхан»

Вдоль стола были расставлены серебряные ведерки, где во льду охлаждалось шампанское Клико, редерер.

Задать вопрос