Дифференциация на уроках окружающего мира в начальной школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №15 (149) апрель 2017 г.

Дата публикации: 20.04.2017

Статья просмотрена: 4301 раз

Библиографическое описание:

Савельева, Ю. С. Дифференциация на уроках окружающего мира в начальной школе / Ю. С. Савельева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 15.2 (149.2). — С. 165-167. — URL: https://moluch.ru/archive/149/41690/ (дата обращения: 25.04.2024).



В статье раскрывается смысл использования на уроках окружающего мира дифференцированных заданий, предлагаются примеры заданий на каждый способ организации дифференцированной работы.

Ключевые слова: дифференциация, дифференцированный подход, виды дифференциации

Мы знаем, что обучающиеся различаются уровнем подготовленности к школе. Некоторые с пониженной мотивацией требуют особой формы учебной деятельности. Другие с высокой мотивацией также для развития своих способностей нуждаются в особом внимании учителя. Значит, необходим такой подход в обучении, который является путем осуществления индивидуализации обучения.

Опыт многих последних лет показывает, что таким подходом в учебном процессе является дифференцированное обучение. Дифференциация — это действие, задача которого — в процессе обучения разделение обучающихся для достижения основной цели обучения, а также учета особенностей каждого обучающегося. Реализация в обучении дифференцированного подхода в результате всестороннего изучения своих обучающихся позволяет создать представление об их способностях, характере и интересах [3, с. 45].

Выделяют два основных вида дифференциации обучения школьников: внешняя и внутренняя. Внешняя дифференциация предполагает создание особых типов классов и школ, а внутренняя — организацию работы внутри класса.

Выделяют следующие способы организации дифференцированной работы на уроках окружающего мира:

1) по содержанию учебных знаний: по уровню творчества; по уровню трудности; по объему;

2) по организации учебной деятельности: по степени самостоятельности; по степени помощи обучающимся [1, с. 17].

Дифференциация учебных заданий по уровню творчества предполагает продуктивный (творческий) и репродуктивный характер познавательной деятельности. К репродуктивным заданиям относят: рисунок, сообщение, кроссворды, ребусы и т. п. К творческим заданиям относят: составление образца территории, разработка маршрута экскурсии, социологический опрос, решение географических задач и др.

В качестве домашнего задания, обучающимся предлагается составить кроссворд по теме «Какие бывают растения». Приведем пример кроссворда, разработанного учащимся начальной школы: 1 – лиственный кустарник, 2 – растения, у которых листья в виде пластинок, 3 – растения, у которых от корня отходит один толстый стебель, 4 – толстый стебель у дерева, 5 – хвойный кустарник, 6 – растения, у которых листья в виде иголок, 7 – листья хвойных деревьев, 8 – травянистые растения, у которых стебли мягкие и сочные.

Какие бывают растения

Рис. 1.

Дифференциация учебных заданий по уровню трудности разделяют на: задания повышающейся трудности, задания понижающейся трудности, задания разного уровня трудности на выбор обучающихся [2, с. 28].

Например, задание повышающей трудности по теме «Дикорастущие и культурные растения». Одним обучающимся предлагается задание из учебника (базовое): объясните, какие растения называют дикорастущими, а какие — культурными. Расскажите, для чего люди выращивают культурные растения. А другим — более сложное, по сравнению с базовым заданием: какой вред наносят сорняки культурным растениям? Как уничтожают сорняки?

Дифференциация учебных заданий по объёму предполагает, что несколько обучающихся выполняют основное задание и ещё дополнительное. В качестве дополнительного задания могут предлагаться аналогичные основному заданию или задания не связанные с основным. Приведем пример: основное задание по теме «Берегись автомобиля»: напиши основные правила, которые должен соблюдать пешеход. Что такое островок безопасности?

Дополнительное задание: какую «зебру» можно увидеть на улицах города? Напиши о том, чему вы научились в школе пешехода.

Дифференциация учебных заданий по степени помощи обучающимся включает в себя выполнение самостоятельной работы, но тем детям, у которых возникают затруднения, оказывается дозированная помощь. Видами помощи могут служить записи на доске, карточки-помощницы, вспомогательные вопросы, иллюстрации и др.

Например, изучая тему «Насекомые и птицы летом и осенью», можно предложить следующее задание. Дополните предложения: Птиц, улетающих осенью в теплые края, называют …. Это такие птицы, как …, …, …. Раньше других улетают на юг птицы, питающиеся …. Это иволги, ласточки. Позже улетают птицы, которые питаются …. Птиц, постоянно живущих в данной местности, называют …. Это такие птицы, как …, …, ….

Тем, кто испытывает затруднения при выполнении данного задания, предоставляются слова для справок: скворцы, соловьи, оседлыми, журавли, совы, ласточки, воробьи, насекомыми, снегири, галки, растительной пищей, чечётки, свиристели, дрозды, перелетными.

Дифференциация учебных заданий по степени самостоятельности, предполагает то, что все обучающиеся выполняют одинаковое упражнение, но одни это делают под руководством учителя, а другие самостоятельно. По теме «Растения леса» предлагается составить рассказ о растении по плану, изображенном на иллюстрации. План: назови растение, которое изображено на иллюстрации. К какой группе растений оно относится: кустарник, дерево, трава? В каком лесу оно произрастает: смешанном, хвойном, лиственном? Как называются плоды этого растения: ягоды, шишки, жёлуди? Какое они имеют значение: корм животным, служат для появления нового растения, лекарство? Назови способ распространения плодов этого растения: птицы, животные, ветер, человек, вода. Соответственно, у каких обучающихся возникают проблемы с ответами на вопросы — обсуждают их с учителем, а у кого нет — самостоятельно пишут рассказ.

Таким образом, в результате использования метода дифференциации на учебных занятиях повышается учебная мотивация и успеваемость; интерес к предмету; появляется уверенность в себе; ученик становится более успешным и по другим предметам. Формируются и развиваются такие личностные качества как умение анализировать собственные успехи и неудачи, выявлять собственные возможности; умение видеть перспективы собственного роста, планировать свою дальнейшую учебную деятельность.

Литература:

  1. Егорова Л. Н. Модель дифференцированного контроля знаний учащихся//Инновационные проекты и программы в образовании. — Москва, 2011. — 45.
  2. Кукушин В. С. Современные педагогические технологии. Начальная школа. Пособие для учителя. — Москва: Феникс, 2004. — 28.
  3. Смирнова О. М. Дифференцированный подход в обучении природоведению. Методические рекомендации в помощь учителю начальной школы. — Москва: Новая школа, 1997. — 45.
Основные термины (генерируются автоматически): задание, растение, обучающийся, основное задание, уровень трудности, дополнительное задание, способ организации, толстый стебель, уровень творчества, учебная деятельность.


Ключевые слова

дифференциация, дифференцированный подход, виды дифференциации

Похожие статьи

Пути реализации способов дифференциации на уроках математики

Основные термины (генерируются автоматически): задание, дополнительное задание, основное задание, учитель, учащийся, способ дифференциации, группа, ученик, знакомая ситуация, особое внимание. Похожие статьи. Технологии проблемного обучения как средство...

Разноуровневое и дифференцированное обучение как фактор...

Основные термины (генерируются автоматически): разноуровневое обучение, учебный материал, задание, дифференцированный подход, обучение, учащийся, уровень, возможность, группа, ученик.

Некоторые аспекты интерпретации понятий «задание»...

По его мнению, «учебное задание – это изменённая форма учебного материала, которая зависит от целей обучения» [4,20].

Л.М.Фридман рассмотрел дидактические особенности учебных заданий, способы преодоления трудностей в процессе выполнения умственных и...

А) Дифференциация учебных заданий

– по уровню трудности.

Основные термины (генерируются автоматически): основное задание, дополнительное задание, существительное, творческое задание, родительный падеж, прилагательное, окончание прилагательных, множественное число, задание...

К вопросу об учебно-практических задачах обучения младших...

В статье рассматриваются учебно-практические задачи обучения младших школьников писать сочинение-описание, выделенные на

творчества в деятельность, которая осуществляется по самостоятельно выбранному варианту алгоритма, наиболее соответствующему заданию и...

Проблемная ситуация как условие развития познавательной...

Творческие возможности идостигнутый уровень знаний. Необходимо учитывать возможности детей анализировать условия поставленного задания

И иначе в дошкольном возрасте нельзя, ведь игра это основной вид деятельности дошкольника. Наша задача как педагогов состоит в...

Ситуационная задача как средство оценивания уровня...

– функция организации самостоятельной учебной деятельности студентов — ситуационные задачи, позволяющие самостоятельно приобретать знания, проверять свои достижения с помощью разноуровневых заданий, вести учет результатов

Методические система формирования обобщённых приёмов...

Понятие «уровень» относится и к программе деятельности в целом.

Основные термины (генерируются автоматически): учебная деятельность, прием, учебная задача, учебная деятельность учащихся, способ деятельности, прием деятельности, познавательная...

Организация домашней учебной работы младших школьников

Основные термины (генерируются автоматически): домашнее задание, домашнего задания, домашних заданий, домашние задания, выполнения домашнего задания

Организация учебной исследовательской деятельности младших школьников при изучении математики.

Похожие статьи

Пути реализации способов дифференциации на уроках математики

Основные термины (генерируются автоматически): задание, дополнительное задание, основное задание, учитель, учащийся, способ дифференциации, группа, ученик, знакомая ситуация, особое внимание. Похожие статьи. Технологии проблемного обучения как средство...

Разноуровневое и дифференцированное обучение как фактор...

Основные термины (генерируются автоматически): разноуровневое обучение, учебный материал, задание, дифференцированный подход, обучение, учащийся, уровень, возможность, группа, ученик.

Некоторые аспекты интерпретации понятий «задание»...

По его мнению, «учебное задание – это изменённая форма учебного материала, которая зависит от целей обучения» [4,20].

Л.М.Фридман рассмотрел дидактические особенности учебных заданий, способы преодоления трудностей в процессе выполнения умственных и...

А) Дифференциация учебных заданий

– по уровню трудности.

Основные термины (генерируются автоматически): основное задание, дополнительное задание, существительное, творческое задание, родительный падеж, прилагательное, окончание прилагательных, множественное число, задание...

К вопросу об учебно-практических задачах обучения младших...

В статье рассматриваются учебно-практические задачи обучения младших школьников писать сочинение-описание, выделенные на

творчества в деятельность, которая осуществляется по самостоятельно выбранному варианту алгоритма, наиболее соответствующему заданию и...

Проблемная ситуация как условие развития познавательной...

Творческие возможности идостигнутый уровень знаний. Необходимо учитывать возможности детей анализировать условия поставленного задания

И иначе в дошкольном возрасте нельзя, ведь игра это основной вид деятельности дошкольника. Наша задача как педагогов состоит в...

Ситуационная задача как средство оценивания уровня...

– функция организации самостоятельной учебной деятельности студентов — ситуационные задачи, позволяющие самостоятельно приобретать знания, проверять свои достижения с помощью разноуровневых заданий, вести учет результатов

Методические система формирования обобщённых приёмов...

Понятие «уровень» относится и к программе деятельности в целом.

Основные термины (генерируются автоматически): учебная деятельность, прием, учебная задача, учебная деятельность учащихся, способ деятельности, прием деятельности, познавательная...

Организация домашней учебной работы младших школьников

Основные термины (генерируются автоматически): домашнее задание, домашнего задания, домашних заданий, домашние задания, выполнения домашнего задания

Организация учебной исследовательской деятельности младших школьников при изучении математики.

Задать вопрос