Разработка и использование авторских многофункциональных логопедических тренажеров | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №15 (149) апрель 2017 г.

Дата публикации: 20.04.2017

Статья просмотрена: 998 раз

Библиографическое описание:

Никонова, О. Н. Разработка и использование авторских многофункциональных логопедических тренажеров / О. Н. Никонова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 15.2 (149.2). — С. 134-136. — URL: https://moluch.ru/archive/149/41655/ (дата обращения: 19.04.2024).



Главная идея моей работы – создать эффективные средства совершенствования коррекционно-развивающего обучения. Одно из таких средств — использование наглядно-игрового материала (логопедические тренажеры), которые способствуют не только преодолению речевых недостатков у ребенка, но и развитию у него познавательной активности, мыслительных операций, творческих способностей.

Ключевые слова: логопедический тренажер, многофункциональный, автоматизация звука, дифференциация звуков, воздушная струя, звуковой состав слова

Логопедический тренажер «Зимняя сказка».

Этот тренажер поможет ребенку развить целенаправленную воздушную струю, лексико-грамматическую сторону речи, автоматизировать звук [с].

Варианты использования тренажера:

  1. Развитие воздушной целенаправленной струи: широкий язык положить на нижнюю губу. Края языка поднять так, чтобы образовался желобок. Легко подуть на язык.
  2. Автоматизация звука [с] всловах: ребенку предлагается посчитать снежинки, тем самым автоматизируется звук [с].

Утрировано произносим звук [с]. Например: «одна сссснежинка, две сссснежинки и. т.д»

  1. Для совершенствования лексико-грамматической стороны речи: составить словосочетание «числительное + существительное» числительные 1,2,5 — например, одна снежинка, две снежинки, пять снежинок и. т.д.

Рис. 1. Логопедический тренажер «Зимняя сказка»

Логопедический тренажер «Дорожка из цветов».

Этот тренажер способствует быстрому включению ребенка в учебно-игровую деятельность, поддерживает его интерес к занятию, позволяет учителю-логопеду более эффективно использовать игровые приемы по автоматизации и дифференциации звуков.

Варианты использования тренажера:

  1. Развитие мелкой моторики кистей ипальцев рук: ребенок играет с деталями, меняет их местами, тем самым прикладывает усилия оторвать от липкой ленты и переместить на новое место.
  2. Автоматизация звуков изолированно ив слогах: произнести автоматизируемый звук (изолированно или в определенном звукосочетании) на каждый «шаг» пальчиков (сначала ведущей, затем другой руки);
  3. Дифференциация звуков изолированно или вслогах: произнести дифференцируемые звуки (изолированно или в определенном звукосочетании) на каждый «шаг» пальчиков (сначала ведущей, затем другой руки).
  4. Совершенствование лексико-грамматической стороны речи (и одновременной автоматизации звуков всловах исловосочетаниях): составить словосочетание «числительное + существительное» числительные 1,2,5 — например, один цветок, два цветка, пять цветов и т. д.

Рис. 2.Логопедический тренажер «Дорожка из цветов»

Логопедический тренажер «Зайка— Знайка».

Этот тренажер поможет ребенку развить и усвоить звуковой состав слова (фонематический анализ). Определить количество слогов в слове. Развить мелкую моторику кистей и пальцев рук.

Варианты использования тренажера:

  1. Для развития мелкой моторики кистей ипальцев рук: ребенок с помощью фишек выкладывает слово.
  2. Определение линейной последовательности звуков вслове: ребенку показываем картинку, название которой необходимо проанализировать, ряд модельных линеек с ячейками и фишки разных цветов (красный, синий, зеленый). На первом этапе для анализа используем односложные слова. После слоговой ряд усложняется.

Ребенок стрелкой определяет количество звуков в слове или педагог сам направляет стрелку. По мере выделения звуков в слове, ребенок с помощью фишек заполняет схему, которая представляет модель звукового строения слова. Действия ребенка являются практическим действием по моделированию последовательности звуков в слове.

После того, как провели звуковой анализ слова, можно определить количество слогов в слове.

Рис. 3. Логопедический тренажер «Зайка — Знайка»

Логопедический тренажер «Звуковое панно»

Этот тренажер поможет ребенку сформировать навык фонематического восприятия и анализа: определять позицию звука в слове по отношению к его началу, середине или концу, проводить звуковой анализ односложных слов. Развить мелкую моторику кистей и пальцев рук.

Варианты использования тренажера:

  1. Определение позиции звука вслове.

Необходимо найти, где спрятался данный звук в словах. Если звук в начале слова, ребёнок прикрепляет цветок на первый квадрат, если в середине на второй квадрат, если в конце — на третий. Цвет цветка меняется в зависимости от заданного звука: гласный — красный цветок, согласный твёрдый — синий, согласный мягкий — зелёный. Данное пособие имеет подвижную пуговицу. По примеру предыдущей игры, пуговка движется в зависимости от положения звука (начало — середина — конец слова).

  1. Определение звукового состава слова: ребенку показываем картинку, название которой необходимо проанализировать и предлагаем фишки (цветочки), с помощью которых выкладываем звуковую схему слова. По мере выделения звуков в слове, ребенок заполняет схему, которая представляет модель звукового строения слова.
  2. Развитие мелкой моторики кистей ипальцев рук: ребенок манипулирует фишками, меняет их местами, тем самым прикладывает усилия оторвать от липкой ленты и приклеить на новое место, также прикладывает усилия передвинуть пуговку на нужное место.

Рис. 4. Логопедический тренажер «Звуковое панно»

Таким образом, в результате реализации данных логопедических тренажеров у детей повысился интерес к занятиям, возросла мотивация, результат не заставляет себя ждать.

Практика логопедической работы показывает, что логопедические тренажеры, являются эффективным коррекционным средством.

Литература:

  1. Громова О. Е. Инновации в логопедическую практику. / Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений / Сост. О. Е. Громова. — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2008. – 232 С.
  2. Лалаева Р. И. Развитие фонематического анализа и синтеза. Логопедическая работа в коррекционных классах. — М.: Владос, 2004. — с. 112–129.
  3. Пожиленко Е. А. Волшебный мир звуков и слов: Пособие для логопедов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 216 с.
Основные термины (генерируются автоматически): логопедический тренажер, мелкая моторика кистей, вариант использования тренажера, ребенок, слово, дифференциация звуков, звуковой состав слова, лексико-грамматическая сторона речи, тренажер, липкая лента.


Ключевые слова

логопедический тренажер, многофункциональный, автоматизация звука, дифференциация звуков, воздушная струя, звуковой состав слова

Похожие статьи

Использование новых педагогических технологий в работе...

логопедическая работа, ребенок, развитие, нарушение речи, артикуляционная гимнастика, лексико-грамматический строй речи, звуковой анализ, звуковая сторона речи, грамматический строй речи, тяжелое нарушение речи.

Коррекционно-развивающая среда логопедического кабинета

С названными словами проводятся игры на развитие лексико-грамматической стороны речи «Назови ласково», «Большой-маленький», «Отгадай слово» и т. д. «Рассели жильцов».

Система работы по дифференциации звуков при...

На этапе дифференциации звуков большое место отводится развитию звукового анализа и синтеза.

2. Дифференциация на уровне слогов. В процессе работы на слогом детям предлагаются игры на координацию речи и мелкой моторики

Интерактивные приемы развития лексико-грамматической базы...

Ключевые слова: игровые технологии, информационно-коммуникативные технологии, интерактивные игры, приемы и методы, компьютерные игры, лексико-грамматическая сторона речи, грамматические категории, навыки словообразования и словоизменения...

Возможности использования компьютерных технологий в работе...

В статье раскрываются варианты использования компьютерных технологии в логопедической практике.

Рис. 2 Логопедический тренажер «Дэльфа».

Бурачевская О. В. Интерактивные приемы развития лексико-грамматической базы речи у детей дошкольного возраста...

Формирование произносительной стороны речи посредством...

речевой моторики является базой для дальнейшей работы по формированию произносительной стороны речи.

— 56 с. Бурачевская О. В. Интерактивные приемы и методы формирования лексико-грамматической стороны речи у детей с нарушениями речевого развития...

Использование специальных тренажеров в развитии мелкой...

Одним из важных аспектов развития дошкольника является его общее моторное развитие, которое включает в себя развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук. Проблема повышения эффективности комплексной медико-психолого-педагогической работы по развитию мелкой...

Программа логопедических занятий по коррекции нарушений...

Для систематизации всей лексико-грамматической работы программой предусматриваются семантические технологии развития речи.

Гласные и согласные звуки. Звуковой анализ слов.

Приставки и предлоги. Дифференциация и правописание. Аналитический этап.

Нетрадиционные методы в логопедической практике

Звуковой анализ слова ипредложения. ‒ На песке можно чертить (выкладывать) схемы слов и предложений.

‒ позволяют развивать фонематических слух и восприятие; ‒ способствуют развитию связной речи, лексико-грамматических представлений

Похожие статьи

Использование новых педагогических технологий в работе...

логопедическая работа, ребенок, развитие, нарушение речи, артикуляционная гимнастика, лексико-грамматический строй речи, звуковой анализ, звуковая сторона речи, грамматический строй речи, тяжелое нарушение речи.

Коррекционно-развивающая среда логопедического кабинета

С названными словами проводятся игры на развитие лексико-грамматической стороны речи «Назови ласково», «Большой-маленький», «Отгадай слово» и т. д. «Рассели жильцов».

Система работы по дифференциации звуков при...

На этапе дифференциации звуков большое место отводится развитию звукового анализа и синтеза.

2. Дифференциация на уровне слогов. В процессе работы на слогом детям предлагаются игры на координацию речи и мелкой моторики

Интерактивные приемы развития лексико-грамматической базы...

Ключевые слова: игровые технологии, информационно-коммуникативные технологии, интерактивные игры, приемы и методы, компьютерные игры, лексико-грамматическая сторона речи, грамматические категории, навыки словообразования и словоизменения...

Возможности использования компьютерных технологий в работе...

В статье раскрываются варианты использования компьютерных технологии в логопедической практике.

Рис. 2 Логопедический тренажер «Дэльфа».

Бурачевская О. В. Интерактивные приемы развития лексико-грамматической базы речи у детей дошкольного возраста...

Формирование произносительной стороны речи посредством...

речевой моторики является базой для дальнейшей работы по формированию произносительной стороны речи.

— 56 с. Бурачевская О. В. Интерактивные приемы и методы формирования лексико-грамматической стороны речи у детей с нарушениями речевого развития...

Использование специальных тренажеров в развитии мелкой...

Одним из важных аспектов развития дошкольника является его общее моторное развитие, которое включает в себя развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук. Проблема повышения эффективности комплексной медико-психолого-педагогической работы по развитию мелкой...

Программа логопедических занятий по коррекции нарушений...

Для систематизации всей лексико-грамматической работы программой предусматриваются семантические технологии развития речи.

Гласные и согласные звуки. Звуковой анализ слов.

Приставки и предлоги. Дифференциация и правописание. Аналитический этап.

Нетрадиционные методы в логопедической практике

Звуковой анализ слова ипредложения. ‒ На песке можно чертить (выкладывать) схемы слов и предложений.

‒ позволяют развивать фонематических слух и восприятие; ‒ способствуют развитию связной речи, лексико-грамматических представлений

Задать вопрос